Основные виды и формы труда урок по внеурочной деятельности «История и современность кубанского казачества»


Краснодарский край Туапсинский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 6 им. Ц.Л. Куникова г. Туапсе
МО Туапсинский район
Урок по внеурочной деятельности
«История и современность кубанского казачества»
«Основные виды и формы труда»
Учитель кубановедения
Яковенко Марина Степановна
2017г.
Тема: «Основные виды и формы труда»
Учитель: Яковенко Марина Степановна
Цели:
познакомить с трудом, бытом, традициями казаков;
привить любовь к родному краю, труду, к обычаям и традициям кубанского народа;
воспитывать патриотические чувства, уважение к старшему поколению.
Оборудование:  мультимедийное сопровождение урока, выставка книг о Кубани, сообщения детей. Записи Кубанского казачьего хора «Варэнички»; кубанские костюмы для детей; русский платок; канат.
Новые слова: супряга, гуртом, дуплянки, чумаки.
Тип урока: комбинированный
1. Познавательные:
·                     формировать умение формулировать цель занятия;
·                     формировать умение перерабатывать и обобщать полученную информацию; делать выводы в результате совместной работы в группе;
·                     формировать умение адекватно, осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
·                     учить смысловому чтению;
2. Коммуникативные:
формировать умение устанавливать контакт и организовывать взаимодействие в решении общей задачи в группе;
умение слушать и слышать учителя и одноклассников;
3. Регулятивные:
формировать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
развивать умение контролировать свое поведение в группе;
4.Личностные:                                                                                                                                                                                                                                        
формировать чувство патриотизма, гордости за свою малую Родину, историю своей страны и края.
I. Организация урока.
Заветы старины в семье казачьей Хранились свято испокон веков. Обычай хлебосольства куреней богатых Прославил Край родных отцов. Заботливо хозяйка домом управляла, Растила по обычаям дедов своих детей. Работы все в полях справляла, Кормила, холила коней... Казачек все любили, уважали, Как спутниц храбрых в жизни и в бою. Им почести повсюду воздавали Так было на Кубани, Тереке, Дону! До наших дней дошли сказанья О славных прародительницах наших, Отважно дом свой от набегов Врагов коварных защищавших. Прелестный образ казачки молодой Воспет не раз поэтами в стихах. С ее чарующей восточной красотой Оставил след в восторженных сердцах! 
- Как вы думаете, о ком и о чём мы будем говорить на нашем уроке? (речь идет о казаках, о жизни и труде казаков)
Ты был на Кубани? А ты побывай:
Отличные люди, прославленный край.Там примут тебя как хорошего друга.Покажут, как землю ворочают плугом,Как хлеб убирают, как стол накрывают,Как в горнице гостя у нас угощают.Кубанцы на зависть умеют трудиться. Люблю тебя, край мой, Простор Краснодарский, И труд хлебороба, И песни, и пляски.
-Сегодня мы поговорим об особенностях труда, быта и традициях родного края.
А для этого мы совершим путешествие на воображаемом поезде по станциям в историческое прошлое. Я думаю, вам будет интересно узнать о том, как жили казаки
II. Работа по теме урока.
Учитель: - Первая наша остановка на станции под названием "Земледелие". - Основным занятием кубанских казаков было – земледелие. Развитию земледелия во второй половине XIX в. способствовали: размежевание войсковых земель и дележ юртов на паевые наделы, наплыв в край иногороднего населения и рост пахотных угодий, В 1913 г, под зерновыми было занято 90% всей засеваемой площади, под масличными и техническими культурами — 5,6%. О том, как казаки возделывали землю нам расскажет Инчина Ира в своем сообщении. (Приложение)
(Девочка рассказывает о земледелии, показывает картинки)
Учитель: - Вторая остановка на станции - "Животноводство".
Животново́дство — отрасль сельского хозяйства, занимающаяся разведением сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов. Животноводство позволяло обеспечивать более стабильное и предсказуемое пропитание. О нем нам расскажет Ярославцева Оля.
(Девочка рассказывает о животноводстве, показывает картинки)
Конево́дство — отрасль животноводства, занимающаяся разведением и использованием лошадей. Лошадь стала постоянным помощником человека в военном деле в основном в кавалерии, выполнении сельскохозяйственных и транспортных работ. Человек с древних времен совершенствовал качества лошади, создавал породы, которые отвечали его потребностям. О том, что значила лошадь для казака расскажет нам Дурич Мустафа.
(Мальчик рассказывает о коневодстве, показывает картинки, макет лошади)
Учитель: - Следующая третья остановка на нашем пути это «Пчеловодство» и «Рыболовство».
Природа наделила казачью землю благоприятным климатом и изобилием. Леса и степи изобиловали плодами, ягодами, кореньями. В дуплах вековых деревьев рои трудолюбивых пчел копили большие запасы целебно-душистого меда. Сначала казаки, заметив вкусовые и целебные качества меда, научились добывать его у диких пчел, а позже уже самостоятельно разводили пчел.
Ученица:
Так устроена природа:Нет без пчел в природе меда,Без цветочков нету пчел-Это я давно учел!Лета ждать уже недолго,Прилетай скорее пчелка,Дай мне с каждого цветкаКилограмма два медка.
Учитель: - Расскажет нам о пчеловодстве у казаков Частухина Катя.
(Девочка рассказывает о пчеловодстве, показывает картинки)
Учитель: - Рыболовство всегда было популярным занятием у казаков. Рыбная ловля не прекращалась круглый год. Рыбу ловили казаки как для собственного потребления, так и на продажу. В дальних походах сушеная и вяленая рыба для казаков часто была основной пищей. Основным орудием лова являлся невод. Весной казаки употребляли еще и плавную двухстенную сеть. Зимой, наряду с неводом, устанавливали вентеря и крючья для лова красной рыбы (осетровых).Зимой способом рыбы являлось багренье-лов рыбы баграми из зимовальных ям. Существовала даже поговорка: «Вентерь. Лодка и весло – вот казачье ремесло». О рыболовстве нам расскажет Тагмазьян Артур.
(Мальчик рассказывает о рыболовстве, показывает картинки)
Учитель: - Четвертая остановка - «Промыслы и ремесла казаков».
Кубанская земля славилась своими мастерами, одарёнными людьми. Из простых материалов - дерева, металла, камня, глины - создавались произведения искусства, но ценность изделия определялась не материалом, а мастерством и фантазией.
"Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства" - гласит пословица.
О мастерах кубанских нам расскажет Айкян Айк.
(Мальчик рассказывает о промыслах и ремеслах казаков, показывает картинки)
Учитель: - Последняя пятая станция под названием "Обычаи и традиции".
- Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи. Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают. Казаки соблюдали заповеди Господние, основные церковные праздники, регулярно посещали церковь. В каждой хате был святой угол, где висели иконы. На Кубани чтили и отмечали календарные праздники: Рождество Христово, Новый год, Масленицу, пасху.
Основные традиции:
Уважительное отношение к старшим.
уважение к женщине (матери, сестре, жене).
почитание гостя.
Говорят  «Кубанский край – казачий край». Вот уже больше двухсот лет живут на этой земле казаки, живут по своим законам: «слабых не обижают, старших уважают, Родину защищают». Но казаки не только саблю в руках держать умели, но также хорошо плясали и пели. В большие престольные праздники проводились народные ярмарки. На казачьих ярмарках не только торговали да покупали, но и обязательно веселились, как могли. Ярмарки в старину бывали разные – весенние, летние, осенние и зимние. Осенью, в октябре, проводились Покровские ярмарки, которые начинались после православного праздника, который назывался Покров Божьей Матери, поэтому осенние ярмарки прозвали в народе Покровскими. Хотите побывать на старинной казачьей ярмарке?
(Дети отвечают хором «Да»!)
Учитель: - Тогда  «добро пожаловать»
1.Лотошник:
                        Гости желанные, званные и не званные!
                        Худые и тучные, весёлые и скучные!
                        Все скорей спешите к нам!
                        Рады всяким мы гостям!
 
2.Лотошник:           Есть на ярмарке игрушки,
                                 Расписные погремушки!
                                Есть ватрушки, бублики,
                                 Приготовьте рублики!
 
 1.Лотошник:            Предлагаю свой товар,
                                   Не за рубль, не за два!
                                   Отдаю за добру сказку,
За весёлую присказку!
 Девочка – казачка:                 А частушки подойдут?
 
2. Лотошник:                         Запевай, послушаем!
 
Девочка – казачка (поёт частушки):
 
                                   Я сидела на окошке,
                                   Ехал милый мой на кошке!
                                   Стал к окошку подъезжать,
                                   Не смог кошку удержать!
 
                                                          На болоте, на снегу,
                                                          Укусил комар блоху!
                                                          Сидит заяц на берёзе
                                                          Умирает со смеху!
 
2. Лотошник:           Добре дивчина спевает!
                                   Мне б такую в куреню!
                                   За хорошее старанье
                                   Я ей серьги подарю!
 
(С поклоном дарит девочке – казачке серьги).
Учитель: - На ярмарке не только шутили и пели, но и торговались, общались. Иногда свой товар продать пытались. Бывало, что и семейные проблемы решали… Иногда и просто общались…
Казачка с крынкой:     Ой, добры люди, помогите, подскажите, кто тут сметаной торгует? Наварила я галушек, казаку, так он, вражина, без сметаны есть не соглашается!
            -Аленка где галушки?
            -бегу , бегу голубок…
(Звучит песня «варенички», все присутствующие исполняют припев песни).
Выходит старый казак:  
 
(Обращается в зал к зрителям):
 
                                   Эй, сынки мои, любезные!
                                   Георгий, Иван, Данила и Андрей!
                                   Идите сюда скорей!
                                   Силушку молодецкую потешите,
                                   Людей добрых повеселите,
                                   Меня, старика, порадуете своей удалью!
(Выходят мальчики – перетягивание каната или амреслинг)
Девочка:
Вот уж день к концу клонится, скоро ярмарка закроется Купцов здесь было немало, было много товара! Кубань наша – красавица, богатым урожаем славится! Чтобы мир и покой был на Кубанской земле, Чтобы праздники и ярмарки не переводились И все на них веселились Кубань наша – красавица, богатым урожаем славится!
Учитель: - Ребята, вам понравилось наше занятие? (дети отвечают)
 -Наш поезд вернулся домой, что вам запомнилось из нашего путешествия?! (дети отвечают)
- Должны ли мы сохранять обычаи и традиции наших предков казаков? (дети отвечают)
- Какие слова новые вы сегодня узнали? (супряга, гуртом, дуплянки, чумаки)
   III. Закрепление.
Учитель: - Подводя итог нашему уроку, предлагаю…
- Давайте составим синквейн о нашей малой родине Кубани.
Синквейн – это «стихотворение», состоящие из пяти строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме.
Порядок написания синквейна:
Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.
Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.
Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
А вот я составила свой синквейн.
Казаки
Трудолюбивые и веселые
Работать, уважать, беречь
Мы гордимся своим прошлым!
Казачий край!
(дети составляют свой синквейн)
IV. Итог урока.
Щедра наша Кубань! Но щедрость свою она дарит тем людям, кто заботится о ней, кто лелеет ее, кто хранит яркие страницы истории нашей Кубани и передает все из поколения в поколение.
V. Домашнее задание.
Подготовить сообщения об устройстве казачьей хаты.
VI. Литература.
http://banyabelogo.ru/kazachja-kultura/kazachi-narodnye-promysly-i-remesla.html
http://kazakdon.ru/hozyajstvennyj_uklad_kazakov.htmlhttp://korschool.narod.ru/inovacii/yarmarka.htmhttp://www.scarb.ru/literatura/metodicheskaja/prazdniki-linejnyh-kazakov-kubani-scenarii/https://znanija.com/task/5920792https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BEhttp://mwob.com.ua/showthread.php?t=1346https://kopilkaurokov.ru/biologiya/prochee/prirodookhrannyie-traditsii-donskikh-kazakov-rybolovstvoИстория Кубанского казачества: учебник для 6 кл. школ, классов и групп казачьей направленности образовательных учреждений Краснодарского края. – В.Н. Ратушняк, Б.Е. Фролов.- Краснодар: Традиция, 2008.-176 с.: ил.
История Кубанского казачества: учебник для 5 кл. учреждений дополнительного образования детей и классов казачьей направленности образовательных учреждений Краснодарского края / О.В. Матвеев.-Краснодар: Традиция, 2007.-160 с.: ил.
Приложение:
ЗЕМЛЕДЕЛИЕ
Благодатная кубанская земля позволяла казакам успешно заниматься земледелием. Распашку земли под яровые начинали ранней весной. Основным орудием пахоты служил тяжелый двухколесный деревянный плуг. Пахали землю на быках. Впрягали в плуг от одного до пяти быков. Многие казачьи семьи не имели такого количества скота. Поэтому была распространена супряга – объединение рабочего скота и инвентаря на период сельскохозяйственных работ, которые поочередно работали на поле каждого участника супряги.
Посев требовал особого навыка, им занимались старшие в семье мужчины. Главное было не опоздать: весной день год кормит. Первый раз чаще всего в поле выезжали на четвертую неделю после Великого поста. С испеченным из теста крестом обходили вокруг поля, затем его съедали или клали на середину участка и начинали пахать. Перед тем как пахать, все становились лицом на восток, читали молитву и кропили свяченой водой землю, плуг и коня. Первую борозду обычно делал старший в семье. При этом он обязательно снимал головной убор. В конце участка шапку надевали на палку или забивали на этом месте деревянный крест. Первой бороздой опахивали все поле. После этого семья садилась завтракать прямо на борозде.
С первых чисел мая начиналась прополка. Пололи всем гуртом – всей семьей. В конце мая –начале июня убирали сено.Казачки сушили сено, казаки укладывали его в копны и везли к скирдам.
Самый напряженный период сельскохозяйственных работ – уборка зерновых. В конце июня - начале июля поспевали озимые хлеба, во второй половине июля – яровые. Уборка проса, подсолнуха, льна, кукурузы начиналась позднее. В уборке участвовали все – взрослые, подростки, старики. Сжатый хлеб вязали в снопы и укладывали крест-накрест. Хлеб убирали недозрелым, дозревал он в копнах. Затем везли на ток и складывали в высокие стога. Затем начиналась молотьба.
Труб хлебороба был тяжелым, требовал напряжения сил всей казачьей семьи. Выращенный хлеб почитался как святыня!
ЖИВОТНОВОДСТВО
На Кубани издавна разводили все виды домашних животных, распространенных в России. К началу XX века казачья семья, состоявшая из шести-девяти человек, держала десять-тридцать голов крупного рогатого скота, в том числе три-четыре пары быков, пять-десять коров, а также несколько лошадей, двадцать-пятьдесят овец и большое количество домашней птицы.
Корову называли ласково матушкой, кормилицей. О ней заботились, давали ласковые имена: Милка, Буренка, Зорька. Кормили всегда лучшим сеном и хлебом.
Казаки считали, что каждый двор имеет свой цвет, поэтому и старались приобретать и разводить скот именно одной масти. Введя в дом, корову угощали хлебом с солью на печной заслонке, чтобы животное знало запах родного дома.
Что значило молоко в жизни казачьей семьи?! Из него приготовляли сметану, творог, масло, молоко, топили, квасили.
Домашний скот занимал важное место в системе жизнеобеспечения Кубанского казачества, выступал показателем благосостояния казачьей семьи, атрибутом военной службы, кормильцем, тягловой силой.
Коневодство
Невозможно представить себе жизнь казака без коня. Как в праздники, так и в будни всё было связано с этим неизменным спутником жизни.
Издавна соблюдался обычай ставить в казачьем дворе две конюшни: одну для выездных лошадей (на них ездили в гости, на ярмарку, в церковь, участвовали в скачках), другую – для лошадей рабочих, на которых пахали, сеяли, ездили в поле за снопами, сеном, подсолнухами, вывозили навоз со двора и удобряли им свои паи.
В первом отделении всегда находилась строевая лошадь, предназначенная для воинской службы. Покупали её заблаговременно, чтобы казак до службы привык к ней, изучил её повадки.
На летних сборах молодые казаки уже могли показать свою удаль и успехи перед службой: рубка лозы одним и двумя клинками на скаку; индивидуальная и групповая джигитовка; приём, когда по команде казака конь должен быстро лечь на землю, чтобы хозяин из-за него произвёл выстрел.
Выучку коня проверяли и другим способом. Новобранцы отходили от своих коней метров на 50 и окликали их по имени или подзывали условным свистом. Задача нелёгкая! Ведь среди многочисленных молодых парней, одетых в одинаковую казачью форму, не так легко найти своего хозяина, а если учесть, что нередко у лошадей бывали одинаковые клички… Тут уже питомец казака ориентировался по запаху или по условному, только ему понятному сигналу.
Единение казаков с лошадьми было поистине нерасторжимым. Если в бою казак был ранен и падал, то конь всегда останавливался, подходил к нему, трогал его лицо губами и, даже если не получал команды от хозяина, опускался рядом, чтобы раненый мог забраться на него хотя бы поперёк седла. Так верный товарищ выносил казака из боя, спасая от неминуемой гибели.
В пореформенный период вследствие развития зернового хозяйства и дорожания земли экстенсивное коневодство пришло в упадок. Цены на строевых коней выросли. Этому способствовало и ужесточению требований к их качеству, которые стали соотноситься с общеармейскими стандартами.  Желание иметь боевого коня свидетельствовало о приверженности воинским идеалам, которые традиционно стояли на первом месте у казаков.
И сейчас коневодству уделяется особая роль. Постепенно возвращается интерес к этому промыслу.
Конь казаку - лучший друг.Казак сам не ест, а коня накормит.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Сам погибай, а коня выручай.
Казаку конь - отец родной и товарищдорогой.
Без коня казак кругом сирота.
ПЧЕЛОВОДСТВО
Активно занимались казаки пчеловодством. В предгорных районах Майкопского, Лабинского и Баталпашинского отделов, богатых медоносными травами, разведение пчел получило к началу XX века промышленный характер. Для ульев использовались дуплянки – выдолбленные из вербы, липы или ольхи вертикально поставленные колоды с дном и крышкой.
Пчелы в представлениях казаков – Божьи создания. От отцов и дедов передавались молитвы, наставления, чтобы пчелы хорошо родились и собирали много меду, чтобы чужие пчелы не нападали на пасеку. Мед славился не только как вкусный и питательный продукт, но был и эффективным народным средством лечения, продления жизни.
РЫБОЛОВСТВО
Подсобным занятием большой части населения Кубани было рыболовство. По всем рекам и лиманам Приазовья и Прикубанья в изобилии водились: белуга, севрюга, осетр, стерлядь, судак, лещ, карп, рыбец, тарань и другие. Природная среда сама себя кормила и приумножала, поставляя на стол казаку много ценной снеди.
Народная молва гласила, что в пору нереста в реках Кубани и Протока набивалось столько рыбы, что плотно сжатой от дна до поверхности живой массе казаки проезжали с берега на берег без опасения провалиться!
Большие запасы позволяли засеивать, вялить, коптить впрок, вывозить на продажу. Рыбу отправляли в центральные губернии России и даже на восточные берега Турции.
ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА
Большим подспорьем в казачьем хозяйстве была добыча соли. Свои соляные озера и промыслы давали возможность получить для нужд семьи, для рыболовства и скота дешевую соль, не обложенную казенными пошлинами.
Имелись в казачьем войсковом хозяйстве и нефтяные источники. Поначалу нефть добывалась в небольших количествах и использовалась главным образов для смазывания артиллерийских снарядов и колес на войсковых возах.
Важное значение имел чумацкий промысел. Чумаки – перевозчики, которые на своих быках или лошадях курсировали между крупными торговыми пунктами и доставляли необходимые промышленные изделия: железо, доски, стекло, спирт. Для казаков чумачество служило подспорьем к земледелию, им занимались в свободное от полевых работ время.
В станицах, расположенных в низовьях реки Кубани, на побережье Азовского моря, занимались плетением сетей, строительством лодок. Основным занятие закубанских станичников был вывоз строительного леса и заготовление на продажу предметов сельскохозяйственного инвентаря, транспорта, домашней утвари. В некоторых местах занимались добычей камня, выжиганием извести, сбором плодов, ягод и другими работами.
Наиболее распространенными женскими промысламиявлялись прядение и ткачество. Изготовление одежды для всей семьи было немаловажным подспорье в натуральном в своей основе казачьем хозяйстве. Основным сырьем для ткачества служили конопля, реже лен и овечья шерсть. Ткачество было приурочено к календарному циклу полевых работ, праздников, постов.
Гончарный промысел был развит в станицах Пашковской, Рождественской, Старощербиновской, Баталпашинской. Из домашних подсобных ремесел существовало лозоплетение. Плели корзинки, кошельки, гнезда для гусей, плетни.
Мастера, владеющие тем или иным ремеслом, пользовались в станице большим уважением, поэтому многие казаки отдавали своих детей в обучение к ним.
Промыслы и ремесла – важное подспорье в традиционных занятиях казаков. Навыки и традиции рыболовства, пчеловодства, добычи соли, нефти, лесной, чумацкий промыслы, ткачество и гончарство обогащали содержание народного опыта.