Мастер-класс работа над текстом на занятиях кружка История Кубанского казачества.


Программа
проведения мастер-класса
«Работа с текстом на занятиях кружка «История кубанского казачества»
План проведения мастер-класса:
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы над текстом на занятии кружка «История кубанского казачества», способствующими формированию универсальных учебных действий.
Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы с текстом на занятиях кружка «История кубанского казачества» в начальной школе
Задачи:
познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы с текстом на занятии кружка «История кубанского казачества».
познакомить педагогов с методическими приемами, помогающими в работе с текстом.

показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности.
Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки, энциклопедия.
Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о работе с текстом на занятии внеурочной деятельности в начальной школе; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.
Материалы и инструменты для работы:
Раздаточный материал к практической части.
Структура мастер – класса:
1.Вступительная часть.
Объявление темы и цели мастер-класса. Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей.
2. Теоретическо - демонстрационная часть.
3. Практическая часть.
4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
1.Вступительная часть. Слайд 1.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада сегодня видеть вас на мастер - классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой. Я желаю нам успехов.
Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе.
Главным в новом стандарте является личностный результат обучения, воспитания ребенка. Одна из приоритетных задач – сформировать у младшего школьника способность к обучению и самообучению на протяжении всей жизни. Очень важно, что в новом стандарте меняется оценка качества образования. Кроме того, новый ФГОС предполагает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. С введением новых образовательных стандартов в сетке часов учебного плана есть внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Реализация программ внеурочной деятельности чётко направлена на поэтапное достижение трёх уровней результатов: приобретение школьником социальных знаний, формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура); ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Сегодня в центре внимания ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача современного учителя - выбрать формы и методы организации внеурочной деятельности учащихся, которые соответствуют поставленной цели - развитию личности ученика.
Стандарты второго поколения в сборнике «Планируемые результаты начального общего образования» говорят о том, что результате всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. А любая работа с информацией, прежде всего, предполагает работу с текстом.
Навыки работы с текстом используются при дальнейшем обучении на любом предмете. Считаю это самым главным, хочу поделиться приёмами, которые использую для формирования этого важного умения.
2. Теоретическо - демонстрационная часть.
В своей работе я выдвигаю следующую гипотезу: систематическая работа над текстом разных видов способствует обогащению словаря, повышению уровня речевой культуры, развитию творческого мышления, что обеспечивает высокий уровень развития речи у младших школьников. Существует множество приёмов работы над текстом. Я продемонстрирую некоторые из них, которые можно использовать на внеурочной деятельности:
Чтение по ролям диалога, исключая слова автора. Слайд 2.
Сценка Н. Краснова «Ты не казак!»
Участвует два ученика.
1-й казак. - А сказать тебе, почему лошадь слушается человека?
2-й казак. - Ну, кажи, кажи. Послухаемо.
1-й казак. - Заметь, какой у лошади глаз. Выпуклый. Как лупа. Значит, все перед ней в увеличенном виде. Представляешь, какими она видит нас! Агромадными великанами! Ну и боится. Потому и слушается.
2-й казак. - Чи ты дурень, чи шо? Хто тоби це казав?
1-й казак. - Ведьмак жил у нас в деревне…
2-казак. - Брешет твой ведьмак! Лошадь не потому подчиняется, шо боится, а потому, шо доверяет, любит… Дывлюсь я, Ершов, зачем ты тут? Возле коня тоби нема шо робить. Ты не казак!
Работа с пословицами. ( Соединить на карточках начало и конец пословицы).Слайд 3. Приложение 1.
1). Казак без коня где казаки запывалиКазак честь не кинет кругом сирота
Хороши привалы хоть головушка сгинет2). Казак сам голодает, так и шашкой
Где песня льется а коня накормит
Как ложкой там весело живется
3).Казака в степи он и на войне песни играет
Казак никогда не унывает отец родной и товарищ дорогой
Казаку конь – только пуля догонит
- На какие темы можно разделить пословицы? Какие пословицы относятся к нашей теме?
3. Работа с загадками с элементами кубанской балачки. Слайд 4.
Стоить столбом, горить огнем, ни жару, ни пару, ни угольков. (Свеча)
Новая посудина уся в дырках. (Решето)
Жовтый шар сыпэ жар. ( Солнце)
Висит, телепается, всяк за него хватается. (Рушнык)
Длинна дровыняка в желизо нарядылась,в работе пригодылась.(Лопата)
Сталы хлопцы в ряд,проходыть не велят. (Плэтэнь)
4. Описание неодушевленного предмета. (Описать казачью хату, летнюю печь, саблю ) Слайд 5.
Какой предмет изображен на рисунке?
Какого цвета этот предмет или его части?
Где находится этот предмет, что ты видишь на заднем плане?
Особенности этого предмета ( размер, состояние; новый, старый, чистый…; свойства: красивый, полезный).Для чего используется этот предмет, кому он мог бы принадлежать (пригодиться, понравиться)?
Какие краски использовал художник (яркие, тусклые. Светлые, темные…)?Твое отношение к этому предмету (нравится, хотел бы такой иметь).
5. Работа с толковым словарем. Слайд 6.
-Давайте вспомним все казачьи заповеди. Сколько их?
•1. Честь и доброе имя для казака дороже жизни.
2. Казаки все равны в правах.
3. По тебе судят обо всем казачестве и твоем народе.
4. Служи преданно своему народу, а не вождям.
5. Держи слово, слово казака дорого.
6. Чти старших, уважай старость.
7. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа.
8. Погибай, а товарища выручай!
9. Будь трудолюбив, не бездействуй.
10. Береги свою семью, служи ей примером!
Слайд 7.
- Давайте еще раз проговорим первую заповедь. Значение какого слова вы хотели бы уточнить? (Честь). Ребята, а как вы понимаете понятие «ЧЕСТЬ»? Как бы вы объяснили первокласснику, что такое честь, из чего она складывается? (Люди чести не предают Родину, друзей, не изменяют своим моральным принципам).
Спасибо ребята за ваши ответы, а теперь предлагаю уточнить смысл понятия «честь».
Где можно узнать значение этого слова? ( В толковом словаре). (Два человека работают со словарем). Обратимся к толковому словарю: честь ж.
1. Моральное, профессиональное, социальное и т.п. достоинство, вызывающее уважение к самому себе или со стороны окружающих.
2. Почет, уважение. // Знаки внимания, оказываемые кому-л.
3. То, что придает кому-л., чему-л. ценность, достоинство; то, чем гордятся.
4. устар. Целомудрие, непорочность женщины.
3. Практическая часть.
Работа в группах. Слайд 8. Приложение 2.
- А теперь поработаем в группах. Каждой группе надо объяснить значение выражения. (Группы получают карточки).
1 группа – Когда так говорят: «Береги платье снову, а честь смолоду»? (Надо с детства стараться не совершать плохих поступков (не пачкать честь), тогда и дальше человек в жизни не будет совершать плохого, так же, как одежду (платье) надо носить аккуратно, пока она новая - так она и дальше останется в хорошем состоянии. Честь, совесть, порядочность, человечность, моральный облик нужно сохранять в себе с малых лет).2 группа - Поясните, что такое «поле чести». Что защищают на этом поле? (Это поле боя, где сражаются за Отечество. Место победы. Место памяти, где погибали солдаты, сражаясь за Родину, защищая ее честь).3 группа - «Жизнь Отечеству. Честь - никому!». Как понимать это выражение? (Добрая слава о казаках распространялась по всему миру, их стремились пригласить на службу наши враги. Казаки были неподкупны, предательств среди них не было. Попав в плен, тайн своего братства не выдавали и умирали под пытками смертью мучеников). Как бы поступили вы? Приложение 3.
№1. Папа и мама предлагают мальчику поехать вместе с ним по местам военных сражений, в которых участвовал их дедушка, но мальчику очень не хочется, так как его друг дал ему самую последнюю компьютерную игру, о которой он давно мечтал. Как может поступить мальчик? Посоветуйте.
№2. На школьной линейке во время исполнения гимна России учительница сделала замечание учащимся, которые в это время вели себя развязно, разговаривали, смеялись. После линейки ребята стали возмущаться. А как вы считаете, прав учитель или не прав?
№3. Учащимся класса предлагается в выходной день принять участие в мероприятиях, посвященных Великой Отечественной войне. Несколько учащихся отказалось участвовать, мотивируя это тем, что родители не разрешают им в выходной день куда-то идти. Что бы вы сказали этим детям?
2. Предлагаю коллегам представить себя учениками начальной школы: придумайте сказку по ее началу и концовке: Приложение 4.
КАЗАК И СОЛНЦЕ
Случилось как-то на Кубани, что стояла большая жара. Солнце пекло так, что не было от него бедным станичникам спасу. Одному казаку очень не нравилось, что солнце все печет да печет, тогда как другие казаки относились к этой жаре как к неотъемлемой части непредсказуемой кубанской природы. Однажды казак так разозлился, что не было у него никакого терпения. Вот зарядил он свое ружье, залез на крышу своего дома, прицелился прямо в солнце и выстрелил…
С тех пор стал он уважительно относиться ко всем явлениям природы и терпеливо переносить все ненастья, зной, дождь и морозы. И счастье после этого никогда не покидало казака.
4. Рефлексия:
Уважаемые коллеги! Прошу вас оценить качество проведения данного мастер – класса. На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте галочки на тех пальцах, позиции которые соответствуют вашему внутреннему ощущению.
БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным.
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе буду применять в
своей деятельности.
СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации
БЕЗЫМЯННЫЙ - не все приёмы работы с текстом представлены ясно.
МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю
2. Выводы: В заключении хотелось бы отметить, что на основе личного опыта использование разнообразных методов, приёмов, форм и средств обучения в работе над текстом активизируется деятельность, повышается интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывается внимание к слову, обогащается словарный запас, способствуют развитию интереса к предмету, развивают творческую личность, формируют чувства патриотизма, гражданственности, бережное отношение к историческому наследию, способствует зарождению любви к истории, литературе, культуре, экологии Краснодарского края в целом и к своей малой родине в частности.
-Спасибо за внимание.