Рабочая программа с КТП по литературному чтению УМК Планета знаний ФГОС 3 класс


Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОиН №363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1067от 19.12.2012 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»;
Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы, УМК «Планета знаний» в 2 ч. Ч. 1. – 2-е изд., доработанное. – АСТ-Астрель Москва 2011. – 576 с. – (Новый стандарт начального образования), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
Авторская программа курса «Литературное чтение» 1-4 классы Э. Э. Кац. Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4 классы. УМК «Планета знаний» Издание 2-е, дораб. – М: АСТ: Астрель; Москва: 2011.)
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
Учебный план образовательного учреждения на 2015/2016 учебный год.

По базисному плану на программу отводится 136 часов из расчета 4 часа в неделю. В связи с тем, что 6 уроков выпадает на праздничные дни,
(23.02, 07.03, 08.03, 02.05, 03.05, 09.05), программа будет выполнена за счет уплотнения материала.

Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.
В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформулировать следующие задачи курса:
формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;
формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;
развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;
формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;
развитие воображения, творческих способностей;
формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
обогащение представлений об окружающем мире.
Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.
Это обусловливает особое внимание к принципу доступности при отборе художественных произведений для чтения и изучения. Принцип доступности является общедидактическим принципом. Но в течение долгого времени ведущим критерием доступности художественного текста в младших классах оставалась доступность его для самостоятельного прочтения учеником, ещё недостаточно владеющим техникой чтения. При отборе материала часто не учитывалось, что ребёнок, живущий в XXI веке, получает из разных источников пусть бессистемную и различную по качеству, но разнообразную информацию, в том числе по непростым, «взрослым» аспектам жизни.
Наблюдения педагогов и психологов показывают, что ребёнок быстрее овладевает навыками чтения, если имеет дело с волнующими, интересными для него произведениями.
В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и определёнными нравственно-эстетическими проблемами. Место конкретного блока в курсе и отдельного произведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у школьников знаний о мире, психологическим состоянием детей на определённом этапе обучения, сложившейся у них установкой, то есть предрасположенностью к восприятию определённого материала. Установка обеспечивает интерес ребёнка к деятельности в нужном направлении, рассмотрение определённой проблемы, переживание эмоционального состояния.
Иногда соседство блоков обусловлено необходимостью снять интеллектуальное, эмоциональное напряжение, возникшее в результате изучения определённой группы произведений.
Программой не предусмотрено монографическое изучение творчества писателя. Ребёнок не подготовлен к такой работе. Но в процессе анализа художественного произведения в начальных классах он готовится к такому изучению в средней школе. Дети учатся слышать голос автора, различать голоса писателей. Поэтому в программе предусмотрены повторные встречи с одним и тем же автором в течение одного года. Список произведений, включённых в «Круг чтения», может корректироваться, расширяться.
Художник творец, он создаёт свой мир по особым законам.
Необходимы литературоведческие знания, которые помогут проникнуть в многозначный мир художественного произведения. Количество специальных терминов невелико, они вводятся прежде всего для ознакомления и подготовки учащихся к углублённой работе по теории литературы в средних и старших классах.
Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Понятие «техника чтения» должно предполагать спокойное, осмысленное чтение. Скорочтение противопоказано общению с художественной литературой.
Необходимо «расшифровать» для детей словосочетание «выразительное чтение», которое предполагает понимание того, что надо выразить и как это сделать.
Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.
В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя. Л.С. Выготский писал, что при таком чтении понимание прочитанного лучше. Кроме того, известно, что к шести-семи годам у ребёнка формируется внутренняя речь. «Молчаливое» чтение также способствует её развитию.
На каждом этапе обучения на первое место выдвигаются определённые психолого-педагогические и нравственно-эстетические задачи.
В первом классе ребёнок вводится в мир художественной литературы через игру, которая является предпосылкой художественного творчества. Известно, что у детей ярче, чем у взрослых, развито восприятие цвета, звука, ритма. Наблюдения психологов и педагогов показывают, что навыки свободного чтения легче вырабатываются у учащихся при освоении стихов. Короткая строка концентрирует внимание ребёнка, ритм создаёт определённую инерцию речевого «движения», «ведёт за собою». Музыкальность поэтической речи согласуется с повышенной чувствительностью детей к звуку и ритму, их эмоциональностью. Поэтому в курсе литературного чтения в первом классе значительное место отводится стихам.
Во втором и третьем классах повышенное внимание уделяется выявлению авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении. Открывается близость нравственно-эстетических проблем, волнующих разные народы мира.
В четвёртом классе учащиеся получают представление о родах литературы, связи художественной литературы и истории, влиянии фольклора на творчество различных писателей. Обогащаются знания детей о внутреннем духовном мире человека, формируется способность к самоанализу. Расширяется круг нравственных вопросов, которые открываются для них в литературных произведениях и жизни.
Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребёнку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. В процессе этой деятельности ученик учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовывать мир с помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.
Хорошо известно различие психологического механизма письменной и устной речи. «Барьер» между двумя видами речи, возникающий на ранней стадии обучения, не преодолевается многими ребятами до конца школьного курса. Поэтому определённое место в курсе литературного чтения занимают задания, требующие письменного самовыражения учащихся.
В течение последних лет отечественные и зарубежные психологи, педагоги отмечают резкое обеднение словарного запаса и снижение коммуникативных возможностей учеников вследствие их увлечения компьютерными играми, телепрограммами, отсутствия полноценного общения в семье и других социальных факторов. Прилагаемые к программе учебники включают систему заданий, способствующих развитию словаря и коммуникативных способностей детей.
Программа предусматривает право учителя и учащегося на выбор тем и видов творческих работ, стихотворений для заучивания, отрывков для выразительного чтения, произведений для внеклассного чтения. Педагог может самостоятельно выбрать произведения, на материале которых он решает поставленные программой задачи.
Количество уроков, необходимых для изучения конкретных произведений и выполнения отдельных заданий, определяет учитель в зависимости от задач, которые он ставит перед собой, и уровня подготовленности учеников.
Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью. В учебник первого класса включены задания для семейного внеклассного чтения. В учебнике второго класса произведения, предназначенные для самостоятельного внеурочного чтения, объединены в рубрику «Читальный зал». В учебниках третьего и четвёртого классов отдельно дается система заданий для организации уроков по внеклассному чтению. Кроме того, учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них.
Обсуждению произведений, включённых в систему внеклассного чтения, посвящаются фрагменты уроков и целые уроки. Это помогает ребятам в различных видах внеурочной творческой деятельности.
Программа литературного чтения опирается на психологическую теорию искусства, которая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением ряд психологических действий: интеллектуальное познание и самопознание, художественную оценку и самооценку, творческое преобразование слова-знака в живой образ и эмоциональное преобразование самого себя, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.
Сложные интеллектуальные и эмоциональные процессы, сопровождающие изучение художественной литературы, способствуют формированию у учеников разнообразных знаний и умений. Это во многом определяет связь курса литературного чтения с другими учебными дисциплинами.
Программа обеспечивается учебно-методическими комплектами для каждого класса, включающими учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.

3 класс
Э. Э. Кац. Литературное чтение. 3 класс. Учебник. В 2 ч. М: АСТ: Астрель; Москва: 2013.
Э. Э. Кац. Литературное чтение. 3 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. М: АСТ: Астрель; Москва: 2013
Э. Э. Кац. Обучение в 3 классе по учебнику «Литературное чтение». Методическое пособие. М: АСТ: Астрель; Москва: 2009

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3 класс (136 ч)

Круг чтения
«Уж небо осенью дышало»
К. Паустовский «Барсучий нос», «Подарок»; М. Пришвин из книги «Дорога к другу»; И. Бунин «Листопад»; Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки»
Самостоятельное чтение. М. Пришвин из книги «Лесная капель»; А. Фет «Осенняя роза»; А. Жигулин «Загорелась листва на березах»
Народные сказки
Русские сказки: «Семь Симеонов», «Иван крестьянский сын и чудо-юдо»; литовская сказка «Жаба-королева»; таджикская сказка «Птица Кахна»; китайская сказка «Как юноша любимую искал».
Самостоятельное чтение. Русская сказка «Царевна- лягушка»; казахская сказка «Мастер Али».
Поэтические страницы
А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный»; Ю. Мориц «Песенка про сказку»; немецкая баллада «Маленький скрипач»; Г. Сапгир «Сны».
Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «У чудищ»; С. Островой «Сказки».
О мужестве и любви
В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Ещё про Мальку»; И. Тургенев «Воробей»; Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»; Л. Толстой «Прыжок».
Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Белогрудка»; Е. Винокуров «Со мной в одной роте».
«Зимы ждала, ждала природа»
С. Есенин «Разгулялась вьюга»; А. Пушкин «В тот год осенняя погода», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; Ф. Тютчев «Чародейкою зимою».
Самостоятельное чтение. И. Бунин «Первый снег»; А. Твардовский «Утро»; М. Пришвин из книги «Глаза земли».
Авторские сказки
А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Х. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; Л. Толстой «Царь и рубашка».
Самостоятельное чтение. Х. К. Андерсен «Штопальная игла»; С. Седов «Король красуется».
Басни
О. Мандельштам «Муха»; Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши»; Л. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»; И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Две Бочки».
Пословицы.
Самостоятельное чтение. Федр «Лягушка и мышь»; Л. Толстой «Комар и лев»; И. Крылов «Мышь и Крыса».
Братья наши меньшие
А. Чехов «Белолобый»; М. Пришвин «Лимон»; Л. Толстой «Лев и собачка»; К. Паустовский «Кот Ворюга».
Самостоятельное чтение. Саша Чёрный «Ослёнок»; А. Куприн «Завирайка».
О совести и долге
Ю. Яковлев «Полосатая палка»; А. Платонов «Разноцветная бабочка»; А. Кешоков «Мне больно, мальчики»; К. Паустовский «Тёплый хлеб».
Самостоятельное чтение. К. Ушинский «Слепая лошадь»; Р. Сеф «Добрый человек».
Весна пришла
Русские народные песни: «Жаворонушки», «Берёзонька»; А. Фет «Весенний дождь», «Рыбка»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; М. Пришвин «Лесная капель».
Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Весенний остров»; О. Дриз «Как сделать утро волшебным».

И в шутку, и всерьёз
Шутки-прибаутки; русская сказка «Болтливая баба»; А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»; С. Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!»; М. Зощенко «Великие путешественники».
Самостоятельное чтение. А. Усачёв «На чём держится Земля»; А. Дорофеев «Укушенные».

Навык и культура чтения
Формирование навыка зрительного целостного восприятия слова. Сознательное, выразительное чтение целыми словами.
Использование при чтении пауз между предложениями, внутри сложных предложений, между частями текста, логических ударений.

Работа с текстом и книгой
Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения.
Формирование умения выявлять взаимосвязь описываемых в произведении событий, определять тему и главную мысль изучаемого произведения.
Формирование умений определять особенности учебного и научно-популярного текстов, выделять ключевые слова.
Обучение постановке вопросов к прочитанному, развитие умения пересказывать небольшой текст подробно, выборочно, творчески (от лица героя).
Обучение составлению плана произведения (в виде простых повествовательных или вопросительных предложений).
Дальнейшее развитие умения давать характеристику герою с опорой на текст, сопоставлять героев одного и нескольких произведений.
Развитие внимания к внутренней жизни других людей и к своим переживаниям, умение соотносить внутреннее состояние с его внешними проявлениями.
Формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию.
Развитие внимания к позиции автора и его отношению к героям произведения, формирование умения определять с помощью учителя средства выражения этого отношения.
Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определённого автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.
Формирование умения пользоваться словарём синонимов, помещённым в учебнике, детским толковым словарём.

Развитие воображения, речевой творческой деятельности
Развитие умения читать по ролям, инсценировать фрагменты и небольшие тексты, самостоятельно работать над выразительным чтением стихотворений и прозаических фрагментов произведений для чтения их перед группой учащихся.
Формирование умения создавать словесные иллюстрации к художественному произведению.
Развитие умения вести рассказ от лица героя, помещать его в новую ситуацию.
Формирование умения писать сочинение на заданную тему по плану, составленному с помощью учителя, создавать описания-миниатюры.
Развитие умения сочинять сказки, рассказы, стихотворения.

Литературоведческая пропедевтика
Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией.
Расширение и углубление представления о сказке, рассказе. Знакомство с новым жанром басней через сравнение со сказкой, стихотворением.
Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением. Формирование умения выделять их в тексте, определять с помощью учителя их значение в художественной речи.

Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению
к концу 3 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;
умение оценивать свое отношение к учебе;
уважение к культуре разных народов.
У учащихся могут быть сформированы:
представление об общих нравственных категориях у разных народов;
нравственное чувство и чувственное сознание;
умение анализировать свои переживания и поступки;
способность к самооценке;
эмпатия, способность к сопереживанию другим людям;
бережное отношение к живой природе;
эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения;
пересказывать произведение близко к тексту, кратко, от лица персонажа;
рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану;
привлекать читательский и жизненный опыт для анализа конкретного произведения, поставленной проблемы;
определять и оценивать позиции литературных героев;
выявлять тему и главную мысль произведения;
сопоставлять героев, идеи разных произведений;
составлять план рассказа;
определять свое и авторское отношение к героям;
формулировать вопросы к тексту, составлять план текста.
Учащиеся получат возможность научиться:
составлять личное мнение о произведении, выражать его на доступном уровне;
ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте;
делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
читать по ролям художественное произведение;
продолжать сюжет произведения, историю героя;
участвовать в инсценировании произведения.
Учащиеся получат возможность научиться:
создавать устно и письменно произведения разных жанров по аналогии спрочитанным, на заданную тему, по репродукции картины, серии иллюстраций, по результатам наблюдений;
выражать свое отношение к литературным произведениям, явлениям природы в устной и письменной форме, рисунках.

Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
различать жанры (фольклор, басню, стихотворение, рассказ);
выделять слова автора, действующих лиц, описание их внешности, поступков, бытовой обстановки, природы;
находить в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения, подбирать синонимы, антонимы к предложенным словам.
Учащиеся получат возможность научиться:
определять приемы, использованные писателем для создания литературного персонажа и выражения, своего отношения к нему.
использовать изученные выразительные средства в собственных творческих работах.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
соотносить свои действия с поставленной целью;
выполнять учебные действия в устной и письменной форме.
Учащиеся получат возможность научиться:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
планировать свои учебные действия;
анализировать результаты своей деятельности, вносить необходимые поправки;
составлять план научно-популярной статьи, использовать его при пересказе;
планировать свою читательскую деятельность;
планировать свою деятельность при реализации проекта.
Познавательные
Учащиеся научатся:
сравнивать произведения и героев;
устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
свободно ориентироваться в аппарате учебника;
находить нужную информацию в словарях и справочниках в конце учебника.
Учащиеся получат возможность научиться:
сравнивать и классифицировать жизненные явления;
выявлять аналогии между героями, произведениями, жизненными явлениями;
находить нужную информацию в школьном толковом словаре, детской энциклопедии;
сопоставлять информацию, полученную из научно-популярной статьи, с художественным произведением;
ориентироваться в аппарате книжного издания (название, автор, предисловие, оглавление, выходные сведения);
находить в библиотеке книги по заданной тематике, ориентироваться в сборниках произведений;
извлекать информацию из произведений изобразительного искусства;
знакомиться с детской периодической литературой.

Коммуникативные
Учащиеся научатся:
участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений;
сотрудничать с одноклассниками в ходе проектной деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
работая в паре, аргументировать свою позицию, учитывать мнение партнера;
осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе;
овладевать диалогической формой речи;
формулировать и задавать вопросы, необходимые для достижения конкретных результатов при работе в группе.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
К концу 3 класса учащиеся должны уметь:     правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения.       Работа с текстом и книгой       Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения.       Формирование умения выявлять взаимосвязь описываемых в произведении событий, определять тему и главную мысль изучаемого произведения.       Обучение постановке вопросов к прочитанному, развитие умения пересказывать небольшой текст подробно, выборочно, творчески (от лица героя).       Обучение составлению плана произведения (в виде простых повествовательных или вопросительных предложений).       Дальнейшее развитие умения давать характеристику герою с опорой на текст, сопоставлять героев одного и нескольких произведений.       Развитие внимания к внутренней жизни других людей и к своим переживаниям, умение соотносить внутреннее состояние с его внешними проявлениями.       Формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию.       Развитие внимания к позиции автора и его отношению к героям произведения, формирование умения определять с помощью учителя средства выражения этого отношения.       Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определенного автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.       Формирование умения пользоваться словарем синонимов, помещенным в учебнике, детским толковым словарем.       
К концу 3 класса учащиеся должны уметь: -      объяснять смысл заглавия, его связь с содержанием произведения; -      определять тему и главную мысль произведения; -      ставить вопросы к тексту и пересказывать его (творчески, выборочно); -      составлять план произведения, рассказы о героях; -      сопоставлять разных героев; -      определять свое отношение к произведению и героям, объяснять его; -      выявлять отношение автора к персонажам; -      делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.       Развитие воображения, речевой творческой деятельности       Развитие умения читать по ролям, инсценировать фрагменты и небольшие тексты, самостоятельно работать над выразительным чтением стихотворений и прозаических фрагментов произведений для чтения их перед группой учащихся.       Формирование умения создавать словесные иллюстрации к художественному произведению.       Развитие умения вести рассказ от лица героя, помещать его в новую ситуацию.       Формирование умения писать сочинение на заданную тему по плану, составленному с помощью учителя, создавать описания миниатюры.       Развитие умения сочинять сказки, рассказы, стихотворения.       
К концу 3 класса учащиеся должны уметь: - создавать словесные иллюстрации к художественному тексту -вести рассказ от лица героя; -   читать текст по ролям, участвовать в инсценировках.
      Литературоведческая пропедевтика       Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией.       Расширение и углубление представления о сказке, рассказе. Знакомство с новым жанром - басней - через сравнение со сказкой, стихотворением.       Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением. Формирование умения выделять их в тексте, определять с помощью учителя их значение в художественной речи.       Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введенных во втором классе.       
К концу 3 класса учащиеся должны уметь: -      различать сказку и рассказ, сказку о животных и басню, басню и стихотворение, объясняя отличия; -      различать малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, скороговорки, колыбельные и др.); -      находить в тексте сравнения, метафоры, олицетворения; -      выделять портрет героя, его поступки, речь, описание природы, интерьера комнат.






КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Литературное чтение

Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям:      беглость, правильность, осознанность, выразительность.

Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.
Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.
Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.
Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.

Чтение наизусть

Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Оценка "5" - выполнены правильно все требования
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования
Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям

Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно

Оценка "5" - выполнены все требования
Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию
Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям
Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям


Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" - допускает 1-2ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
   
классы
 
 
Обязательный уровень 
Возможный уровень 


1 чет.
2 чет.
3 чет.
4 чет.
1 чет.
2 чет.
3 чет.
4 чет.

1 класс
-
10-15
15-20
20-30
-
20-25
25-30
30-35

2 класс
40
50
55
60
55
60
65
70

3 класс
65
70
75
80
75
80
85
90

4 класс
85
90
95
100
95
100
105
1 10


3 класс: Обязательный уровень:
Чтение наизусть - 10-12 стихотворений, 1-3 отрывка из прозы
3 класс: Возможный уровень:
Чтение наизусть - 15-16стихотворений, 4-5 отрывков из прозы.

Каталог цифровых образовательных ресурсов для начальной школы
http://school-collection.edu.ru/
Отличная подборка ЦОР для 1-11 классов. Особенно много интересного для себя там найдут сторонники образовательных программ УМК "Школа 2100"

http://it-n.ru
Интересный портал для учителей, предназначенный в первую очередь для сетевого взаимодействия. В последнее время на нем появилось много дополнительных функций, таких, как, например, внутренняя переписка с участниками портала

http://nachalka.info
Очень красочные ЦОР для начальной школы по различным предметам (русский язык, математика, английский язык, окружающий мир). К сожалению, в прошлом году полностью перешел на платную основу и стал недоступным для большинства педагогов

http://www.openclass.ru
Все ресурсы размещены по предметным областям, что очень удобно при поиске. Кроме скачивания готовых материалов на сайте можно размещать свои ресурсы, участвовать в обсуждениях, семинарах, мастер-классах

http://fcior.edu.ru
Портал очень схож с "Единой коллекцией цифровых образовательных ресурсов". Создан федеральным центром информационно-образовательных ресурсов. Не смотря на то, что проект создан для средней школы, учителя начальной школы смогут найти в нем много интересного

http://www.classmag.ru
Сайт скорее даже не для учителей, а для учащихся начальной школы. Рекомендую использовать его своим ученикам при подготовке докладов и сообщений
http://www.zavuch.info
Интересный портал для педагогов, предназначенный в первую очередь для сетевого взаимодействия. Проект включает в себя разнообразные материалы не только для учителей, но так же для классных руководителей, администрации школы и проч.

http://nachalka.seminfo.ru
С этого учебного года все школы России, где есть начальная ступень образования, начали работу по новому Стандарту. Портал nachalka.seminfo.ru - это такая информационная система, которая призвана с одной стороны обеспечить методическую поддержку участников процесса введения ФГОС НОО в Москве , с другой стороны - помочь образовательным учреждениям нашего города в создании условий по требованиям Стандарта к информационно-образовательной среде

http://www.maths-whizz.ru
Мат-Решка – интерактивный математический тренажер для 1-4 классов. Обучение проводится с использованием большого числа интересных ребенку анимированных уроков. Тренажер ведет каждого ребенка по его индивидуальной траектории, проходя по всем основным темам курса математики для начальной школы. Участие в проекте платное, но на 2011-2012 уч. г. Департамент Образования г. Москвы оплатил лицензию для всех первоклассников города (надеюсь, это повторится и в следующем году)

http://infoteka.intergu.ru
Большой сетевой проект "Интернет-государство учителей". Интересен прежде всего тем, что невозможно только скачивать ресурсы, ничего не давая взамен. На портале существует целая система оборота условных денежных единиц "гуриков", которые можно сначала заработать, разместив собственные материалы. Т.о. портал постоянно пополняется новыми актуальными разработками

http://900igr.net
900 детских презентаций и 300 флеш-игр ребёнку с 1 года. Тематика настолько разнообразна, что описать портал очень сложно

http://www.solnet.ee
Очень насыщенный и постоянно обновляющийся портал для детей. Для учителя, на мой взгляд, будут наиболее интересны материалы по подготовке предметных и тематических праздников, а также по организации внеклассной работы

График контрольных работ по литературному чтению в 3 классе
№ п/п
Тема
Дата



план
факт

1
Контроль знаний учащихся. Контрольное чтение.
13.09


2
Контроль знаний учащихся. Контрольное чтение. Тест ( по итогам 1 четверти)
25.10


3
Контроль знаний учащихся. Контрольное чтение. Тест ( по итогам 2 четверти)
27.12


4
Контроль знаний учащихся. Контрольное чтение. Тест ( по итогам 3 четверти)
05.03


5
Контроль знаний учащихся. Контрольное чтение. Тест ( по итогам 4 четверти)
22.05



Литературное чтение 3класс. Автор: Э. Кац

Календарно- тематическое планирование 136 часов (4 часа в неделю)

№п/п
Тема урока, страницы учебника
Региональный компонент
Задачи урока
Характеристика деятельности учащихся (УУД)
Информационно-методическое
обеспечение
Дата


УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО (17 ч)

1

2

3

4

К. Г. Паустовский
«Барсучий нос»
Часть 1
С. 39

Г. Колесников «Судьба степного орла» стр.145-147
Знакомство с понятием «синоним». Формирование умения пользоваться словарем синонимов. Развитие внимания к авторской позиции, умения выделять способы ее выражения.
Формирование умения определять собственное отношение к прочитанному. Закрепление умения использовать различные приемы для выразительного чтения. Формирование умения вести творческий пересказ произведения
Выразительно читать, передавать нужную интонацию.
Пересказывать близко к тексту, кратко, от лица персонажей.
Рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану.
Привлекать читательский и жизненный опыт для решения поставленной задачи.
Передавать впечатления, полученные при восприятии разных родов искусства.
Подбирать синонимы к предложенным словам и словосочетаниям.
Определять и оценивать позиции литературных героев.
Выявлять главную мысль произведения.
Находить сравнения в тексте произведения.
Сочинять устные и письменные рассказы по заданной теме.
Сравнивать настроение, выраженное в разных произведениях.
Различать сказку и рассказ.
(((
Составлять план рассказа.
Пользоваться словарем синонимов и справочником в конце учебника, школьным толковым словарем.
Анализировать композицию картины и изобразительные средства, используемые художником.
Подбирать художественные произведения и репродукции картин на заданную тему
П. К. Г. Паустовский
(презентация -биография)
01.09

03.09

04.09

07.09

5


6
И. А. Бунин
«Листопад»
С. 1012

Г. Колесников «Многоликая осень» стр.163-165
Развитие внимания к эмоциональной окрашенности лирического произведения. Закрепление умения пользоваться различными приемами для выразительного чтения. Закрепление знаний о сравнении и рифме. Формирование умения вести рассказ по теме, используя предложенные вопросы и сочиняя собственные

И. А. Бунин
(презентация -биография)
Галерея «Осень» - русские художники
08.09


10.09

7
Внеклассное чтение
Осень в произведениях русских писателей
С. 2627





Галерея «Осень» - русские художники
11.09

8
М. М. Пришвин
«Хрустальный день»,
«Капитан-паук»,
С.13-14 К/Ч
Г. Колесников «Ловцы солнца»
Стр.162
Знакомство с понятием «метафора». Формирование умения подбирать синонимы к предложенным словам и словосочетаниям. Формирование умений пересказывать произведения близко к тексту

М. М. Пришвин
(презентация -биография)
14.09

9
М. М. Пришвин
«Недосмотренные грибы»
С. 15

Г. Колесников «Лесные великаны» стр.162 -163
Знакомство с понятием «метафора». Формирование умения подбирать синонимы к предложенным словам и словосочетаниям. Формирование умений пересказывать произведения близко к тексту


15.09

10
Н. Рубцов
«У сгнившей лесной избушки»
С. 1617

Г. Колесников «Гениальный живописец» стр.171-172
Формирование умений выразительно читать лирическое произведение, сравнивать настроение, выраженное в разных произведениях


17.09

11

12

13
К. Г. Паустовский
«Подарок»
С. 1823

Г. Колесников «Родник» стр.157-161
Формирование умений передавать и оценивать позиции литературных героев, определять главную мысль произведения; составлять план пересказа и творческого рассказа. Формирование умения передавать впечатления от произведений изобразительного искусства

К. Г. Паустовский(презентация -биография)
18.09

21.09

22.09


14
Внеклассное чтение
Осень в произведениях русских писателей



Формировать умения пользоваться библиотекой; находить необходимые книги; рассматривать обложки книг; анализировать содержание и титульный лист; находить автора книги; рассматривать иллюстрации в книге; анализировать главную мысль произведения



24.09

15
Картинная галерея
И. И. Левитан
«Лесное озеро»
С. 2425


Развитие интереса к творчеству И.И. Левитана

Презентация - И. И. Левитан картины
25.09

НАРОДНЫЕ СКАЗКИ (10 ч)


16

17

18
Народные сказки
«Семь Симеонов» (русская народная сказка)
С. 2836

А. Скрипов «Поручни и жемчуг» стр.73-75
Знакомство с особенностями языка и композиции народных сказок. Закрепление умения пересказывать фрагменты произведений близко к тексту. Формирование умений выявлять особенности литературных героев и сравнивать их, определять главную мысль произведения, сопоставлять сюжеты, основные мысли прочитанных произведений
Выразительно читать.
Читать по ролям.
Пересказывать фрагменты произведения близко к тексту.
Определять главную мысль произведения.
Сопоставлять героев, идеи разных произведений.
Продолжать сюжет произведения.
(((
Составлять план рассказа.
Находить нужные книги в библиотеке.
Ориентироваться в сборниках произведений.
Сравнивать иллюстрации к сказкам в разных сборниках.
Уважать культуру разных народов.
Анализировать произведение изобразительного искусства по предложенному плану.
Подбирать репродукции картин на заданную тему.
Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Народные сказки», сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли
ПР «Сказка-ложь» - викторина
28.09

29.09

01.10

19
Внеклассное чтение
Русские народные сказки
С. 6475

А. Скрипов«Степан и его друзья» стр.75-78
Формирование умения работать с книгой. Сопоставление вариантов сказок в разном переложении

ПР«Сказочные цветы – викторина»
02.10

20

21

22
«Иван крестьянский сын и чудо-юдо» (русская народная сказка)
С. 3745

А. Скрипов «Зурган и венец лебедя» стр.78-83
Знакомство с особенностями языка и композиции народных сказок. Закрепление умения пересказывать фрагменты произведений близко к тексту. Формирование умений выявлять особенности литературных героев и сравнивать их, определять главную мысль произведения, сопоставлять сюжеты, основные мысли прочитанных произведений


05.10

06.10

08.10

23
Внеклассное чтение
Русские народные сказки


Формирование умения работать с книгой. Сопоставление вариантов сказок в разном переложении

ПР «В стране сказочных героев – викторина»
09.10

24
Картинная галерея
В. М. Васнецов
«Иван-царевич на сером волке»
С. 6263


Формирование интереса к личности художника. Формирование умения соотносить произведение изобразительного искусства с литературным текстом. Развитие внимания к деталям, позволяющим определить настроение, выраженное в картине

ПР «Картины Васнецова»
12.10

25
Жаба-королева» (литовская народная сказка)
С. 4749

П. Лебеденко «Доброе сердце дороже красоты» стр.90-97
Формирование интереса и уважения к культуре разных народов. Сопоставление нравственных позиций героев в разных сказках. Формирование образа мира как единства разных культур

ПР «Литва»
13.10

26
Птица Кахна» (таджикская народная сказка)
С. 5053
Сказки донских армян «Мышь-ханум» стр.65-68
Формировать умения подбирать синонимы к данным словам; объяснять значение слов и выражений «дрожать как осиновый лист», «оставить с носом», «держать язык за зубами», «глашатай», «падишах»; делить сказку на смысловые части; составлять план для пересказа сказки; определять главную мысль сказки

ПР
«Таджикистан»
15.10

27


28
«Как юноша любимую искал» (китайская народная сказка)
С. 5461

Формировать умения подбирать антонимы и синонимы к данным словам; объяснять значение слов «паланкин», «оборотень», «пампушка», «ли»; выразительно читать произведение; отвечать на вопросы; задавать вопросы по прочитанному, пересказывать близко к тексту бой на острове; сравнивать героев Чжан Шуана с Иваном – крестьянским сыном из сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»; объяснять поведение главных героев произведения

ПР «Китай»
16.10



19.10

29
Внеклассное чтение
Сказки народов мира
С. 7679


Формировать умения пользоваться библиотекой; находить необходимые книги; рассматривать обложки книг; анализировать содержание и титульный лист; находить автора книги; рассматривать иллюстрации в книге; анализировать главную мысль произведения

Выставка книг «Сказки народов мира»
20.10

30

31
Работа с научно-популярными текстами «Барсук», «О живописи» стр. 118-121



Энциклопедия - детская
22.10

23.10

32
Контроль знаний учащихся. К/ч и тест



Текст для чтения. Тест №1
26.10

ПОЭТИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ (5 ч)


33
А. С. Пушкин
«У лукоморья дуб зеленый...» (отрывок)
С. 8283

А. С. Пушкин «Дон» стр.120
Формирование умения выразительно читать лирическое произведение. Развитие внимания к авторской позиции и собственным впечатлениям от прочитанного
Выразительно читать лирическое произведение.
Привлекать читательский опыт.
Определять свое впечатление от прочитанного.
Выявлять авторскую позицию.
Отвечать на вопросы по тексту, аргументировать свою позицию.
(((
Подбирать эпитеты, синонимы и антонимы к словам.
Формировать представления о нравственных категориях (добре и зле)
ПР «У лукоморья», биография Пушкина.
05.11

34
Ю. Мориц
«Песенка про сказку»
С. 8485

Развитие интереса к другим родам искусства музыке, живописи. Актуализация собственных переживаний, вызванных разными родами искусства


06.11

35
«Маленький скрипач» (немецкая народная баллада)
С. 8687

Формировать умения объяснять значение словосочетаний «хлебнуть горя», «хлебнуть воды», «хлебнуть страху», «поднялся плач», «поднялся ветер», «поднялся со стула»; высказывать свои переживания; читать стихотворение по ролям


09.11

36
Г. Сапгир
«Сны»
С. 8890

Формировать умения объяснять значение слова «пенсне»; выразительно читать произведение; анализировать отношение автора к героям произведения


10.11

37
Внеклассное чтение
Братья Гримм. Сказки

Формировать умения пользоваться библиотекой; находить необходимые книги; рассматривать обложки книг; анализировать содержание и титульный лист; находить автора книги; рассматривать иллюстрации в книге; анализировать главную мысль произведения

ПР «Братья Гримм и их сказки»
Выставка книг по теме.
12.11

О МУЖЕСТВЕ И ЛЮБВИ (8 ч)


38
В. Белов
«Верный и Малька»,
С.91-93
В. Дерябин «Умная цапля» стр.172-173
Формирование умений давать характеристику литературному герою, определять свое и авторское отношение к нему, объяснять внутреннее состояние литературных героев, рассказывать по плану. Развитие внимания и уважения к животным

Выразительно читать.
Отвечать на вопросы по тексту, находить нужные фрагменты текста для подтверждения своей позиции.
Определять свое и авторское отношение к героям.
Рассказывать по плану, от лица персонажа.
Создавать устные и письменные рассказы на заданную тему.
(((
Формировать представления о нравственных категориях.
Бережно относиться к животным.
Находить нужные источники информации.
Сопоставлять литературные произведения с произведениями других родов искусств (кино, театр)
ПР «В. Белов биография»
13.11

39
В. Белов
«Малька провинилась»
С.93




16.11

40
В. Белов
«Еще про Мальку»
С.94-96



ПР «О собаках»
17.11

41
И. С. Тургенев
«Воробей»
С. 9798
В. Дерябин «Лежебока» стр.173-174
Формировать умения объяснять значение слов «благоговеть», «трепетал на ветру», «трепетал от ужаса»; рассказывать, что произошло в саду; передавать чувства героев рассказа; определять главную мысль произведения

ПР «И. Тургенев – биография»
19.11

42

43

44
Н. Г. Гарин-Михайловский
«Тёма и Жучка»
С. 99108
Г. Гасенко «Друзья познаются в беде» стр.174-177
Формировать умения подбирать синонимы к словам «невероятный», «неистовый»; рассказывать кратко историю, которая произошла с Жучкой; делить текст на части; придумывать названия ко всем частям рассказа; выполнять выборочное чтение; объяснять поступки героев произведения

ПР «Н. Г. Гарин-Михайловский
«Тёма и Жучка»»
20.11

23.11

24.11

45

46
Л. Н. Толстой
«Прыжок»
С. 109112

Формировать умения объяснять значение словосочетаний «перенести вещи», «перенести болезнь», «перенести страх», «перенести обиду»; анализировать чувства героев; выполнять выборочное чтение; анализировать переживания отца мальчика; сравнивать двух мальчиков: героя рассказа Толстого и Тёму из произведения Гарина-Михайловского; объяснять мотивы поведения героя

ПР «Л.Н. Толстой», «Прыжок»
26.11

27.11

47

48
Внеклассное чтение
В. Астафьев «Белогрудка»
С. 113117

Формирование умения давать нравственную оценку поступкам литературных героев

ПР «Астафьев – биография»
30.11

01.12

49
Работа с научно-популярными текстами «Больше, чем просто собака» стр. 121-122




03.12

ЗИМЫ ЖДАЛА, ЖДАЛА ПРИРОДА (8 ч)


50
С. Есенин
«Разгулялась вьюга...»
С. 45

С. Есенин «Пугачёв» стр.121
Знакомство с понятием «олицетворение». Развитие внимания к слову в контексте литературного произведения, Формирование умений подбирать синонимы и антонимы, сопоставлять эмоциональную окрашенность разных литературных произведений. Формирование умения литературно грамотно воспроизводить собственные зрительные, слуховые, тактильные ощущения от «соприкосновения» с различными произведениями искусства.

Выразительно читать.
Заучивать наизусть.
Объяснять значение слова в контексте произведения. Подбирать синонимы, антонимы. Подбирать эпитеты. Находить олицетворения в тексте.
Сопоставлять переживания, выраженные в разных произведениях. Привлекать собственный жизненный опыт.
Воспроизводить впечатление, полученное при чтении произведения, объяснять его.
(((
Анализировать собственные переживания и находить их причины.
Извлекать информацию из произведения изобразительного искусства.
Находить в библиотеке книги заданной тематики
ПР «Есенин»
04.12

51
А. С. Пушкин
«В тот год осенняя погода...» (отрывок),
С.6-7

Формировать умения отвечать на вопросы, используя строки из стихотворения; выразительно читать стихотворения; анализировать чувства героев; выполнять выборочное чтение


07.12

52
А. С. Пушкин
«Зимнее утро»
С.8-9

Формировать умения объяснять значения слов «куртины», «нега», «аврора», «нынче», «янтарь»; отвечать на вопросы, используя строки из стихотворения; выразительно читать стихотворения; анализировать чувства героев; выполнять выборочное чтение

ПР «Зимнее утро»
08.12

53
А. С. Пушкин
«Зимняя дорога» (отрывок)
С.10-11

Формировать умения находить в тексте ответы на вопросы; выразительно читать, соблюдать знаки препинания; анализировать чувства поэта; объяснять значения слов «ямщик», «версты полосаты»;


10.12

54
Ф. И. Тютчев
«Чародейкою Зимою...
С. 12
Н. Грибачёв «Татарский» стр.121-122
Формировать умения объяснять значения слов «ослепительная красота», «чудный», «мещет»; анализировать чувства автора; сравнивать переживания, выраженные Тютчевым и Пушкиным в стихотворениях «Чародейкою Зимою» и «Зимнее утро»

ПР «Тютчев»
11.12

55
Картинная галерея
Н Крылов
«Зима»
С. 1415


Обогащение знаний об особенностях народного быта

ПР «Картины Крылова»
14.12

56

57
Внеклассное чтение
Зима в произведениях
разных жанров
С. 1618


Развитие внимания к деталям описания природы в художественном тексте. Развитие эстетического чувства при восприятии живой природы

ПР «Зима в произведениях
разных жанров»
15.12

17.12

58
Работа с научно-популярными текстами «Ледяное дыхание Арктики» стр.118-119




18.12

АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (5ч)


59

60

61

62

63
А. С. Пушкин
«Сказка о мертвой царевне
и о семи богатырях»
С. 1947


Формирование умений объяснять поведение и описывать внутреннее состояние литературных героев, выявлять авторское отношение к персонажам и связь литературного произведения с фольклором, оценивать иллюстрации к произведениям
Составлять план рассказа по теме.
Определять тему и главную мысль произведения.
Творчески пересказывать сюжет произведения. Сопоставлять сюжет с сюжетами народных сказок.
Характеризовать героя. Выявлять отношение автора к персонажам.
Читать по ролям.
Ставить вопросы к тексту произведения.
(((
Формировать нравственное чувство и нравственное сознание
ПР «Сказки Пушкина»
21.12

22.12

24.12

25.12

28.12

64
Контроль знаний учащихся. К/Ч. Тест.




29.12

АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (6ч)


65

66

67
Х.-К. Андерсен
«Стойкий оловянный солдатик»
Часть 2
С. 4856

В. Моложавенко «Почему Дон Ивановичем зовут» стр.109-110
Формирование умений составлять план рассказа по предложенной теме, определять тему, главную мысль произведения и отношение автора к героям. Формирование умения воспроизводить сюжет с позиции одного из героев.
Придумывать вопросы к произведению.
Характеризовать внутреннее состояние героев.
Определять отношение автора к персонажам.
Привлекать жизненный опыт в процессе осмысления художественного произведения.
(((
Пользоваться словарем синонимов и справочником в конце учебника, школьным толковым словарем.
Находить нужную книгу в библиотеке.
Рассказывать о прочитанной книге.
Внимательно относиться к переживаниям других людей
ПР «Х.-К. Андерсен»
11.01

12.01

14.01


68

Л. Н. Толстой
«Царь и рубашка»
С. 5758
В. Моложавенко «Про сестёр и братьев Дона Ивановича» стр.110-111
Формировать умения выразительно читать произведение; определять главную мысль произведения; отвечать на вопросы



15.01

69

70
Внеклассное чтение
Х.-К. Андерсен
«Сказки»
С.59-63


Формировать умения объяснять мотивы поведения героев произведения; пользоваться библиотекой; находить необходимые книги; рассматривать обложки книг; анализировать содержание и титульный лист; находить автора книги; рассматривать иллюстрации в книге; анализировать главную мысль произведения

ПР «Викторина по сказкам Андерсена»
18.01

19.01

БАСНИ (8 ч)


71
О. Мандельштам
«Муха»
С.66

Знакомство с особенностями басни как жанра. Формирование умений постигать авторское отношение к персонажам и способы его выражения, сопоставлять характеры, поступки и взаимоотношения персонажей басни.
Формирование умения связывать смысл морали басни с собственным жизненным опытом
Выразительно читать басню.
Определять авторское отношение к персонажам и способы его выражения.
Сопоставлять персонажей.
Определять главную мысль произведения.
Делать обобщающие выводы, привлекая читательский и жизненный опыт.
Различать басню и стихотворение.
Сочинять рассказы, произведения других жанров.
(((
Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках.
Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Басни», сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли
ПР «Басни»

21.01

72
Эзоп
«Мухи», «Кошка и мыши»
С. 67



ПР «Эзоп»

22.01

73
Эзоп
«Кошка и мыши»
С.68





25.01

74
Л. Н. Толстой
«Отец и сыновья», «Лгун»
С. 6970

Познакомить с произведениями Л. Н. Толстого.
Формировать умения связывать смысл морали басни с собственным жизненным опытом; перечитывать и объяснять мораль басни; объяснять значение выражений «согласиться с кем-то», «жить в согласии», подбирать синонимы к словам «хитрить», «обманывать»; придумать и записать мораль к данной басни

ПР «Басни Толстого»
26.01

75


И. А. Крылов
«Лебедь, Щука и Рак»
С. 71

Познакомить произведениями И. А. Крылова.
Формировать умения объяснять мораль басни; придумывать историю, в которой можно использовать поговорку «А воз и ныне там»

ПР « И. А. Крылов»
28.01

76
И. А. Крылов
«Слон и Моська»,
С.72-73

Формировать умения рассказывать о событиях на городской улице, которые описал Крылов; выполнять выборочное чтение; анализировать отношение автора к Моське; читать басню по ролям; сравнивать Моську из басни Крылова с Малькой из рассказа Белова


29.01

77
И. А. Крылов
«Две Бочки»
С.74-75

Формировать умения объяснять значения слов «плестись», «нестись», «плести», «нести»; объяснять мораль басни своими словами; сравнивать героев басен Крылова «Слон и Моська» и «Две Бочки»; сочинять историю из жизни ребят, которая поможет понять смысл слов «Кто про свои дела кричит всем без умолку, в том, верно, мало толку»

ПР «Басни Крылова»
01.02

78
Пословицы
С. 75-77

Без углов курень не строится, без пословицы речь не молвится стр.4-10
Формирование умений понимать смысл пословиц; использовать их для выражения сути жизненной ситуации, в качестве морали басни; сочинять истории, раскрывающие главную мысль пословиц

ПР«Пословицы»
02.02

79


80
Внеклассное чтение
В.В.Бианки «Лесная газета»

Формировать умения объяснять мотивы поведения героев произведения; пользоваться библиотекой; находить необходимые книги; рассматривать обложки книг; анализировать содержание и титульный лист; находить автора книги; рассматривать иллюстрации в книге; анализировать главную мысль произведения

ПР « В.В. Бианки»
04.02

05.02



БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ (11 ч)


81

82

83

84

А. П. Чехов
«Белолобый»
С. 8087

Откуда А.П. Чехов брал материал для рассказов.
Стр. 201-202
Формирование умений объяснять свое отношение к прочитанному; выделять приемы, использованные писателем для создания литературных персонажей; выявлять авторское отношение к ним; составлять план рассказа по предложенной теме; объяснять внутреннее состояние героев, оценивать их, обосновывать сделанные выводы; определять тему и главную мысль произведения. Обогащение словаря, определяющего внутреннее состояние человека.
Выразительно читать.
Выделять нужные для ответа на вопрос фрагменты текста.
Определять идею и тему произведения.
Составлять план рассказа по теме.
Определять приемы, использованные писателем для создания персонажа произведения.
Оценивать поступки героев, аргументировать свою позицию.
Различать сказку о животных и рассказ.
(((
Находить в библиотеке книги заданной тематики.
Внимательно и бережно относиться к живой природе
ПР «А.П. Чехов»
08.02

09.02

11.02

12.02

85

86

87
М. М. Пришвин
«Лимон»
С. 8893

Формировать умения определять тему и главную мысль произведения; обогащать словарь, определяющий внутреннее состояние человека, находить сравнения в описании наружности Лимона; находить в тексте пословицы и объяснять их смысл; анализировать поведение героя; оценивать поступок рассказчика, накрывшего Лимона шляпой; рассказывать о Лимоне от лица Елены Васильевны

ПР «М.М. Пришвин»
15.02

16.02

18.02

88

89
Л. Н. Толстой
«Лев и собачка»
С. 9495

Формировать умения выполнять выборочное чтение; объяснять поведение героев; определять тему и главную мысль рассказа


Аудиозапись «Лев и собачка»
19.02

20.02


90

91
К. Г. Паустовский
«Кот Ворюга»
С. 96101

Формировать умения объяснять значение слов «кукан», «тесовая», «босяцкие», «голенастые»; рассказывать, как менялось поведение кота; анализировать чувства автора; определять приемы, которыми пользовался

ПР « К. Паустовский»
25.02

26.02


92


93
Внеклассное чтение
Книги о животных
С.103-107

Развитие внимания и интереса к поведению и состоянию животных, чувства понимания и любви к живой природе

ПР«Животные в жизни человека»
29.02


01.03

94
Картинная галерея
Б. Мурильо
«Мальчик с собакой»
С. 108109


Обучение созданию рассказа о персонажах картины. Формирование умения характеризовать отношения между персонажами


03.03

95
Контроль знаний учащихся. К/ч. Тест.




04.03

96
Работа с научно-популярными текстами. «Кошка» с.119-121.



ПР «Кошки»
10.03


О СОВЕСТИ И ДОЛГЕ (12 ч)


97

98

99

100
Ю. Яковлев
«Полосатая палка»
(в сокращении)
С. 110117


Развитие внимания к смыслу слова в контексте литературного произведения. Формирование нравственных представлений. Формирование умений составлять план произведения, определять его главную мысль, объяснять поведение персонажей, определять ихвнутреннее состояние, передавать сюжет произведения от лица одного из персонажей. Развитие интереса к позиции других людей. Развитие письменного творчества учащихся. Формирование умения заучивать наизусть прозаический текст
Пересказывать сюжет кратко, от лица персонажа.
Составлять план произведения.
Определять главную мысль.
Создавать письменные творческие работы.
Заучивать наизусть фрагменты прозаического текста.
Определять внутреннее состояние персонажей, отношение автора к ним.
Рекомендовать понравившееся произведение, обосновывать свое отношение к нему.
(((
Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках.
Использовать разные источники информации.
Работать с аппаратом книги.
Участвовать в диалоге.
ПР « Ю. Яковлев»
11.03

14.03

15.03

17.03



101

102

103
А. Платонов
«Разноцветная бабочка»
С. 415

Формировать умения составлять план произведения, определять его главную мысль, объяснять поведение персонажей, определять их внутреннее состояние, передавать сюжет произведения от лица одного из персонажей; выполнять письменно творческое задание; заучивать наизусть прозаический текст; слушать и слышать собеседника, пользоваться различными источниками информации

ПР «А. Платонов»
18.03

29.03

31.03

104
А. Кешоков
«Мне больно, мальчики»
С. 16
М.А. Шолохов «Нахалёнок» (отрывок) стр.223-224
Формировать умения читать выразительно стихотворение; задавать вопросы по прочитанному



01.04


105

106

107
К. Г. Паустовский
«Теплый хлеб»
С. 1729
М.А. Шолохов «Федотка» ( отрывок из романа «Поднятая целина»)
стр. 224-228
Формировать умения объяснять значения слов «околица», «осокорь», «хомут», «осиновый яр», «пешня», «лоток», «квашня»; рассказывать о коне, которого вылечил мельник Панкрат; объяснять поведение героев; отвечать на вопросы, рассказывать, как хозяйки пекли хлеб; придумывать названия к каждой части рассказа; задавать вопросы по тексту, придумывать историю о том, как твой сверстник осознал свою ответственность за другого человека


03.04

04.04

05.04

108

109
Внеклассное чтение
Сказки К. Г. Паустовского
Читальный зал
С. 3034

Формировать умения выразительно читать произведение; объяснять мотивы поведения героев произведения; пользоваться библиотекой; находить необходимые книги; рассматривать обложки книг; анализировать содержание и титульный лист; находить автора книги; рассматривать иллюстрации в книге; анализировать главную мысль произведения

ПР « Произведения Паустовского»
07.04

08.04

110

111
Работа с научно-популярными текстами. «Бабочки рядом с человеком» с.87-88



ПР «Бабочки»
11.04

12.04

ВЕСНА ПРИШЛА (7 ч)



112

113
«Жаворонушки»,
«Березонька»
(народные песни)
С. 3536



Развитие интереса к устному народному творчеству. Развитие внимания к собственным переживаниям, вызванным произведением искусства. Привлечение жизненного опыта при чтении художественного произведения
Выразительно читать лирическое произведение.
Участвовать в инсценировании.
Привлекать жизненный опыт при чтении и анализе произведения.
Создавать устно и письменно произведения разных жанров.
(((
Анализировать собственные переживания, вызванные разными родами искусств.
Выражать свое отношение к явлениям природы в устной речи и в рисунках
ПР «Устное народное творчество»

14.04

15.04

114
А. А. Фет
«Весенний дождь»
С. 37


Закрепление знаний о понятиях «сравнение», «метафора», «олицетворение»
Развитие устного и письменного творчества учащихся

ПР «А.А. Фет»
18.04

115
М. М. Пришвин
«Лесная капель»
С. 3839

Формировать умения привлекать жизненный опыт при чтении художественного произведения, выявлять переживания автора и передавать их причтения; анализировать собственные мысли и переживания, понимать их истоки и оценивать


19.04

116
К. Д. Бальмонт
«Золотая рыбка»
С. 4041

Формировать умения привлекать жизненный опыт при чтении художественного произведения, выявлять переживания автора и передавать их при чтении; анализировать собственные мысли и переживания, понимать их истоки и оценивать

ПР «Бальмонт»
21.04

117
А. А. Фет
«Рыбка»
С. 42

Формировать умения привлекать жизненный опыт при чтении художественного произведения, выявлять переживания автора и передавать их при чтении; анализировать собственные мысли и переживания, понимать их истоки и оценивать

ПР «Аквариумные рыбки»
22.04

118

119
Внеклассное чтение
Народные песни
Читальный зал
С. 4345



ПР «Колыбельная песня»
25.04

26.04

120
Работа с научно-популярными текстами «Лошадь» с. 89-90




28.04

И В ШУТКУ И ВСЕРЬЕЗ (13 ч)

121
Шутки-прибаутки
С. 4647


Развитие умения определять главную мысль произведения, понимать внутреннее состояние персонажа и рассказывать о событиях от его лица.
Развитие внимания к выбору точного слова для характеристики состояния литературного героя, собственного отношения к нему
Определять главную мысль произведения.
Пересказывать сжато от лица персонажа.
Задавать вопросы.
Составлять план по теме.
Определять свое отношение к персонажу, обосновывать его фрагментами текста, рассуждениями.
(((
Работать со словарями и другими источниками информации.
Делиться впечатлениями о произведении изобразительного искусства.
Знакомиться с детской периодической литературой
ПР «Потешки»
29.04

122
Болтливая баба» (русская народная сказка)
С. 4853

Формировать умения определять главную мысль произведения, понимать внутреннее состояние персонажа и рассказывать о событиях от его лица; выбирать точные слова для характеристики состояния литературного героя, собственного отношения к нему; формулировать и задавать вопросы по конкретной теме; интересоваться детской периодической печатью


05.05

123

124

125
А. Линдгрен
«Как Эмиль угодил головой
в супницу»
С. 5461



ПР «А. Линдгрен»
06.05

10.05

12.05

126
С. Маршак
«Про двух соседей»,
С. 6263



ПР «Стихи С.Я. Маршака»
13.05

127
С. Маршак
«Старуха, дверь закрой!»
С. 6465




16.05

128

129

130

131
М. Зощенко
«Великие путешественники»
С. 6675



ПР «М. Зощенко»
17.05

19.05

20.05



132
Контроль знаний учащихся. К/Ч. Тест.






133
Картинная галерея
З. Серебрякова
«За обедом»
С. 7677


Развитие интереса к творчеству З. Серебрякова

ПР «Творчество З. Серебрякеова»


134




135


136
Внеклассное чтение
А. Усачёв
«На чём держится земля»
стр.78-80
А.Дорофеев «Укушенные» с. 81-83
Работа с научно-популярными текстами «Изменение погоды» с. 90-91
Г. Аматуни «Космическая горошина» стр.255-258
Формирование умения работать с книгой.
Обучение самостоятельной работе с детской периодической литературой















Контрольные тексты для проверки техники чтения 3 класс.

I полугодие
Распушились в садах цветы. Загудели, засновали на солнечном свету пчелы. Садятся на венчики цветов, ощупывают их хоботком и потом срываются, летят поскорее к ульям. Томный запах разливается вечерами по улицам.        Словно в подвенечном наряде разметалась по лесным просекам черемуха. Надушилась, напудрилась. Обволакивает сладким ароматом. Не ломайте ее, друзья! Берегите эту красоту - для всех она предназначена!  55 слов (И. Коданев) 
Орешник.
       Средь резной листвы лещины много орехов. В каждом орехе тугое ядро, вкусное и питательное. Спелые орехи несравненное лакомство, срывай и в кузов! Только помни: орехами лещины кормятся многие обитатели природы. Их прячут про запас сойки, поползни и белки. На них пасутся барсуки и кабаны. Зимой орехи спасут от бескормицы немало наших пушистых и пернатых друзей. Вот почему надо оберегать орешник, ведь они пополняют сокровенные кладовые леса. 67 слов (А. Стрижёв)



II полугодие.
Ежи.
       Вот кто-то громко зашуршал в кустах. Ёж проснулся значит, день кончается. Расправил иголки, потянулся и пошёл топать, шуршать прошлогодними листьями, искать червячков, личинок, гусениц. Роется в лесной подстилке, вынюхивает. Вдруг зафыркал, ощетинился иглами значит, почувствовал что-то подозрительное. Иголки надёжная защита.
   Да это мама-ежиха! Вон за ней колючими шариками катятся ежата. Им всё интересно, всё надо обнюхать, многому научиться, а к осени они станут взрослыми, самостоятельными ежами.
71 слово (А. Тамбиев)

Три котёнка.
Три котёнка - чёрный, серый и белый- увидели мышь и бросились за ней. Мышь прыгнула в банку с мукой. Котята - за ней! Мышь убежала. А из банки вылезли три белых котёнка.
Три белых котёнка увидели на дворе лягушку и бросились за ней. Лягушка прыгнула в трубу. Котята –за ней! Из трубы вылезли три чёрных котёнка. Потом они увидели в пруду рыбу и бросились за ней. Рыба уплыла, а из воды вынырнули три мокрых котёнка.
Они обсохли и стали, как были: чёрный, серый и белый.85 слов.


Тесты

Тест 1 -
Прочитай текст.
ОСЕНЬ
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах
Это платье золотое
У берёзки на плечах.

У липы и рябины
Вьются стайками дрозды...
Под окошком георгины
Красотой своей горды.

Утром мы во двор идём
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят... летят... летят...

Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.

Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето.
(Е. Трутнева )

1. В какой сборник ты поместил бы это стихотворение?
в сборник забавных стихов
в сборник стихов о природе
в сборник стихов о детях
2. От чьего лица написано стихотворение?
персонажей
автора-рассказчика
3. Какая пора осени описана в этом стихотворении?
ранняя
золотая
поздняя
4. О чём автор пишет как о живом существе?
о рябине
о калине
о берёзке

5. О каких птицах идёт речь в этом стихотворении?
о дроздах и воробьях
о журавлях и дроздах
о журавлях и аистах

6. С чем поэтесса сравнивает листопад?
с дождём
со снегопадом
с градом

7. Какой осенний день описан в произведении?
пасмурный
ненастный
ясный
8. Укажи, к какой строфе стихотворения относится данная иллюстрация.
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4

9. О каком золотом платье идёт речь в этом стихотворении?
Ответ:

10. С какой целью использовал автор эпитет золотое?
Ответ:

11. Какие слова повторяются в этом стихотворении чаще других? Почему?
Ответ:

12. Укажи номер строфы, в которой необходимо делать длительные паузы.
Ответ:

13. Напишите, какие приметы осени показаны в этом произведении.
Ответ:

14. Отметь слова, которые соответствуют твоим впечатления.
от чтения этого стихотворения. (Обрати внимание: ответов может быть несколько.)
радость
восторг
задумчивость
грусть
тревога
спокойствие
Сформулируй и запиши развёрнутый ответ (45 предложений)
на вопрос задания 15.
15. Какие чувства вызывает у тебя наступление осени? Почему?
Ответ:

Тест 2
Прочитай текст.
ТЯЖКИЙ ТРУД
Наверняка всякий слышал про то, как ёж на колючках таскает листья. Говорено про это много. Ловко так в рассказах-то получается: повалялся ёж, наколол листву и стащил в нору. С плеч скинул, и всё тут.
А на деле другое. Не так просто.
Встретил я ежа, когда ходил за опятами. Семенит ёж по тропинке, несёт три листочка: два с боков, один на загорбке. Ему эта ноша нипочём, не чувствует, наверное. Вдесятеро больше бы унёс. Но ведь иголки-то частые, плотные, листья на них плохо накалываются. Всё равно как нам гребнем бумагу протыкать. Неспособно. Вот и приходится к норе трусить почти порожняком.
Потихоньку, чтоб не спугнуть, пошёл я позади.
Старая сосна-выворотень, под ней ямка. Ежиный дом. Остановился ёж. Надо теперь листья снять, запихать в нору.
А как снимешь листья? Лапой не ухватишь. Зубами и думать нечего. И не стряхнёшь крепко сидят. Вот положенье-то!
Стал ёж об корень тереться, сдирать листья. С боков-то содрал, хоть и разлохматил, а вот с загорбка никак. Пыхтит от усердия, задними лапами поддаёт, а лист не слезает, да и баста!
Долго старался. Умаялся, а лист так и не снял. Постоял, сказал: «Туфф, туфф!», это, наверное, вроде нашего «ох, ох», отправился назад по тропинке.
Как скрылся он из глаз, я в низинку сбегал, принёс листьев, сунул в нору.
На тебе, не мучайся!
Нельзя было не помочь. Такая тяжёлая работа у ежа!
(Э. Шим )



1. В какой сборник ты бы поместил это произведение?
в сборник авторских сказок
в сборник рассказов о животных
в сборник рассказов о детях
2. Где происходят события данного произведения?
на лугу
у дома автора
в лесу
3. Как, по рассказам людей, ёж таскает листья на иголках?
ловко
трудно
медленно
4. Выбери значение слова семенить.
разбрасывать семена
идти мелкими частыми шагами
быстро бежать
5. Почему листья плохо накалываются на иголки ежи?
иголки неострые
иголки очень длинные
иголки плотные, частые

6. Где находился ежиный дом?
в дупле сосны
в ямке под сосной
под пнём
7. Как автop понял звуки «Туфф, туфф!», издаваемые ёжиком?
ay, ау
эй, эй
ох, ох

8. Что вынесено в заглавие произведения?
тема
основная мысль
9. Рассмотри рисунок и выпиши из текста подходящее по сюжету предложение.

Ответ:



10. Какое сравнение автор использует, чтобы показать трудность накалывания листьев на иголки ежа?
Ответ:

11. Найди в тексте слово, имеющее значение «идти без груш».
Ответ:

12. Выпиши слова, которыми автор показывает тяжкий труд ежа.
Ответ:

13. Придумай и запиши два вопроса к тексту.
1)

2)

14. Как автор помог ежу?
Ответ:



Сформулируй и запиши развернутый ответ (4-5 предложений) на вопрос задания 15.
15. Каково отношение автора этого произведения к природе, к животным? Каким ты представляешь себе автора?
Ответ:

Тест 3
Прочитай текст.
ТРУС
Дело было в Крыму. Один приезжий мальчик пошёл на море ловить удочкой рыбу. А там был очень высокий, крутой, скользкий берег. Мальчик начал спускаться, потом посмотрел вниз, увидел под собой огромные острые камни и испугался.
Остановился и с места не может сдвинуться. Ни назад, ни вниз. Вцепился в какой-то колючий кустик, сидит на корточках и дышать боится.
Внизу, в море, в это время рыбак ловил рыбу. И с ним в лодке была его дочка. Она всё видела и поняла, что мальчик трусит. Она стала смеяться и показывать на него пальцем.
Мальчику было стыдно, но он ничего не мог с собой сделать. Он только стал притворяться, будто сидит просто так и будто ему очень жарко. Он даже снял кепку и стал махать около своего носа.
Вдруг подул сильный ветер, вырвал у мальчика из рук удочку и бросил её вниз.
Мальчику было жаль удочки, он попробовал ползти вниз, но опять у него ничего не вышло.
А девочка всё это видела. Она сказала отцу, тот посмотрел наверх и что-то сказал ей.
Вдруг девочка спрыгнула в воду и зашагала к берегу. Взяла удочку и пошла обратно к лодке.
Мальчик так рассердился, что забыл всё на свете и кубарем покатился вниз.
-Эй! Отдавай! Это моя удочка! закричал он и схватил девочку за руку.
-На, возьми, пожалуйста, сказала девочка. Мне твоя удочка не нужна. Я нарочно взяла, чтобы ты слез вниз.
Мальчик удивился и говорит:
-А ты почём знала, что я слезу?
А это мне папа сказал. Он говорит: если трус, то, наверное, и жадина.
(Л. Пантелеев)

1. К какому жанру можно отнести это произведение?
сказка
рассказ
басня
2. Где, в каком месте происходят события, описанные в тексте
на берегу реки
на берегу озера
на берегу моря
3. С какой целью мальчик отправился на берег?
купаться
ловить рыбу
играть с друзьями
4. Что остановило мальчика?
огромные острые камни
большая собака
змея
5. Какими словами автор передаёт испуг мальчика?
задрожал
звал на помощь
сидит, дышать боится
6. Кто был свидетелем такого поведения мальчика?
рыбаки
рыбак и его дочка
дети
7. Что сделала дочка рыбака, увидев мальчика на берегу?
стала смеяться
позвала на помощь
не обратила внимание
8. Какое чувство испытал мальчик, увидев, что за ним наблюдают?
облегчение
стыд
радость
9. Как мальчик пытался скрыть свой испуг? Выпиши из текста соответствующие предложения.
Ответ:



10. Отметь слова, которые характеризуют мальчика (обрати внимание: ответов может быть несколько).
смелый
ловкий
трусливый
находчивый
жадный
весёлый
грубый
11. Как девочка заставила мальчика спуститься с берега вниз?
Ответ:


12. Закончи предложение, объяснив значение данного выражения.
Кубарем покатиться вниз это значит ___________________________________________________________________________________________

13. Какое качество характера заставило мальчика преодолеть страх?
Ответ:

14. Восстанови верную последовательность пунктов плана прочитанного текста.
1. Мальчик притворяется.
2. Девочка забрала удочку.
3. Мальчик испугался крутого берега и острых камней.
4. Удочку унесло.

Тест 4
Прочитай текст.
НЕ ЛАЕТ, НЕ КУСАЕТ...
Первым замкам ключ был не нужен: двери не запирали, а завязывали верёвкой. Чтобы их не открыли чужие, каждый хозяин старался затянуть узел похитрее.
До наших дней дошла легенда о гордиевом узле. Этот узел не удавалось развязать никому, пока Александр Македонский не разрубил его мечом. Тем же самым способом стали разделываться с верёвочными запорами и злоумышленники.
Труднее было отпереть «живые замки» попробуй-ка поспорь с хорошо обученной сторожевой собакой. А один древний властитель велел сделать во дворце бассейн с островками.
Богатства сложили па островки, в воду пустили зубастых крокодилов... Лаять они, правда, не умели, а чтобы не разучились кусаться, их держали впроголодь.
К нынешнему времени замков и ключей придумано множество. Есть и такой, что отпирается... пальцем. Не удивляйтесь это самый надёжный замок. Ведь узор на коже кончиков пальцев ни у кого не повторяется. Поэтому специальное устройство безошибочно отличает всунутый в скважину палец хозяина от чужого. Отпереть замок может лишь тот, кто его запер.
(Из книги «Хочу всё знать»)
1. Началом какого произведения является название рассказа?
пословицы
загадки
стихотворения
2. Укажи, каким является данный рассказ.
юмористическим
поучительным
познавательным
3. Что представляли собой первые замки?
верёвку
навесной замок
задвижку
4. Кто стал использовать способ Александра Македонского?
хозяин
злоумышленники
5. Кто являлся «живыми замками & в древности?
животные
люди
6. Что придумал древний властитель для охраны своих богатств?
держал на островках тигров
выпустил на островки змей
держал крокодилов впроголодь
7. Какой замок в настоящее время является самым надёжным?
открывающийся с помощью цифрового кода
открывающийся с помощью узора на пальце
открывающийся металлическим ключом
8. В каком значении употреблено слово скважина в этом тексте?
отверстие в земле
щель в камне
отверстие для ключа
9. В каком смысле употребил автор слова затянуть узел похитрее?
Ответ:
10. Что послужило появлению устойчивого выражения разрубить гордиев узел?
Ответ:


11. Составь по содержанию текста два вопроса.
1)
2)
12. Раздели текст на три части. Напиши план.
1)
2)
3)
13. К какому пункту плана, который написан в задании 12, относится данный рисунок?

Ответ:
14. Почему люди постоянно совершенствуют конструкцию замков?
Ответ:


Сформулируй и запиши развёрнутый ответ (4-5 предложений)
на вопрос задания 15.
15. Пофантазируй, какой надёжный замок мог бы изобрести ты.
Ответ:











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115







 Рисунок 1 Заголовок 1 Заголовок 4 Заголовок 6 Заголовок 815