Урок литературы по роману Б.Васильева Завтра была война.


Урок по роману Б.Васильева «Завтра была война»
«Мы должны быть настоящими»
Цели урока :1.Показать портрет довоенного поколения : их идеалы , мечты , представления о жизни.
2.Сравнить довоенное поколение и современных молодых людей : есть ли точки соприкосновения ?
3.Показать , что истоки нашей победы в Великой Отечественной войне в нравственной силе поколения 40-х годов .
Оборудование урока : портрет Б.Васильева , фильм «Завтра была война» , песня Б.Окуджавы «До свидания , мальчики» , эпиграф на доске «Нельзя предавать отцов . Нельзя , иначе мы убьем сами себя , своих детей , свое будущее».
Ход урока
1.Начальные кадры фильма , где звучит голос директора школы Н.Г.Ромадина о 9-б классе.
Далее говорит ученик : «На фотографии мы были 7-м «б». После экзамена Искра Полякова потащила нас в фотоателье .- Мы сфотографируемся после седьмого , а потом после десятого. Представляете ,как будет интересно рассматривать фотографии , когда мы станем старенькими бабушками и дедушками !
- Жаль только , что посетить фотоателье второй раз нам не пришлось , дедушками стали всего двое ,да и бабушек оказалось куда меньше , чем девочек на фотографии . Когда мы пришли однажды на традиционный сбор , весь наш класс уместился в одном ряду . Из сорока пяти человек , закончивших когда-то 7-й «б» до седых волос дожило девятнадцать , а из всех мальчиков в живых осталось лишь четверо .»
Звучит песня Б.Окуджавы «До свидания , мальчики».
Учитель.
- Да, война была завтра . А сегодня они все вместе и скоро переживут такое , что сразу сделает их взрослыми. Сегодня у нас урок внеклассного чтения по роману Б.Васильева «Завтра была война». В этом году мы отмечаем сразу два юбилея : 90 лет писателю и 30 лет замечательному произведению. Это книга о поколении ,которое шагнуло в войну . Б.Васильев вспоминал : «Мое поколение – поколение погибших . (Из каждых 100 человек в живых осталось лишь трое ). Это было удивительное поколение . Мы жили с искренним убеждением в том , что должны что-то героическое сделать , мы готовили себя к этому.»
- Ребята , скажите , чем эти девятиклассники отличаются от вас , сегодняшних ? А в чем вы можете им позавидовать ?(Они были чище , честнее , у них были идеалы , они знали , для чего живут , они готовили себя к войне и т.д.)
2. Учитель.
- Сейчас пришла пора познакомиться с главными героинями романа : Искрой , Зиночкой и Викой . Они сами о себе расскажут . (Ученицы представляют своих героинь .)
Искра.
- Искра была совестью класса . Ее любили и слушали . Мама была для нее идеалом , а не просто примером и образцом .Слово «комиссар» для мамы решало все . В этом понятии заключался ее символ веры , символ чести и символ юности .Искра не желала быть любой и с помощью маминых внушений и маминого примера целеустремленно шла к своему идеалу . Она во всем была максималисткой .
Зиночка.
- Зиночка постоянно жила в состоянии легкой влюбленности .Это была для нее насущная необходимость . Каждое первое сентября Зиночка определяла , в кого она будет влюблена в этом учебном году . Все шло просто замечательно , если бы не два десятиклассника , проявившие интерес . Один был самый красивый парень в школе , второй тоже ничего .Здесь надо было что-то решать , а решать Зиночка не умела .Все всегда решала Искра – лучшая подруга .Вика.
- Папа Вики Люберецкой был руководителем всей торговой сети города .Как и Искра , Вика была круглой отличницей , но держалась всегда чуть особняком . Только Вику подвозила служебная машина . Только у Вики была шубка из настоящей сибирской белки , швейцарские часы и вечная ручка с золотым пером . И все это определяло Вику как существо из другого мира .И еще Вика была красивой . Ее любимым поэтом был Есенин . ( Звучит стихотворение «Дай , Джим, на счастье лапу мне».)
Искра :- Это же упаднический поэт . Он воспевает кабаки , тоску и уныние !
Вика:
- Ты умная , Искра ?
- Не знаю . Во всяком случае не дура .
- Да , ты не дура . Я никому не даю эту книгу , потому что она папина , но тебе дам .Только читай не торопясь .
Учитель.
- А кто из мальчиков 9 «б» вам больше всего запомнился ? Расскажите о них .( Вовик Храмов , Артем Шефер , Жорка Ландыс и др.)
3. Учитель.
- Кто научил ребят вере в людей , умению жить честно , приходить на помощь ?
( Директор школы Н.Г.Ромахин , мать Искры , отец Вики Люберецкой , отец Зиночки Коваленко.)
- Какие же уроки давал своим ученикам Николай Григорьевич ? Кого он воспитывал ?( Настоящих мужчин и будущих женщин . Приводят примеры из 3 главы .)
- А почему не любили Валендру ?( Валентина Андроновна боролась не за личное , а за общественное . Не найдя путей к умам и душам , она начала чуть-чуть заискивать перед ребятами .)
4. История с арестом отца Вики Люберецкой .- Кем был отец для Вики ?( Она им гордилась открыто и победоносно .)
- Как вела Вика после его ареста ?- Почему она ушла из жизни ?( Нельзя предавать своих отцов. )- Чем для ребят стала гибель Вики ? Как повели оно себя в этой ситуации ?( Просмотр фильма – «Сцена похорон Вики» )- Почему мать Искры запрещает участвовать в митинге на похоронах ?( Годы культа личности Сталина , когда люди гибли и исчезали без суда и следствия . )
5. Составление собирательного портрета поколения .Учитель :- Очень точно о своем поколении сказал погибший на войне поэт Павел Коган .Мы были всякими . Но мучась ,
Мы понимали : в наши дни
Нам выпала такая участь ,Что пусть завидуют они .………………………………………..
Они нас выдумают мудрых ,Мы будем строги и прямы .Они прикрасят и припудрят ,И все-таки пробьемся мы !..
Ученики ( говорят от лица ребят ) :
- Мы жаждали не личного счастья , а личного подвига . Все хотели стать командирами Красной Армии .
- Мы любили петь песни про Каховку , про Орленка и про своего сверстника , которого шлепнули в Иркутске .
- Наши любимые поэты – Багрицкий , Светлов и ,конечно , Маяковский .
- Для нас счастье – быть полезным для своему народу .- Мы на всю жизнь запомнили , что убивает не только пуля – убивает дурное слово , равнодушие и казенщина , трусость и подлость .
- Мы не могли предавать своих отцов , иначе у нас не будет будущего .
- Мы были настоящими .6. Эпилог.
( Специально подготовленный ученик читает отрывок о приезде уцелевших учеников 9 «б» на открытие мемориальной доски в школе в 1951 году . )
На дом : Поразмышлять над вопросом , что объединяет молодое поколение 40-х годов и нас , сегодняшних ?
-

Урок по роману Б.Васильева «Завтра была война»
Разработал : учитель МБОУ СОШ № 48 Приокского района
Шверева И.В.

Г.Нижний Новгород
2014