Конспект урока литературы «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!» ( по рассказам А.П.Чехова «Крыжовник» и «Дама с собачкой» )


«Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!»
( по рассказам А.П.Чехова «Крыжовник» и «Дама с собачкой» ) Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней, ее он высмеивал и ее изображал бесстрастным острым пером, умея найти плесень пошлости даже там, где с первого взгляда, казалось бы, все устроено очень хорошо, удобно, даже с блеском. М.Горький.
Цель урока:
Показать наиболее характерные черты творчества писателя – гуманиста А.П.Чехова.
Задачи:
Образовательные: определить основное направление творчества А.П.Чехова.
Развивающие: развивать навыки идейно-художественного анализа литературного произведения.
Воспитательные: воспитывать в учащихся потребность осознанно определять свое место в обществе, формировать чувство ответственности за свои поступки, нравственные качества личности.
Тип урока: урок формирования умений и навыков.
Оборудование: компьютерная презентация, портрет писателя, карточки с индивидуальным заданием.
Ход урока:
Сегодня на уроке рассмотрим два рассказа А.П.Чехова «Крыжовник» и «Дама с собачкой». Рассказы, казалось бы, далекие друг от друга, но в них много общего, так характерного для творчества А.П.Чехова.
С какой же целью мы их рассмотрим? Попробуем определить основное направление творчества Чехова; попробуем закрепить навыки анализа художественных произведений и определить место и значение отдельных деталей.
Прежде чем мы перейдем к обсуждению рассказов, остановим наше внимание на личности Чехова.
Никто не понимал так ясно и точно, как Антон Павлович Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обывательщины.
Сам Чехов, несмотря на свою болезнь, был великим тружеником. «Нужно, знаете, работать… не покладая рук… всю жизнь». Это был человек, который сделал себя сам.
Свое жизненное кредо он выразил достаточно четко: «Моя святая святых - это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютнейшая свобода, свобода от силы и лжи, в чем бы последние две ни выражались».
Чехов призывал своих собратьев по перу овладевать умением «коротко говорить о длинных предметах» и сформулировал афоризм, ставший крылатым: «Краткость – сестра таланта».
Каждый писатель приходит в литературу с каким-то своим новым словом. С каким новым словом пришел в литературу А.П.Чехов? Послушаем сообщение об основных направлениях творчества Чехова.
Сообщение ученика: А.П.Чехов занимает особое место в литературе. Он стал непревзойденным мастером короткого рассказа. Жил Чехов на стыке веков в переходное время, и эта эпоха отразилась в его творчестве. Свою позицию Чехов определил так: «Я хотел только честно и откровенно сказать людям: посмотрите на себя, посмотрите, как плохо и скучно живете. Самое главное, чтобы люди это поняли, а когда это поймут , они непременно создадут себе другую, лучшую жизнь».
Кто же герои рассказов Чехова? Это в основном мелкие чиновники и средняя интеллигенция.
Большинство его мелких чиновников заражены вирусом пресмыкательства и чинопочитания. Главное для обывателей – личное благополучие. Жизнь их пронизана скукой и никчемностью. Другой тип чеховских героев – интеллигенция. Доброту, чуткость – все эти человеческие качества он встречал чаще всего в среде интеллигенции. Однако интеллигенция у Чехова зачастую беспомощная, инертная, смиряющаяся с тем злом, которое его окружало. И все же именно у ее среды слышался голос, призывающий людей покончить с этой скучной жизнью и начать новую жизнь, полную творческого труда.
Это не только его точка зрения, все исследователи отмечали, что А.П.Чехов был ярым противником мещанского образа жизни, накопительства, обогащения. К чему тогда призывал А.П.Чехов? Это звучит в теме нашего урока: « Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!»
Мещанской жизни, сытой, довольной, он противопоставлял чувство добра и справедливости. И сказано это одним из героев Чехова, который прозрел и увидел, как безобразна окружающая жизнь. А кто это из прозревших героев? (Иван Иваныч). Зачитаем конец рассказа «Крыжовник». Основная идея обычно выносится в конец рассказа.
(Потом все трое сидели в креслах, в разных концах гостиной и молчали. Рассказ Ивана Иваныча не удовлетворил ни Буркина, ни Алехина. Слушать рассказ про беднягу чиновника, который ел крыжовник, было скучно. Алехину сильно хотелось спать.) - Почему рассказ Ивана Иваныча не удовлетворил ни Буркина, ни Алехина?
(Слушать рассказ про беднягу чиновника было скучно. Они сидят в уютной гостиной, одетые в шелковые халаты и теплые туфли. На стенах портреты в золоченых рамах. И после хорошего обеда хотелось говорить о том о сем, о приятном, о женщинах. Другие рассуждения им неинтересны). - Что возмущает Ивана Иваныча?
(Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье. Мы видим тех, которые днем едят, ночью спят, говорят свою чепуху, благодушно тащат на кладбище своих покойников, но мы не видим и не слышим тех, которые страдают. Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то детей погибло от недоедания.) - К какому выводу приходит Иван Иваныч?
(Счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча. Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные.)Антон Павлович и был тем самым «человеком с молоточком», который напоминал в свое время, да и теперь напоминает, что жить пошло, скучно, безынтересно нельзя, что «в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
- О чем просил Иван Иваныч Алехина?
(Не успокаиваться, не давать усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!) ( Двум ученикам даю индивидуальное задание).
В записной книжке о рассказе «Крыжовник» Чехов писал: «Через 2-3 года у него рак желудка и подходит смерть, ему подают на тарелке его крыжовник. Он поглядел на него. Глядя на тарелку с крыжовником, он подумал: « Вот все, что дала мне в конце концов жизнь». (Именно так хотел закончить свой рассказ Чехов. А закончил иначе. Прочитаем конец рассказа.)От его трубочки, лежавшей на столе, сильно пахло табачным перегаром, и Буркин долго не спал и все никак не мог понять, откуда этот тяжелый запах. Дождь стучал в окна всю ночь.) - Почему Буркин не спал? Только ли от трубки? Причем здесь дождь?
(У Чехова каждая деталь важна, заметна. Дождь создает пасмурное настроение, пасмурно на душе. Буркин остался глух к рассказу Ивана Иваныча. Они не восприняли рассказ. Зачем нарушать свой покой, свою сытость? Когда так хорошо и уютно.)У Александра Блока есть стихотворение «Сытые», где такие строки:
Пусть доживут свой век привычно –
Нам жаль их сытость разрушать.
Лишь чистым детям неприлично
Их старой скуке подражать.
Это обращение к вам, молодым, чтобы вы не уподобились Николаю Ивановичу. И Чехов обращается к вам, молодым: « Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!»
- Почему А.П.Чехов изменил концовку рассказа?
( В первоначальном варианте конец рассказа выражен слишком прямолинейно. А здесь читатель должен додуматься, что станет с Николаем Иванычем). - А почему так, казалось бы, невыразительно озаглавлен рассказ?
( Крыжовник стал смыслом жизни Николая Ивановича).
Обратимся к индивидуальному заданию по рассказу «Крыжовник».
- Какое значение для раскрытия идейного смысла рассказа имеет данный отрывок?
Иду к дому, а навстречу мне рыжая собака, толстая, похожая на свинью. Вышла из кухни кухарка, голоногая, тоже похожая на свинью. Вхожу к брату, он сидит в постели, колени у него покрыты одеялом; постарел, располнел, обрюзг, щеки, нос и губы тянутся вперед – того и гляди хрюкнет в одеяло.
А теперь обратимся к рассказу «Дама с собачкой».
Второй рассказ, казалось бы, не связан с рассказом «Крыжовник», но у них есть общее.
- Чем перекликаются? Чем похожи?
( Гуров живет такой же жизнью, как и Николай Иванович. Он доволен собой и своей жизнью. Посещает рестораны, клубы, званые обеды, юбилеи, ему лестно, что у него дома бывают известные адвокаты и артисты и что в Докторском клубе он играет в карты с профессором. Гуров – банковский работник, у него все благополучно.) - Что же с ним случилось, что он посмотрел на жизнь по-другому?
( Он полюбил по-настоящему, он прозрел, посмотрел на жизнь другими глазами, почувствовал отвращение к этой жизни.)
- Вспомните слова, которые так возмутили Гурова?
( Осетрина – то с душком! ) - Только ли в прямом смысле употреблены эти слова или это метафора? Что она означает? Найдите это место в рассказе.
( Гурова томило сильное желание поделиться с кем – нибудь своими воспоминаниями. Однажды ночью, выходя из Докторского клуба со своим партнером, чиновником, Гуров не удержался и сказал :- Если б вы знали, с какой очаровательной женщиной я познакомился в Ялте!
И услышал в ответ:
- А давеча вы были правы: осетрина – то с душком!)Обычные слова, которые говорил он раньше. Но здесь эти слова возмутили Гурова, показались унизительными, нечистыми. Какие дикие нравы, какие лица: что за бестолковые ночи, какие неинтересные дни! То, что происходило в душе, не укладывалось в то, что происходило кругом. Он решил ехать к ней.
- Случайно или сознательно Анна Сергеевна согрешила с Гуровым?
( Сознательно. Что говорит о муже Анна Сергеевна ? Муж – лакей. Что означает «лакей»? Лакей - пресмыкается перед людьми, не имеет своих мыслей, никаких духовных порывов.)Обратимся к индивидуальному заданию по рассказу «Дама с собачкой». Разъяснить данную метафору из рассказа «Дама с собачкой».
Гуров не спеша пошел на Старо - Гончарную, отыскал дом. Как раз против дома тянулся забор, серый, длинный, с гвоздями. «От такого забора убежишь», - думал Гуров, поглядывая то на окно, то на забор.
( Анна Сергеевна загнана в клетку, муж – лакей. Она заперта, невозможно оттуда выбраться. Поэтому она вянет и чахнет в этой клетке.)Зачитаем последний абзац.
- Смогут ли Гуров и Анна Сергеевна стать счастливыми? Если нет, то почему?
( Может ли быть счастье в таком обществе? Общество больно, заражено. Островок счастливый не будет. В больном обществе быть счастливым нельзя.) М.Горький так писал о Чехове:
Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней, ее он высмеивал и ее изображал бесстрастным острым пером, умея найти плесень пошлости даже там, где с первого взгляда очень хорошо, удобно, даже с блеском.
- Назовите героя, у которого очень хорошо, удобно, даже с блеском.
А теперь обратимся к высказыванию Владимира Набокова о творчестве А.П.Чехова.
Тип русского интеллигента, русского идеалиста, причудливого и трогательного существа представлен в рассказах Чехова.
Чеховский интеллигент был человеком, сочетавшим глубочайшую порядочность с почти смехотворным неумением осуществить свои идеалы и принципы. Типичный чеховский герой – неудачливый защитник общечеловеческой правды, возложивший на себя бремя, которого он не мог ни вынести, ни сбросить.
Все чеховские рассказы – это непрерывное спотыкание, но спотыкается в них человек, заглядевшийся на звезды. Он всегда несчастен и делает несчастными других; любит не близких, не тех, кто рядом, а дальних.
Они разбивали свои и чужие жизни, были глупы, слабы, суетливы, истеричны; но за всем этим у Чехова слышится: благословенна страна, сумевшая породить такой человеческий тип.
- Перекликаются ли слова В.Набокова с тем, о чем мы говорили сегодня на уроке?
В чеховских рассказах спотыкается человек, заглядевшийся на звезды. Звезды – будущая счастливая жизнь.
Почему страна благословенна?
Россия – единственная страна, где материальное благополучие не стоит на первом месте. Люди мечтают о счастье не только себе, но и другим. Такая страна, по мысли Набокова, благословенна, избрана Богом.
Наш урок подошел к концу. Спасибо всем!
Домашнее задание: сочинение-миниатюра.