Изобразительное искусство Бытовой Жанр


Технологическая карта по изобразительному искусствунатему:
«Бытовой жанр»
1. Ф.И.О. учителя: Никишина Лариса Викторовна
2. Класс: 4 «Г»
3. Предмет: Изобразительное искусство
4.Тема урока: «Бытовой жанр»
5. Место и роль урока в изучаемой теме: открытие новых знаний
6. Цель урока: создать условия для знакомства с новым живописным жанром -бытовым и репродукциями картин этого жанра.
7.Задачи:
Образовательные: способствовать формированию знаний о бытовом жанре, познакомить с репродукциями картин этого жанра;
Развивающие: содействовать развитию наблюдательность, творческую активность;
Воспитательные: способствовать воспитанию у учащихся эстетический вкус, активизировать познавательный интерес к окружающему миру.
Тип урока: комбинированный
8. Оборудование: альбом, карандаш, краски;
9. Характеристика этапов урока
Ход урока
Этапы урока
Деятельность
учителя
ДеятельностьучениковПланируемые результаты
Время
Предметные УУД I. Организация класса на работу 1 мин
Мотивировать учащихся к учебной деятельности.
Здравствуйте,- Вот звонок нам дал сигнал,Поработать час настал.Даром время не теряем,И работать начинаем.
Проверка готовности класса к уроку
- Перед началом работы прошу своих художников проверить готовность:    лист бумаги, краски, кисти, воду.
Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность.
Коммуникативные
вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
II. Формулирование темы урока, постановка цели
Вводная 3-5 мин.
Организовать формулирование темы и цели урока учащимися Какие жанры изобразительного искусства вы знаете?
-Что такое натюрморт?
- Что такое пейзаж?
-Сегодня мы познакомимся с еще одним жанром, с каким жанром мы познакомимся сегодня, вы должны отгадать по описанию.
Он изображает разные стороны человека: труд и отдых, праздники и будни, забавы и серьезные занятия.
- Что за жанр, догадались? ( Бытовой жанр)
   -  Тема нашего урока так и звучит
Портрет: Бытовой жанр
А что такое быт?
  
К бытовому жанру относят:Бытовая (жанровая) живопись; графика;скульптура, преимущественно небольших размеров. (слайды).
Натюрморт, пейзаж, портрет
Это изображение фруктов, овощей, разных предметов
Это изображение природы
Бытовой жанр
БЫТ - уклад повседневной жизни, внепроизводственная сфера, включающая как удовлетворение материальных потребностей людей (в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья), так и освоение духовных благ, культуры, общение, отдыхРегулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя или самостоятельно, после предварительногообсуждения (3-4 кл.); совместносучителем выявлятьиформулироватьучебнуюпроблему. III. Усвоение новых знаний (10-12 мин.)
-Родина бытового жанра, как и натюрморта, – Голландия ХVII века. В наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства, хотя еще совсем недавно, считался низким, недостойным внимания художника. Перед вами картина Константина Сомова, «Зима. Каток». На картине мы видим как молодые люди катаются. Кто-то падает. Молодой человек на переднем плане, посматривает на свое пальто как будто зацепился. По тротуару прогуливается пара с собачкой.
слайд.
Кугач Юрий Петрович «В субботу». На картине мы видим субботний день-выходной. Все дома. Занимаются своими делами.
-Один из представителей бытового жанра, является Павел Андреевич Федотов-русский живописец и график. Сюжеты своих картин он брал преимущественно из повседневной жизни, подмечая в ней достойное осмеяния и изображая все малейшие подробности обстановки с поразительной верностью. 
-Давайте, рассмотрим несколько его картин, бытового жанра.
Одна из картин «Сватовство майора»
Перед нами открывается комната купеческого дома, в которой происходят спешные, последние приготовления к встрече жениха. Для своей картины он выбрал самый напряженный момент, когда все чувства и помыслы этих людей обнажаются, проявляясь со всей полнотой и искренностью. Вот взволнованная, разряженная невеста, засмущавшись, спешит убежать из комнаты. Ей, конечно же, было известно о приходе жениха. О чем, как не об этом, говорят и ее дорогое платье, и жемчужное ожерелье, и только что сделанная прическа. Она и убегает не столько от вполне естественного волнения, сколько от желания продемонстрировать девичью робость и скромность.
К счастью, маменька вовремя успевает схватить ее за платье («Умная мать за платье — хвать!»), так как на пороге уже появляется сваха в нарядном парчовом платье и с лукаво-веселой улыбкой сообщает о приезде жениха.
 Павел Федотов умело, использует вещи, заставляет их говорить. Предметы в его картинах всегда написаны с поразительным умением и точностью.
-Сегодня и мы поработаем в данном жанре. -Слушают учителя, знакомятся с репродукции художников, выполненные в бытовом жанре.
Формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Познавательные УУД:
искатьиотбирать источникиинформации, добыватьновыезнания, делать выводы и обобщения, перерабатыватьполученнуюинформацию и преобразовыватьее из одной формывдругую.Коммуникативные УУД:вступатьвбеседуиобсуждение,донестисвою позициюдо других, слушатьипониматьречь других,
уметь сотрудничать, уважительноотноситьсякпозициидругого;
высказывать суждения о художественных особенностях произведений.
Регулятивные УУД:учитьсявысказыватьсвоёпредположение(версию)наоснове коллективногообсуждениязаданийЛичностные УУД:
Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям) IV. Организация рабочего места 1-2 мин.
Проверяет готовность обучающихся к уроку: выясняет наличие материалов, инструментов и приспособлений.
Проводит инструктаж по размещению оборудования на рабочем столе; выявляет режущие и колющие инструменты; обучает правилам безопасной работы режущими и колющими инструментами.
- Нам понадобятся: альбом, акварель гуашь, фломастеры
- Чтобы не испачкать парту постелем клеёнку.
- Расположите альбом перед собой. Справа воду, краски и кисть, карандаши и ластик.
ПРАВИЛА РАБОТЫ С КРАСКАМИ
Чистой водичкой подготовить и смочить краски (напоить краски водой);
Смешение красок производить на палитре (белой бумаге) не забывая промывать кисти;
Ровно закрывать поверхность фона и персонажей в композиции;
В конце работы вымыть кисточку, не оставлять в банке с водой, а вытереть тряпочкой;
По окончании работы краски, карандаш уберите в коробки или в пенал.
Оборудуют рабочий стол в соответствии с требованиями. Включаются в обсуждение правил безопасной работы с материалами и инструментами Уметь:организовыватьрабочееместо и поддерживатьпорядокна нём во времяработы.
Регулятивные УУД: учиться готовитьрабочееместо, объяснятьвыбор наиболееподходящего оборудования для выполнениязадания. V. Практическая работа 20-25 мин.
Самостоятельная работа учащихся -Ваша задача будет нарисовать композицию на тему будничной человеческой жизни. Постарайтесь выбрать интересные моменты из повседневной жизни например: Завтрак, На уроке, Игры во дворе.
Можете приступать к работе.
После того как вы нарисуете в карандаше. Приступайте к работе в цвете. Цвета берите чистые, яркие. Постарайтесь цветом выделить главного героя. Примеры работ вам представлены на доске.
Выполняют практическую работу самостоятельно или под руководством учителя,
осуществляют самопроверку с опорой на образец и предметную карту Уметь:
Выполнять:
— изображение,
используя алгоритм;
Применять изученные художественные техники при создании проекта; Реализовыватьтворческий замыселвсоответствиис заданнымиусловиями. Регулятивные УУД: учиться проговариватьпоследовательностьдействийнауроке;выполнятьпрактическую работупо плану в соответствии с замыслом; корректировать свои действия.
Личностные УУД:
Развивать самостоятельность в поиске решений различных изобразительных задач; овладевать различными приемами и техниками изобразительной деятельности, уметь использовать их для создания красивых вещей или их украшения VI. Подведение итога урока. Рефлексия. 3 мин.
Организует выставку работ детей, их обсуждение; проводит анализ типичных ошибок и способов их устранения; отмечает творческий подход, оригинальность решения, цветовой строй, аккуратность и др. качества;
выставляет оценки всем учащимся за выполненную работу; выясняет, что узнали нового на уроке, чему научились.
Организует самооценку учебной деятельности.
Организует выставку рисунков по рядам.
- Все нарисовали, кто не дорисовал, вы сможете это сделать дома.
- А теперь проведём выставку рисунков.
- Выйдете первый ряд. Посмотрим, как вы нарисовали птицу. Молодцы! Ваши работы хорошие.
- Ребята, чья работа, по вашему мнению аккуратней всего? Эти ребята молодцы, они получают смайлики (отлично). А остальные выполнили тоже хорошо свои работы, но у них есть некоторые недочёты, поэтому вам стоит немножко доработать свои рисунки или выполнять их более аккуратно. Вы получаете смайлики (хорошо).
Выходят 2 и 3 ряд. Демонстрируют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и самооценку учебной деятельности Регулятивные УУД: учитьсясовместносучителеми другимиученикамидаватьэмоциональнуюоценкудеятельности классанауроке; вдиалогесучителемучитьсявырабатыватькритерииоценки иопределятьстепеньуспешностивыполнениясвоейработыиработывсех,исходяизимеющихсякритериев; проводить презентацию своего проекта. VII. Уборка рабочих мест 2 мин.
Организует индивидуальное наведение порядка на рабочих местах,
- А теперь пора убирать свои рабочие места. Воду нужно сходить вылить, промыть кисточки, убрать клеёнку со стола. Наводят порядок на рабочем столе Регулятивные УУД: учиться быстро и организованно убирать рабочееместо