Конспект урока Суровая правда о войне в лирике П.Н.Шубина


Тема урока: «Суровая правда о войне в лирике П.Н.Шубина»
Цель: познакомить с личностью П.Н.Шубина и его стихотворениями о войне; проследить, как раскрывается суровая правда о войне в лирике поэта-фронтовика.
Задачи: совершенствование умения анализировать поэтический текст;
развитие умений обобщать путем сравнения, решать проблемы, оперировать понятиями и рассуждать;
формирование нравственных, патриотических качеств личности, предполагающих свободный, аргументированный выбор личностной патриотической позиции.
Ход урока:
(На перемене звучит песня «Волховская застольная») Слайд 1.
1.Организационный этап урока.
– Здравствуйте, ребята. Наш урок начался сегодня с песни. Как вы думаете, когда она была написана? Почему именно эту песню я выбрала? Какую знаменательную дату отмечает в этом году наша страна?
– Внимание на экран. (Демонстрируется ролик «Осквернение памятника») Слайд 2.
– Как вы относитесь к увиденному? Почему так происходит? Из каких источников вы черпаете знания о Великой Отечественной войне?
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
– На предыдущих уроках мы познакомились с поэмой А.Т.Твардовского «Василий Тёркин». В качестве домашнего задания вам было предложено выучить отрывок из поэмы или подготовить письменный ответ на вопрос: какую страшную правду о войне вы узнали из поэмы А.Т.Твардовского «Василий Тёркин».
(Дети читают наизусть отрывки из поэмы А.Т.Твардовского «Василий Тёркин» и сочинения.)
3. Создание проблемной ситуации. Целеполагание.
– А какие ещё произведения о Великой Отечественной войне вы читали? Какая тема будет в центре внимания на уроке? Какова будет цель нашего урока?
4. Новое знание.
– Литература неизменно выступает как хранитель памяти поколений. С особой силой это проявляется в произведениях, запечатлевших героические страницы жизни нации. Никогда связь искусства с жизнью народа, сила воздействия писательского слова на события огромного исторического значения не проявлялись так наглядно и так впечатляюще, как в годы войны. Произведения, созданные в годы войны, обладают ныне силой документа – прямого свидетельства непосредственного участника событий. На этом уроке мы продолжим узнавать суровую правду о войне, и стихотворения нашего земляка помогут в этом. Отгадайте кроссворд и узнаете фамилию поэта-фронтовика, творчество которого мы будем изучать на уроке. (Дети выполняют задание в парах, заполняют маршрутный лист урока.) Слайд 3.
– Итак, сегодня на уроке мы прикоснёмся к творчеству поэта П.Н.Шубина. Именно он является автором текста песни «Волховская застольная». Слайд 4.
– Каким человеком был П.Н.Шубин? Почему большая часть его произведений посвящена теме Великой Отечественной войны? Об этом узнаем, заслушав представителя информационной группы, которая выполняла проект «Жизненный путь П.Н.Шубина». (Дети систематизируют информацию, заполняя таблицу «Жизненный путь П.Н.Шубина».)
Слайды 5-13.
– Какие факты биографии поэта показались вам особенно интересными? Почему?
– А теперь обратимся к творчеству поэта. Группа аналитиков изучила статью учебного пособия, систематизировала материал и оформила его в виде презентации.
Слайды 14-20.
– Какая тема стала ведущей в лирике П.Н.Шубина. Почему?
– Лирика военных лет – это правдивая летопись времени. И именно здесь прослеживается развитие событий не только в историческом аспекте. Лирика открывает перед нами границы времени, показывает настроение, духовное состояние людей, чем, как, ради чего они жили, боролись и победили в этой войне. Сейчас вы познакомитесь с самыми известными стихотворениями П.Н.Шубина, проанализируете их и ответите на вопрос: какую суровую правду о войне узнали, прочитав произведения поэта-фронтовика.
Работа в группах. (Дети анализируют стихотворения «Полмига», «Атака», «Солдат».)
– Что объединяет эти стихотворения? Какую суровую правду о войне вы узнали? О чём заставляют задуматься эти произведения?
5. Рефлексия. Составление синквейна. Слайд 21.
Вариант 1. Лирический герой Шубина
Вариант 2. Война в поэзии Шубина
Вариант 3. Память о войне
(Дети работают в группах)
– Сегодня мы благодарим тех, кому обязаны счастьем жить на Земле, тех, кто отстоял наши жизни на полях сражений. А поэзия П.Н.Шубина помогает нам понять, какой ценой досталась победа в этой страшной войне. Наш урок подходит к концу, я прошу вас проанализировать свою работу на уроке и заполнить последнюю таблицу маршрутного листа. (Самооценка работы на уроке)
6. Домашнее задание. Слайд 22.
Вариант 1. Выучить наизусть стихотворение П.Н.Шубина.
Вариант 2. Написать сочинение-рассуждение «О чём заставляет задуматься поэзия П.Н.Шубина?»
Вариант 3. Составить текст к экспозиции музея, посвящённой П.Н.Шубину.
7. Итог урока. Выставление отметок.
На перемене звучит песня «Волховская застольная»
Приложение №1.
Маршрутный лист урока
учени____________________________________________________________
Тема урока:______________________________________________________
Задание №1. Разгадайте кроссворд и вы узнаете фамилию поэта-фронтовика, стихотворения которого мы будем анализировать на уроке.
По горизонтали:
Русский, советский писатель, автор произведений о природе (1873-1954). Учился в Елецкой гимназии, но из-за конфликта с учителем был отчислен.
Село Чаплыгинского района Липецкой области, родина первой русской поэтессы А.П.Буниной (1774-1829) и русского географа, ботаника, статиста П.П.Семёнова - Тян- Шанского.
Русский писатель и поэт (1870-1953), провёл детские и подростковые годы в деревне  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B7%D1%91%D1%80%D0%BA%D0%B8_(%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%89%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5)" \o "Озёрки (Петрищевское сельское поселение)" Озёрки Становлянского района Липецкой области, первый отечественный лауреат Нобелевской премии по литературе.
Известный русский писатель и поэт (1799-1837), предки которого по материнской линии связаны с Липецким краем (Капитанщино, Коренёвщино).
Старинный город в Липецкой области, который славился своими конными ярмарками. Упоминается в произведениях И.С. Тургенева, И.А.Бунина, М.М.Пришвина.
1. 2. 3. 4. 5. Задание №2. Прослушайте сообщение о П.Н. Шубине и заполните таблицу.
Периоды жизни Факты биографии
детство юность молодость годы войны (1941-1945) послевоенные годы
(1945-1951) Задание №3. Определите тематику лирики П.Н. Шубина.
1.
2.
3.
4.
Задание №4. Проанализируйте стихотворение П.Н.Шубина.
История создания стихотворения.
Какова тема стихотворения?
Какие картины возникают в вашем воображении при чтении этого стихотворения?

Каким вы представляете себе лирического героя?   Что можете сказать о его внутреннем мире, чувствах, устремлениях?
Какие наиболее яркие изобразительно-выразительные средства использует автор, чтобы рассказать правду о войне?
Какие чувства вызывает стихотворение?

Задание №5. Составьте синквейн.
Задание №6. Проанализируйте свою работу на уроке и заполните таблицу.
Сегодня на уроке
я узнал я понял меня заинтересовало вызвало затруднение моя оценка