Урок по физике М. В. Ломоносов — наш первый университет (11 класс)


Урок-конференция по физике, посвященный году литературы
Тема: «М.В. Ломоносов – наш первый университет»
Дата проведения: апрель 2015 года
Учитель: Назарова Дамира Рафхатовна
Место работы: ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат №13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
«Ломоносову по необъятности его интересов принадлежит одно из самых видных мест в истории человечества»
С.И. Вавилов
Цельурока:
знакомство с этапами жизни М.В. Ломоносова – великого русского ученного;
воспитание духовно-нравственных ценностей обучающихся на основе базовых национальных ценностей.
Задачи урока:
развивать самостоятельность при подготовке материала о великом русском ученом;
повторить ранее изученные материалы о М.В. Ломоносове;
обобщить и систематизировать знания о великом русском ученом;
научить организации коллективной работы;
сформировать чувства патриотизма, национальной гордости и любви к Родине.
научить оценивать значение вклада Российского ученого в развитие мировой науки;
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
Личностные:
развитие исполнительности и самостоятельности при подготовке материала о великом русском ученом.
Познавательные:
развитие познавательного интереса обучающихся к истории Отечества.
Регулятивные:
формирование умения ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы.
Коммуникативные:
формирование дружелюбия и способности к взаимодействию с другими.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
приобретение опыта самостоятельного поиска информации (сбор, систематизация, хранение, использование);
овладение навыками постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности;
формирование умения строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
формирование умения работать в группе со сверстниками, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников;
освоение умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать мысли и способности выслушивать собеседника;
Актуальность:
Одним из продуктивных способов возрождения духовно-нравственного воспитания является обращение к потенциалу наследия в истории России. Именно по принципу историзма выработан в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России национальный воспитательный идеал.
Практическая значимость:
На примере научных поисков российского ученого, преодолевающего невероятные трудности на пути к поставленной цели в жизни во имя науки и Отечества, привлечь интерес учащихся к собственному образованию и развитию.
Социальный эффект:
Воспитание чувства уважения к истории нашей Родины, развитие гражданственности и патриотизма.
Ожидаемые результаты:
В ходе классного часа обучающиеся представляют подготовленные мини-проекты с помощью приготовленных сообщений на бумаге и мультимедийных презентаций.
Перспективы развития данного проекта:
Работа над данным проектом имеет перспективы на дальнейшее развитие. Планируется работа над классными часами, посвященными Санкт-Петербургу, созданию Российской Академии наук, созданию Московского университета.
Оборудование занятия:
Проекционная система (проектор, экран), компьютер, электронная презентация. Портрет М.В.Ломоносова, цветные иллюстрации с изображением поморской деревни, мозаичных картин М.В.Ломоносова, высказывания М.В.Ломоносова о науках.
План урока-конференции
Вступление.
1. Краткая биография великого ученого. Фильм о М.В. Ломоносове.
2. М.В. Ломоносов и развитие отечественной литературы и языка.
3. Открытия М.В. Ломоносова в области астрономии.
4. М.В. Ломоносов и развитие отечественной физики.
5. М.В. Ломоносов и развитие отечественной химии.
6. Деятельность М.В. Ломоносова как организатора российской системы образования.
7. Заключение.
Ход урока:
1. Организационный момент. Просмотр фильма о М.В. Ломоносове.
2. Вступительное слово учителя.
Учитель.
Слайд 1
Наш урок физики мы посвящаем году литературы. Сегодня мы будем говорить о М.В. Ломоносове. Он сделал все возможное, чтобы заложить основы новой русской литературе, но внес большой вклад в развитие русской науки.
Слайд 2
«С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом …»
(В.Г. Белинский).
Первое произведение он посвятил взятию крепости Хотин русскими войсками.
Слайд 3
Из памяти изгрызли годы,
За что и кто в Хотине пал,
Но первый звук Хотинской оды
Нам первым криком жизни стал.
В тот день на холмы снеговые
Камена русская взошла
И дивный голос свой впервые
Далеким сестрам подала.
Учитель.
Слайд 4
Эти строки написал в 1938 году Владиславом Ходасевичем. Хотин расположен в современной Украине. В 18 веке этот городок был частью Османской империи. 19 августа 1739 года эта крепость была завоевана российскими войсками.
Слайд 5
Пушкин писал о Ломоносове: «между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения; он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
Слайд 6
В то же время М.В. Ломоносов работал в области геологии и металлургии, истории и химии, физики и астрономии.
В Утреннем размышлении о божием величестве Ломоносов пишет о своих наблюдениях за Солнцем
Презентация1 УТРЕННЕЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ О БОЖИЕМ ВЕЛИЧЕСТВЕ
Ученик 1.
Уже прекрасное светило
Простерло блеск свой по земли
И божие дела открыло:
Мой дух, с веселием внемли;
Чудяся ясным толь лучам,
Представь, каков зиждитель сам!
Когда бы смертным толь высоко
Возможно было возлететь,
Чтоб к солнцу бренно наше око
Могло, приблизившись, воззреть,
Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно Океан.
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят
Презентация 2 Как М.В. Ломоносов открыл атмосферу Венеры
Ученик 2
Слайд 1
Среди историков бытует мнение, что именно астрономия пробудила у юного Ломоносова интерес к знаниям. Одно из главных его открытий - обнаружение атмосферы планеты Венера - было связано именно с астрономией.
Слайд 2
Венера — ближайшая соседка Земли по Солнечной системе. На ночном небосклоне она выглядит яркой звездой, которая загорается одной из первых. Как и наша планета, Венера обращается вокруг Солнца, но расположена от него на меньшем расстоянии. От земного шара ее отделяет всего около 41 млн. км, что по космическим меркам считается небольшим расстоянием.
Слайд 3
Поэтому время от времени можно наблюдать прохождение Венеры в космическом пространстве между Землей и Солнцем. Ломоносов принял непосредственное участие в изучении уникального астрономического явления. 6 июня 1761 г. он сделал наиболее успешные астрономические наблюдения, воспользовавшись для этой цели обыкновенной подзорной трубой с закопченным стеклом. Обо всем увиденном он делал подробные записи в дневнике.
Десятки опытных астрономов в разных странах наблюдали редкое явление природы, но ни один из них не заметил того, что открылось российскому ученому.
Слайд 4
М.В. Ломоносов увидел, что в момент, когда Венера приблизилась к солнечному диску, вокруг нее образовался чуть различимый светящийся ободок, а ее диск как бы затуманился. То же самое (только более отчетливо) он наблюдал, когда Венера уходила с солнечного диска. Ломоносов смог «узреть» атмосферу Венеры, когда солнечные лучи проходили из менее плотной оптической среды (безвоздушного пространства) в более плотную. В результате этих наблюдений Ломоносов пришел к однозначному выводу: «Планета Венера окружена знатною воздушною атмосферою, таковою какова обливается около нашего шара земного».
Он значительно опередил европейцев: только через 30 лет немец И. Шретер и англичанин У. Гершель смогли вторично обнаружить атмосферу Венеры. Они пользовались более совершенными оптическими приборами, в которых М.В. Ломоносов не испытывал нужды, поскольку знал результат заранее.
Слайд 5
Благодаря современным автоматическим аппаратам ученые смогли еще раз убедиться в наличии воздушной оболочки у Венеры. Планета обладает очень плотной атмосферой, которая на 97% состоит из углекислого газа (С02). Из-за мощного парникового эффекта температура на поверхности Венеры достигает 500 С.
Слайд 6
Оранжево-желтые облака Венеры очень сухи. Дождя как такового там не бывает, зато молнии и гром будоражат раскаленную планету. Такие условия не позволяют надеяться на зарождение жизни (пусть даже в примитивной форме) на Венере.
Слайд 7
Но это нисколько не умаляет значения открытия, сделанного М.В. Ломоносовым задолго до наступления эпохи научно-технической революции.
Учитель.
Слайд 8
Не однажды занимался он наблюдением звезд, наблюдая в сконструированную им «ночезрительную» трубу. О чем написал в Вечернем размышлении о божием величестве
Презентация3 ВЕЧЕРНЕЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ О БОЖИЕМ ВЕЛИЧЕСТВЕ
Ученик 3
Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!
Уста премудрых нам гласят:
Там разных множество светов;
Несчетны солнца там горят,
Народы там и круг веков:
Для общей славы божества
Там равна сила естества.
Учитель.
Слайд 10
М.В. Ломоносов внес огромный вклад в развитие физической науки. Например, Молекулярно-кинетической теории тепла.
Презентация4 Молекулярно-кинетическая теория тепла
Ученик 4
Слайд 1
Молекулярно-кинетическая теория тепла
Слайд 2
Одним из наиболее выдающихся естественнонаучных достижений Ломоносова является его молекулярно-кинетическая теория тепла.В середине XVIII века в европейской науке господствовала теория теплорода.
Слайд 3
Согласно которой в физических телах содержится теплород — невесомая, невидимая и неуничтожимая жидкость, способная перетекать от одного тела к другому. Считалось, чем больше теплорода в теле, тем выше его температура. Известно, что если горячее и холодное тела привести в контакт, то спустя некоторое время между ними установится тепловое равновесие — оба тела будут иметь одинаковую температуру. С позиции данной теории это объяснялось как перетекание теплорода от горячего тела к холодному до тех пор, пока его содержание в обоих телах не станет равным.
Слайд 4
Альтернативой теории теплорода стала молекулярно-кинетическая теория, сторонником которой был М. В. Ломоносов. Она связывала теплоту с движением молекул, но содержала в то время лишь качественные представления и поэтому не имела преимуществ перед простой и наглядной теорией теплорода.
Слайд 5
Вот логические выводы Ломоносова, по которым, «достаточное основание теплоты заключается»:1. «в движении какой-то материи» — так как «при прекращении движения уменьшается и теплота», а «движение не может произойти без материи»; 2. «во внутреннем движении материи», так как недоступно чувствам; 3. «во внутреннем движении собственной материи» тел, то есть «не посторонней»; 4. «во вращательном движении частиц собственной материи тел», так как «существуют весьма горячие тела без» двух других видов движения «внутреннего поступательного и колебательного», напр. раскалённый камень покоится (нет поступательного движения) и не плавится (нет колебательного движения частиц). «Таким образом, мы доказали что причиною теплоты является внутреннее вращательное движение связанной материи».
Слайд 6
Эти рассуждения имели огромный резонанс в европейской науке. Теория, как и полагается, более критиковалась, нежели принималась учеными. Основной заслугой кинетической теории тепла Ломоносова является придание понятию движения более глубокой физической значимости.
Учитель.
Слайд 11
Ломоносов является сторонником гелиоцентрической системы мира. О чем пишет в произведении о двух астрономах.
Презентация5 Случились вместе два Астронома в пиру
Ученик 5
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит:
Один Коперник был, другой слыл Птолемей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: "Ты звезд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?"
Он дал такой ответ: "Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг кругом жаркова?"
Учитель.
Слайд 12
Ломоносову принадлежит организация первой в России химической лаборатории. Открытие новой области естествознания – физической химии. М.В. Ломоносов первый заговорил о взаимосвязи химии, математики и физики.
Презентация6 Физическая химия
Ученик 6
Слайд 1
Начало физической химии было положено в середине XVIII века.
Слайд 2
Термин «Физическая химия» принадлежит М. В. Ломоносову, который в 1752 впервые читал студентам Петербургского университета «Курс истинной физической химии». Он даёт такое определение: «Физическая химия — наука, которая должна на основании положений и опытов физических объяснить причину того, что происходит через химические операции в сложных телах».
Слайд 3
М. В. Ломоносов следовал таким принципам во многих направлениях своих исследований: в разработке и практической реализации основанной им же «науки о стекле», в различных опытах, посвящённых подтверждению закона сохранения вещества и силы (движения); — в работах и экспериментах, имеющих отношение к учению о растворах — им была разработана обширная программа исследований настоящего физико-химического феномена, находящаяся в процессе развития до настоящего времени.Слайд 4
При помощи физики в химию были введены вес, мера, число, и последняя превратилась в точную науку, так теперь химия начала проникать все больше в физику, образуя химическую физику.
Слайд 5
Обе науки немыслимы одна без другой и без математики, как это ясно видел Ломоносов, обе дополняют друг друга и ведут к совместным завоеваниям в области неизвестного. Он первый физико-химик, отец физической химии.
Слайд 6
М. В. Ломоносов всюду проводил еще и другую основную мысль, составлявшую краеугольный камень его корпускулярной теории: что мельчайшие частички, - корпускулы, атомы - определяют свойства всех тел, их физическую и химическую природу. Все это развито им в «Слове о пользе химии».
Слайд 7.
Ломоносов впервые дал определение химии как науки.
Учитель.
В 1745 Ломоносов хлопочет о разрешении читать публичные лекции на русском языке; о наборе студентов из семинарий, об умножении переводных книг, о практическом приложении естественных наук. Ломоносов вскоре начинает вести борьбу с иноземными академиками, обвиняя их в умышленном принижении в научных исследованиях русского народа. В оде на день восшествия на Всероссийский престол государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года Ломоносов обращается к подрастающему поколению.
Слайд 13
Презентация 7. ОДА НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА Всероссийский престол государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года
Ученик 7
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренныРаченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
Слайд 14
Михаил Васильевич Ломоносов был выдающимся химиком своего времени.
Ученик 8
Презентация Принцип сохранения материи
Слайд 1
Михайло Васильевич Ломоносов был также выдающимся химиком своего времени.
Слайд 2
В Санкт– Петербургской академии наук он официально занимал должность профессора химии. Эта наука, показывающая, как «из нескольких взятых тел порождаются новые», вела к познанию внутренней структуры материи.
Слайд 3
Длительное время Ломоносов добивался открытия при академии специальной химической лаборатории, без которой было невозможно проведение даже элементарных научных опытов.
Слайд 4
Благодаря его настойчивости, лаборатория, в конце концов, была создана, и, таким образом, возникла база для осуществления эпохального научного открытия – «всеобщего естественного закона», известного также как «закон сохранения материи».
Слайд 5
Его обоснование было впервые дано в письме Ломоносова от 16 июля 1748 года, адресованном великому математику Леонарду Эйлеру. Там, в частности, говорилось: «Все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого.
Слайд 6
Так, сколько материи прибавляется к какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования и т.д. Слайд 7
Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому им двинутому».
Слайд 8
Открытый Ломоносовым закон получил более полное обоснование в его работах: «Об отношении количества материи и веса» (1758) и в «Рассуждении о твердости и жидкости тел» (1760). Обе эти работы были опубликованы на латинском языке, и, следовательно, получили известность за пределами России. Но осознать значение открытия, сделанного Ломоносовым, многие ученые тех лет так и не смогли. 
Учитель. Слайд 15
В настоящее время закон сохранения вещества формулируется следующим образом:
Масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе веществ, образовавшихся в результате реакции.
А закон сохранения движения:
Количество движения замкнутой системы с течением времени не изменяется:
Ломоносов внёс значительный вклад в развитие физической науки. Его активная творческая деятельность была посвящена самым актуальным в то время направлениям физики и смежным с физикой областям: физической химии, геофизике, физике атмосферы, астрономии, минералогии, математической физике, биофизике, метрологии, физике северных сияний.
Учитель.
Слайд 16
Ломоносов внёс огромный вклад в развитие физической науки в России. Ко времени, когда жил и творил Ломоносов, физика уже представляла собой относительно развитую науку со своими теоретическими и экспериментальными особенностями, установленными многими поколениями исследователей. Именно Ломоносов первый перевел с немецкого и издал на русском языке учебник «Физика».
Учитель.
Слайд 17
Еще до Пушкина Ломоносов перевел из Горация
Ученик 9
Я знак бессмертия себе воздвигнул
Слайд 18
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру; но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Учитель.
Слайд 19
В честь Ломоносова был назван первый Российский университет МГУ. Он основан в 1755 году по проекту М.В.Ломоносова.
Учитель.
Слайд 20
Музей М.В. Ломоносова был открыт в Санкт-Петербурге
Учитель.
Слайд 21
Музей М.В. Ломоносова был открыт в деревне Мешанской.
Учитель.
В заключении хотелось бы вспомнить о том наследии, которое оставил для нас М.В. Ломоносов.
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
Учитель.
Слайд 26
Во всех своих трудах Ломоносов применял строго логический метод математики.
Учитель.
Слайд 27
Всем известно высказывание М.В.Ломоносова о математике
«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»
Слайд 28
Слайд 29
Учитель.
Рефлексия:
1. Понравился вам урок?
2. Что нового вы узнали о М.В.Ломоносове?
Фильм: « Гениальный Ломоносов. Заключение»