Урок литературы Миф о Нарциссе 5-6 класс

Тема: Миф о Нарциссе. Прославление любви и красоты, осуждение самодовольства и самовлюбленности.
Цели урока:
Образовательная:
познакомить обучающихся с одним из образцов античной мифологии – мифом о Нарциссе;
формировать ключевые компетенции: коммуникативную, информационную, учебно-познавательную;
формировать умения оценивать собственной деятельности и деятельности своей группы.
Развивающая:
развивать интерес к учебно-исследовательской деятельности с использованием дополнительной литературы;
развивать умение отбирать и анализировать информацию;
развивать образное мышление и культуру общения;
развивать творческие способности обучающихся;
развивать мотивацию: из пассивного слушателя превратиться в активного, целеустремлённого члена группы;
продолжать развитие навыков работы в группе.
Воспитательная:
воспитывать у обучающихся нравственные качества на примере мифа о Нарциссе: прославление любви и красоты, осуждение самодовольства и самовлюбленности.
воспитывать чувство ответственности за порученное дело, толерантность и уважение друг к другу во время совместной творческой работы,
воспитывать сознательность дисциплины;

Тип урока: урок изучения нового материала

Технология - критическое мышление. Стратегия «Шесть шляп мышления»

Оборудование:
Литература: учебник «Русская словесность»; книга Н. А. Кун. «Легенды и мифы Древней Греции»; презентация «Нарцисс», «»Миф о Нарциссе»

Виды работ:
Приветствие
Психологический настрой -
Сообщение темы урока и цели урока – «Миф о Нарциссе» - прославление любви и красоты, осуждение самодовольства и самовлюбленности.
Запись числа и темы
Работа с эпиграфом – слайд 2
Эпиграф – изречение, краткая цитата, стоящая перед произведением или его частью, характеризующая их основную идею
Слайд 3 - чтение учителем –
Откуда ты приходишь, красота?
И для чего её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, сияющий в сосуде?
Н. Заболоцкий
Беседа
Какие мысли у вас возникают при чтении эпиграфа?
Запишите в тетрадь слова, которые у вас ассоциируются со словом «красота».
Давайте послушаем, что вы записали.
Учащиеся зачитывают вслух слова, которые записали (любовь, человек, природа и др.)
Для того чтобы мы с вами смогли ответить на вопрос, который задает в своем стихотворении Заболоцкий, предлагаю вам снова окунуться в античную мифологию и русскую литературу. Для этого сегодня на уроке мы изучим древнегреческий миф о Нарциссе.
Ваше домашнее задание – чтение мифа о Нарциссе в 2-х вариантах: стихотворения А. Блока и миф из сборника Н.Куна «Мифы и легенды Древней Греции»
Слайд 4 – А.Блок – 19 -20 в и Н.Кун –
При чтении возможны слова, лексическое значение вам непонятно, поэтому
Словарная работа - слайд 5
Отрок – мальчик-подросток в возрасте между ребенком и юношей
Сонмище – собрание, множество, сборище
Вахк – бог вина и веселья
Наяды – нимфы рек и ручьев
Стикс – река в царстве мертвых
Шафранный – желто-оранжевый цвет с коричневым оттенком

Анализ мифа
Тема этого мифа? – трагический рассказ о юноше по имени Нарцисс, который умер от самолюбования
Идея мифа? – ответы уч-ся (кратко)

Изучение нового материала
Работать мы будем опять используя метод шести шляп мышления, т.е. надевая шляпу того или иного цвета, мы и выбираем иной способ мышления.

Комплектование в пары, группы «стикер-Конфетка»
Розыгрыш шляп мышления
Вступительное слово учителя:
Вы будете работать в малых группах (3 человека) и в парах. Для каждой группы приготовлено задание. Под * задание повышенно сложности .
Я уверена, что вы все отлично с ним справитесь! Время, за которое вы должны выполнить задание, 15 мин. Работа может проводиться в тетрадях.
Обратите внимание на листы оценивания. Ребята, в листах оценивания в графе «Самооценка», «Взаимооценка» оцените себя и ребят в своей группе в конце урока, а вот в графе «Общее оценивание» оцените работу других групп сразу по ходу урока, после выступления. Это очень важно! нужно слушать внимательно, чтобы оценка была объективной!

Напоминаю о самом методе и его сути

Презентация «Шесть шляп мышления»

Творческая мастерская
Белая шляпа - точно и конкретно вы называете только точные даты, цифры, факты, перечислите события, связанные героями мифа.

Заполните карточку подходящими по смыслу словами
Жил-был . Однажды оракул предрек ему от. Мальчик никого не , кроме
Как-то раз его увидала , но, признавшись ему в любви, получила
Осталась любовь у нимфы, но её тело, и остался лишь
А Нарцисс оставался и отвергал всех.
И вот обиженная нимфа воскликнула ., и Афродита, разгневанная за то, что Нарцисс её дары - , наказала его. Увидев в лесу нетронутый ручей, наклонившись попить воды, он
Изумлен Нарцисс своей красотой, хочет дотронуться, но лишь воды. Отчаявшись, он желает
И остается у ручья, тает от любви к
Прощается с ним Эхо, наяды, нимфы дерев подарили ему Но приготовив погребальный костер, нигде не нашли, а нашли

*** Есть ли фразеологизм, связанный с этим мифом? Найдите из дополнительных источников (фразеологический словарь), что такое нарциссизм?
фразеологизм – нарциссизм – самолюбование

Вывод: легкость при пересказе, доступность изложения и мифа Н. Куна и стихотворения Блока – литературная ценность мифа. Пробуждает интерес к Древней Греции, развивает кругозор, обогащает словарный запас.

«Жёлтая шляпа»  - Сбор положительной информации о событиях, героях, чувствах героев. Если вы выполните задания, то  сможете высказать позитивные суждения о героях, событиях, чувствах героев и мифе в целом.  Не забывайте, что вы  в желтой  шляпе: главное для вас - найти позитивное во всем, вы - ОПТИМИСТЫ!!! Похвалите героя, назовите его положительные стороны, черты характера. Найдите положительное в  героях, ответив на вопросы:
Что можете сказать о внешности юноши, судя по отношению к нему нимф?
Даже после смерти Нарцисс познал счастье
Что вам понравилось в нимфе Эхо и её любви?
Воплощение Нарцисса после смерти – это
Что хорошего несет в себе этот миф?
Вывод: даже после смерти память о Нарциссе осталось в виде цветка. От каждого человека должно оставаться что-то в памяти: дела, поступки и пусть даже цветок как напоминание и урок

"Чёрная шляпа" - сбор критической информации, отметьте отрицательную сторону героя, поругайте его за поступки, которые он совершил. Укажите, с чем вы не согласны.
Ответьте на вопросы, начиная свои суждения со слов: «МЫ СЧИТАЕМ, ЧТО
Юноша заслужил наказание, это видно с самого начала
Эхо и другие нимфы действительно виноваты в смерти юноши
Но Гера была виновата с самого начала в этой истории
Нарцисс не виноват, что не полюбил Эхо. Насильно ?
Афродита справедливо наказала Нарцисса
Нарцисс – теперь это цветок (жизни/смерти)

***Что плохого несет в себе Нарцисс, его самовлюбленность?
Вывод: идея мифа – это бережное отношение к чувствам другого человека, великая ценность любви как таковой. Любовь – это дар богов, она всегда достойна уважения, вне зависимости от того, ответная она или безответная. А пренебрежение любовью всегда будет наказано


"Красная шляпа" - вам, ребята, нужно охарактеризовать героя, указав, какие чувства и эмоции он переживает.
Что чувствовал Нарцисс во время самолюбования у ручья?
Какие  чувства вы испытываете по отношению к Нарциссу в начале и в конце мифа
Мы благодарны древним грекам за этот чудесный миф, потому что мы теперь
***Выберите чувства, эмоции, которые вы встретили по содержанию мифа или испытывали во время чтения и осмысления мифа: великодушие, эгоизм, справедливость, гордость, самоуважение, терпимость, самолюбование и др.
Вывод: Как вы думаете, представления о любви в Древней Греции и в нашем современном мире чем-то отличаются? Нет, любовь одинакова во все времена, но любовь – это вся жизнь

"Зелёная шляпа" – Если вы выполните задания, то  сможете высказать новые идеи, предложения, проявить свои творческие способности.  Не забывайте, что вы в  зеленой   шляпе: главное для вас – найти НОВЫЕ идеи в решении проблемы, высказать творческие суждения. Вы – ТВОРЦЫ!!!

Как вы думаете, почему Нарцисс превратился именно в белый цветок, белый цветок?
Придумайте свой финал мифа.  
Что было бы с мифом, сюжетом, если бы Древняя Греция была пустыней или, наоборот, произошло наводнение?
***Составьте предложение из слов: которая, становится, красота, эгоизм, разрушительной, порождает, бесполезной, и.

Ответ: красота, которая порождает эгоизм, становится бесполезной и разрушительной.

Вывод: Белый цвет, белый цветок – символ траура в греческой мифологии. Это символ того, что каждый, кто замыкается в себе, любит только себя, пренебрегая чувствами других, закончит свою жизнь трагически.


"Синяя шляпа" - вы должны подвести итог работы всех шляп, сделать выводы.
Какая судьба, по вашему мнению, ждала Эхо, если бы Нарцисс ответил ей взаимностью, а потом увидел себя в отражении ручья.
Встречались ли такие люди Нарциссы вашей жизни, в жизни ваших знакомых, в литературных произведениях?
***Докажите, что красота – это не главное качество в человеке;

какой ответ вам показался наиболее удачным,
какие вопросы были трудными

ФИЗМИНУТКА

Обращение к эпиграфу.
Как теперь вы понимаете слова о красоте? Пустым сосудом или огнем в сосуде является красота?
Ответы уч-ся -
Вывод:  из мифа о Нарциссе мы поняли, что красота дана человеку в сочетании с высокой нравственностью (Нравственность – правила, определяющие поведение: духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил) она великая спасительная сила. Красота, которая порождает эгоизм, становится бесполезной и разрушительной. Любовь, верность, доброта, честность почитались во все времена. А самолюбование, душевная черствость, гордость, безразличие осуждалось, порицалось не только в мифах, но и зачастую наказывается самой жизнью.

Проблемный вопрос – замечательный вывод мы подвели, осудили самовлюбленность Нарцисса, доказали, что самолюбование – это плохо, узнали, из каких качества состоит красота внутреннего мира. НО есть такое яркое высказывание Ф. Достоевского «Красота спасет мир». И как же быть?
Получается, что все о том, что мы говорили весь урок, не совсем верно? Значит и красота внешняя важна?

Я вам помогу. Я предлагаю составные внешней красоты – то, что можно увидеть, услышать, понюхать, попробовать на вкус, а вы либо соглашаетесь, либо мы потом вместе откажемся от своей точки зрения. Итак, входит ли в понятие КРАСОТА

Красота тела – спорт, опрятность, аккуратность, внешняя ухоженность .
Красота на бытовом уровне – интерьер, стильная одежда, сервировка стола
Красота в природе – закаты и восходы, снегопад, облака, водопад,
Красота речи – культура речи
Красота отношений – порядочность, тактичность.

Такой же вывод?
«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» А. Чехов

Рефлексия – предлагаю вам продолжить фразу:
Для меня на уроке самым интересным было
Для меня на уроке самым трудным было

Далее выйти к доске и поставить свою точку в «Мишени успеха»
Интересно, но не все понятно
Трудно, непонятно
Понятно, интересно, узнал (а) много нового
Я молодец!!! (интересно, понятно)

Оценивание Ребята, а сейчас в листах оценивания в графе «Самооценка» оцените себя, в графе «Взаимооценка» одноклассника своей группы, в графе «Общее оценивание» оцените работу других групп, сдайте листы мне. Вы сегодня все хорошо поработали. Оценки выставлю после проверки Листов оценивания!

Домашнее задание
«Язон и аргонавты» - чтение мифа

В подарок – презентация
Я сомневаюсь, что вы имели представление о Нарциссе как о человеке, герое мифа. Скорее всего, вы чаще сталкивались с другим его значением – цветок? Так?
Действительно, нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы.
Названия цветов приходили к нам из разных стран, но все рекорды бьет Древняя Греция. Да оно и понятно, здесь процветал культ красоты, и каждое из прекраснейших творений природы порождало прекраснейшую легенду.
Цветок нарцисс, о котором мы будем сегодня говорить, в разные времена имел разное значение. В Греции он считался цветком погибших, в Риме – цветком победы, в Швейцарии в честь него устраивали праздник, а в Англии нарциссом увлекаются, как в Голландии тюльпанами.

Презентация «Нарцисс»
Благодарность за урок

Лист оценивания (фамилия, имя) _____________________ (цвет твоей шляпы________)

Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале

По 5-балльной шкале





Белая шляпа




Черная шляпа




Красная шляпа




Желтая шляпа




Зеленая шляпа




Синяя шляпа






Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________

Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале

По 5-балльной шкале





Белая шляпа




Черная шляпа




Красная шляпа




Желтая шляпа




Зеленая шляпа




Синяя шляпа






Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________

Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале

По 5-балльной шкале





Белая шляпа




Черная шляпа




Красная шляпа




Желтая шляпа




Зеленая шляпа




Синяя шляпа






Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________

Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале

По 5-балльной шкале





Белая шляпа




Черная шляпа




Красная шляпа




Желтая шляпа




Зеленая шляпа




Синяя шляпа





Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________

Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале

По 5-балльной шкале





Белая шляпа




Черная шляпа




Красная шляпа




Желтая шляпа




Зеленая шляпа




Синяя шляпа






Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________

Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале

По 5-балльной шкале





Белая шляпа




Черная шляпа




Красная шляпа




Желтая шляпа




Зеленая шляпа




Синяя шляпа






Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________

Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале

По 5-балльной шкале





Белая шляпа




Черная шляпа




Красная шляпа




Желтая шляпа




Зеленая шляпа




Синяя шляпа






Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________

Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале

По 5-балльной шкале





Белая шляпа




Черная шляпа




Красная шляпа




Желтая шляпа




Зеленая шляпа




Синяя шляпа



Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________

Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале

По 5-балльной шкале





Белая шляпа




Черная шляпа




Красная шляпа




Желтая шляпа




Зеленая шляпа




Синяя шляпа






Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________

Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале

По 5-балльной шкале





Белая шляпа




Черная шляпа




Красная шляпа




Желтая шляпа




Зеленая шляпа




Синяя шляпа






Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________

Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале

По 5-балльной шкале





Белая шляпа




Черная шляпа




Красная шляпа




Желтая шляпа




Зеленая шляпа




Синяя шляпа






Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________

Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале

По 5-балльной шкале





Белая шляпа




Черная шляпа




Красная шляпа




Желтая шляпа




Зеленая шляпа




Синяя шляпа




Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________

Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале

По 5-балльной шкале





Белая шляпа




Черная шляпа




Красная шляпа




Желтая шляпа




Зеленая шляпа




Синяя шляпа





Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________

Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале

По 5-балльной шкале





Белая шляпа




Черная шляпа




Красная шляпа




Желтая шляпа




Зеленая шляпа




Синяя шляпа






Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________

Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале

По 5-балльной шкале





Белая шляпа




Черная шляпа




Красная шляпа




Желтая шляпа




Зеленая шляпа




Синяя шляпа






Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________

Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале

По 5-балльной шкале





Белая шляпа




Черная шляпа




Красная шляпа




Желтая шляпа




Зеленая шляпа




Синяя шляпа




Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________

Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале

По 5-балльной шкале





Белая шляпа




Черная шляпа




Красная шляпа




Желтая шляпа




Зеленая шляпа




Синяя шляпа





Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________

Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале

По 5-балльной шкале





Белая шляпа




Черная шляпа




Красная шляпа




Желтая шляпа




Зеленая шляпа




Синяя шляпа







Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________

Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале

По 5-балльной шкале





Белая шляпа




Черная шляпа




Красная шляпа




Желтая шляпа




Зеленая шляпа




Синяя шляпа





Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________

Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале

По 5-балльной шкале





Белая шляпа




Черная шляпа




Красная шляпа




Желтая шляпа




Зеленая шляпа




Синяя шляпа



Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________

Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале

По 5-балльной шкале





Белая шляпа




Черная шляпа




Красная шляпа




Желтая шляпа




Зеленая шляпа




Синяя шляпа





Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________

Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале

По 5-балльной шкале





Белая шляпа




Черная шляпа




Красная шляпа




Желтая шляпа




Зеленая шляпа




Синяя шляпа







Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________

Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале

По 5-балльной шкале





Белая шляпа




Черная шляпа




Красная шляпа




Желтая шляпа




Зеленая шляпа




Синяя шляпа





Лист оценивания (фамилия, имя) _________________________

Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание групп
По 5-балльной шкале

По 5-балльной шкале





Белая шляпа




Черная шляпа




Красная шляпа




Желтая шляпа




Зеленая шляпа




Синяя шляпа



15