М. В. ЛОМОНОСОВ — УЧЕНЫЙ, ПОЭТ, РЕФОРМАТОР РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА.


УРОК - ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ( 9 класс ) НА ТЕМУ:
М. В. ЛОМОНОСОВ - УЧЕНЫЙ, ПОЭТ, РЕФОРМАТОР РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА.
Цели: ознакомить учащихся с жизнью М. В. Ломоносове; Ломоносов — ученый, поэт, реформатор русского языка, стихосложения; познакомить с жанром оды, способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.
Ход урока
1.Организационный момент (отсутствующие, подготовка к уроку)
2. Проверка домашнего задания.
а) устные ответы учащихся по конспекту в тетради:
- дать характеристику периодов русской литературы 18 века.
- какое направление мы называем классицизмом?
- когда и где он зародился?
- каковы его особенности во Франции и в России?
-назовите жанры классицизма и произведения, которые относятся к ним.
3. Презентация.
1 слайд: Рассказ учителя о Ломоносове.
Вот что писал о Ломоносове А. С. Пушкин: «Он создал первый университет,он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом.(с именем Ломоносов связано открытие первого Московского университета, который сейчас по праву носит имя своего основателя)
Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник; первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, дает законы и образцы классического красноречия , дарит художества мозаическими произведениями и, наконец, открывает нам истинные источники нашего поэтического языка.»
2 слайд:
История человечества знает много разносторонне одаренных людей. И среди них на одно из первых мест надо поставить великого русского ученого М.В. Ломоносова.
Этот человек принадлежит к числу тех людей, которые выразили в своем творчестве потребность отобразить мир во всём его многообразии и синтетической целостности. Ломоносов первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения: оптика и теплота, электричество и тяготение, метеорология и металлургия, история и химия, философия и литература, геология и астрономия- вот те области, в которых ученый оставил свой след.
Сообщение ученика про демографию.
Ломоносов и демография
Ломоносова по праву можно считать родоначальником российской демографии. В работе «О сохранении и размножении российского народа» (1761), собравшей его многочисленные заметки о развитии и благоденствии российского государства, Ломоносов в первую очередь обращает внимание на важнейшую роль демографического фактора в развитии страны, идет ли речь об экономике, науке, искусствах, политике и т.д. Не случайно он начинает так: «Начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей». Эта работа была написана в форме письма И.И. Шувалову и распространялась только в списках, так как содержала серьезную критику церковных обрядов и обычаев. Впервые этот труд частично был опубликован лишь в 1819 году, в «Журнале древней и новой словесности», а полный текст – в 1871 году в издании «Беседы в обществе Российской словесности». Ломоносов рассматривал в медико-биологическом и в социальном плане ключевые демографические проблемы. Рассуждая об увеличении численности населения России, он подробно останавливался на вопросах повышения рождаемости и снижения детской смертности, которая в середине XVIII века была устрашающей. В работе анализировались причины высокой детской смертности: тяжелые роды и родовые травмы, эпидемические и простудные заболевания, неверный уход, кормление, лечение и т.д. Вопросы брака также были представлены как в медицинском, так и в социальном аспекте; в частности, учёный поднимал проблему допустимого различия возрастов супругов, гигиены и гармоничности брака. В качестве конкретных путей решения имеющихся проблем Ломоносов предлагал увеличение числа врачей, лечебных учреждений и аптек; издание доступных книг об оказании помощи при родах и лечении детей; улучшение ухода за детьми; борьбу с опасными для здоровья новорожденных обычаями (в частности, с крещением в холодной воде). Особо останавливался Ломоносов на вреде для здоровья невоздержанности в питании (особенно после постов и на масленицу) и пьянства. Не обходил вниманием Ломоносов и вопросы миграции, предлагая, например, привлекать иммигрантов с членами их семей для увеличения численности населения страны, добавляя, правда, при этом существенное условие: «ежели к тому употреблены будут пристойные меры»
3 слайд:
Родился в семье помора в дер.Денисовка(ныне с.Ломосово) Архангельской губернии. Сын обычного рыбака из деревни северной окраины России, простолюдин и мужик, стал членом Российской и Шведской академий наук, дворянином и ученым, признанным во всей Европе.
Крепок был здоровьем Ломоносов. Очень скоро отец Василий Дорофеевич стал брать его с собой в море. Ходили они на отцовском корабле «Чайка» по Северной Двине, Белому морю и Ледовитому океану.
О том, насколько у мальчика была тесна связь с отцом можно судить по одной из мистических историй, которая произошла уже с взрослым учёным.
Рассказ ученика.
Вещий сон Ломоносова
Дорогой, когда Ломоносов плыл морем из заграницы в свое отечество, случилось с ним происшествие, которое он никогда не мог забыть. Михаил Васильевич видел во сне своего отца, выброшенного кораблекрушением и лежавшего мертвым на необитаемом, неизвестном острове на Белом море, но памятном ему с юности потому, что он некогда был прибит к нему бурей с отцом своим. Лишь только он приехал в С.-Петербург, как поспешил справиться об отце у своих земляков и узнал, что он еще прошлой осенью отправился на рыбную ловлю и с тех пор не возвращался, а потому полагают, что с ним случилось несчастье. Ломоносов так был поражен этим известием, как прежде своим сновидением, и дал себе слово отправиться на родину, отыскать тело несчастного отца на том самом острове, на котором он ему приснился, и с честью предать земле. Но так как занятия в С.-Петербурге не позволяли Ломоносову исполнить это намерение, то он с купцами, возвращающимися из С.-Петербурга на его родину, послал к тамошним родным своим письмо и поручил брату исполнить это предприятие. Желание его было исполнено в тоже лето: ватага холмогорских рыбаков пристала к указанному острову, действительно отыскали мертвое тело Василия Ломоносова, похоронили и взвалили большой камень на могилу.
4 слайд:
Путешествие в Москву.
В декабре 1730 из Холмогор в Москву отправлялся караван с рыбой. Ночью, когда в доме все спали, Ломоносов надел на себя две рубахи, взял с собой подаренные ему соседом «Грамматику» и «Арифметику»(сосед-местный дьяк научил писать и читать, наверное в российской науке никогда бы не появился этот великий учёный) и отправился вдогонку за караваном. На третий день он настиг его и упросил рыбаков разрешить идти вместе с ними. Через три недели Ломоносов был в Москве, где он не знал ни одного человека.
Записываем главные даты жизни ученого в виде хронологической таблицы.
Слайд 5:
Прибыл в Москву, где учился в Славяно- греко-латинской академии, в Академическом университете в Санкт-Петербурге, и в Германии.
• С 1745 года - первый русский академик Петербургской АН, служит до конца своей жизни.
• Основал при АН первую химическую лабораторию.
• В 1755 году по инициативе М.В. Ломоносова основан Московский университет. Добился того, чтобы принимали туда не только детей дворян, а всех сословий (существовавшие общественные требования не позволяли людям из низших сословий получать образование, так как по традиции крестьянину заниматься науками считалось пустым и ненужным занятием).
Слайд 6:
Заслуги Ломоносова:
Любимая наука Ломоносова – химия. Он создал химическую лабораторию в Петербурге и открыл новый закон;
• Занимаясь физикой, он раскрыл загадку грозы и северного сияния;
• Он любил наблюдать за звездами, усовершенствовал телескоп;
• Наблюдая за Венерой, установил, что у этой планеты есть атмосфера;
• Он первый в мире географ – полярник;
- Занимался историей древних славян историй изготовления фарфора;
- А сколько он сделал для совершенствования русского языка!
- Сочинял стихи;
- Возродил производство цветного стекла и сделал мозаичные картины («Портрет Петра 1», «Полтавская битва»);
- Открыл первый российский университет в Москве;
Слайд 7:
География:
Ломоносов возглавлял географический департамент АН, руководил работой по созданию географического атласа, восстановил глобус после пожара.
Слайд 8:
Мозаика.
Ломоносов был избран членом Российской академии художеств (за мозаичные работы). Деятельность его получила международное признание: Ломоносов был избран почетным членом Шведской и Болонской АН
Слайд 9:
Мозаики «Полтавская битва»,«Пётр 1».
Слайд 10:
Занимательные факты:
В 1748 году Ломоносов написал оду в честь очередной годовщины со дня восшествия императрицы Елизаветы Петровны на престол, за что был награждён двумя тысячами рублей. Так как в казне на тот момент были только медные деньги, награда была выдана именно ими. Для того чтобы доставить награду Ломоносову, потребовалось два воза.
Ломоносов был человеком высоким и очень сильным физически. Существует легенда о том, что однажды он в одиночку обратил в бегство трёх вооружённых разбойников, пытавшихся его ограбить
Слайд 11:
Кабинет Ломоносова.
Слайд 12:
Памятник Ломоносову на Родине.
Слайд 13:
МГУ им. Ломоносова в Москве.
Слайд 14:
Могила Ломоносова в Александро – Невской лавре.
Сообщение ученика.
Премии М.В. Ломоносова
Первые премии в сфере культуры возникли еще в дореволюционной России. В 1832 г. уральским горнозаводчиком Павлом Демидовым, который, кстати, являлся почетным членом имперской академии наук, была учреждена первая премия в области словесности.
Ломоносовская премия была учреждена в 1866 году и присуждалась за достижения в самых разных отраслях знаний, в том числе в области словесности. Ею были награждены русский писатель и лексикограф В.И. Даль за «Толковый словарь живого великорусского языка», А.А. Потебня за работы по русской грамматике, В.И. Перетц – за труды по истории русской поэзии 18 века.
В 1865 году, в год столетия со смерти Ломоносова, Академия наук учредила ежегодную премию его имени. Эта премия присуждалась поочередно по гуманитарным и естественным наукам. В наше время Академия наук также учредила премию и медаль имени Ломоносова.
С 1944 года Ломоносовские премии за педагогическую или научную деятельность теоретического или прикладного характера вручаются в МГУ.
С 1998 года правительством Архангельской области, мэрия Архангельска и Ломоносовский фонд проводится Конкурс на соискание премии имени М.В. Ломоносова. Премии им. М.В. Ломоносова вручаются отдельным лицам, коллективам, организациям, внесшим вклад в развитие науки, техники, культуры, способствующих практическому решению проблем Архангельской области и северных регионов Российской Федерации.
Завершение работы над хронологической таблицей.
4.Изучение нового материала.
Слово учителя.
Щедро одаренный талантами, Ломоносов занимался многими научными дисциплинами. Его энциклопедизм поразителен. На уроках же литературы мы будем говорить о Ломоносове как о реформаторе русского языка, стихосложения, о Ломоносове, которого В. Г. Белинский назвал «Петр Великий русской литературы».
Главным для М. В. Ломоносова было найти такую основу литературного языка, которая сделала бы книгу понятной широкому кругу читателей, приблизила бы письменную речь к особенностям устной народной поэзии.
Чтобы показать деятельность Ломоносова по упорядочению русской литературной речи, прочитаем отрывки из двух переводов одного и того же стихотворения древнегреческого поэта Анакреона. Оба поэта-переводчика — не только современники, но и почти ровесники.
Работа с раздаточным материалом
О ЛЮБВИ
…Любовь, пришел к моим дверям,
Громко стал у них стучаться.
«Кто стучит там? — закричал я. —
И сну моему мешает?»
«Отвори, — Любовь сказал мне, —
Младенец я есьм; не бойся,
Весь обмокл в безлунной ночи,
С пути, бедной, заблудился».
Сжалился я, то услышав,
И, свечу тотчас зажегши,
Отворил; я вижу, правда,
Крылата младенца с луком
И с тулом стрел за плечами...
А. Кантемир (1708-1744)
А. Кантемир при переводе заменил имя Купидон (в римской мифологии — бог любви, изображаемый в виде мальчика с луком и стрелами) словом «любовь», пренебрегая тем, что русское слово женского рода не может стать мужским именем.
А вот перевод этого же отрывка Ломоносовым:
НОЧНОЮ ТЕМНОТОЮ
(из Анакреона)
…Внезапно постучался
У двери Купидон,
Приятный перервался
В начале самом сон.
«Кто так стучится смело?»
— Со гневом я вскричал.
«Согрей обмерзло тело,
— Сквозь дверь он отвечал.
— Чего ты устрашился?
Я — мальчик, чуть дышу,
Я ночью заблудился,
Обмок и весь дрожу».
Тогда мне жалко стало,
Я свечку засветил,
Не медливши нимало
К себе его пустил.
Увидел, что крылами
Он машет за спиной,
Колчан набит стрелами,
Лук стянут тетивой...
Различие двух стихотворных переводов очевидно: тяжелые, 8-сложные силлабические строки, лишенные рифм, стиха Кантемира и легкие, подвижные 3-стопные ямбы строф Ломоносова, украшенные перекрестными рифмами.
Работа с раздаточным материалом
Таблица «Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы.Реформа стихосложения.
Работа с учебником. Стр.44-45. Чтение учениками текста, после работа с таблицами. Запись в тетради.
Составление схем Жанрово-стилевая реформа
5. Рассказ учителя о жанре оды.
Обучение конспектированию.
Жанр оды — любимый жанр Ломоносова.
Каково его место и значение в русском классицизме?
Ода — стихотворное лирическое произведение, в котором поэт торжественным, величавым языком («высоким штилем») выражал чувства восхищения, восторга перед каким-либо значительным событием, выдающимся человеком или необыкновенным явлением природы (запись в тетрадь).
У древних греков одой называлась хвалебная песнь в честь богов, героев, знаменитых граждан.
Правила, которым следовали западноевропейские поэты-одописцы ХVII в., требовали:
а) чтобы ода посвящалась только важным предметам;
б) чтобы она выражала восторженное чувство ее создателя;
в) чтобы в построении оды царил «лирический беспорядок», передающий взволнованность автора, и в то же время сохранялись обязательные части: приступ, изложение, заключение;
г) чтобы язык ее был украшен именами греческих и римских богов и героев, словами «пою», «лира» и т. п.
Русский классицизм сформировался позднее западноевропейского; в нем нашли отражение идеи Просвещения — вера в силу науки, воспитания, образования, убеждение в природном равенстве всех людей. Эти новые идеи придали особый характер русской литературе ХVIII в. Хвалебная ода заняла в ней одно из главных мест. Несмотря на то что ода сочинялась в связи с каким-нибудь официальным событием — военной победой, очередной годовщиной вступления на престол царствующей особы и т. п., Ломоносов всегда находил возможность говорить о том, что его волновало, что было особенно важным для России. Его хвалы Елизавете носили поучительный характер и были, скорее, похвалами не за то, что совершено императрицей, а за то, что должна была бы она предпринять в интересах государства, науки, просвещения.
Домашнее задание: стр. 53-60, читать «Оду на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года», отметить непонятные и устаревшие слова и выражения; выучить материалы урока.