Урок по литературе на тему «Изучение романа Жюля Верна Таинственный остров


Урок литературы в 6 классе
Учителя КОУ «Средняя школа №2» (очно-заочная)»
Косенок Ирины Васильевны
Тема урока: «Изучение романа Жюля Верна "Таинственный остров"
Цели: 
- знакомство с жизнью и  творчеством французского писателя Жюля Верна и его романом «Таинственный остров»;
- способствовать закреплению у обучающихся интереса к чтению;
- развитие умения работать с книгой;
- совершенствовать умение пересказывать прочитанный и прослушанный текст;
- умение анализировать текст;
- воспитание человека, готового прийти на помощь в трудную минуту.
Оборудование урока: портрет писателя; учебник; географическая карта мира.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний. Мотивация обучающихся:
(Некоторые моменты биографии писателя записаны на доске).
Едва ли можно оспорить утверждение о том, что француз Жюль Верн является одним из самых знаменитых писателей мира. Поколение удивленных, восхищенных, просветленных мальчишек и девчонок всех рас и народов – это тоже Жюль Верн. Блестящий фантаст и гениальный Выдумщик – все Жюль Верн…
Жюль Габриэль Верн родился 8 февраля 1828 года во Франции. Сын адвоката, Верн изучал юриспруденцию в Париже, но любовь к литературе побудила его пойти по другой  стезе. В  1852–1854 гг. он работал секретарем директора «Лирического театра», затем был биржевым маклером,  не прекращая при этом писать комедии, либретто, рассказы.
Жюль Верн – французский географ, широко известный писатель, классик приключенческой литературы, создатель жанра научно – фантастического романа; его произведения в значительной мере способствовали  не только становлению научной фантастики, но и послужили стимулом к началу практических  работ по освоению космоса, начатым Годдардом и Обертом. Верн был членом Французского Географического общества. Он создал целую библиотеку увлекательных  приключенческих романов, наполненных познавательными сведениями из разных областей знаний. Писатель увлекался  естественными науками, интересовался новинками науки и техники, был знаком с учеными. Изобретателями, инженерами, посещал научные диспуты, доклады. Все это помогало успеху его книг. Всего Жюль Верн написал 66 романов, в том числе 3 неоконченные, опубликованные в конце ХХ века, а также более 20 повестей и рассказов, более 30 пьес, несколько документальных и научных работ.
Творчество Ж. Верна проникнуто романтикой науки, верой во благо прогресса, преклонение перед силой мысли. Сочувственно он описывает и борьбу за национальное освобождение.
Жюль Верн не был «кабинетным» писателем, он много путешествовал по миру: Англия, Шотландия, Скандинавия, США, Нидерланды, Германия, Дания, Италия… А свое первое путешествие он предпринял в 11 лет: удрал из дому и благодаря своему высокому росту устроился юнгой на торговое судно, но через несколько часов беглеца вернули родителям.
9 марта 1886 года Жюль Верн был тяжело ранен выстрелом из револьвера психически больным племянником Гастоном Верном и о путешествиях пришлось забыть навсегда. Незадолго до смерти Верн ослеп, но все так же продолжал надиктовывать книги. Писатель скончался 24 марта 1905 года от сахарного диабета.
В честь Жюля Верна названы:
- первый автоматический грузовой космический корабль, разработанный ЕКА;
- кратер на Луне диаметром 143 км.
В своих произведениях он предсказал научные открытия и изобретения в самых разных областях: акваланги, телевидение, космические полеты, большие подводные лодки, самолет, вертолет.
Многие романы Верна были с успехом экранизированы, в том числе и у нас в стране: «Дети капитана Гранта» (1936г.), «Таинственный остров» (1941г.), «Пятнадцатилетний капитан» (1945г.), «Сломанная подкова (1973г.), «Капитан Немо» (1975г.), «В поисках капитана Гранта» (1985г.), «Капитан «Пилигрима» (1986г.).
Всего же насчитывается более 200 экранизаций произведений великого писателя.
Вопрос к обучающимся:
Кто из вас видел фильм по роману Жюля Верна?
(Если в классе есть обучающиеся, видевшие эти фильмы, то они могут поделиться впечатлениями. Если таковых обучающихся не оказалось, то учитель сам может ответить на вопрос, какие фильмы он видел.)3. Объяснение нового материала. Первичное ознакомление.
Свое знакомство с творчеством Жюля Верна  мы начнем с увлекательного, захватывающего чтения романа «Таинственный остров».
Комментированное чтение  учителем первой главы.
Беседа по вопросам.
– Когда и где происходят события, описанные в первой главе?
Комментарий учителя: Автор не зря указал конкретную дату 23 марта 1865 года. Это реальное событие, произошедшее в Тихом океане. Разрушительный ураган свирепствовал с18 по 26 марта 1865 года и имел много разрушительных последствий, также описанных Жюлем Верном в своем романе.
Работа с географической картой.
Рассмотрим опустошительный путь урагана, описанного в данной главе по карте.
Беседа по вопросам.
Сколько людей оказалось на воздушном шаре? (Пятеро.)
Почему стал снижаться воздушный шар? (В нем была дыра.)
Что делали путники, чтобы  облегчить вес гондолы? (Выбрасывали из корзины тяжелые предметы.)
После того, как были выброшены все вещи, находившиеся в гондоле, а она по-прежнему продолжала снижаться, какая попытка была еще предпринята путниками? (Путники отрезали гондолу, а сами уцепились за ячейки сетки.)
Все ли  потерпевшие крушение добрались до берега? (До берега добрались лишь 4 человека.)
Проблемный вопрос: Прежде чем мы продолжим чтение романа, я скажу, что путники, волею судьбы оказавшись на необитаемом острове, были чудесным образом спасены, пройдя через все испытания, уготованные им. Давайте предположим, кто  или, что могло спасти их? Как выжить в трудных или в экстремальных условиях?
(Ответы учащихся  были самыми разными – это были и инопланетяне, и золотая рыбка, и фантастические существа…)
Гипотеза: “Раз у людей есть знания, они всегда выйдут победителями там, где других ждёт прозябание и неминуемая гибель”.
На этот вопрос мы с вами ответим только тогда, когда прочтем весь роман.
4. Отработка и закрепление.
Задания для всех общее: внимательно читать главы, анализировать, выписать ключевые слова.
Проверка записей в тетради – правильно ли написаны ключевые слова, каково их значение. Обязательно акцентировано внимание на основные события, даты, имена в той или иной главе, работа с непонятными словами и терминами по словарю.
5. Обобщение и систематизация знаний.
Подводится смысловой итого урока – подтвердилась ли предложенная гипотеза?
Является ли роман «Таинственный остров» научно-фантастическим для читателей нашего времени?
Можно ли прочитанное произведение отнести к жанру «робинзонада»?
6. Рефлексия. Итоги урока, отметки.
Инструментарий – шкала самооценки, прием рефлексии «Незаконченное предложение» (мне было трудно…; я понял, что…; у меня хорошо получилось…; мне нужно улучшить…) Оценка учебной деятельности учителем.