Конкурс методических разработок для педагогов конкурс методических разработок для педагогов «Растим патриотов Приднестровья» Номинация: «На благо Отечества»


Министерство Просвещения ПМР
МУ «Дубоссарское Управление Народного Образования»
МОУ «Дубоссарская русская средняя общеобразовательная школа № 5»
Республиканский конкурс методических разработок
для педагогов
«Растим патриотов Приднестровья»
Номинация: «На благо Отечества»


Автор
методической разработки:
Завтур Анна Валентиновна,
МОУ «Дубоссаркая русская
средняя общеобразовательная школа № 5»,
психолог школы, учитель английского языка
I кв. категории
г.Дубоссары,
ул. Октябрьская 80,кв. 3,
тел: 23203,(775)99723
Дубоссары, 2016
Аннотация
Всякая благородная личность глубокоосознает свое кровное родство, свои кровные связи с Отечеством»В.Г. Белинский
Современное общественное развитие Приднестровья остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. Нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.
Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народностей Приднестровья.
События настоящего времени подтверждают, что нестабильность экономической сферы, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, национализм.
Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Патриотизм ещё не стал в полной мере объединяющей основой общества. В этих условиях очевидна неотложность решения проблем воспитания патриотизма, как на уровне государства, так и на уровне отдельно взятого образовательного учреждения.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Приднестровья. Патриотическое воспитание осуществляется в процессе социализации молодёжи в различных сферах жизнедеятельности общества путём участия в работе различного рода движений, акций, инициатив, мероприятий.
В нашей школе сложилась комплексная система патриотического воспитания детей, которая включает различные направления для формирования у ребят чувства патриотизма. Проводятся мероприятия, посвященные памятным датам отечественной истории. Мощным фактором формирования патриотизма у наших школьников является проведение военно-спортивной игры «Зарница», встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, смотров-конкурсов строевой песни, организация Уроков Мужества, экскурсий в краеведческие музеи, походов по родному краю.
Так через народный фольклор, живопись, искусство ребята знакомятся с историей родного края. Используются такие формы работы, как выставки, конкурсы «Летопись моей семьи в истории страны», встречи с ветеранами войны и труда, походы, беседы. Первые уроки в День знаний посвящены Родине, героическим страницам её истории, культуре. Главной целью этих уроков является раскрытие учащимся смысла понятия «Любовь к Родине», воспитание у юных граждан чувств уважения и любви к Отечеству.
Понимание сущности и значения государственных символов страны, уважительное отношение к ним формируется у воспитанников на уроках истории, ОБЖ, в процессе внеклассной работы, во время проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами Отечества.
К сожалению, в нашей школе ещё не создан патриотический клуб, поэтому считаю необходимым создание такого клуба в школе, так как открытие патриотического клуба будет значительным шагом в развитии системы патриотического воспитания в нашей школе. Клуб патриотического воспитания закрепит наметившуюся в последние годы положительную тенденцию роста ценности гражданственности и патриотизма среди школьников.
Наряду с досуговыми мероприятиями ведётся работа по оказанию помощи и поддержки одиноким пожилым людям, детям - сиротам и инвалидам. Проводятся акции «Осенняя неделя добра» в рамках краевой программы «Шаг навстречу»,
Всё выше сказанное свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение всего комплекса проблем патриотического воспитания программными методами, и об актуальности их реализации.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач общеобразовательной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается процесс формирования у учащихся любви к своей Родине, чувства гордости за свое Отечество и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого, постоянная готовность к её защите.
В методическое пособии представлено в виде программы, отражающей основные цели, задачи, направления, мероприятия по развитию системы патриотического воспитания обучающихся, а также условия, средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию на период с 2016 по 2020 годы в любом общеобразовательном учреждении.
Программа имеет школьный статус и ориентирована на учащихся 1-11-х классов (7-18 лет)
Она опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Концептуальные идеи программы.
Необходимость работы по патриотическому воспитанию школьников в настоящее время ни у кого не вызывает сомнения. Последнее десятилетие XX века активно разрушался фундамент, на котором десятки лет строилось патриотическое воспитание, разрушались ориентиры, на которые нацеливалась молодежь. Новое поколение вырастает на американских боевиках и азиатских наркотиках. Утратило свое истинное значение слово «патриот», а слово «нравственность» часто произносится с иронией. И как неизбежный результат - растет наркомания, пьянство и детская преступность, каждый третий призывник не годен к службе по состоянию здоровья, а большинство подростков просто не хотят служить в армии, боятся ее, как чумы.
Проблема патриотического воспитания обретает новые характеристики и, соответственно, новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.
Патриотизм - это зов наших предков. Многие века русские воины уходили на бранные поля постоять за Отечество - за землю отцов, за отчую честь. Под патриотизмом везде и всюду понимают любовь к своей Родине, не только к своему маленькому домику с забором, деревне, городу, а ко всей стране. Фундаментальные основы этого понятия существуют в любой стране мира.
Как идея - это необходимое условие существования любого государства. В патриотизме народа - сила государства.
Сегодня жизненно важно возродить в школе, обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в школьнике граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей. Вся история нашей Родины - наше бесценное достояние, жизненно важное для современного общества.
Данной программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач. В концепции программы система патриотического воспитания школьников действует при наличии:
- мотивированных к воспитанию педагогов;
- научно-методического обеспечения воспитательного процесса;
- финансово-материального обеспечения;
- организационно-педагогического обеспечения;
- правовых условий.
Направление программы: патриотическое воспитание.
Цель: в условиях образовательной среды школ совершенствование и развитие системы патриотического воспитания учащихся, способной на основе консолидации усилий педагогического коллектива школы, органов школьного, местного самоуправления, общественных организаций, родительского сообщества, средств массовой информации, ученых решать задачи патриотического воспитания учащихся школы.
Программа определяет основные направления развития системы патриотического воспитания учащихся, её основные компоненты, позволяющие формировать у учащихся патриотизм.
Патриотизм — это чувство Родины, отражающее отношение подростка (субъекта) к Родине (объекту), ориентация на служение ее интересам, выражающиеся в уважении к истории, традициям, ценностям культуры, в участии в социально-значимой деятельности.
Когнитивный компонент патриотической воспитанности подростка демонстрирует наличие знаний истории и традиций народа, государственной символики, правил ее применения, понимании сущности патриотизма.
Эмоционально-мотивационный компонент раскрывает характер отношения к Родине и мотивы патриотического поведения, обуславливающие проявление действенного патриотизма.
Деятельностный компонент заключается в участи подростка в социально-значимой деятельности.
Цель данного методического пособия предполагает воспитание учащихся-патриотов Приднестровья, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своей малой Родине, своему народу, а также формирование духовно-нравственных ценностей и потребностей. Она охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь школы, разнообразные виды деятельности.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- определить основные направления дальнейшего совершенствования и развития системы патриотического воспитания в школе;
-выявить условия для формирования у подрастающего поколения патриотизма;
-определить приоритетные направления патриотического воспитания учащихся школы и мероприятия по их реализации;
-четко определить этапы реализации программы.
-сформулировать критерии.
Основными направлениями дальнейшего совершенствование и развития системы патриотического воспитания в школе остаются:
1.    Создание нормативно-правовой базы патриотического воспитания в школе.
2.    Совершенствование деятельности администрации школы по научно-методическому сопровождению участников образовательного процесса в вопросах патриотического воспитания школьников.
3.    Конкретизация основных направлений патриотического воспитания школьников и их содержания.
4.    Координация деятельности педагогов школы, органов школьного, местного самоуправления, общественных организаций, родительского сообщества, средств массовой информации в интересах патриотического воспитания школьников.
5. Участие педагогов школы в исследовательской и опытно-экспериментальной работе.
Условия реализации программы.
Для успешной реализации программы по патриотическому воспитанию учащихся в школе созданы следующие условия:
    1. В школе создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;
2. Функционирует система внеурочной деятельности учащихся и дополнительного образования;
    3. Разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов;
4.Развивается музейная работа;
5. Активно развивается исследовательская, проектная, творческая деятельность учащихся;
 6. Развивается школьное ученическое самоуправление;
 7. Используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные педагогические технологии в процесс патриотического воспитания.
8.Развивается социальное партнерство, сотрудничество с общественными организациями, родительским сообществом, средствами массовой информации.
Патриотическое воспитание в школе включает в себя три возрастные ступени, каждая из которых имеет свои методологические особенности.
В начальной школе ведущей формой деятельности является игровая, введение детей в мир культуры Приднестровья, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия и т.д.
Курс «Окружающий мир», внеурочная деятельность духовно-нравственного, общекультурного, общеинтеллектуального, спортивно-оздоровительного, социального направлений; спортивные секции позволяют воспитать в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, культуре, традициям, к внутреннему миру человека и в итоге формируют осознанное патриотическое чувство. Ведь именно этот возраст наиболее восприимчив для усвоения ценностей общества, развития творческих способностей и нравственных норм. На первой ступени начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество. А решение одной из главных задач образования на данном этапе - развитие творческого потенциала младшего школьника - помогает сформировать личность, способную внести свои вклад в жизнь страны.
Вторая ступень (среднее звено) продолжает формирование систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобрести основные ключевые компетентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Учащиеся вовлекаются в общественно-полезную деятельность. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Этому способствуют курсы «Обществознание», «Литература», «История», «Краеведение». Работа в данном направлении реализуется также посредством коллективно- творческих дел, ролевых игр, творческих, социальных проектов, школьного музея.
Приоритетными направлениями внеучебной деятельности в рамках патриотического воспитания стали познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досуговое общение (см. Приложение 5). Программа клуба общения «Давай поговорим»), художественное творчество, социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность); спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая деятельность.На третьей ступени (старшая школа) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация.
Задача реализуемой на данном этапе программы состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность по различным направлениям, формировали здоровый образ жизни. Интегрированный характер курса обществознания, права, экономики позволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, об основных областях общественной жизни. На таких занятиях подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника, потребителя и т.д.). Традиционными в школе стали участие старшеклассников в олимпиаде по избирательному законодательству, участие в работе школы актива «Лидер» и др. Приоритетными направлениями внеучебной деятельности в рамках патриотического воспитания стали спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.
Опыт работы показывает, что содержание и формы патриотического воспитания обновляются путём системной деятельности по ряду взаимосвязанных направлений.
Такими приоритетными направлениями в области патриотического воспитания учащихся в школе стали:
1)духовно-нравственное «Я – патриот»;
2)культурно-историческое «Малая Родина»;
3)гражданско- правовое «Я-гражданин»;.
4)военно-патриотическое «Дни воинской славы»;
5) спортивно-патриотическое;
6) культурно-патриотическое.
Духовно-нравственное направление включает в себя:
-формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, стремление соблюдать правила поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к родине и своему народу;
-воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;
-формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.
Культурно-историческое направление предполагает:
-воспитание у учащихся любви к своей «малой» родине, родному краю, её замечательным людям;
-вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы;
-формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.
Гражданско-правовое направление ориентировано на:
-изучение государственной системы Приднестровья, его Конституции, Гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина Приднестровской Молдавской Республики;
-формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам Приднестровья;
-формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;
-развитие реально действующего школьного самоуправления.
Военно-патриотическое воспитание включает в себя:
-изучение военной истории Приднестровья, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой отечественной войны;
-сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов;
-формирование позитивного образа Вооружённых Сил ПМР, готовности к выполнению воинского долга.
Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями приднестровского народа.
Мероприятия по реализации основных направлений Программы
№ п/п. Наименование мероприятий Сроки реализации Исполнитель
Духовно-нравственное направление
1. Использование определённых форм работы на уроках по предметам гуманитарного цикла 2016 - 2019 Учителя-предметники
2. Организация и проведение мероприятий, посвящённых «красным дням календаря» 2015 - 2019 Заместитель директора по учебно - воспитательной работе
3. Работа лектория по темам «Духовно-нравственное воспитание личности», «Здоровый образ жизни» Ежегодно Классные руководители
4. Организация и проведение занятий,деловых игр, формирующих социальную активность, целеустремлённость, предприимчивость Ежегодно Психолог, классные руководители
5. Работа по формированию у учащихся уважительного отношения к семье, семейным традициям (День семьи, тематические вечера, праздники для мам, бабушек, пап, классные часы) Ежегодно Заместитель директора по учебно – воспитательной работе, психолог, классные руководители
Культурно – историческое направление
1. Курс «Краеведение» Ежегодно Учитель географии, истории
2. Культурно – исторические встречи «Моя малая Родина» Ежегодно Библиотекарь
3. Конкурс стенгазет «Отчизны верные сыны» о героях Великой Отечественной войны Ежегодно Классные руководители
4. Конкурс рефератов «Наши знаменитые земляки» Ежегодно Учителя – предметники
5. Участие в окружных акциях Ежегодно Заместитель директора по учебно – воспитательной работе, классные руководители
6. Проведение в рамках предметной недели по экологии классных часов, тематических вечеров, конкурсов плакатов, фотографий, презентаций на экологическую тему Ежегодно Заместитель директора по учебно – воспитательной работе, классные руководители
Гражданско – правовое направление
1. Продолжение изучения основ государственной системы ПМР, конституции ПМР, государственной символики, прав и обязанностей граждан Приднестровья Ежегодно Учителя - предметники
2. Проведение правовой декады Ежегодно (конец ноября – начало декабря) Учителя - предметники, классные руководители
3. Организация встреч с представителями полиции, суда и прокуратуры Ежегодно Заместитель директора по учебно – воспитательной работе
4. Организация школьного самоуправления Ежегодно Педагог - организатор
Военно – патриотическое направление
1. Проведение Уроков мужества в дни воинской славы Пмр с участием ветеранов Вооружённых Сил, Великой Отечественной войны, участников локальных военных конфликтов Ежегодно Классные руководители
2. Организация книжных выставок «Военная история России» Ежегодно Библиотекарь
3. Организация экскурсий в краеведческие музеи г. Дубоссары, г. Тирасполь, г. Бендеры и т.д. Ежегодно Заместитель директора по учебно – воспитательной работе
4. Организация и проведение выставок детского рисунка «Защитники Отечества» Ежегодно Учитель - предметник
5. Подготовка постоянно действующего стенда «Дни воинской славы ПМР» Ежегодно Библиотекарь
6. Торжественное проведение мероприятий, посвящённых Дню Победы и Дню защитника Отечества Ежегодно Заместитель директора по учебно – воспитательной работе
7. Организация и проведение мероприятий, посвящённых Дню Победы Ежегодно Заведующий музеем
8. Участие в конкурсе проектов «Гражданин» Ежегодно Учитель - предметник
Военно – профессиональная ориентация. Подготовка юношей к военной службе
1. Организация встреч юношей 10-11 классов с офицерами военкоматов по вопросам приобретения воинских профессий 2016-2019 Преподаватель НВП,ОБЖ
2. Проведение военных сборов для юношей 10 классов Ежегодно Преподаватель НВП,ОБЖ
3. Организация и проведение военно-спортивной игры «Зарница» Ежегодно Преподаватель НВП,ОБЖ
4. Организация и проведение месячника «Служу Отечеству» Ежегодно Преподаватель НВП,ОБЖ
5. Систематическое проведение учений и тренировок по ГО и ЧС Ежегодно Преподаватель НВП,ОБЖ
6. Участие в окружных соревнованиях военно-патриотической направленности, смотрах строя и песни Ежегодно Преподаватель НВП,ОБЖ
Научно – методическое обеспечение системы работы по патриотическому воспитанию
1. Разработка программы патриотического воспитания учащихся на 2016-2019 годы 2016 Заместитель директора по учебно – воспитательной работе
2. Систематизация нормативной базы (государственной программы, образовательные программы, программ дополнительного образования, методические письма и др.) 2016-2019 Координационный совет
3. Формирование комплекта литературы патриотической направленности для библиотеки школы 2017-2019 Библиотекарь
4.
Создание кино, видео фонда для проведения тематических мероприятий посвященных:
• Дню защитника Отечества;
• Дню Победы;
Весь период Заместитель директора по учебно – воспитательной работе
5.
Создание СD - и аудифона Заместитель директора по учебно – воспитательной работе
6.
Разработка сценариев традиционных школьных праздников.
Заместитель директора по учебно – воспитательной работе
7.
Разработка положений о различных спортивных и военно-спортивных соревнованиях Заместитель директора по учебно – воспитательной работе
8. Разработка инструкций по охране труда при проведении экскурсий, походов, экспедиций, соревнований. Заместитель директора по учебно – воспитательной работе
9. Изучение позитивного опыта деятельности ОУ района, области, России по организации и содержанию патриотического воспитания Весь период Координационный совет
10. Проведение социологического исследования по вопросам патриотического воспитания 2016 Психолог
11. Проведение «круглого стола» с приглашением ученых, ветеранов войны, воинской службы по проблемам методологии патриотического воспитания учащихся 2016-2019 Заместитель директора по учебно – воспитательной работе, классные руководители, преподаватель ОБЖ
12. Обобщение опыта работы педагогов школы по использованию наиболее эффективных форм и методов патриотического воспитания 2016 Заместитель директора по учебно – воспитательной работе, классные руководители
13. Освещение опыта работы учреждения в средствах массовой информации Заместитель директора по учебно – воспитательной работе
14. Организация проведения «Мастер - классов» для педагогов округа по вопросам патриотического воспитания 2016-2017 Заместитель директора по учебно – воспитательной работе, классные руководители
Исследовательская и опытно-экспериментальная работа педагогов школы по проблеме патриотического воспитания
1. Участие педагогов школы в опытно-экспериментальной работе 2016-2017 Методическая служба
Научный консультант, руководитель опытно-экспериментальной работой в школе
2. Организация научно-практической конференции на тему: «Патриотическое воспитание учащихся в современной школе: теория и практика реализации» 2016 Методическая служба
Научный консультант, руководитель опытно-экспериментальной работой в школе
3. Обобщение опыта работы педагогического коллектива школы и публикация сборника статей, методических разработок, сценариев и т.п. по патриотическому воспитанию учащихся школы 2019- 2020 г. Методическая служба
Координационный совет Научный консультант
Основные виды деятельности, обеспечивающие реализацию приоритетных направлений патриотического воспитания обучающихся школы
Классно-урочная деятельность:- уроки-практикумы;- игровые формы обучения;- интегрированные уроки;- коллективное взаимообучение.
Внеурочная деятельность:- исторические декады;- проведение праздников, мероприятий, спортивных соревнований, творческих конкурсов;- викторины, олимпиады, конференции;- познавательные классные часы.Творческо-поисковая деятельность:- организация работы школьного музея, экскурсионная работа;- метод учебного проекта, социальное проектирование, поисково-исследовательской деятельности;- творческие работы;- приёмы театрализации.
Диагностическая деятельность: - анкетирование учащихся;- определение уровня воспитанности;- диагностика уровня развития познавательного интереса школьников;
- описание и фиксация данных на бумажном и электронном носителях; - анализ анкет, опросников, проведенных мероприятий и т.д.;
- сравнение и сопоставление с ожидаемым результатом программы, с уже достигнутыми показателями.
Изучение передового педагогического опыта:
- участие в районных семинарах, заседаниях РМО заместителей директоровпо воспитательной работе;
- изучение воспитательных программ по патриотическому воспитанию учащихся;
- изучение публикаций СМИ по патриотическому воспитанию учащихся.
Взаимодействие с общественными организациями:
- проведение мероприятий патриотической направленности  совместно с СДК,  библиотекой, советом ветеранов поселка, внешними общественными организациями;
- участие в конкурсах гражданско-патриотической направленности, проводимых общественными организациями.
Основные формы работы по реализации основных направлений системы патриотического воспитания
Содержание основных направлений системы патриотического воспитания основывается на соответствующих формах воспитательной работы:
Тематические классные часы с учетом возрастных особенностей (См. Приложение 1);
Ведение курса «Краеведение»;
Проведение экскурсий и посещение музеев района, г. Дубоссары
Программа по патриотическому воспитанию «Нам жить и помнить…» (на базе школьной и городской библиотеки) (см. Приложение 2)
Кружковая работа (см. Приложение 3);
Общешкольные праздники и мероприятия (см. Приложение 4);
Работа клуба общения «Давай поговорим!» для 8-11 классов (см. Приложение 5) .
Акции «Красная гвоздика», «Пожилой человек», «Мы помним о Вас»;
Встречи с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий в горячих точках;
Экскурсии по городам Приднестровья;
Конференции, конкурсы, смотры;
Работа школьного музея (см. Приложение 6).
 
Этапы реализации Программы
I этап: проектный (2016-2017 гг.)
Цель: подготовка условий создания системы патриотического воспитания.
Задачи:
Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
Разработать, обсудить и утвердить программу по патриотическому воспитанию.
Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический (2017 – 2019 гг.)
Цель: реализация программы по патриотическому воспитанию
Задачи:
Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
Разработать методические рекомендации по патриотическому воспитанию.
Проведение традиционных школьных мероприятий патриотической направленности.
Расширять и укреплять связи и отношения с учреждениями дополнительного образования детей и культуры, спортивными школами, общественными организациями.
Вовлекать в систему патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
Проводить мониторинг реализации программы.
Принимать участие в конкурсах по патриотическому воспитанию (окружных, региональных, всероссийских)
III этап: аналитический (2019 – 2020 гг.)
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
Обобщить результаты работы учреждения.
Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
Спланировать работу на следующий период.
Ожидаемые результаты реализации Программы, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации Программы ожидается:
1. В школе как в образовательной системе:
-       создание системы патриотического воспитания;
-       обогащение содержания патриотического воспитания;
-       вовлечение в систему патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности, социальных партнеров.
2. В образе выпускника:
-       в познавательной сфере: развитие творческих способностей и стремления к самообразованию;
-       в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
-       в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
-       в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своего Отечества, патриота с активной жизненной позицией.
Конечным результатом реализации Программы должны стать активная гражданская позиция и патриотизм обучающихся, как основа личности гражданина России.
Оценка эффективности реализации Программы:
В результате осуществления Программы ожидается:
повышение эффективности патриотической работы;
повышение качества  мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками;
формирование гражданской грамотности учащихся;
внедрение новых форм  и методов работы по данному направлению;
обеспечение духовно-нравственного единства в школе;
развитие толерантности и  сохранение  славных боевых и трудовых традиций нашего народа;
сформированность у учащихся школы идеала жизни и идеала человека.
Количественными результатами реализации Программы должны стать:
Доведение числа систематически занимающихся патриотической работой школьников до уровня 100%
Создание элективных курсов, кружков, секций, реализация дополнительных образовательных программ патриотической направленности.
Привлечение подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации к общественным мероприятиям патриотической направленности и как следствие снижение числа школьников совершивших правонарушения.
Повышение уровня воспитанности  учащихся.
Увеличение количества исследовательско-поисковых работ учащихся.
Увеличение количества педагогов, участвующих в опытно-экспериментальной работе по проблеме патриотического воспитания учащихся.
Контроль над реализацией  Программы.
 Для координации  и реализации деятельности всех структур школы, заинтересованных организаций в реализации системы патриотического воспитания, образования и просвещения, создан координационный совет при администрации школы, который обсуждает промежуточные результаты работы по Программе, уточняет механизм ее реализации.
   В состав  совета входят:
1.     Заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
2.     Председатели МО.
3.     Педагог-организатор школы.
4     Учитель истории.
5.  Библиотекарь.
6. Психолог