Статья Клуб как средство организации социалного воспитания подрастающего поколения на Кубани


КЛУБ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ НА КУБАНИ
На протяжении истории становления клуба отношение к нему претерпевало существенные изменения, как в функциональном, так и в социальном аспекте.
В педагогическом словаре «клуб – самодеятельное учреждение персонифицированного характера, организующее досуг с целью удовлетворения потребностей и интересов посетителей» [7].
Анализируя деятельность клубов древнего мира, А.А. Петров пишет: «В мужском доме кипит оживленная социальная жизнь, которая в условиях жизни другого человека является лабораторией социального духа, школой общественных навыков» [6].
В античные времена сущность клубов исходило из понятия «досуг», под которым понимали «серьезную деятельность без давления необходимости». А.А. Боннар раскрывает сущность древнегреческого клуба и приводит высказывание Сократа о клубе «под отрытым небом». Сократ говорил: «Он помогает извлечь из человека истину, которая в нем заключена и занимается искусством делать своих граждан лучше» [1].
Таким образом, клубы в Древней Греции и Рима по форме организации являлись товариществами, коллегиями, союзами, основной деятельностью которых являлась подготовка мужчин к воинской службе и общению на разные темы. Данные объединения представляли собой своеобразную альтернативу общественному самовыражению.
Как считает А.А Петров, в средние века под клубами понимались объединения отдельных сословий, для которых было свойственно сплочение идеи самозащиты, выражавшейся в четкой организационной структуре, фиксированном членстве и существовавшем за счет собственных средств [6].
Так С.С. Комисаренко, анализирует тенденции клуба средневековья, отмечает, что, являясь частью социальной системы общества. Клубы создают определенную модель в виде эталона качественной жизни людей, где основным девизом является: « быть равным среди равных по общественному положению и проявить свойственные данному классу черты и качества личности» [6].В эпоху Возрождения наблюдался бурный рост клубов, имеющих салонный характер, преобладали клубы любителей творчества.
По мнению С.С. Комисаренко во Франции, времен парижской коммуны, клубы представляли собой централизированную структуру революционного движения с одной стороны, и спонтанно возникшие и внезапно исчезающие собрания людей, где «…потребность в разговоре так велика, что споры и собрания возникают сами собой» [4]. А.И. Молок высказывает мысль о том, что народные клубы и собрания становятся частью государственного устройства и способны влиять на политическую жизнь общества [5].
В XVII веке первые клубы появились в Англии. Первые английские клубы служили для удовлетворения интересов различных социальных групп общества.
В энциклопедическом словаре девятнадцатого века Брокгауза и Эфрона, понятие «клуб» определяется с точки зрения лингвистической трактовки саксонского слова «clubbe» , первоначально означаемого «палку», «складчину», затем «собрание», «здание для общественных собраний», также указывались признаки клуба: принадлежность к классу, схожесть целей (В России Петр I в 1708 году внедрил клубную инициативу: ассамблею. Она имела синтетический характер: музыка, танцы, игры были сопутствующими элементами, основной деятельности – общение. «Не только ради забавы, но и дела ради: ибо тут можно о всякой нужде переговорить, а также слышать, что где делается».
После Петра I традиции клубных объединений поддержала императрица Екатерина II. Это были малые и большие Эрмитажные собрания.
В 1770 году фабрикант Ф. Гарднер организовывает впервые в России «английский клуб» по образу и подобию английских клубов. Ежедневные сборы проходили в атмосфере «свободного общения». Основными принципами этого клуба являлись: самоопределение, самодеятельность и самообеспечение. В это же время в России появляются клубы просветительского характера, организованные дворянством для просвещения рабочих и крестьян. Характеризуя рабочие клубы XIX века, С.Н. Нюберг подчеркивал роль клубов именно в развитии чувства товарищества, умении действовать сообща.
Просветительские клубы и кружки в России конца XIX начало XX века были обособлены от основной массы населения. По словам К.Д. Кавелина «…кружки образованных людей представляли посреди русского народа оазисы, в которых сосредотачивались лучшие умственные и культурные силы; культурные центры, в которых вырабатывались изящные, глубокопросвещенные и нравственные личности».
В XIX веке возникают две тенденции развития клубов: по содержанию досуговой деятельности (творческие, военно-патриотические, спортивные и т.д.) и по социальной ориентации (студенческие, подростковые, женские, элитные). Основной, целью поставленной государством перед клубами, являлось формирование полноценных граждан и организация досуга.
В отличие от зарубежных клубов XIX-XX веков, имеющих два вектора действия во вне и во внутрь себя, так как ведущую роль играло общение по симпатиям, в первой половине XX века А.А. Петров трактует клуб с точки зрения социального общения «…клуб дорог как школа социального духа, взаимного уважения и терпимости к чужим мыслям и переживаниям…».Клуб древних времен и до начала XX века являлся свободным объединением людей, групп и даже сословий с единственной целью: удовлетворение своих интересов, потребностей через свободное общение, общение по симпатиям, социального общение.
Клубам в Древней Греции и Рима в эпоху Средневековья прибавляется просветительская функция, позднее к концу XIX века, преобразовательная и ценностно-ориентационная. Уже к началу XX века клуб представлял собой целостную систему досуговой деятельности, удовлетворяющую спрос различных социально-демографических групп.
Следует заметить, поскольку есть продукт социокультурных ситуаций, то модификация клубов происходила, будет происходить в зависимости от трансформации общественных процессов. Наглядным примером правильности данного утверждения может служить развитие клубов в России в советский период.
После революции появляется советская концепция клубов, ее основоположником считается Н. К. Крупская. Многие труды Н.К. Крупской были посвящены проблеме клуба, который она определяла как « объединение группы лиц для какой-нибудь определенной цели».
Попытка систематизировать проблемы клубной деятельности была предпринята в 1969 году А.В. Сасыховым и Ю.А. Стрельцовым, анализируя вопросы методологии клубоведения, авторы относят его к сфере педагогики. На страницах журналов «Клуб», «Встреча» постоянно поднимаются вопросы о клубе, как о воспитательном институте. Следовательно, проблема клубов в те времена была актуальной.
Перейдем к рассмотрению ведущих функций клуба, на примере охарактеризованных В.Е. Триодиным. Он определяет такие ведущие функции клуба, как:
гедонистическая – получение удовольствия, наслаждения, стремление к радости;
воспитывающая – формирование мировоззрения, воспитание нравственно-эстетического мира личности;
образовательная – передача знаний, умений навыков;
организаторская – вовлечение в организацию чего-либо;
коммуникативная – помощь в создании среды, способностей к общению; [9]
Анализируя данную характеристику функций клуба, мы можем с уверенностью сказать, что клуб является наиболее эффективным средством по развитию навыков общения.
Д.М. Генкин называет клуб «…особой формой организации людей, опирающихся на их самодеятельность, инициативу, стимулирующую самовоспитание человека в клубе…». Мы полностью согласны с данным высказыванием.
О.С. Газман в конце 80-х годов, пишет о клубе как о «…лучшей педагогической системе в мире, которая живет, развивается по законам жизни…Клуб для современного человека это индивидуальная модель, архетип семьи. Клуб – само организующее существо, которое невозможно загнать в клетку каких-либо инструкций» [2].
Вместе со становлением понятия клуб и изменялась его классификация.
Первоначально его классификация основывалась на классовой принадлежности его членов. Существовали аристократические клубы, рабочие, студенческие, клубы военных.
Позднее классификация клубов стала носить деятельностный характер: революционные, политические клубы, клубы общения.
Н.Л. Гнатюк определяет следующие виды клубов:
дворовые клубы – самодеятельные внешкольные учреждения, организующие досуг по месту жительства;
любительские клубы – организация досуга в зависимости от интересов и потребностей индивидов. В них важнее самореализация личности в социальной практике. Эффективным способом организации любительских клубов является самодеятельность. Любительские клубы бывают: общественно-политическими, производственно-техническими, естественно-познавательными, физкультурно-оздоровительными;
семейные клубы –добровольное объединение родителей, чьи жизненные принципы и интересы не расходятся с целями и задачами клуба ;
школьные клубы – объединения детей и подростков в зависимости от предпочитаемых учебных предметов; [3]
В.Я. Суртаев разделяет клубы по одному из основных признаков – по составу: объединения детей, подростков, юношей, взрослых, разновозрастные объединения [8].
Таким образом, проанализировав различные определения понятия «клуб», мы считаем, что клуб – это учреждение социокультурной деятельности, персонифицированного характера, организующее досуг с целью удовлетворения потребностей и интересов посетителей, способствующее повышению общего культурного и творческого уровня, в том числе и культуры общения.
Рассмотрев типы клубов, остановимся на характеристике клубов общения.
Целью создания клубов является оказание помощи детям, подросткам, юношам и девушкам в нахождении таких дел и занятий, ценностей и форм творческого взаимодействия, при которых у них развивалась и обогащалась культура общения.
Функции таких клубов весьма разнообразны. Они направлены на выработку у ребят потребности в товарищеском контакте на базе какой-либо продуктивной совместной деятельности, непрерывном совершенствовании и удовлетворении ее результатами. Среди таких функций следует назвать наполнение свободного времени делом, полезным для каждого из них, для всех вместе и для общества в целом. Но, если она хотя бы в одном случае даст положительный результат умножится по числу клубов, то общая копилка будет непрерывно пополняться взносами высокой меры духовности.
В данном случае речь должна идти о множестве вариантов типов клубов общения. Среди них те, которые имеют тематическую, территориальную или ведомственную основу. Они могут разделяться по следующим признакам: спортивные (виды традиционных спортивных занятий, восточных единоборств и т.д.), бытовые (ремонт аппаратуры, исполнение домашних заказов на бытовую технику), досуговые (самодеятельные конкурсы, экскурсии, выставки самодеятельного изобразительного искусства и др.), им быть либо по месту жительства (в микрорайоне проживания или при дворах, либо в школах и других типах учебных заведений), либо в квартирах инициаторов (создателей именных клубов).
Принципы организации и деятельности клубов достаточно очевидны: свобода выбора, товарищеская атмосфера содружества и сотрудничества, индивидуальной неповторимости и творческой инициативы, самоуправления и самофинансирования.
У каждого клуба должно быть свое Положение, которое определяет его статус, права и обязанности членов, дисциплину работ, меру сочетания коллективной и индивидуальной творческой деятельности.
Устав содержит режим существования клуба, обеспеченный ответственностью всех его членов за соблюдение духовной атмосферы, социальных гарантий защиты от всякого чужого вмешательства, включая административное и криминогенное. В Уставе и Положении открыты возможности включения в Ассоциации клубов, в соответствующие детские организации на правах их коллективных членов и соучредителей.
Ясно, что привлечь интерес ребят, удержать их в клубах общения можно только при условии, хорошо отработанной тематики занятий. При этом особый смысл приобретает участие их самих в разработке такой тематики, ее постоянном обогащении, исходя из реальных ситуаций. Особенностей вкусов всех их членов, уровня развития и адаптированности к деятельности клуба.
Тематика не может быть жестко регламентированной, она динамична и гибка. В ней безусловно должны быть соблюдены интересы подростков в широком диапазоне – от элементарных, простых до самых сложных. И чем разнообразнее варианты коллективных, персональных и групповых занятий, соответствующих им видов общения, тем ценнее для этого клуба его авторитет у подростков, его социальный престиж.
Жизнь подростков в клубах должна подчиняться определенным правилам. Среди них – обязательная помощь друг другу, недопущение каких-либо действий, высказываний, реплик, унижающих или оскорбляющих достоинство кого-либо из товарищей, обязательное внимание всех к каждому из выполненных работ с подчеркиванием его достоинств, необходимость создания здорового общественного мнения о формах сотрудничества подростков и его результатах, потребность быть полезным товарищу.
На основе этих и ряда других правил члены клубов общения могут организовывать и осуществлять поиск вариантов инициатив, своих и других, по формированию культуры общения. Главное при этом – не препятствовать рождению таких инициатив, даже если они, на первый взгляд, могут показаться не продуктивными, бесперспективными. Следует найти возможность конструктивного обсуждения таких инициатив, а если их авторы не убедятся на основе коллективного разговора в их целесообразности, позволить начать их реализацию, только собственные ошибки учат их не совершать. Ценные же инициативы обязательно должны стать предметом широкого общественного мнения. Вот так и культура общения: она подпитывается за счет ценных инициатив, сопровождающихся полезным делом и получением ценного конечного продукта. Такой продукт может иметь материальную форму, быть духовным, но обязательно он должен обогащать опыт подростков. Через опыт деятельности развивается и обогащается опыт общения. Он выступает как цель и как самоцель такой деятельности.
Клубы общения дают положительный результат в тех случаях, когда имеют четко выраженную духовную или социальную направленность. Этим, собственно говоря, и определяется их продуктивность, перспективность, эффективность.
Особый смысл приобретают коллективные дела. Здесь выбор происходит в весьма свободной манере, без заранее навязанной программы – их подростки называют сами. Свобода выбора создает атмосферу нерегламентированного поиска поведения каждого участника игры, групп подростков. Коллективные дела – это не только момент творческого самоутверждения, но и форма самоконтроля, самокоррекции, самоощущения.
Н.П. Гнатюк считает, что столь же важной для клубов общения является ролевая игра. Ведь не в учебной работе, ни в семейной ситуации, ни в общественном месте дети, другие возрастные категории молодежи могут идентифицироваться в полной мере с объектом своего интереса. Здесь это не только допускается, но выступает обязательным условием свободы самовыражения, полного освобождения от первичного стереотипа [3].
В результате исторического анализа сущности понятия «клуб» в научно-теоретической литературе, сделаем выводы:
во-первых, из всех приведенных нами трактовок термина «клуб» основным элементом его сущности выступает объединение людей на основе их общения;
во-вторых, клуб не возникает, как целостное явление сразу, а появляется постепенно, обобщаясь из ближайших родственных ему формирований и объединений людей в различные исторические эпохи;
в-третьих, на протяжении длительного исторического времени клуб создавал свою культурную нишу и являл собой элемент жизнедеятельности человека в тех организованных формах, которые были обусловлены особенностями социально-экономического развития, культурными традициями стран;
в-четвертых, своеобразие клуба как социального института состоит в том, что имеет возможность воздействовать на самые различные слои населения, на весь духовный мир человека, так как вбирает в себя функции театров, выставочных, танцевальных залов и студий;
в-пятых, клубные занятия предполагают свободное общение, общение по симпатиям, которое способствует развитию навыков общения;
в-шестых, клуб общения, имеет четко выраженную духовную и социальную направленность, дает положительный результат в воспитании подростков, в развитии их культуры и нравственности. В клубе происходит самореализация, раскрытие творческого потенциала подростков.
Рассмотрим опытно-педагогическую работу, которая проводилась в МБОУ СОШ № 34 пгт. Джубга, МО Туапсинский район.
Целью программы является создание условий для ознакомления подростков с теоретическими знаниями конструктивного общения, путем организации клубной деятельности.
Задачи программы:
Выявить трудности подростков в межличностном общении;
Ознакомить подростков с основами конструктивного общения;
Способствовать подросткам в реализации теоретических знаний в практической деятельности;
Провести сравнительный анализ динамики развития навыков общения у подростков на первом этапе деятельности клуба и на контрольном.
Теоретические методы Практические методы
Диагностические Используемые в деятельностиМетод сравнения
Методы анализа и синтеза
Метод обобщения, логического перехода от частного к общему.
Метод восхождения – переход от абстрактного к конкретному Включенное наблюдение
Беседа
Тестирование (тест «Лидер или ведомый», «Ваш уровень общительности» В.Ф. Ряховский), Метод интерпретации ситуаций
Совместное обсуждение конкретного случая
Метод интерпретации ситуаций, истолкование, перевод на более доступный язык социального факта или явления
Совместное обсуждение конкретного случая
Увещевание – метод передачи нравственных представлений человеку, путем разъяснения и обращения к собственному критическому суждению
Упражнение – метод, при помощи разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определенное поручение (задание)
Используемые формы работы:
1)Диспут – диалогические формы метода. Важное место в использовании данной формы имеет: выбор и актуальность выбранной темы, опора на положительный опыт подростков, позитивный и эмоциональный фон беседы. Диспут – метод, способствующий формированию суждений. Диспут выявляет различные точки зрения подростков на этические понятия, противоречивость в оценке разных форм поведения. Способствует научению подростков аргументировать свои взгляды, уметь выслушать другого, возразить ему. Роль социального педагога в проведении диспута внешне сводится к руководству им: оперативному направлению хода диспута, обобщению и анализу высказываний подростков, подведению итогов;
2)Лекция и рассказ – монологические формы метода, которые ведутся от одного лица – социального педагога. И тот и другой метод используется для того, чтобы разъяснить подросткам определенные нравственные понятия, теоретический материал.
3)Игра – этот метод позволяет подростку закрепить изученный материал в творческой форме. Игра является эффективным средством работы с подростками.
В содержание клуба входит:
- правила эффективного общения;
- культура речи и средства эффективного общения;
- психология общения;
- взаимодействие как основа эффективного делового общения;
- психологические правила общения;
- уровни общения;
- невербальная коммуникация;
- лидерство;
- бесконфликтное общение.
Проведение сравнительного анализа результата диагностик.
На первом этапе деятельности клуба, мы провели диагностики («Ваш уровень общительности», «Потребность в общении», В.Ф. Ряховского). Цель диагностики «Ваш уровень общительности» - выявить уровень развития общительности (качества личности). Данная методика состоит из 16 вопросов, затрагивающих коммуникативную, волевую, эмоциональную стороны личности человека. Также они позволяют ознакомить подростков с полученными результатами. В диагностике приняли участие подростки 9 «Б» класса в количестве 16 человек.
Тестирование показало, что у большинства подростков нет затруднений в общении с окружающими (70%), но также мы выявили, что некоторых подростков волнуют проблемы в общении с противоположным полом (10%). В основном это проблемы в конструктивном взаимодействии, бесконфликтном со своими сверстниками.
Высокий уровень общительности: школьник чувствуют себя комфортно в меру общительны, но в общении испытывают некоторые затруднения.
Средний уровень общительности: друзей, у таких подростков мало; со знакомыми не всегда могут найти общий язык. Иногда в разговоре бывают, несдержанны, неуравновешенны. Испытывают некую неуверенность в себе.
Низкий уровень общительности: в данную категорию ни одного подростка не попало.
Результаты диагностики «Потребность в общении», показали, что у большинства подростков (80%, у остальных уровень выше среднего – у экспериментальной группы; 85% - высокий уровень, 15% - выше среднего – у контрольной) высокая потребность в общении. Это означает, что у подростков существует стремление к поддерживанию и установлению бесконфликтных отношений с людьми, сильные переживания при ухудшении отношений, способны помогать другим, склонность проявлять участие, стремление к участию в совместных мероприятиях с целью установления хороших отношений.
Из всего этого можно проследить следующие противоречия: при высокой потребности общении, постоянном стремлении устанавливать бесконфликтные отношения, у подростков недостаточный уровень развития навыков общения; общительность, как качество, слабо проявляется; у подростков наблюдаются трудности в общении. Все это еще раз подтверждает тот факт, что следует проводить занятия направленные на развитие навыков общения
На втором этапе исследования предстояло разработать внеклассные мероприятия, направленные на приобретение детьми тех знаний об общении, о культуре и правилах общения, которые позволили бы им достигнуть высокого уровня знаний.
По результатам проведенной нами работы, мы видим, что произошел скачок у подростков, уровень общительности повысился (на начальном этапе у 15% участников уровень общительности был выше среднего, на заключительном этапе – 54%. Высокий уровень, на начальном этапе – 0%, на заключительном – 10%). Следовательно, клубные занятия позитивно повлияли на развитие навыков общения.
Необходимо отметить тот факт, что по результатам диагностики «Потребность в общении» у подростков, не снизился, а наоборот, повысился (было 80% - на высоком уровне стало – 95%, в результате снизилось число подростков с выше средним уровнем), это значит, что подростки и после клубных занятий будут продолжать стремиться к углублению своих занятий о конструктивном общении, усовершенствовать свои умения и навыки общения. В деятельности клуба наиболее эффективны были:
•обсуждения в группах, позволяет участникам поделиться своими мыслями, впечатлениями и ощущениями в рамках определенной темы;
•дискуссии оказались ценными тем, что позволяют участникам думать, подробно рассказывать о собственных выводах, выслушивать самые разнообразные мнения других;
•обучение практикой действия – это проигрывание ситуаций, практические задания, упражнения. Таким образом, лучше усвоить полученную информацию. На вопрос подросткам: «Что понравилось, запомнилось больше всего?» они отвечали: упражнения, игры и тесты;
Изменение уровня развития навыков общения позволяет сделать вывод, что разработанная и апробированная нами программа клубной деятельности оказалась успешной.
Таким образом, проведенная работа показала, что только систематическая деятельность в данном направлении поможет принести высокие результаты по развитию навыков общения у подростков.. И мы твердо убеждены, что социальный педагог, стоя на позициях развитии навыков общения поведения у подрастающего поколения, должен способствовать организации досуговой деятельности, открытию клубов, которые привлекут к себе внимание многих подростков. Апробация программы прошла успешно. Во-первых, подростки проявили большой интерес к данной проблеме, активно принимали участие в предложенной деятельности. Во-вторых, у них произошел значительный скачок в развитии навыков общения, что подтвердили результаты диагностик.
Список литературы:
1.Боннар А. Греческая цивилизация. М: Линия, 2007
2.Газман О.С. Идея школы – клуба //Первое сентября. № 53, 1999
3.Гнатюк Н.П. Под парусом любительского клуба. М: Знание, 1989
4.Комисаренко С.С. Клуб как социально-культурное явление (исторические аспекты развития). С - Пб.: гос. академия культуры, 1997
5.Желваков Н.А. Хрестоматия по истории педагогики. – Т. IV. История русской педагогики с древнейших времен до Великой пролетарской революции: Для высших пед. уч. завед. М.: Гос. уч.-пед. изд-во, 1936
6.Петров А.А. Народные клубы: крестьянские и рабочие. М.: Знание. 1979
7.Современный словарь по педагогике // составитель Е.Н. Рапоцевич. – М.: «Современное слово», 2003
8.Суртаев В.Я. Основные направления самореализации молодежи в условиях досуговой деятельности. Учебное пособие. С – Пб.: 1992
9.Триодин В.Е. Клуб и свободное время. Профиздат, 1982