ЯЗЫК КАК УНИВЕРСАЛЬНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Хатхе С.А.
МБДОУ № 28, г. Майкоп
ЯЗЫК КАК УНИВЕРСАЛЬНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Владение слувом и постижение культуры народа через язык играют большую роль в формировании личности дошкольника. Актуальной задачей современного образования является изучение культуры своего народа на начальном этапе становления личности. В нашем понимании, язык всегда ассоциируется с человеком. Это не случайно, так как в языке заложен человеческий дух и отражено человеческое сознание.
За последнее время сохранению и развитию родного языка уделяется особое внимание. В языке отражается история, культура и философия народа. Следовательно, язык рассматривается как универсальное средство для воспитания подрастающего поколения. Изучение родного языка в интеллектуальном, моральном и эстетическом понимании сохранит основные ценности народа в формировании нового человека.
Распространение грамотности и обучения на родном языке является важнейшим показателем отношения правительства. «В царской России получить образование можно было преимущественно на русском языке, на других национальных языках практически не велось обучение. Наличие образованных людей, например, среди мусульманских народов объясняется тем, что существовала широкая сеть духовных училищ (медресе), в которых обучение велось не на родном языке, а на арабском языке. В Российской империи в 1914-1915 учебном году действовали 123, 7 тысяч начальных, семейных и средних школ, в которых обучалось 9, 656 тысяч человек. Грамотными были 27 % населения всей империи, однако по регионам и национальностям грамотность была различной: в Европейской России – 30 %, в Сибири – 17 %, на Кавказе – 16 %, в Средней Азии (в Туркестане) – 6 %. Довольно высокий процент грамотности в Европейской части России, достигался за счёт литовцев, латышей, эстонцев, финнов, поляков, среди которых грамотными были от 35 до 52 человек» [5].
По наличию письменности или печатной продукции можно косвенно определить признание отдельности языка или этноса. Так, «в 1913 году было выпущено книг на 25 языках, включая иностранные языки (немецкий, французский, арабский, болгарский). На аварском, молдавском, осетинском, таджикском, финском, якутском были изданы от одной до пяти названий книг. Ни одного названия печатной продукции не было издано на таких известных в современной России языках, как алтайский, бурятский, калмыцкий, ингушский, кабардинский, мордовский, хакасский, черкесский, чеченский и др.» [5].
У младописьменных народов Кавказа (осетины, чеченцы, адыгейцы, абхазы, дагестанцы и другие) сфера употребления родного языка значительно уже. Как правило, родной язык они употребляют в быту, на нём издаётся художественная, общественно-политическая литература, существует радио и телевидение на родном языке и так далее, но русский язык во всех младописьменных народах широко распространён и является государственным языком.
Развитие и преумножение лучших духовных ценностей своего народа и передача их следующему поколению является, на наш взгляд, долгом каждого поколения. В «Декларации принципов Международного культурного сотрудничества», принятого ООН в 1966 году записано, что «каждая культура обладает достоинством и ценностью, которые следует уважать и сохранять. Развитие собственной культуры является правом и долгом каждого народа».
Мы полностью согласны с утверждением В.А. Эренгросс, что «культура каждой эпохи – это ступень исторического прогресса, а чтобы подняться на новую ступень культурного развития, нужно прочно опираться на достижение прошлого. Новое возникает на основе прочного усвоения старого, вбирает в себя его лучшие достижения, осваивает, перерабатывает, сохраняет» [6].
Народное искусство – это то, что рождает окружающая природа народа и выражает душу народа. В своих исследованиях по эстетике Г.В.Ф. Гегель отмечал, что «в произведениях искусства народы вложили свои самые содержательные внутренние созерцания и представления; искусство часто служит ключом, а у некоторых народов единственным ключом, для понимания их мудрости и религии» [2].
Существенной частью вклада, который любая нация вносит в сокровищницу мировой культуры, являются эпические произведения. В формировании нравственного, эстетического и идейного облика народа роль эпоса очень велика. Создавая образ эпического героя, народ наделяет его народным сознанием и самосознанием.
Как и другие народы нашей страны, адыгейский народ имеет большой опыт всестороннего воспитания подрастающего поколения в духе народной морали. В богатом опыте народного воспитания можно найти бесконечное количество педагогических жемчужин и мудростей.
Во всех жанрах устного творчества больших и малых, письменных народов аксиологическое, моральное, эстетическое рассматриваются с позиций высших человеческих достоинств. Например, в пословицах и поговорках характеризуются мудрость, духовно обобщённый исторический опыт социальной жизни в таких сферах духовной культуры, человеческих отношений, как любовь, семья. Например: Где любовь, там свет (чуваш.); Мать – опора дома (лак.); Мать в семье – клад (кит.); Украшай очаг отца, с матерью красиво говори, не груби (адыг.); Своему роду брань (позор) не приноси (адыг.); Достойная жена дом украшает (лезг.); Хорошая жена – половина счастья (кирг.); Муж да жена – одна душа (укр.); Дети – цветы жизни (рус.); Воспитывай детей с детства (каракалп.); Ребёнок без отца – сирота, без матери – раб (туркм.) и т.п.
Моральные, этические качества, всё доброе, мудрое в жизни народов отражается в метких выражениях, словесно отчеканенных формулах. Например: Хорошее слово дороже важенки (оленья самка) (ненец.); Слово дороже денег (марийск.); Пусть никогда тебе не будет лень и чучело промолвить: «Добрый день!» (адыг); От хорошего слува и камень добреет (табасаран., лезг.); Ласковое слово змею из норы выманило (чечен., ингуш,); Доброе слово слаще мёда (адыг.); Мудрое слово – лучше богатства (ног.) и т.д.
Выражая в формулах языка, отшлифовавшихся веками, все народы ставят духовное, по-человечески возвышенное – выше материального, духовную силу – выше физической. Характерно, человеческий язык у всех народов очень часто выступает выразителем духовной силы народа и превосходит духовное над физическим. Например: Язык – душа народа (адыг.); Язык возвышает мир (адыг.); Слова прокалывают сильнее, чем кинжал (англ.); Язык не кинжал, ранит – не залечишь (дарг., лезг., табасаран.); У него язык как стрела (казах.); Язык без костей, а кости ломает (кумык.). В этих образных языковых формулах представлен духовный продукт развития общественного сознания больших и малых народов.
Мы полностью согласны с утверждением К.И. Бузарова, что «как эстафета, передававшаяся из поколения в поколение, эти педагогические жемчужины, эта мудрость прошлого приходят к нам в сегодняшний день не для того, чтобы мы могли просто восхищаться и удивляться ими, а чтобы созидать мудрость сегодняшнего и будущего. В этой мудрости – нравственные требования и моральный дух трудового народа. Изучить и активно использовать в воспитательной работе эту педагогическую мудрость»[1].
По своей природе маленький ребёнок исследователь. Ребёнок уже в первые месяцы после рождения замирает, слушая звуки окружающего мира – речь, музыку, шумы. На основе ориентировочного рефлекса, который возникает у малютки непроизвольно, то есть рефлекторно, ребёнок начинает познавать окружающий мир.
Пословицы, поговорки, загадки, краткие и меткие изречения, пестушки, «сами дыша жизнью, пробуждают к жизни и семена родного слува, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребёнка» [3].
С родного языка начинается всякое понимание, язык является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Мы согласны с утверждением К.Д. Ушинского, что «язык, конечно, есть один из могущественных воспитателей человека... Усваивая родной язык легко и без труда, каждое новое поколение усваивает в то же время плоды мысли и чувства тысячи предшествовавших ему поколений... Язык, созданный народом, развивает в душе ребёнка способность, которая создаёт в человеке слово и которая отличает человека от животного: развивает дух» [4].
Таким образом, с помощью слува и языка человек в состоянии передавать свои мысли другим, подобным себе, членам данного общества. Отсюда можно сделать вывод, что язык – памятник любого народа и универсальное средство для воспитания подрастающего поколения.

Литература:
1. Бузаров К.И. Комплексное решение образовательно-воспитательных задач в национальной школе / Бузаров К.И. – Майкоп: Адыгейское отделение Краснодарского книж. изд., 1987, 192 с.
2. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. Том I / Г.В.Ф. Гегель. – М., 1968.
3. Гишев Н.Т. Проблемы воспитания и обучения в адыгейской школе / редакторы Н.Т. Гишев, М.К. Тутаришева и глав. ред. И.А. Шоров. – Майкоп, 1990. – 145 с.
4. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т. II / Ушинский К.Д. – М., 1954.
5. Челышев Е.П. Решение национально-языковых вопросов в современном мире. Страны СНГ и Балтии / Под ред. академика РАН Е.П. Челышева. – М., 2010. – 771 с.
6. Эренгросс В.А. Удивительная наука – эстетика! / В.А. Эренгросс. – М.: Детская литература, 1977.






Хатхе Саният Асланбечевна
Язык как универсальное средство для воспитания подрастающего поколения
МБДОУ № 28
г. Майкоп
Сот. 8 952 976 3161
Дом. 555980








13PAGE \* MERGEFORMAT14615