Краеведческие исследования как средство воспитания подрастающего поколения


Краеведческие исследования как средство воспитания подрастающего поколения
Краеведение – это процесс изучения своего родного края, его исторических, географических особенностей. Получая знания о прошлом и настоящем малой родины, человек не только знакомиться с достопримечательностями, традициями, обрядами, земляками, но и развивает в себе потребность в заботе о ее будущем, в сохранении ее культурного и природного наследия.
Не зря, думаю, краеведение, порой, называют краелюбием. Я часто вспоминаю, как во время обучения в ВУЗе нам предложили рефлексивное задание – поразмышлять над вопросом «Что для Вас есть Родина?» В тот момент мысли мои устремились в детство …
Я помню с детства твой простор полей,
И леса тень, и трели соловьиные,
И аромат пьянящий тополей,
И клин на юг летящий журавлиный…
Я помню, как черемуха весной
Стучала в окна ветвями душистыми
И летом на заре луга искристые
Стояли все, умытые росой…
Я помню с детства берега реки,
Покрытые вьюном, с плакучей ивою…
Склонив к воде свою главу унылую,
Она стояла, полная тоски…
И помню стан березы белоствольной,
И робкое дрожание осин,
И запах грушами наполненных корзин,
И лай собаки возле дома недовольный…
Я помню с детства листьев хоровод,
Багряных, желтых, пестрых и зеленых,
Слетающих с ветвей тех старых кленов,
Которые стояли у ворот.
Я помню мед, стекающий из сот,
Грозу весеннюю, громов раскаты…
И все, что в детстве видела когда-то,
Любовью в сердце к Родине живет…Эти строки родились у меня буквально в один момент, но как созвучны они были моим чувствам! «Родина - это первая испытанная ласка, первая сознательная мысль, осенившая голову, это запах воздуха, деревьев, цветов и полей, первые игры, песни и танцы… Это последовательные впечатления бытия, детства, отрочества, юности, молодости и зрелости», - писал А.И. Куприн. Именно на основе этих бессознательных эмоций потом рождается то, что принято называть патриотизмом, рождается желание не просто любить свой город, село, деревню, но и знать их. Ведь чем больше мы узнаем о том месте, где родились, выросли, живем, тем сильнее в нас проявляются чувства гордости, уважения, любви, заботы, ответственности за судьбу всего, что нас окружает. Только осознавая культурное богатство родного края, можно сохранить его для подрастающего поколения.
Для увлечения краеведением необязательно быть профессиональным исследователем, здесь совершенно не важен возраст, уровень образования, материальное благосостояние и т.п., потому что особую роль в этом играет небезразличное отношение к своей Родине. Даже маленькие открытия, совсем незначительные, на первый взгляд, исторические факты или детали биографии предка могут пробудить в человеке ощущение родства, связи с прошлыми поколениями, чувство сопричастности к развитию России, служат воспитанию патриотизма, толерантности, гражданственности. Поэтому я, как педагог, считаю необходимым приобщение учащихся к краеведческим исследованиям. Конечно, этот процесс сопряжен со значительными трудностями, связанными, в первую очередь, с реалиями окружающей действительности: воздействием интернета, разнообразных электронных приложений, гаджетов и пр. В связи с чем, и краеведческая работа, которую может организовать учитель, должна несколько трансформироваться в соответствии с условиями настоящего времени, возможно, перейти в новую плоскость или принять не вполне традиционные формы. Безусловно, первопроходцем, своеобразным маячком должен стать сам преподаватель, именно он должен показать пример подобных исследований, задать, так сказать, вектор для приложения соответствующих сил и возможностей учащихся.
По этой причине в блоге «BERGAMOT» 16 ноября 2014 года появилась рубрика «Прогулки по Тульскому краю», ставшая сразу одной из самых читаемых. Эти публикации представляют собой небольшие истории, раскрывающие различные стороны моего города: это и лингвистическое размышление о названии Тулы, и эссе с детскими воспоминаниями о небольшой деревушке нашего края, и рассказы о сердце города – Кремле, и виртуальная экскурсия по Туле оружейной.
Чтобы не быть голословной, приведу в качестве примера отрывки из статьи-исследования, посвященной старинному селу Тульской области Николо-Жупань.
«Сегодня я решила выйти за пределы Тулы и совершить вместе с Вами прогулку по Тульской области. Место нашего назначения - небольшое село с необычным и, на мой взгляд, очень поэтическим названием Николо-Жупань. С этим небольшим населенным пунктом я знакома не понаслышке, ибо значительную часть жизни провела там. …
25404298315002703195254000Итак, первым делом я решила выяснить происхождение названия. Это оказалось очень непростым делом!  Название, как видите, двойное. Первая часть «Николо»  или, как раньше называли, «Никольское» было дано, потому что на территории этого населенного пункта стояла церковь Николая Чудотворца, датируемая не позже 1701 года! Только представьте себе - начало XVIII века!  Сразу скажу, что этой церквушки  Вы уже не найдете - сохранились только более поздние приделы ХIХ века. Да и они, по правде сказать, в полуразрушенном и запущенном состоянии.
-23869651181735Руины церкви
Руины церкви
  А вот по поводу второй части названия информации практически никакой не оказалось. Ну, естественно, я подумала (не зря же все-таки филолог), что прямая дорога мне к словарям. В Словаре живого великорусского языка В. Даля написано:  ЖУПАН - теплая верхняя одежда на Украине, род охабня; шуба, тулуп. В Рязанской и  Смоленской губернии -  зипун, простой крестьянский кафтан.  В Вологодской -  худой, рабочий кафтан или зипун, сермяга.  В Ярославской -  короткий кафтан, полукафтанье. На Камчатке - подземная труба, для впуска воздуха в юрту, в кибитку, во время топки. Еще таким образом называли род губернатора, правитель жупанства или округа, в разных славянских землях. Я, когда была маленькой, слышала от местных жителей, что давным-давно в селе изготавливались эти самые жупаны…   Но достоверно говорить об этом не возьмусь, вдруг это были домыслы старожилов.
36156904355465Духовная грамота Воротынского
Духовная грамота Воротынского
330898550863500 Пока я бороздила просторы интернета, собирая по крупицам сведения, мне удалось выяснить (я думаю, что этот факт даже местным жителям вряд ли известен), что село это очень древнее.  До наших дней сохранилась  Духовная грамота (говоря современным языком, завещание) Михаила Ивановича Воротынского, датируемая третьей четвертью XVI в. (точнее 1566 годом). … В этом завещании есть фрагмент:  «А жене своей даю до е[ё] живота в Одоеве же за рекою за Упою два селца з деревнями, селцо Красное да селцо Князищева, а межа им от речки Ломены до речки до Вацы да по Лихвинский рубеж, да на городцкой стороне селцо Жупан да селцо Крупец, а деревни к тем же селам: деревня Корин, дервня Брусна, деревня Ртищевская, да за Моловлем деревня Совья на Совенском верху, да деревня Федшинъская Хлыстова со всем с тем, что к тем селам и деревням [по]тягло, да на Посаде за рекою за Упою от речки Ло[мен]ы пятьдесят дворов всяких сряду до ее [жи]вота».
Таким образом, это село существовало уже в XVI веке, и исконное его название – Жупан.  … Но до сих пор главной достопримечательностью населенного пункта является памятник истории и культуры Федерального значения XIX века – усадьба генерала Мирковича. …
Александр Яковлевич Миркович родился 2 февраля 1792 года в семье дворян Тульской губернии. Блестяще учился в Пажеском корпусе. Известна даже история, о том, что его старший брат Федор, учившийся на курс старше, сознательно остался на второй год, чтобы его назвали лучшим учеником (лучшего ученика выбирали в каждом выпуске). Но ему не повезло: младший брат его обошел, став «лучшим из лучших».  Оба брата принимали активное участие в Отечественной войне 1812 года. Были поручиками лейб-гвардии Конного полка, элитной части тяжелой кавалерии (гвардейские кирасиры – огромные всадники в латах), куда набирали самых рослых и выносливых солдат и офицеров.  Участвовали в Бородинском сражении, заграничных походах 1813-14 годов. 
213042540405050037661851660525Герб рода Мирковичей
Герб рода Мирковичей
3766185-111887000Завершив военную службу, Александр Яковлевич начал заниматься обустройством усадьбы. В 1851 году он возвел каменный дом, состоящий из 39 комнат, огромной библиотеки и смотровой площадки наверху. Смотровая площадка, я думаю, была возведена не зря: уж больно шикарный вид открывается со стороны усадьбы! После революции Мирковичи еще какое-то время здесь жили. Из уважения к хозяевам местные крестьяне бунтов не затевали. Они даже помогли барыне с семейством бежать, когда в соседнюю деревню прибыли революционно настроенные матросы. 
26066752832100Дом генерала Мирковича в 20-30-е годы ХХ века
Дом генерала Мирковича в 20-30-е годы ХХ века
   С 1923 по 1926 годы в усадьбе расположился приют. Поскольку у Мирковичей осталось  большое хозяйство (конюшня (10 коней), коровник (150 коров) и даже псарня),  работы было полно, подростки занимались хозяйством, а дети поменьше ухаживали за домом и  цветниками. 
Затем с 1926 по  1932 годы в доме функционировала Школа крестьянской молодежи. Учащиеся  (как ни странно) заботливо относились к этому месту, даже паркет был всегда натерт до блеска, все вокруг было ухожено.
-18415762000 Правда, очередная проверка решила, что это здание больше подойдет для других целей.  И с 1932 по 1936 годы в усадьбе был организован Дом отдыха Союза писателей СССР.
-2792095188531500-3239770544195Школа крестьянской молодежи
Школа крестьянской молодежи
 Сохранились даже документальные свидетельства того, что в 1934 году в Николо-Жупани отдыхал будущий Нобелевский лауреат Борис Леонидович Пастернак с семьей.  Бывали также писатели Константин Андреевич Тренев, Александр Серафимович Серафимович и др.
7302503237030Борис Пастернак с семьей на отдыхе в с. Николо-ЖупаньБорис Пастернак с семьей на отдыхе в с. Николо-Жупань
В 1937 году был организован Дом отдыха «Металлист» для московских рабочих. А в годы Великой отечественной войны немцы устроили в бальной зале конюшню. Под железными копытами лошадей погиб уникальный паркетный пол,  была уничтожена шикарная библиотека Мирковичей.  Лишь некоторые предметы обихода, утварь местные жители успели сохранить в своих домах.
229870040259000С 1953 по 1974 годы здесь был вновь  устроен детский дом, который переехал в новое здание в 1975 году. А из памятника архитектуры сделали общежитие, просуществовавшее до конца ХХ века.
-11430018815050024898351088390Детский дом
Детский дом
В 1995 году усадьба была признана памятником истории и культуры Федерального значения, а с августа 2005 года передана в безвозмездное пользование на 49 лет Автономной некоммерческой организации «Культурный центр «Усадьба генерала Мирковича» в лице потомка рода генерала Мирковича, его троюродной внучки Ольги Троицкой-Миркович. 
-38328601036320Вид дома генерала Мирковича. Конец 90-х годов
Вид дома генерала Мирковича. Конец 90-х годов
В некоторых комнатах был проведён косметический ремонт, сейчас представлена экспозиция, целью которой является, как я поняла, раскрытие колорита той дворянской эпохи. …
25405073650Дом генерала Мирковича. Современная фотография
Дом генерала Мирковича. Современная фотография
254093789500Ну, а теперь мое личное отношение… Я знаю этот дом столько, сколько себя помню.  Я каждый год его навещаю, он для меня, словно старый знакомый. Раньше я могла часами сидеть возле него, и мне тогда казалось, что времени просто нет. Сколько помнят эти камни… сколько смеха, радости, слез… И вот сейчас боль сковывает меня, боль от того, что это уникальное место готово уже исчезнуть из нашего мира… обваливаются козырьки, разрушаются колонны, лестницы превращаются в прах…  Мне не хочется сейчас никого обвинять в бездействии, но… но я, к сожалению, не вижу никаких восстановительных работ… я вижу только работу времени…
  Нужно лет десять, может быть, пятнадцать такого бездействия -  и дома генерала-майора Александра Яковлевича Мирковича, участника Отечественной войны 1812 года, участника Бородинского сражения, Георгиевского кавалера, больше никогда не будет…»
Конечно, это лишь часть той истории, которую я рассказала в блоге «BERGAMOT», снабдив ее, как положено, ссылками на источники и внушительным списком литературы. Но меня волнует другое. Разве могут подобные рассказы о родном крае оставить равнодушным? Разве не возникает желание еще глубже проникнуть в тайны прошлого? Разве не хочется передать сокровище знания и любви к Родине своим потомкам?
Хочется верить, что эти попытки привлечь моих студентов к краеведению, окажутся удачными. Надеюсь, что в будущем учебном году читатели блога (особенно виртуальные друзья из других городов) будут отправляться в путешествия по Тульскому краю не только со мной, но и с другими вдохновленными исследователями родного уголка земли…