Тезисы Тема: «Школьный музей как средство гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения»

На конференцию по патриотическому воспитанию
«МУЗЕЙ И ДЕТИ»



Тезисы
Тема: «Школьный музей как средство гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения»
(70-летию Победы в ВОВ посвящается)


Жане Светлана Исмаиловна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «СШ № 24» а. Шенджий,



а. Шенджий
2015г.
         В современных условиях роль школьных музеев стала значительно возрастать. Во многом это связано с тем, что направления работы школьных музеев достаточно обширны, что позволяет активно включать его в целостный образовательный, воспитательный процесс.
На сегодняшний день проблема гражданско-патриотического воспитания учащихся является одной из наиболее важных и актуальных в современной школе.
Проблема модернизации гражданско-патриотического воспитания в системе образования связана с выявлением и сохранением накопленных лучших традиций в воспитании подрастающего поколения, обновлением его содержания, проектированием новых технологий.
В этом году, в год празднования 70-летия победы в ВОВ, в обращении к Федеральному Собранию президент РФ Владимир Путин отметил, что государством делается акцент на воспитание гражданина РФ, патриота - носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины. Для выполнения этой задачи - в создании системы патриотического воспитания, немаловажную роль играет деятельность школьного музея. Музей школы является центром военно-патриотического, гражданского, этнокультурного воспитания подрастающего поколения, центром жизни школы, успехи и достижения которой отмечены многими наградами.
Основной целью гражданско-патриотического воспитания является ориентация подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формирование у них бережного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Патриотизм, как многогранное по своему содержанию понятие, включает в себя:
– любовь к родным местам, почтение прошлого своей Родины, гордость за свой народ;
– уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни;
– ощущение неразрывности с окружающим, желание сохранить, приумножить богатства своей страны, готовность защищать Отечество и служить его интересам.
Учитывая данные теоретические позиции, можно сделать вывод о том, что гражданско-патриотическое воспитание, как и воспитание вообще, должно основываться на знании тех компонентов бытия, культуры, которые формируют в целом представления учащихся о Родине, ее культурно-исторических традициях, достижениях и ценностях, лучших ее представителях. Решению данной задачи должны служить школьные музеи, деятельность которых  направлена на формирование социально-активной позиции, личное участие, поиск и постижение социального и духовного начала своей Родины, народа. Важное место в решении этой задачи занимает непосредственный контакт воспитанника с историческими материалами, элементами культуры, осуществляемый в условиях школьного музея.
1

В этой связи можно говорить о школьном музее одновременно не только как о форме организации учебно-познавательной деятельности (включение учащихся в
поисковую, краеведческую работу на базе музея), но и как о средстве гражданско-патриотического воспитания.
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе высокой нравственности, патриотизма, гражданского самосознания является одной из важнейших задач школьного музея. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой.
Серьезное внимание в нашей школе сегодня занимают вопросы педагогических условий и средств воспитания не только информированной, коммуникативной, просвещённой личности, но и имеющей активную гражданскую позицию. Как же сохранить сегодня преемственность в воспитании школьников и передать эстафету патриотизма следующему поколению?
Когда мы говорим о патриотическом воспитании, то в первую очередь подразумеваем, формирование у молодого человека чувства любви к своей малой родине, ответственности за её благополучие и процветание, а через этот «мосток» прокладываем путь к гражданской ответственности за всю страну, её безопасность и суверенитет. И главная роль в этом принадлежит краеведению.
Значение краеведческой работы переоценить трудно. Очевидны и воспитательные, и образовательные возможности краеведческого материала. Занимаясь краеведением, ученик чувствует себя субъектом исторического процесса, осознаёт, что именно он, его родители, односельчане, друзья, соседи делают историю своего села, города, а значит и страны. Соприкосновение с местным историческим материалом позволяет воссоздать и ощутить реальные исторические корни, значимость истории в целом и роль простого человека в ней.
Краеведение решает проблемы преемственности поколений, уважения к тем, кто внёс достойный вклад в развитие и защиту нашей Родины. Оно служит хорошим мотивом деятельности, призванной увеличить благосостояние родного края, служить ему на благо всех земляков.
Школьник, посредством работы с местным материалом, глубже, на мой взгляд, усваивает и программные темы. В основе краеведческой работы лежит исследовательский метод, который считается вершиной образовательного процесса. Он позволяет ученику научиться формулировать цели, задачи исследования, планировать рабочий процесс, двигаться от намеченного и делать собственные выводы.
2
Краеведческое исследование предполагает кропотливую работу с литературой, документами, цифрами, фактами.
Здесь оттачиваются приемы сопоставления и доказательства мысли, появляется возможность проявления себя как теоретиком, так и практиком. Оно способствует развитию интеллекта и чувства собственного достоинства школьника.
Целью школьного музея в Шенджийской средней общеобразовательной школе является повышение интереса детей к истории родного аула и привлечение их к исследованию и изучению судеб односельчан, их вклада в Великую Отечественную войну, коллективизацию и другие реформы, которые проводило государство в нашей Адыгее. С помощью краеведения, школьники осознают, что история их аула является составной и значимой частью истории большой страны, которой можно гордиться.
Наш школьный музей – это место, которое объединяет единой целью детей разных учебных возможностей: от интеллектуалов до школьников с особыми образовательными потребностями, а также учеников «группы риска». Важно осознать возможность и необходимость такого объединения. Формы работы в школьном музее различны: это и ревизия фондов музея, и оформление летописи школы, и поисковая работа, и оформительская, и исследовательская, и написание очерков о ветеранах Великой Отечественной войны и ветеранах труда нашего аула, и многое другое. Ученики привлекаются к оформительской и поисковой работе, к несложным реставрационным работам, к участию в мероприятиях школы, организатором которых является музей и краеведческий кружок «Активисты школьного музея». Это позволяет вырабатывать у них чувство сопричастности к большому полезному общему делу. Школьники чувствуют свою необходимость малой родине.
Наблюдения показывают, что работа музея в формировании патриотизма достигает своей цели. Несколько лет в школе успешно функционирует краеведческий кружок «Активисты школьного музея», ребята которого и стали инициаторами создания школьного музея. Интерес к истории родного края создал необходимость вовлечения в краеведческую работу и младших школьников. Ребята начальной школы с интересом посещают школьный музей.
Целью нашего школьного музея является эффективное использование потенциала музейной комнаты в учебно-воспитательном процессе как средства духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания учащегося.
Школьный музей работает по двум направлениям: патриотическое и этнографическое
Организация экскурсий и музейных мероприятий – это живой контакт, взаимодействие с посетителями, способность передать особый мир исторической памяти, сохранённой в предметах, которые говорят на своем «безмолвном» языке об исторических свершениях, событиях разных эпох.
Поисково-исследовательской деятельностью наш музей занимался с самого начала своего существования.

3
Тогда в качестве главной задачи была поставлена цель – сбор воспоминаний ветеранов и тружеников тыла Великой Отечественной войны. Накопляемые сведения были оформлены в соответствующих альбомах, которые сегодня хранятся наряду с книгой Памяти в экспозиции музейной комнаты и используются при проведении экскурсий. Большая работа проводится по комплектованию фонда.
Для этого организуются поисковые экспедиции «Бабушкин сундук», «Подвигу жить в веках», «Ими гордится аул», «История моей школы» и другие, которые дают богатейший материал для формирования и обновления экспозиций музейной комнаты. Для учета музейных экспонатов ведем учетную документацию.
Музейные фольклорные праздники отражают колорит традиций нашего народа. Такие праздники в музейной комнате, как «Кушъэхапх», «Кухонная утварь наших предков» и другие стали традиционными и вызывают большой интерес у всех присутствующих. Большая работа проводится по подготовке экскурсоводов из числа учащихся. Их рассказы должны быть доходчивы, интересны. Музейная комната участвует в разработке и реализации многочисленных акций. Не один год активисты музейной комнаты принимают участие в конкурсе школьных музеев, где представляют свой отчёт о проделанной работе. Награждены грамотами. Давняя связь и добрые отношения сложились у нас с советом ветеранов войны и труда. Их жизненный опыт, убежденность помогают учащимся осознать себя гражданами России. Классные руководители часто приглашают нас на классные часы с лекциями и экспозиционным материалом. Исследовательская работа учащихся тоже связана с краеведением. Темы исследовательских работ учащихся избраны не случайно, а исходя из запросов музейной комнаты.
 Ребята с большим удовольствием посещают наш музей.  А некоторые учащиеся проявляют особую заинтересованность. Они становятся экскурсоводами, занимаются поисково-исследовательской деятельностью, реставрационными и оформительскими работами. Из этих активистов составляется совет музейной комнаты, обновляемый каждый год, так как уходят выпускники. К проведению экскурсий привлекаются ребята, начиная с 5-6 классов. Как вы заметили, формы нашей работы достаточно разнообразны: стали традиционным выставки, конкурсы, праздники, музейные уроки. Все это позволяет сделать работу музейной комнаты интересной для учащихся и способствует их гражданско-патриотическому воспитанию. Именно с любви к своей малой Родине начинается любовь к своему Отечеству, России и этому всецело способствует практическая деятельность школьного музея.






4
Заключение.

Начало 21 века для России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью. Все эти изменения диктуют новые требования к отечественной системе образования.
Ввиду модернизации российского образования важным его направлением стало гражданско-патриотическое воспитание, целью которого является воспитание гражданина для жизни в демократическом обществе. Такой гражданин должен обладать определенными знаниями и умениями, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы.
В создании системы патриотического воспитания немаловажную роль играет деятельность школьного музея, который представляет собой одну из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганда материалов. Основными целями такого музея являются формирование гражданственности школьников через воспитание устойчивого навыка социальной и творческой активности учащихся.
Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования
Для воспитания патриотов РФ необходимо не только финансирование со стороны правительства на создание и развитие школьных музеев, но и уделение большего внимания на педагогические навыки учителей в этой области путем обучающих семинаров и конференций по проведению экскурсий в них. Ведь в каждой школе найдется помещение для музея, но не в каждой есть человек, который займется этой работой.
В заключении хочется сказать, что школьный музей способствует возрождению самосознания, патриотизма, понимания учениками значимости своего родного аула в богатой истории Республики Адыгея и страны, ориентируют школьника на гражданские патриотические ценности, тем самым обеспечивает формирование гражданина и патриота России.
 






5

Таблица 1.

Критерии и показатели эффективности школьного музея как средства патриотического воспитания школьников

Критерии
Показатели


Количественные
Качественные

1.Эффективность деятельности школьного музея.
Развитие музейных экспозиций.
Рост музейной активности (мероприятия музея в системе патриотического воспитания в школе).
Позитивная оценка работы музея участниками образовательного процесса.

2.Уровень интеграции музея с учебно-воспитательным процессом.
Развитие форм совместной работы музея с педагогами и школьниками.
Позитивная оценка работы музея участниками образовательного процесса.

3.Результативность работы по воспитанию школьников.
Рост объема знаний, на основе которых формируются нравственные ценности личности (интеллектуальный уровень).
Оценочно-эмоциональный, мировоззренческий и поведенческий уровни сформированности нравственности школьников.

 










6