Доклад на ему : Этикет как средство всестороннего развития дошкольников




«Этикет как средство всестороннего развития дошкольников»
(из опыта работы)









Данилова Светлана Геннадьевна воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад комбинированного вида №36 «Золотой ключик».













г. Набережные Челны 2014
Ежегодно в начале, середине, конце учебного года мы проводим мониторинг сформированности интегративных качеств воспитанников. Одним из интегративных качеств является «Овладение средств общения и способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками». Критерием уровней овладения интегративными качествами хорошо представлены в методических рекомендациях «Мониторинг воспитательно-образовательного процесса в разных возрастных группах». В своем выступлении хочу рассказать, как провожу работу в разных возрастных группах.

«Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата». (М.И.Лисина)
Мы живем в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей-дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии.
Чрезмерное увлечение компьютерными играми в домашних условиях приводит к тому, что дети разучились общаться, не хотят слышать и понимать взрослых. У многих детей повышен уровень тревожности, занижена самооценка. Увеличилось число детей с речевыми нарушениями, что затрудняет общение. Помочь таким детям преодолеть трудности, развить желание общаться - в наших силах. И делать это целесообразно, пока ребенок еще маленький. Известно, что с возрастом проблемы обычно лишь усугубляются. Поэтому наряду с развитием психических функций, интеллекта ребенка нельзя забывать о развитии его нравственно-эмоциональной сферы, которая непосредственно связана с развитием функции общения и коммуникативных способностей.
С введением в Федеральных государственных требований в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в дошкольном образовании открылась новая веха. Происходят изменения и в преобразовании в современной теории и практике. Были выделены новые понятия «образовательные области». Содержание образовательной области «Коммуникация» направлена на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
Развитие все компонентов устной речи в разных формах и видах детской деятельности;
Практическое овладение воспитанниками нормами речи;
Одним из итоговых результатов освоения программы является интегративное качество « Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками».
Основой культуры общения является соблюдение этических норм речевого поведения (речевого этикета). В этой связи логично говорить о широком и узком понимании речевого этикета.
В широком смысле - это все правила регулирующие поведение говорящего и слушающего (мимику, жесты, позу, содержание речи, ее тон, выбор выражений). В узком смысле – это сование так называемых этических формул, то есть слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями в обществе: отношение и обращение, приветствие и прощание, извинение и благодарность, просьба и совет, знакомство и приглашение, согласие и отказ, утешение, поздравление и некоторые другие. Правильное использование этических формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, что, в свою очередь облегчает взаимоотношения между людьми.
Созданная предметно-развивающая среда в нашей группе позволяет детям активнее вступать в общение в игровой, речевой, конструктивной, трудовой, познавательной, музыкально-ритмический, театрализованной деятельности.
Обучая детей этикету, большее значение в своей работе уделено этическим играм, которые использую в различных видах деятельности.
В младшем дошкольном возрасте самым лучшим способом привить детям хорошие манеры является пример взрослого (воспитателя). Подражая взрослым, ребенок без труда усвоит все правила приличия. Самое важное, чтобы норма поведения взрослых была верной. Поэтому общаясь с 3-4 летним малышом не забывала говорить, «спасибо» и «пожалуйста», старалась не перебивать его в разговоре, разговаривала с ним в спокойном тоне. Лучше лишний раз напомнить ребенку, как нужно себя вести, чем кричать на него за то, что он не так поступил. Использовала такие упражнения «Запомни движения», «Запомни мое лицо», дидактическая игра «Настроение», игра – имитация «Мы-обезьянки».
Цель игры: упражнение тренирует способность подражания взрослым и детям.
Педагог предлагает одному из детей стать обезьянкой и повторять все свои движения: он шагает - и обезьянка шагает, он поднимает руку – и обезьянка тоже.
Остальные дети наблюдают и говорят: «правильно, не правильно успевает обезьянка или не успевает и т.д.). Затем можно разбить детей в группы по 3 человека: один показывает второй, выполняет (обезьянка), а третий наблюдает и комментирует правильность. В этих упражнениях, этюдах на имитацию выразительных движений ребята учились изучать свои эмоции и чувства, выражать и проявлять их.
В старшем дошкольном возрасте, обучая детей этикету, опиралась на литературу «Азбука общения» авторы Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова, где описано много сюжетно-ролевых, дидактических игр, игр-драматизаций, игр-инсценировок, творческих игр, этюдов, которые помогают в воспитании у детей хороших манер и умению общаться с взрослыми и сверстниками.
Проводила с детьми такие игры: «Мой портрет», игра-драматизация «Наша Маша маленькая», «Угадай кто это?», которые были направлены на то, чтобы дать представление о чувстве собственного достоинства, о необходимости оценивать свои поступки.
Учу детей осознавать свою половую принадлежность. В этических беседах «Я мальчик», «Я девочка», «Можно ли обижать девочек», при решении детьми проблемных ситуаций, в игровой деятельности мальчики учатся уважительно относиться к девочкам, защищать их интересы.
В работе с детьми использовала проблемные ситуации «Вместе тесно-а врозь скучно», «Помири друзей», разучивала мирилки, проводила беседы «Какие мы разные», «Что мы умеем» где они учились оценивать свои поступки.
В театрализованной деятельности, трудовой деятельности, сюжетно-ролевых играх дети учатся играть, трудиться сообща. У детей развито умение договариваться, помогать друг другу.
Рассматривание дидактических карточек С.А. Нисонкиной «Учимся вежливости. Дошкольникам об этикете» о правилах общения, чтение и обсуждение художественной литературы «Правила поведения для воспитанных детей», «Вредные советы» Г.Остера, «Волшебное слово» В.Осеевой и другие способствовало обогащению знаний и понятий о правилах общения.
В межличностном общении друг с другом дети учились использовать речевые средства общения. В составлении рассказов, беседах учились выстраивать ролевой диалог: отвечать на вопросы, задавать вопросы, составлять рассказы. В подвижных играх, проведении физкультминуток, пальчиковых играх, разучивании стихотворений детей с удовольствием общаются друг с другом, используют формулы словесной вежливости «Спасибо», «Пожалуйста», «Доброе утро» и т.д.
Проводила с детьми беседы и экскурсии по ознокомдению с историей и сотрудниками детского сада. В ходе экскурсии, этических бесед, наблюдением за работой взрослых и оказании помощи дворнику, помощнику воспитателя ребята учились уважать взрослых, ценить их труд и благодарить. Результатом являлась выставка детских работ «Наш детский сад».
Проводила с детьми беседы о семье, обязанностях членов семьи. Ребята учились составлять рассказы из опыта «Кем работает мой папа», «Кем работает моя мама», «Как я помогаю маме» и др. в рисовании и выставке детских работ на тему «Моя семья» ребята отразили любовь к своим близким, членам своей семьи. Большой интерес вызвало у ребят и родителей участие в конкурсах «Мастерская деда мороза», «Мой друг дракона», «Дары осени», «Кулинарный поединок», «Подарок папе». В совместной деятельности дети и взрослые изготовили игрушки-самоделки, вкусные блюда, проявили творчество. Таким образом, дети убедились, что общая коллективная деятельность сплачивает, приносит хорошие результаты, способствует формировании. Такого качества, как умение доводить начатое дело до конца.
В результате у детей развито интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками» Дети умеют:
Использовать вербальные и невербальные средства общения;
Владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми;
Способны изменять стиль общения с взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации;
Чувствовать, и понимает другого человека;
Выражать свои творческие способности.

































Используемая литература

Н.Е. Богусловская, Н.А. Купина «Веселый этикет»
Л.М. Шипицына, О.В.Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова «Азбука общения»
С.А.Насонкина «Учим вежливости. Дошкольникам об этикете»
«От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.)
15