Материал для проведения первого родительского собрания для групп нового набора


Родительское собрание №1
Советы первокурсникам.
Незаметно пролетел первый месяц обучения (он  ушёл на привыкание: к особенностям расписания в нашем техникуме – ежедневные изменения, лабораторные занятия по погруппам, к ориентации в пространстве – где какой кабинет находится, к запоминанию имён преподавателей и одногруппников, к изменению режима занятий – вместо привычных 45 минут целых 1,5 часа).
Второй и третьи месяцы обычно уходят на наработку самостоятельного опыта выживания в новых условиях, на знакомство со студентами старших курсов, у которых можно выяснить – так ли всё здесь страшно как кажется на первый взгляд.
Старшекурсники в голос говорят одно и то же. Сравнение их высказываний годами не меняется, проверено.
Советы первокурсникам от старшекурсников и выпускников
1.Техникум – не школа. Никто к диплому за уши не потащит: тебе одному это надо – ты и старайся!
2. Распредели свои усилия правильно. Помни – ты пришел в институт получить специальность, а значит – будь умнее министра образования и учись ему назло. Избегай хвостов! На первом курсе это несложно – сессия только летом. На втором курсе иметь хвосты – преступление, ведь именно тогда начнутся спецпредметы ( а ты для этого сюда и пришёл, чтобы их осваивать!) А на 3 курсе хвосты нельзя иметь потому, что они здорово осложнят тебе жизнь: уж слишком мало времени будет на то, чтобы их пересдать, ведь 3 курс – это и отчёт по производственной практике и написание диплома и множество курсовых работ. Пойми – самый интересный – третий курс. Тогда захочется учиться по-настоящему, а долги не дадут возможности ощутить это удовольствие в полной мере.
3. За тобой тут никто из преподавателей бегать не будет, уговаривая сдать «хвост», оставшийся от предыдущей сессии. Таких как ты – сотни. Твоего исчезновения никто не заметит и уж точно не пригорюнится об утраченном для профессии таланте. На твое место придут другие, с более активной мотивацией в жизни. И помни – пересдачи пока у нас бесплатны. Тебе они ничего не стоят. Но ничего не стоят они и преподавателю. Вряд ли он горит желанием посвятить такому лодырю свое свободное время, оторванное от семьи и своих дел. Тебе придется за ним охотиться, отлавливать, напоминать по нескольку раз о назначенной дате. И посмей только не явиться к назначенному времени – в следующий раз перед тобой будет дракон, дышащий огнем. Особенно, если этот «дракон» имеет за собой шлейф легенд о его дурном характере.
4. Главное – ДЕЛАЙ ВСЕ ЗАДАНИЯ СРАЗУ. НЕ ОТКЛАДЫВАЙ НА ПОТОМ. Если еще не видел снежную лавину в действии – включи интернет и посмотри видеоролики. Это твоя сессия. Еще не впечатлило? Почитай статистику по обнаружению погребенных снежной лавиной. Это ты с заваленной сессией, среди «необнаруженных». Не впечатлило? Должно впечатлить!
5. Дурак учится на своих ошибках, умный – на чужих. Не будь лохом.
6. Вливайся в коллектив – но будь личностью. Студентов первого курса можно сравнить с беспомощными котятами. Со страхом они ждут окончания первого семестра, первой сессии… которая покажет, кто слабее…. Заставь себя уважать. Завоюй авторитет – умом и смекалкой, целеустремлённостью, самодисциплиной, трудолюбием. Во всем полагайся только на себя.  
7. В качестве мотивации к усердной сдаче сессий имей в виду, что если иты сдашь экзамены на 4 и 5, то будешь получать стипендию, если у тебя есть ещё и социальная – то получается уже большая сумма. Это небольшие деньги, но они – твои, заработанные твоим трудом, а это должно быть приятно. И не забывай о самых родных для тебя людях – твоих родителях, твоя стипендия – это взнос в бюджет семьи, это хоть и небольшое, но в облегчение для родителей! Это - проявление заботы и любви к своим родителям!
8. Если постараться и «вырулить» сессии на 5-ки, то можно получать губернаторскую стипендию, а также правительственную: это весьма ощутимые суммы!
8. Преподаватель – не бездушный робот, не зловредная тётка. Это , в первую очередь, профессионал, который много лет преподаёт свою дисциплину, ежегодно обновляя свои знания – как это требует современная система образования. Твоя задача не фантазировать о том, что учитель не так на тебя посмотрел, не в том месте перебил, а впитывать ту информацию, которую ты получаешь от него. Причём надо чётко осознавать, что так называемые «придирки» на пустом месте не возникают – если вы видите, что преподаватель придирается к вам, то в первую очередь спросите именно себя – почему? Слушаешь ли ты его на уроках? Не лезешь ли в телефон в то время, когда учитель объясняет? Не болтаешь ли с соседкой по парте? Пишешь ли ты лекцию или додумалась вообще заявиться без тетради? Придирок на пустом месте не бывает. Если вам кажется что учитель вас недолюбливает, то скорее всего причина в вас самих. Учитель видит вас только на своих занятиях, общается с вами только по поводу предмета, так что не любить вас у него просто нет причин…. А вот составить о вас впечатление как о студенте – это он может, т.к. видит вас как раз в роли студента.
9. Не пропускайте занятия – и тогда у вас есть шанс получить «автомат». Студенту, имеющему много нб всегда трудно сдавать и зачёты и экзамены….
10. Первые два года работаешь на свою зачетку – потом зачетка работает на тебя. При защите диплома комиссия дотошно изучит твою зачетку, формируя в сознании средний балл. И если ты ответишь на «отлично», а до этого 4 года катался на «тройках» - не жди «халявы» - не прокатит. Никому и дела нет, что к третьему курсу ты решил взяться за ум. Пару-тройку дополнительных вопросов, на которые ты, скорее всего, не ответишь, т.к. знаний по спецдисциплинам маловато, и всё – несмотря на то что ты зубрила диплом всю ночь напролёт, вряд ли ты получишь что-то выше своей средней оценки… Так что берись за учёбу сразу , с первого курса – окажешься в выигрыше!
11. Имеешь 3 хвоста по результатам сессии? До свиданья, техникум! Не слишком здоровый образ жизни? Рискуешь вылететь из техникума согласно определённому пункту Правил поведения студента.
12. Всегда пиши лекции! Вводи сокращения, чтобы успевать. Когда пишешь сам, то впоследствии срабатывает фотографическая память – это помогает на экзаменах. Если ты напропускаешь занятия, и потом делаешь ксерокопию с чужих лекций, то эффект совсем не тот. Переписывай сам – пока пишешь, вдумываешься и что-то запоминаешь.
Так говорят старшекурсники и недавние выпускники. Они сами через все это прошли. Были бы счастливы, если бы в жизни можно было бы все начать сначала – уж тогда бы они знали, когда и как нужно поступать правильно. Ведь только выйдя за ворота своего техникума дипломированными специалистами, они понимают, что это – самое лучшее время в жизни. И если безделье всем запоминается одинаково, а потом стремительно исчезает из памяти, ибо безлико и непродуктивно, то творческие успехи в освоении специальности, которая может даже не пригодиться впоследствии, запоминаются навсегда. Запоминается получение личного сертификата на Олимпиаде, лично написанный, а не скачанный с интернета «курсовик», книга, рекомендованная преподавателем для общего развития, но взявшая за душу и способствовавшая повзрослению, новому взгляду на жизнь. А еще удовольствие от некоторых предметов, сохранившееся на всю жизнь, даже когда забудется имя-отчество преподавателя. Романтика обучения в техникуме имеет свойство навсегда запоминаться – трудности же растворяются в буднях. И старшекурсники с охотой поделились своим опытом с «первашами».
Советы родителям
А вот – советы психолога родителям первокурсников.
Уважаемые родители!
Начинается новый этап жизни не только для студентов 1 курса, но и для их близких. Одни выпускники выбирают учебное заведение в родном городе, другие уезжают из дома для того, чтобы получить профессию, которая поможет им реализовать свои способности и возможности. У ребят появляются новые знакомые, новые интересы. Что же делать родителям в данной ситуации?
1.       Сохраняйте контакт и доверительные отношения. Старайтесь быть в курсе дел ребенка (занятий, увлечений, круга друзей, места прогулок), но не устраивайте допросов и избегайте мелочного контроля.
Помните, что в течение последующих четырех лет идет становление Вашего ребенка как будущего специалиста. Он заново находит друзей и самостоятельно налаживает быт (если ребенок живет в другом городе). Это неизбежно, и необходимо. Но это все может отражаться на его эмоциональном состоянии. Поэтому разговаривайте с ребёнком чаще.
2.     Принимайте ребёнка таким, какой есть – это значит любить его не за то, что он красивый, умный, успешный, а за то, что он есть.
Можно выражать недовольство поступком, отдельными действиями ребенка, но не ребёнком в целом.
Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства.
3.     Волшебные слова мудрого родителя: «Я тебя понимаю. Я вижу, что тебе плохо (обидно, страшно, грустно, ты злишься и т.д.)»
4.     Прикасайтесь к своему ребёнку, чаще обнимайте его.
5.     Берите на себя только те дела ребёнка, которые он не может выполнить сам. Остальное предоставьте ему делать самостоятельно.
6. Позволяйте ребёнку встречаться с отрицательными последствиями его действий. Тогда он научится отвечать за свои поступки.
7.     Чаще хвалите ребёнка. Похвала принесёт больше пользы, чем критика.
8.     Не сравнивайте его с другими детьми. Это вызовет только агрессию.
9.     Не оставляйте без внимания любые резкие изменения в состоянии и поведении ребёнка. Может быть, ребёнку нужна помощь специалистов (врача, психолога, психиатра).
10.     Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребёнка. Правил, запретов не должно быть слишком много. Родителям необходимо растолковать, по какой причине введен тот или иной запрет. Правила и требования должны быть согласованы родителями между собой. Не допускайте разногласий в требованиях к ребенку: лебедь, рак и щука - не Ваш вариант действий.
11.       Не занимайтесь «воспитанием», когда вы взвинчены, раздражены.
12.Наказывать ребёнка нужно, лишая его хорошего, а не делая ему плохое.
13.       Главное, чтобы ребёнок знал: что бы с ним ни случилось, он может попросить у вас помощи.
14.       Помните: пережитые вместе положительные эмоции – это «золотой фонд» вашей жизни с ребёнком! Придумывайте мероприятия вместе, которые помогут вам отдохнуть, набраться сил и объединят Вас. Делайте фотографии, пересматривайте их вместе, и вы сможете возвращаться в прошлое и тем самым набираться энергией.
13.       Недопустима агрессия во всех ее проявлениях: грубость, унижение, злость, ненависть.
14.       Не разговаривайте с ребёнком между делом, раздражённо, показывая всем своим видом, что он отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете отвлечься, и обязательно поговорите с ним позже.
15.       Если есть возможность отвлечься хотя бы на несколько минут, отложите все дела, пусть ребёнок почувствует ваше внимание, и заинтересованность.
16.       Во время разговора помните, что важны тон, мимика, жесты, на них ребёнок реагирует сильнее, чем на слова. Они не должны демонстрировать недовольство, раздражение, нетерпение.
17.       Поощряйте ребёнка в ходе разговора, покажите, что вам интересно и важно то, о чём он говорит.
От опыта общения ребенка в семье зависит его будущее. Как общаются с ним в семье, так став студентом, ребенок будет общаться с преподавателями, сокурсниками, а позже с будущим работодателем и клиентами. 
Обращение к девочкам: любите своих родителей!
И снова хочу обратиться к девочкам. Есть одна очень важная причина, по которой вы должны стараться и прилагать все усилия для того, чтобы благополучно закончить техникум и получить диплом бухгалтера, обрести профессию. Эта причина – не огорчать своих родителей! Своими успехами вы проявляете благодарность по отношению к вашим самым близким и родным людям.
Родители - это те люди, которые любят вас всем сердцем и душой. Они ничего не жалеют для вас. Они для вас живут.. Порой, даже себе отказывают во многом, ради вас. Никто на протяжении жизни не любит человека так ,как любят его родители. Поэтому относиться к ним нужно с почтением. И почтение это проявляется во многом – в признании власти родителей (ведь они несут за вас ответственность!), в умении прощать и мириться первыми, в помощи по дому, и конечно, в успешной учёбе!
Характеристика юношеского возраста
Характерная черта ранней юности (15-17 лет) — формирование жизненных планов. В отличие от мечты, жизненный план — это план деятельности. Подросток начинает ставить цели, разрабатывать план их достижения, учится реализовывать этот план. Но профессиональные планы юношей и девушек такого возраста зачастую недостаточно конкретны. Даже уже выбрав профессию, некоторые могут разочароваться в ней в ходе обучения, пожалеть о том, что поступили именно сюда. Здесь важно понять, что после окончания техникума, скорее всего, вы будете продолжать образование в ВУЗе, есть очень много профессий так или иначе связанных с вашей специальностью, т.е. оттолкнувшись от тех знаний, которые вы получите здесь, вы можете выбрать немного другое направление в той же, экономической сфере. Это во-первых. А во-вторых, вы вполне можете поступить в вуз, который совсем не связан с бухучётом, реализовать себя совсем в другой сфере, но тем не менее полученный здесь диплом никогда не будет лишним. Лишних знаний не бывает, в жизни всё пригодится. Кстати, здесь уместно напомнить и возможности получить дополнительное образования в стенах нашего учебного заведения.
И ещё: психологи утверждают, что возраст 15-17 лет наиболее благоприятен для обучения. Это пик мыслительной активности, это максимально отличная память, это способность к повышенной работоспособности, это возможность быстро восстанавливать силы после долгой и утомительной умственной работы. Так что используйте свои ресурсы и возможности на полную катушку! Долой лень!!! Да здравствует активность!!!! И всё будет замечательно!!!