Доклад на тему: «Активизация познавательных процессов учащихся начальной школы при применении ИКТ на уроках русского языка»







ДОКЛАД
на тему:
«Активизация познавательных процессов учащихся
начальной школы при применении ИКТ
на уроках русского языка»

учителя МБОУСОШ №14 Берлевой Е.Н.















г. Тула 2014
Младший школьный возраст представляет один из наиболее важных и ответственных периодов жизни ребенка, в процессе его развития, т.к. именно в этом период закладываются основы развития, как его учебной, так и трудовой деятельности, происходит изменение всем психических процессов, закладывается фундамент его дальнейшего интеллектуального развития.
Уроки русского языка играют огромную роль в становлении личности ребенка. Этому способствуют современные формы и методы работы: работа в парах, групповая работа, игровая ситуация, обучение через деятельность, проблемная ситуация. Всё это можно организовать, применяя информационно-коммуникативные технологии. Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.
Уроки русского языка с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моего класса. Покажу на примере фрагмента урока «Склонение имен прилагательного мужского и среднего рода». В ходе урока решались следующие задачи:
- обучающие: закрепление навыков написания окончания прилагательных, упражнение в определение падежа,
- развивающие: развитие мышления, памяти, речи, внимания, мотивации к усвоению материала,
- воспитательные: развитие интереса к учебе и русскому языку, умение работать в коллективе, развитие инициативности и самостоятельности, воспитание уважения друг к другу.
Электронно-демонстрационный материал использовался с целью решения следующих педагогических задач:
- организация проверки за усвоением знаний,
- организация групповой работы учащихся.
Слайд 2 и 3 с заданием подобрать как можно больше красивых прилагательных к репродукции с картин И.И. Шишкина помогает осуществить межпредметную связь русского языка с изо, способствует развитию речи и воображения, так же дети учатся работать в группах, брать на себя ответственность и инициативу. Слайд 4 с заданием выписать словосочетания и определить падеж помогает организовать одновременно детей, обладающих разными способностями и возможностями, и помочь им успешно выполнить задание, то есть создать ситуацию успеха. Слайд 5 предлагает объяснить значения словосочетаний, подобрать противоположные по смыслу слова. Это задание призвано активизировать мышление, словарный запас, способствует развитию речи. Слайд 6 – это игра ералаш с перепутанными окончаниями и названиями падежей применяется мною с целью активизации и мобилизации памяти и внимания. Так же в этот момент я работаю с детьми, у которых непрочные знания по этой теме. Слайд 7 – таблица, помогает закрепить, повторить окончания прилагательных мужского и среднего рода, при этом я показываю текст постепенно, что позволяет фиксировать внимание учащихся на наиболее важных моментах, развивая внимание и память.
Анализирую опыт использования ИКТ на уроках русского языка в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование ИКТ позволяет:
- обеспечить положительную мотивацию обучения,
- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне,
- повысить объем выполненных работ в 1,5 раза,
- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.
15