«Упражнения по коррекции и развитию познавательных процессов»

Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
г. Белоярский ХМАО-Югры













«Упражнения по коррекции и развитию познавательных процессов»












Мулюкова Ольга Анатольевна,
учитель начальных классов
СОШ №2

















город Белоярский
2014 год

Цель упражнений: обогащение чувственного познавательного опыта на основе умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов (в данном случае восприятия, памяти, мышления).
Задачи:
формирование зрительного и слухового восприятия, его целостности;
развитие памяти в процессе учебной деятельности;
развитие логического мышления путём использования приёмов анализа, сравнения, обобщения, классификации.
У детей с нарушением интеллекта созревание организма и развитие психических процессов, речи, эмоционально - волевой сферы личности проходит неравномерно и в замедленном темпе. С трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы и понятие нужного, должного. Остаётся ведущей игровая мотивация. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредотачиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание и т.д.) не позволяет детям полноценно осуществлять рутинную и напряжённую учебную деятельность – быстро устают.
Данные игры и упражнения по коррекции и развитию познавательных процессов способствуют созданию у учащихся эмоционального настроя, вызывают положительное отношение в выполняемой деятельности, улучшают общую работоспособность, дают возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки. Школьники, исходя из игровой задачи, осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают её более интересной. Накопленный в процессе занятий зрительно-двигательный опыт, навыки логического мышления, слухового и зрительного восприятия составляют одну из основ успешной учебной деятельности. Современные исследования в области специальной психологии и педагогики подтверждают положительное влияние творчества на коррекцию детей с различными отклонениями в развитии.
При проведении упражнений следует учитывать следующие моменты:
Важно, чтобы при объяснении все ученики правильно поняли инструкцию, поэтому если понадобится, то учителю стоит 2-3 раза объяснить, как делать то или иное задание.
Учащимся при выполнении упражнений следует предоставлять как можно больше самостоятельности. Учитель должен помогать, объяснять, направлять. После выполнения заданий обязательно следует обсудить ответы учеников, вовлекая в обсуждение всех детей.
Игровые упражнения можно использовать на любом уроке в начальных классах и на любом из этапов уроков: в начале урока, чтобы привлечь внимание учащихся к новому материалу, в качестве повторения в середине урока, чтобы сменить вид работы и поднять интерес к изучаемой теме, в конце урока для закрепления пройденного материала.

Упражнения по коррекции и развитию зрительного восприятия.
Данные задания в игровой форме предлагаются на уроке всему классу. Можно включить соревновательный элемент (на личное или командное первенство). Изображения подбираются в зависимости от учебного предмета и темы урока.
1.«Наложенные» изображения.
Предъявляются 3-5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения. Например:




2.«Спрятанные» изображения.
Предъявляются фигуры, состоящие из элементов букв, геометрических фигур. Требуется найти все «спрятанные» изображения. Например:

Круг,квадрат,4треугольника Ш, И, Е, Т,Л,П


3.«Зашумленные» изображения.
Предъявляются контурные изображения предметов, геометрических фигур, букв, цифр, которые зашумлены, т.е. перечёркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать.



4.«Парные» изображения.
Предъявляются два предметных изображения, внешне очень похожих друг на друга, но имеющих до 5-7 мелких отличий. Требуется найти эти отличия.






5.«Точечные» изображения.
Предъявляются изображения предметов, геометрических фигур, буквы, выполненные в виде точек. Необходимо назвать их.



6.«Перевёрнутые» изображения.
Предъявляются схематичные изображения предметов, буквы, цифры, повёрнутые на 180 градусов. Требуется назвать их.


7. Обобщенные схематические изображения.
Предъявляются фигуры, представляющие собой схематические изображения. Необходимо отгадать, что это может быть.



8. «Разрезанные» изображения.
Предъявляются части 2-3 изображений предметов. Требуется собрать из этих частей снова целые изображения.
9. «Перекрытые» изображения.
Предъявляются карточки со словами, схематическими изображениями предметов, верхняя или нижняя часть которых скрыты за полоской бумаги. Учащимся надо угадать, какое изображение находится на карточке.



10.«Найди одинаковые» (найти по контурам одинаковые фигуры и раскрасить их одним цветом)
Каждый ученик получает листы бумаги с контурами различных фигур, цветные карандаши. Нужно найти на каждом рисунке одинаковые фигуры и раскрасить их одним цветом.
11.« Назови фигуры» (назвать, из каких фигур состоят рисунки). Каждый ученик получает лист бумаги с рисунками. Ученики должны рассмотреть и назвать, из каких фигур они состоят.

12.«Составь фигуру» (из набора геометрических фигур сложить контурное изображение образца). Задание можно усложнить, если геометрических фигур положить больше, чем необходимо.






13.«Загадочные контуры» (по обведённым контурам предметов различной величины и формы найти эти объекты). На большом листе бумаги расставляются 8-10 предметов разной величины и формы, обводятся цветным карандашом. Затем эти предметы кладут на те места, где они обычно находятся. Ученики должны по получившимся контурам догадаться, какие здесь обведены предметы, отыскать их и поставить на контуры.






14.«Найди пирамиду».
На листе бумаги изображается игрушка пирамида и проекции (вид сверху) нескольких пирамид. Объясняется, что слева нарисована пирамида, а справа тоже пирамида, но только видом сверху. Нужно найти среди рисунков справа пирамиду, изображённую слева.





15.«Найди заплатку».





Упражнения по коррекции и развитию слухового восприятия.
1.«Узнай на слух».
Выделение и различение звуков окружающей среды (шелест листьев, шум дождя, скрип снега, стон, звон, гудение, жужжание, шум шин и т.д.)
2. «Кто и как подаёт голос» (имитация криков животных)
Различение речевых и музыкальных звуков. Подражание речевым и неречевым звукам.
3.«Назови и проверь постукиванием».
Дети вместе с учителем выбирают 10-15 разнообразных предметов, находящихся в разных концах комнаты, и прислушиваются, как они звучат от удара по ним карандашом. Затем ученики закрывают глаза. Учитель ударяет карандашом по какому-либо из этих предметов 5 -10 раз. Ученики должны назвать этот предмет, подойти к нему и также постучать карандашом.

Упражнения по коррекции и развитию логического мышления.
1.Характеристика предмета по заданным признакам.
Учащимся предлагается дать словесное описание предмета, руководствуясь схемой:




Например:
- лук (жёлтый, круглый, маленький, с хвостиком из корней, горьковатый; когда режешь, то можно заплакать; овощ).
2.Сравнение предметов.
Учащимся предлагается сравнивать предметы, противопоставляя один предмет другому по ряду признаков. Например:
Грач чёрный, а воробей
Грач – крупная птица, а воробей
Грач – перелётная птица, а воробей
У грача клюв длинный, а у воробья
Сахар сладкий, а перец
Зима холодная, а лето
3.Сериация объектов.
Предлагается найти закономерность расположения объектов. Необходимо к уже упорядоченным по одному признаку объектам добавить ещё один, который не нарушил бы закономерности расположения.


Предлагается упорядочить объекты ряда, расположенные случайным образом.


1 4 2 3
Предлагается упорядочить ряд объектов по признаку, который задаётся вербально и отражает степень выраженности каких-либо свойств объекта. Например:
-Что тяжелее? (арбуз, воздушный шар, мяч, берёзовое полено, десятикилограммовая гиря).
-Кто или что выше летает? (бабочка, ракета, вертолёт, орёл, самолёт).
-Что теплее? (купальник, шуба, плащ, шелковое платье, шерстяное платье).
- Кто сильнее? (лиса, заяц, волк, мышь, тигр).
Предлагается найти закономерность расположения объектов, упорядоченных на основе нескольких признаков и размещённых в матрице. Например:


















4.Назови одним словом.
Необходимо назвать одним словом ряды конкретных понятий. Например:
-берёза, липа, ель(деревья);
- стол, стул, диван (мебель).
-чиж, грач, сова, воробей (птицы).
-ножницы, молоток, пила, грабли (инструменты)
-шарф, варежки, брюки, пальто (одежда)
- окунь, карась, сом, щука(рыбы)
5.Конкретизация понятий.
Учащиеся называют объекты, входящие в более широкое понятие. Например:
- какая бывает обувь (зимняя, осенняя, летняя).
-какие бывают птицы (зимующие, перелётные)
- какие бывают деревья (лиственные, хвойные)
-какие бывают животные (дикие, домашние)
- какие бывают времена года (зима, весна, лето, осень)
- какие бывают грибы (съедобные, несъедобные)
6.Определение конкретных понятий.
Учащиеся по определению должны назвать понятие. Например:
-Человек, который лечит животных – это (ветеринар).
-Дерево, на котором растут жёлуди – это (дуб).
-Дом, в котором учатся дети – это (школа).
- Участок земли, на котором растут цветы – это (клумба).
- Ученик, который учится на одни пятёрки – это (отличник).
- Предмет, которым дети пишут в тетрадях – это (ручка).
- Электроприбор, при помощи которого гладят бельё – это (утюг)
7.Исключение понятий.
Ученикам предлагаются пять слов, четыре из которых объединяются общим родовым понятием, а пятое не относится к нему. Необходимо найти лишнее слово. Например:
-секунда, час, ночь, год, неделя.
-берёза, дуб, осина, сирень, клён.
-молоко, сыр, хлеб, сметана, простокваша
- сапоги, кеды, туфли, варежки, валенки.
- ландыш, подосиновик, мухомор, сыроежка, груздь.
8.Выявление общих понятий.
Учащиеся должны подобрать слова, имеющие логические связи с определённым обобщающим словом. Например:
-река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
-сад (растения, садовник, собака, забор, земля)
-землетрясение (наводнение, колебание почвы, пожар, смерть)
9.Смысловое соотнесение понятий.
Предлагается завершить неоконченные утверждения. Сперва нужно определить, что лежит в основе смысловой связи между предметами первой пары, а затем подобрать предмет по аналогии ко второй паре. Например:
- дом – кирпич, стакан - (стекло);
-игла – ткань, карандаш - (бумага).
-овца – домашнее животное, волк – (дикое)
-коньки – лёд, лыжи - (снег).
- орёл – птица, щука – (рыба)
10. Ребусы. 11. Кроссворды.
12.Анаграммы.
Предлагается картинка и расположенные возле неё цифры. Цель игры состоит в том, чтобы мысленно переставить буквы слова в том порядке, в каком стоят цифры (сосна-насос, лось-соль).







4 5 3 2 1
Предлагается из слов, записанных на доске, составить другие слова, используя эти же буквы. Например:
кулон – клоун, мышка – камыш, арфа – фара, кума – мука, карета – ракета, кот – ток, лиса – сила, нос – сон, марка – рамка, палка – лапка, пила – липа.

13.Зашифрованные слова.
Расшифровать слова.
В качестве шифра используется фигурный шифр.
Д
Р
М
Ы
И
А
Н
Б
Ё
Л



·

·

Ч
=







·



М Ё Д
В ряд последовательно располагают предметные картинки. Требуется из названия каждой картинки выделить первый звук, затем соединить их и прочитать зашифрованное слово. Например: рубашка, очки, зонт, арбуз (роза).
14.Бывает – не бывает.
Учитель читает предложения, рассказ или стихотворение, а учащиеся должны внимательно слушать и замечать верное и неверное в этом рассказе или стихотворении, а потом сказать бывает так или нет, и доказать это. Например:
Тёплая весна сейчас, виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.
А зимой, среди ветвей, «Га-га-га», - пел соловей.
Быстро дайте мне ответ -
Что здесь правда, а что нет.
Мальчик поехал в лес на лыжах. Там он стал собирать землянику.
Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами пошли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься.
Я была в лесу. Там я видела в норе цыплёнка.
15. Логические задачи.
Что тяжелее 1кг ваты или 1кг гвоздей?
Лена на дорогу в школу тратит 10 минут. Сколько времени она затратит, если пойдёт вдвоём с братом?
Индюк стоит на одной ноге и весит 4 кг. Сколько будет весить этот индюк, если встанет на обе ноги?
Две девочки – Кира, Люба,– пошли в магазин. По дороге они нашли 10 рублей. Сколько бы денег нашла Кира, если бы она одна пошла в магазин?
Чтобы сварить 1 кг мяса, требуется 1 час. За сколько часов сварится 2 кг мяса?
Бабушка вязала шарф 1 неделю и 3 дня. Сколько дней трудилась бабушка?
Сколько ножек у двух куриц и трёх зайцев?
Сколько этажей между вторым и пятым этажами?
Алёша за зиму износил 5 пар носков. Сколько носков левой ноги износил Алёша?
Летело стадо гусей: один гусь впереди, а два позади; один позади и два впереди; один между двумя и три в ряд. Сколько всего было гусей? (три).
В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Против каждой кошки сидит по три кошки. Сколько кошек всего в комнате? (4).
16. «Подбери картинки».
Для игры необходим набор предметных картинок (примерно20 штук).
Учитель показывает несколько картинок и называет обобщающее слово. К нему ученики подбирают подходящие по смыслу картинки. Учитель называет, например, слово травы и показывает такие картинки: ромашка, клевер, щавель, кедр, подорожник, лиственница (не подходят лиственница и кедр). Учитель называет слово насекомые и показывает картинки сороки, комара, мухи, совы, жука, пиявки, кукушки (не подходят сорока, пиявка, сова, кукушка).
17.«Цветная сказка».
Для игры необходим набор цветных прямоугольников для каждого ученика.
Учитель читает сказку «Репка». Ученики должны составить её цветовую картину. Для этого из комплекта цветных прямоугольников отобрать тот цвет, о котором идёт речь в сказке. Затем, когда перед учениками будет выложен ряд цветных прямоугольников, учитель просит учеников, глядя на разложенные цветные прямоугольники, пересказать сказку своими словами. Например. Сказка «Репка».
Пришёл дед в огород и начал копать землю (какую?) чёрную. Решил сажать репу (какую?) жёлтую. Стала репа расти. Ботва у неё (какая?) зелёная. Созрела репа. Стал дед репу тянуть. Лицо стало (какое?) красное. Сбросил дед фуфайку (какую?) серую на землю. Небо над ним (какое?) голубое. Позвал дед бабку. Стали тянуть репку. Лицо у бабы стало (какое?) белое. Солнце над ними (какое?) оранжевое. Сел дед с бабкой на скамейку (какую?) коричневую и стали звать внучку. Прибежала внучка в платочке (каком?) бардовом. Зовут Жучку. У неё язычок (какой?) розовый. Позвали Мурку (какую?) оранжевую. Стали тянуть репку. Наступил вечер. Достали горшок (какой?) коричневый и сели есть кашу (какую?) жёлтую.
18. «Найди отличия» (указать на различия рисунков)
19. «Дорисуй недостающие детали».
Предлагаются картинки с изображениями предметов, в которых отсутствуют определенные детали. Дается задание рассмотреть картинки и определить, чего на них не хватает, и дорисовать это.
20. «Способы применения предмета».
Кто-нибудь из учеников называет какой-либо хорошо известный предмет (карандаш, ножницы, яблоко, коробка). Надо назвать как можно больше различных способов его применения. Побеждает тот, кто укажет последним способ применения предмета.
21. «Сравни предметы».
Учитель называет пары слов, обозначающих различные предметы. Ученики должны ответить, чем они похожи и чем не похожи.
22.«Покажи одинаковые».
Подготовить 10-15 разных предметов (чашка, тарелка, сахар, кухонная доска, ложка, носовой платок, карандаш, ключ, вилка, сушки, полотенце, гвоздь, скалка, кусок хлеба, крючок). Ученикам предлагается найти предметы, например, сначала все металлические. Затем найти съедобные, мягкие, круглые и т.д.. Задание можно усложнить, предложив выбрать предметы сразу по двум признакам.
23. «Четвёртый лишний».
Найти четвёртый лишний предмет и объяснить свой выбор, выделив общий признак: видовой, родовой.
24. «Составление предложений».
Учитель называет любые три слова, не связанные между собой по смыслу. Дети должны составить как можно больше предложений, в которых обязательно должны быть эти три слова (можно менять их падеж использовать другие слова). Например:
Море, карандаш, медведь
Улица, книга, фартук
Окно, стол, дождь
Девочка, птица, дерево
Мяч, небо, цветок
25. «Найди одинаковые».
Предлагаются бланки с фигурами для сравнения. Учеников просят отыскать по две одинаковые фигуры на каждом бланке.
26. «Назови предмет».
Учитель называет ряд признаков предмета. Учащиеся должны мысленно объединить их и назвать этот предмет.
Упругий, круглый, красный (мяч).
Звонкий, быстрый, весёлый (ручей).
Жёлтые, красные, осенние (листья).
Зелёный, продолговатый, сочный(огурец).
Новая, интересная, библиотечная (книга).
Старый, кирпичный, пятиэтажный (дом).
27. «Найди отличающиеся»
Учащимся предлагаются бланки с рисунками. Необходимо найти один отличающийся от других рисунок.
28. «Найти предмет внизу картинки»
29. «Соотнеси понятия».
Учащимся предлагаются три слова, первые два находятся в определённой связи (часть – целое, род – вид, причина – следствие). Между третьим и одним из предложенных пяти слов существуют такие же отношения. Нужно назвать это четвёртое слово.
Например:
Школа: обучение = больница ..?.. (доктор, ученик, лечение, учреждение, больной).
Огурец: овощ = гвоздика..?.. (роса, садик, цветок, земля)
Волк: пасть = птица..?.. (воздух, соловей, клюв, яйцо, гнездо, пение).
Слагаемое: сумма = множитель..?.. (разность, делитель, произведение, умножение, деление)
30.«Что изображено».
В середине двойного тетрадного листа вырезается кружок диаметром 2-2,5 см. Подбирается картинка сюжетного характера размером не более 15см х 15 см и прикрывается этим листом с отверстием. Ученики по очереди рассматривают картинки только через это отверстие – не поднимая листа, а постепенно водя его по всей картинке. Затем ученик подробно рассказывает, что нарисовано на картинке. Остальные дополняют и исправляют его. Картинка открывается. Победителем является тот, кто правильнее и подробнее рассказал об увиденном.
31. «Раздели на части».
Учитель называет любое слово. Ученики, представляя обозначаемый этим словом предмет как целое, должны разделить его на части. Элементы называются вслух. Например, кот – тело, уши, хвост, лапы, когти, глаза, уши, шерсть, усы.
32.«Закончи утверждения».
Учащимся предлагается завершить неоконченные утверждения. Чтобы выполнить это задание, необходимо определить, что лежит в основе смысловой связи между предметами первой пары, а затем подобрать к предмету второй пары предмет по аналогии. Например:
Дом – кирпич, стакан - (стекло).
Коньки – лёд, лыжи - (снег).
Орёл - птица, щука - (рыба).
Овца – домашнее животное, лиса - (дикое животное).
Игла – ткань, фломастер - (бумага).
33. «Какой? Какая? Какие?»
Учитель называет любое существительное, а ученики подбирают к нему слова, обозначающие различные качества этого предмета. Например, трава – зелёная, мягкая, сухая, болотная, изумрудная, густая, колючая, скользкая и т.д.
34. «Выбери главное».
На доске учитель заранее пишет ряды слов: первые слова заглавными буквами, остальные слова – строчными и в скобках. Учеников просят подобрать к слову, написанному заглавными буквами, два слова из скобок, которые находятся в наиболее тесной связи с ним.
Примерный набор слов для предъявления:
Учитель (ученики, парта, мел, объяснение, доска). Учитель может работать без мела, доски, парт, но не может работать без учеников и объяснения.
Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).
Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).
Кольцо (диаметр, алмаз, проба, печать, округлость).
Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).
Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).

Литература:

Коноваленко С.В. «Коммуникативные способности и социализация детей 5 - 9 лет». – М.: «Издательство Гном и Д», 2001.
Коноваленко С.В. «Как научиться думать быстрее и запоминать лучше». – М.: «Издательство Гном и Д», 2002.
Коноваленко С.В. «Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет». – М.: «Издательство Гном и Д», 2000.
Локалова Н. «Уроки психологического развития в начальной школе»
Панфилова М.А. «Игротерапия общения». – М.: «Издательство Гном и Д», 2001.
Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления детей». - Ярославль: «Гринго», 1996.
Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. «Развитие логического мышления детей». – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. «Помоги принцу найти Золушку». – М.: Просвещение, 1994.

предмет

цвет


вид

свойства

материал

величина

форма





рак

123















15