Текст проекта «Вместе с мамой, вместе с папой по логопедическим тропинкам»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14.
Принято на заседании
педагогического совета
«___»______________ 20___ г. Утвержден
Заведующий МБДОУ д/с № 14
___________ Михайлова Е. П.
Приказ № ____ от «___»________ 20__ г.
Проект
«Вместе с мамой, вместе с папой по логопедическим тропинкам»
Создание условий для повышения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития
Разработала
учитель-логопед
Янкина Н.Ю.
МБДОУ детский сад №14
г. Новочеркасск
2016 г.ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
Срок реализации проекта:  долгосрочный 2 года (01.09.2016г – 31.05.2018г.)
Вид проекта: информативно-практико-ориентированный, поэтапный. Участники проекта:  дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители
База реализации:МБДОУ детский сад №14
Автор проекта: Янкина Н.Ю,учитель-логопед.
Цель проекта: создание условий для повышения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Задачи:
-Информирование родителей о речевых нарушениях детей;
-Ознакомление с содержанием логопедической работы;
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышении компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями;
-Приобретение родителями определенных педагогических знаний и умений;
-Освоение родителями практического опыта по исправлению речи детей.
-Развитие речевые и творческие способности детей. -Увеличение объема коррекционного воздействия.
Гипотезой проекта выступило предположение о том, что активное участие родителей в коррекционной работе, как равноправных партнеров сделает более эффективным коррекционный процесс.
Актуальность.
В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речи. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического развития, укрепления и сохранения детского здоровья является особенно актуальным. Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей. Работа с родителями ребенка, имеющего речевые нарушения  — достаточно сложный процесс, поскольку не всегда речевые проблемы ребёнка воспринимаются родителями адекватно. Можно условно разделить родителей детей с речевыми нарушениями на две категории:
-родители,  которые предъявляют  повышенные требования к речи ребенка;
-родители, которые не обращают внимания на  нарушения речи, игнорируют рекомендации учителя — логопеда закреплять изученный материал в домашних условиях.
Часто родители самоустраняются от образовательного процесса, объясняя это нехваткой времени и  педагогических знаний в вопросах развития речи детей.  А ведь развивать речь детей можно  не только на занятиях, но и в транспорте, по дороге из детского сада до дома, даже, готовя ужин на кухне. Логопед должен помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, убедить в необходимости закреплять изученный материал в домашних условиях, ознакомить с приемами обучения и развития речи.
В Законе РФ об образовании Ст. 44 говорится, что родители являются первыми воспитателями. ДО оказывают помощь родителям (законным представителям) необходимой коррекции нарушений их развития.
ФГОС ориентирует педагогов ДОУ на необходимость участия родителей в реализации программы, в создании условий для своевременного полноценного развития ребёнка дошкольного возраста.  Родители должны стать активными участниками образовательного процесса, всех педагогических проектов, независимо от тематики и доминирующей деятельности.
Вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс важная задача, не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому что это необходимо для развития их собственного ребенка.  Усилия логопеда направлены на построение взаимоотношений родителей и детей. Это связано с тем, что именно в семье начинается развитие  личности  ребенка. Проект помогает объединить усилия всех участников образовательного процесса для достижения главного результата –своевременное полноценное развитие каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями .Поэтому разработка данного проекта стала стала для меня особенно актуальной.
В моем проекте логопедические тропинки – это различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушениями речи, «тропинки», ведущие ребенка к полноценной развитой речи: формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. И каждую такую тропинку ребенок должен «пройти» осознанно, вместе с родителями поняв и приняв, максимально присвоив знания и опыт данной деятельности.
Ресурсное обеспечениеМатериально-техническое обеспечение:
- логопедический кабинет;
- мультимедийная установка (проектор, экран)
- магнитофон, мебель.
Учебно-методическое обеспечение:
- диагностический инструментарий,
- демонстрационый материал,
библиотеканормативно-правовой,методической и информационной литературы.
Информационные ресурсы:
Интернет ресурсы,
Использование ИКТ в образовательной деятельности: презентация, видиоролики, печатная продукция и т.д.
Взаимодействие с педагогами: воспитателями, педагогом- психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре.
Предполагаемый результатРодители имеют представление  об  особенностях ребенка с речевыми нарушениями;желание взаимодействовать с логопедом и воспитателем;   организуют,  поддерживают, продолжают коррекционную работу в условиях семьи;
Разработанны информационные листы и буклеты для родителей с рекомендациями по речевому развитию детей; мастер-классы для родителей совместно с детьми,
Разработаны и оформлены презентации для родительских собраний и семинаров-практикумов.
Собрана картотека речевых игр «Играем вместе с мамой, с папой»
Прорведены показы коррекционно — развивающего работы с детьми в рамках Дня открытых дверей, родительских собраний.
Трансляция опыта работы по проекту в ДОУ и на ГМО учителей – логопедов, ТН.
Этапы проекта:
1 этап – Подготовительный июнь-сентябрь 2016 г.
Задачи:
Ознакомление с содержанием логопедической работы;
Определить уровень педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития их детей;
Изучить мотивы, движущие родителями во взаимодействии с педагогами, установить контакт с ее членами, согласовать образовательно-воспитательное воздействие на ребенка.
Проанализировать  полученные  данные  и  разработать перспективный план работы с родителями.
Содержание работы:
Мониторинговые исследования;
- Диагностика речевого развития детей;
-анкетирование родителей: «Беспокоит ли Вас состояние речи ребенка?».
- выпуск информационных листов: «Оценка речевого  развития  моего ребенка».
 -изготовление папки-передвижки: «Помогу своему ребёнку».
2. Индивидуальные беседы с родителями, в ходе которых выясняется:
- представление  родителей  об  особенностях ребенка с речевыми нарушениями;
- способность  родителей  организовать,  поддержать, продолжить коррекционную работу в условиях дома;
- желание родителей взаимодействовать с логопедом и воспитателем;
- ожидаемый результат взаимодействия с логопедом и воспитателем, который родитель определяет самостоятельно для себя.
3.  Подбор  и  изучение методической литературы и  материалов
4. Разработка перспективного плана работы  с  родителями  по повышению уровня педагогической компетентности
II этап основной (практический) октябрь 2016 г. – апрель 2018 г.
Задача: разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников.
Содержание работы:
Тестирование и анкетирование (позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей; начало и конец  учебного года).
Домашние задания. (возможность родителей проследить динамику  речевого развития ребёнка,  участие в выполнении домашнего задания, еженедельно)
Домашние игротеки ( знакомство  родителей с простыми, интересными и главное полезными играми для детей.  В нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: «На кухне», «По дороге в детский сад», «В свободную минутку». 
Дни открытых дверей (посещение индивидуальных занятий,  по запросу родителей; фронтальное, согласно плана).
Родительские пятиминутки (родители получают возможность кратковременной личной консультации, по запросу родителей).
Консультации — практикумы (совместно с детьми родители разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических папках и т.д.).
Мастер-классы для родителей
Вспомогательные наглядные средства: (информационные стенды; тематические выставки книг; памятки, образцы выполненных заданий, буклеты).
III этап заключительный (контрольно-диагностический) май 2018 г.
Задачи:
Оценить уровень педагогической компетентности родителей по итогам проделанной работы;
Проанализировать динамику речевого развития детей, с целью определения эффективности проделанной работы с родителями.
Распространить опыт работы по данной теме в дошкольном образовательном учреждении.
Итоговая диагностика речевого развития детей;
Анкетирование родителей «Оценка итгов коррекционной работы по проекту»;
Содержание работы:
Итоговая диагностика речевого развития детей;
Проанализировать динамику речевого развития детей, с целью определения эффективности проделанной работы с родителями.
Беседа и анкетирование родителей.
Распространить опыт работы по данной теме на разных уровнях.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ п\пМесяц Название мероприятия Цель Участники проекта
2016-2017 учебный год
№1
1этап ИЮНЬ *Подбор  и  изучение методической литературы.
Родительское собрание*Изучение нормативно-правовой базы, методической литературы по теме
Познакомить:
*с задачами коррекционно – образовательного процесса,
*содержанием логопедической работы;
*с формами и методами коррекционно – образовательной работы. родители, учитель-логопед№2
1этап СЕНТЯБРЬ *Беседа и анкетирование родителей.
*Информационные листы в логопедическом уголке
*Диагностика речевого развития детей;
*Подбор диагностической методики и выявление уровня знаний родителей в вопросах речевого развития детей.
*Составление перспективно-тематического плана работы с учетом диагностики.
*Разработка конспектов образовательной, совместной деятельности с детьми и родителями в соответствии с тематическим планом.
*Подбор информационного материала для родителей в форме: консультаций, информационных листов, буклетов, мультимедийных презентаций
*Дать представление  родителям  об  особенностях ребенка с речевыми нарушениями;
*Выявить речевой уровень детейдети, родители, учитель-логопед
№3
2этап
Логопедическая тропинка «Послушный ветерок»,

Логопедическая тропинка
«Сказка о Веселом язычке»
ОКТЯБРЬ
* Информационные листы в логопедическом уголке: «Правила речевого дыхания», «Для чего нужны домашние занятия»
*Консультации для родителей по темам: «Формирование правильного речевого дыхания», «Дыхательная гимнастика» *Мастер – класс для родителей: «Учимся правильно дышать». Игровые упражнения для развития дыхания  с использованием мультимедийной презентации
*Индивидуальные консультации.
• Практическое занятие с использованием мультимедийной презентации «Знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки  «Сказки о веселом язычке», «Выполнение основных артикуляционных упражнений»  • Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенно группы звуков. *Индивидуальные консультации «Результаты диагностики речевого развития детей».
*Информационные листы в логопедическом уголке: «Для чего нужна артикуляционная гимнастика», «Как правильно выполнять артикуляционную гимнастику».
*Консультация «Приёмы автоматизации звука»
*Буклет: «Рекомендации
по выполнению упражнений». «Контролируем поставленные звуки дома»
*Домашние задания.
*Домашняя игротека.
*Родительские пятиминутки (по запросу родителей) *Формирование у родителей представлений о правильном дыхании , о силе, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи; ; обучение родителей технике диафрагмально-релаксационного дыхания. • Приобретение родителями навыков дифференциации носового и ротового дыхания, эффективности использования речевого дыхания .
*Формирование представлений об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения, • Приобретение родителями навыков выполнения артикуляционной гимнастики для помощи своему ребенку.
• Повышение интереса родителей к коррекционному процессу • Познакомить родителей с правилами выполнения домашнего задания с ребенком.
дети, родители, учитель-логопед
родители, учитель-логопед
№4
2этап
Логопедическая тропинка «Речь на кончиках пальцев»
НОЯБРЬ * Информационные листы в логопедическом уголке:«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи»
*Буклет «Рука развивает мозг», «Пальцы помогают говорить»
*Выставка игр и пособий по развитию мелкой моторики рук.
* Семинар – практикум «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить.
*Домашняя игротека.
*Родительские пятиминутки (по запросу родителей) • Дать родителям представления о важности развития мелкой моторики рук для развития речи.
• Познакомить с простейшими играми на развитие моторики рук родители, учитель-логопед№5
2 этап Логопедическая тропинка «Волшебный мир звуков» НОЯБРЬ *Индивидуальные встречи с родителями («Развиваем фонематический слух»)
*Консультация «Фонематический слух – основа правильной речи»
*Буклет « Игры на развитие фонематического слуха»
*Семинар – практикум «Игры на развитие фонематического слуха»
*Домашняя игротека.
*Родительские пятиминутки (по запросу родителей) • Дать представление родителям о фонематических процессах и необходимости их развития.
• Познакомить с простейшими играми на развитии фонематических процессов. родители, учитель-логопед№6
2 этап
Логопедическая тропинка «Копилка «трудных» слов»»  ЯНВАРЬ • Игры и упражнения для предупреждения нарушений слоговой структуры слов; • Информационные листы в логопедическом уголке: «Ох уж эти «трудные» слова» (предупреждение нарушений и развитие правильной слоговой структуры слова) • Памятка для родителей «Ох уж эти трудные слова» • Рекомендации по предупреждению нарушений и развитию слоговой структуры у детей дошкольного возраста» Семинар – практикум «Ох уж эти «трудные» слова»
*Домашняя игротека.
*Родительские пятиминутки (по запросу родителей) • Дать представление родителям о нарушений слоговой структуры слов и необходимости их развития.
•Сформировать у родителей навыки формирования слоговой структуры. слов, развитие фонематических процессов • Познакомить с простейшими играми на развитии фонематических процессов.
• Повышение интереса родителей к коррекционному процессу .дети, родители, учитель-логопед
№7
2 этап
Логопедическая тропинка «Такие разные слова»  АПРЕЛЬ • Индивидуальные встречи с родителями («Развиваем у ребёнка словарный запас»)
• Консультация «Играйте с ребенком в слова»
• Буклет ««Игры, направленные на развитие словарного запаса»
.Семинар – практикум: «Развиваем у ребёнка словарный запас»
*Домашняя игротека.
*Родительские пятиминутки (по запросу родителей)
• Выставка литературы для родителей• Дать родителям представления о важности развития словарного запаса детей путем:
- наблюдения за языковой действительностью,
-за словами различных категорий; -формирование начальных представлений о многообразии слов в русском языке; -развитие языкового чутья.  дети, родители, учитель-логопед
№8
2 этап
Логопедическая тропинка
«Граматей-ка»
ЯНВАРЬ
АПРЕЛЬ
НОЯБРЬ Индивидуальные встречи с родителями («Аграмматизмы в детской речи»)
Консультация «Грамотно ли говорит Ваш ребёнок?»
Буклет «Словесные игры на развитие грамматического строя речи»
Выставка – картотека словесных игр.
*Домашняя игротека.
*Родительские пятиминутки (по запросу родителей) Показать роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников»
Познакомить со словесными играми на развитие грамматического строя речи» дети, родители, учитель-логопед№9
2 этап
Логопедическая тропинка «Все по порядку» АПРЕЛЬ Информационные листы в логопедическом уголке: «Развитие полноценного связного высказывания старшего дошкольника». 
• Консультация: «Связная речь, как основа коммуникации.» *Домашняя игротека.
*Родительские пятиминутки (по запросу родителей)
Формировать у родителей понимание важности умения строить связный рассказ, посредством которого развивается у детей логическое и образное мышление и наблюдательность; дошкольники учатся оперировать родовыми понятиями ("животные", "насекомые", "посуда" и т. п.); углубляются знаняй детей об окружающей среде; улучшаются коммуникативные навыки детей • Формирование у родителей навыков построения связного и целостного описательного рассказа; дети, родители, учитель-логопед
№10 Логопедическая тропинка «АБВГДЕЙка» 
ОКТЯБРЬ
ЯНВАРЬ *Консультация «Что нужно знать взрослому, ребёнок которого начинает изучать основы грамоты…»
*Буклет «О звуках и буквах», «Деление слов на слоги»
*Домашние задания.
*Домашняя игротека.
*Родительские пятиминутки (по запросу родителей)
*Семинар - практикум: «Звуковой анализ слов – это не трудно!»
Игровые упражнения ссо звуком и буквой.использованием мультимедийной презентации
Выставка книг и пособий по подготовке к обучению грамоте.
Познакомить родителей с этапами знакомства детей со звуком и буквой.
Познакомить с играми со звуком и буквой.
• Познакомить родителей с правилами выполнения домашнего задания с ребенком в тетрадях обучению грамоте.
дети, родители, учитель-логопед2017-2018 учебный год
№3
2этап
Логопедическая тропинка
«Сказка о Веселом язычке»
ОКТЯБРЬ
• Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада сонорных звуков. *Информационные листы в логопедическом уголке: «Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения».
*Консультация «Приёмы автоматизации сонорных звука»
*Буклет:«Рекомендации
по выполнению упражнений».«Контролируем поставленные звуки дома»
*Домашние задания.
*Домашняя игротека.
*Родительские пятиминутки (по запросу родителей)*Семинар-практикум «Выполнение основных артикуляционных упражнений»  • Совершенствование родителями навыков выполнения артикуляционной гимнастики для помощи своему ребенку.
• Повышение интереса родителей к коррекционному процессу • Напомнить родителям правила выполнения домашнего задания с ребенком. родители, учитель-логопед№4
2этапЛогопедическая тропинка «Речь на кончиках пальцев»
ОКТЯБРЬ
ФЕВРАЛЬ * Информационные листы в логопедическом уголке:«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи»
*Буклет «Готовим руку к письму»
Консультация «Пальцы помогают говорить»
*Выставка игр и пособий по развитию мелкой моторики рук.
* Семинар – практикум«Готовим руку к письму» (октябрь)
*Домашняя игротека.
*Родительские пятиминутки (по запросу родителей) Практическое занятие с использованием мультимедийной презентации (февраль) • Дать родителям представления о важности развития мелкой моторики рук для развития речи.
• Познакомить с простейшими играми на развитие моторики рук родители, учитель-логопед№5
2 этапЛогопедическая тропинка «Волшебный мир звуков» ОКТЯБРЬ
*Индивидуальные встречи с родителями («Развиваем фонематический слух»)
*Консультация «Развитый фонематический слух –грамотная речь»*Буклет « Игры на развитие фонематического слуха»
*Семинар – практикум «Игры на развитие фонематического слуха» (октябрь)
*Домашняя игротека.
*Родительские пятиминутки (по запросу родителей) • Дать представление родителям о фонематических процессах и необходимости их развития.
• Познакомить с простейшими играми на развитии фонематических процессов. родители, учитель-логопед№6
2 этапЛогопедическая тропинка «Такие разные слова»  ОКТЯБРЬ
ФЕВРАЛЬ • Индивидуальные встречи с родителями («Развиваем у ребёнка словарный запас»)
• Консультация «Играйте с ребенком в слова»
• Буклет ««Игры, направленные на развитие словарного запаса»
Семинар – практикум«Игровая школа развития речи» (октябрь)
*Домашняя игротека.
*Родительские пятиминутки (по запросу родителей)
• Выставка литературы для родителей
Практическое занятие с использованием мультимедийной презентации (февраль) • Дать родителям представления о важности развития словарного запаса детей путем:
- наблюдения за языковой действительностью,
-за словами различных категорий; -формирование начальных представлений о многообразии слов в русском языке; -развитие языкового чутья.  дети, родители, учитель-логопед
№7
2 этап
Логопедическая тропинка
«Граматей-ка»
ФЕВРАЛЬ
АПРЕЛЬ Индивидуальные встречи с родителями («Аграмматизмы в детской речи»)
Консультация «Речевая готовность ребёнка к школе»
Буклет «Словесные игры на развитие грамматического строя речи», «Критерии речевой готовности к школе»
*Домашняя игротека.
*Родительские пятиминутки (по запросу родителей)
Консультация «Что и как читать детям?»
Буклет « Рекомендуем прочитать детям»
Выставка – картотека словесных игр.
День открытых дверей (апрель)
Практическое занятие с использованием мультимедийной презентации (февраль) Показать роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников»
Познакомить со словесными играми на развитие грамматического строя речи»
дети, родители, учитель-логопед№8
2 этап
Логопедическая тропинка
«Все по порядку» ФЕВРАЛЬ
АПРЕЛЬ Информационные листы в логопедическом уголке: «Развитие полноценного связного высказывания старшего дошкольника». 
Консультация «Задачи речевого развития старших дошкольников», «Общение без проблем!»
Индивидуальные встречи с родителями («Развитие связной речи и речевого общения детей»)
Консультация «Учим детей рассказывать»
Буклет «Игровые приёмы развития связной речи»
*Домашняя игротека.
*Родительские пятиминутки (по запросу родителей)
Буклет «Советы будущим первоклассникам»
День открытых дверей (апрель)
Практическое занятие с использованием мультимедийной презентации (февраль) Формировать у родителей понимание важности умения строить связный рассказ, посредством которого развивается у детей логическое и образное мышление и наблюдательность; дошкольники учатся оперировать родовыми понятиями ("животные", "насекомые", "посуда" и т. п.); углубляются знаняй детей об окружающей среде; улучшаются коммуникативные навыки детей • Формирование у родителей навыков построения связного и целостного описательного рассказа; дети, родители, учитель-логопед
№9 Логопедическая тропинка «АБВГДЕЙка» 
ОКТЯБРЬ
ФЕВРАЛЬ
АПРЕЛЬ * Индивидуальные встречи с родителями («Подготовка к обучению грамоте – успехи и трудности»)
*Буклет « Игры со слогами», «Работа над предложением»
*Домашние задания.
*Домашняя игротека.
*Родительские пятиминутки (по запросу родителей)
*Семинар - практикум:«Учимся, играя»
Игровые упражнения с со звуком и буквой. использованием мультимедийной презентации
Буклет «Портрет будущего первоклассника»
Выставка книг для родителей «Готовим детей к школе»
День открытых дверей (апрель)
Практическое занятие с использованием мультимедийной презентации (февраль) Познакомить родителей с этапами знакомства детей со звуком и буквой.
Познакомить с играми со звуком и буквой.
• Познакомить родителей с правилами выполнения домашнего задания с ребенком в тетрадях обучению грамоте.
дети, родители, учитель-логопед3этап
заключительный (контрольно-диагностический). МАЙ 2018г Диагностика детей
Беседа и анкетирование родителей.
Анализ результатов реализации проекта систематизация методических материалов.
Трансляция опытаИтоговая диагностика речевого развития детей;
Проанализировать динамику речевого развития детей, с целью определения эффективности проделанной работы с родителями.
Оценка родителями итогов реализации проекта.
Распространить опыт работы по данной теме в дошкольном образовательном учреждении. дети,
родители, учитель-логопед
   
Список использованной литературы: 1. Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005. 2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010 3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005 4. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005 5. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007. 6. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012
7. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1 - 4 / Н.Э. Теремкова. - М.: Издательство «ГНОМ», 2015. - 48 с.
8. Нuщева Н. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет. - СПб., 2006.
9.Нuщева Н Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет - СПб., 2014.
10. Нuщева Н Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР. - СПб., ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2006.
Нuщева Н Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе для детей с ОНР. - СПб., ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2006.
11.З. Е. Агранович В помощь логопедам и родителям Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников СПб. 2007
12.Агранович 3. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. — 48 с.
13. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. –М.: ООО «Издательство ЭКСМО», 2003