Семинар по биологии на тему Курение молодежи (К Всемирному дню отказа от курения)

Курение является одной из вредных и распространенных привычек среди молодежи. Кроме нанесения непоправимого вреда здоровью курящих и их окружению, эта привычка препятствует формированию у детей, подростков, юношей и девушек, адекватных возрасту поведенческих установок на здоровый образ жизни, замедляет личностный и нравственный рост.

К сожалению, в сознании молодых людей курение не считается девиацией. Общественная мораль в нашей стране терпима к курению. В то же время в целом ряде стран курение признается одной из форм девиантного поведения. Курильщиков отождествляют с наркоманами, невротиками, загрязнителями воздуха, виновниками пожаров и т. п. Предстоит многое сделать в обществе, чтобы в сознании людей, и прежде всего, молодежи, укрепилась мысль, высказанная директором Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины академиком Р. Г. Огановым о том, что «курильщик - это человек, имеющий определенные дефекты в культуре и поведении».

Если распространенность курения будет сохраняться на том уровне, который существует сейчас, то смертность от курения во второй четверти XXI века будет ежегодно составлять 10 миллионов человек. Около половины этих смертей произойдет в средней возрастной категории (40-60 лет). Те люди, которые должны погибнуть, сегодня еще дети или начинающие жизнь взрослые. Потеря продолжительности их жизни составляет около 20 лет.

Согласно исследованиям психологов, чаще всего причинами курения подростков являются подражание более старшим товарищам, особенно тем, на которых хотелось бы быть похожим (в том числе и родителям); желание казаться взрослым, независимым; желание «быть как все» в курящей компании. Причиной курения подростков в ряде случаев является и строгий запрет родителей, особенно в тех случаях, когда сами родители курят.

Психолог Ф. Райс считает, что, начав курить, молодые люди продолжают это делать по следующим причинам:

- снятие психологического напряжения;

- приобретение бессознательной привычки: у курильщиков возникает рефлекс, от которого трудно избавиться;

- ассоциации или связи с приятной обстановкой и удовольствием. Курение ассоциируется с послеобеденным кофе, занимательной беседой, компанией друзей.

Следует отметить, что некоторые курильщики считают курение для себя безвредным, а в некотором отношении и полезным. При этом вредные стороны действия наркотического вещества выставляются в качестве привлекательных и полезных. Например, курение в определенной ситуации могут рекомендовать для заглушения чувства голода.

Таким образом, если причинами начала курения у мужчин являются стремление подражать взрослым, отождествление курения с представлениями о самостоятельности, силе, мужественности, то у девушек начало курения часто связано с кокетством, стремлением к оригинальности, желанием нравиться юношам.



§1.1 Появление табака в Европе и России

Европа познакомилась с губительным шествием табака в 16 веке. На некоторых китайских рисунках в это время упоминается об употреблении табака.

Впервые с этим растением среди европейцев, познакомились члены команды Христофора Колумба, когда высадились в 1492 году на одном из островов Америки. Европейцы увидели, что жители острова из сухих листьев растения свертывали длинные трубки, один конец которой брали в рот, а другой поджигали и втягивали через рот образующийся дым, выпуская его изо рта и носа. Этот сверток из сухих листьев растения они называли - «табаккос».

После нескольких затяжек почти все краснокожие теряли сознание и падали как мертвые.

Европейцы не понимали, какое удовольствие находят индейцы в этом занятии. Ведь дым от этого растения имеет отвратительный запах, индейцы теряют трезвый рассудок и становятся подобием животных.

После второго похода Христофора Колумба семена табака были завезены в Испанию, а оттуда - во все уголки земного шара. Быстрому распространению способствовало удивительное свойство табака - привычная тяга к курению, с которой трудно совладать человеку.

Капитан одного из судов Колумба Родриго де Херес рискнул сделать пару затяжек «табаккос» и, тем самым, стал первым в истории европейцем попробовавшим сигару.

Отплывая с этих островов, Колумб прихватил с собой в Испанию и некоторое количество листьев табака, где Родриго де Херес, успевший за время путешествия пристраститься к табаку, попытался продемонстрировать свои умения, за что и был немедленно наказан тремя годами тюрьмы. Испанская Инквизиция, согласно Божьей воле, наказала довольно мягко, первого человека-курильщика.

Скоро курение сигар стало чрезвычайно популярным среди высших классов испанского и португальского обществ. В этом важную роль сыграли правящие монархи. Из-за непомерной дороговизны, табак являлся удовольствием доступным лишь людям состоятельным, что курение сигар скрученных вручную, до сих пор сохранило этот имидж - богатого человека.

В России первое знакомство с табаком состоялось в XVI-XVII вв. При Иване Грозном и его преемниках табак привозили английские купцы, проникал он в багаже офицеров-наемников, попадал в Московию с отрядами интервентов и казаков во времена Смуты.

Однако время внутренних неурядиц миновало, и правительство царя Михаила Федоровича Романова стало подавлять малейший намек на свободомыслие. Табак попал в жесточайшую опалу. После сильнейшего пожара в Москве в 1634 году, причиной которого признали курение, запрет на него был введен под страхом смертной казни. За ослушание полагалась смертная казнь, на практике заменявшаяся "урезанием" носа.

Правительство Алексея Михайловича в 1646 году монополизировало продажу табака, резонно усмотрев в этом государственную выгоду. Однако могущественный патриарх Никон, оказывавший огромное влияние на молодого царя, добился восстановления драконовских мер против "богомерзкого зелья". В Соборном Уложении 1649 года предписывалось курильщиков наказывать битьем батогами, вырыванием ноздрей и ссылкой, причем это касалось и женщин.

Правда, русские власти были не оригинальны, то допуская употребление табака, то жестоко борясь с ним. В двери стучался XVIII век, век Просвещения и меркантилизма. Правительство только начинало понимать, что из любой пагубной привычки народонаселения можно и должно извлекать прибыль. Козьмин В. Д. Курение, мы и наше потомство [Текст]. - Москва, 2011г. - С. 41-42.

Еще в феврале-апреле 1697 года серией указов юный царь Петр легализовал продажу табака и установил правила его распространения. Промчавшись "галопом по Европам", Петр Алексеевич задержался в Голландии. На судоверфях городка Саардама курение окончательно вошло у царя в привычку. Интересы казны требовали вовлечения в число "табатчиков" как можно большего числа россиян. Недолго думая, царь взял, да и ввел единый стандарт качества продаваемого табака. Для разведения табака нашлись подходящие места. Петр выписал необходимых специалистов и основал табачные плантации в Малороссии. В 1716 году там же, на Украине, в Ахтырке, была основана первая российская табачная мануфактура. Чуть позже они появились в Питере и Подмосковье. Табак малороссийский в те времена отличался столь высоким качеством, что поставлялся даже за рубеж.

Вместе с легализацией табака в России появляются и трубки. Трубка становится неизменным атрибутом, ассоциирующимся с Петром Великим.

Но удачное начинание Петра I тут же стали губить на корню корыстные чиновники. После смерти Петра граф Шувалов стал "для веса" примешивать в табак толченое стекло и песок. Такой табак перестал пользоваться спросом как в России, так и за ее пределами.

Возрождением табачного дела в России занялась Екатерина Великая. Русский табак снова стал продаваться в России и за рубежом. История также приписывает Екатерине II "моду" на сигарные банты. Предполагалось, что они должны были оберегать белизну перчаток при курении сигар. К середине XIX века только в одной Москве было налажено производство на 4 крупных табачных фабриках, насчитывающих от 250 до 1000 работников.

В начале 60-х гг. XIX века вышел приказ обер-полицмейстера, согласно которому запрещалось курить на улицах. Виновных немедленно отправляли в полицию. Этот приказ вызвал немало уличных скандалов, и немало от него произошло пожаров: курильщики в испуге бросали папиросы, куда попало. В те годы курение папирос только начинало вытеснять нюхательный табак, но все же он был еще долго в моде. Много разных названий носили табаки. В Москве сами терли махорку, и каждый сдабривал ее для запаху по своему вкусу. И каждый любитель в секрете свой рецепт держал, храня его якобы от дедов. Лисицын Ю.П., Радбиль О.С., Комаров Ю.М. Когда привычка приводит к болезни [Текст]. - Москва. 2006г. - С. 15-16.

Широкое распространение в народе курение получило в послевоенное время. После Первой мировой войны наблюдался самый настоящий "папиросный бум". Табак стал неотъемлемой частью солдатского пайка.

После революции 1917 года произошла национализация табачных фабрик. Только более 10 лет спустя, после внедрения новой техники, удалось достигнуть дореволюционного уровня производства. В 1927 году в Краснодаре был построен первый в мире табачный ферментационный завод.

При советской власти распространению курения способствовала постоянная миграция людей -- сгон крестьян с земли, индустриализация, лагеря ГУЛАГа, Великая отечественная война, восстановление разрушенного хозяйства.

В военное время производственные мощности были эвакуированы и на их базе были созданы табачные фабрики в Поволжье, на Урале, в Сибири, а также расширено производство в Средней Азии. Восстановление предприятий отрасли способствовало стремительному росту производства. В 50-е гг. на рынке табачных изделий появились сигареты с фильтром. А первые попытки ввести предупредительную надпись Минздрава СССР на пачках сигарет были сделаны только в 1977-1978 гг. Это объяснялось существующим дефицитом сигарет, так как закупки табака не обеспечивали необходимых объемов производства.

Начало 90-х стало переломным периодом для большинства российских предприятий. Ряд предприятий табачной отрасли не выдержали гонки за выживание, другие -- были реорганизованы в акционерные общества.

§1.2 Курение как социальная проблема

Современные подростки достаточно хорошо осведомлены об отрицательном влиянии табака на здоровье. Некоторые из них утверждают, что наблюдают негативные последствия курения на своих знакомых курильщиках. Наиболее значимыми последствиями отрицательного влияния курения на здоровье считаются следующие:

* ограничение физических возможностей (трудно заниматься спортом, танцами);

* появление зависимости от табака (наиболее сильный негативный момент курения для молодежи заключается в том, что они объясняют свою невозможность отказаться от курения отсутствием воли);

* проявление внешней непривлекательности (желтый цвет кожи, зубов и ногтей). Этот момент очень актуален для подростков, так как они придают большое значение внешнему виду (это связано с развитием процесса социализации подростков и появлением межполового интереса); Козьмин В. Д. Курение, мы и наше потомство [Текст]. - Москва, 2011г. - С. 41-42.

Однако, несмотря на множество негативных сторон курения, оно, по мнению молодежи, имеет всего три, но очень веских положительных момента:

* снятие напряжения (курение - хороший способ расслабиться, отвлечься от проблем);

* возможность повысить собственный авторитет (в подростковой и молодежной среде курение воспринимается как признак взрослости; считается, что курящим легче найти себе компанию, чем некурящим);

* сплочение группы (подростки считают, что курение сплачивает компанию; легче завязывается разговор; во время курения легче познакомиться с другими ребятами).

Довольно сильным фактором начала курения является курение самих родителей. Если один или оба родителя курят, то возрастает вероятность того, что подросток последует их примеру. И немаловажное значение для начала курения имеет естественное любопытство подростков. Дискуссии по вопросу курения сами по себе уже могут вызвать естественное любопытство подростка. Левитская А.О законопроектной деятельности в сфере молодежной политики [Текст] // Социальная педагогика. - Москва, 2008г. - № 1. - С. 3-8.

Для лучшего понимания проблемы окунемся в прошлое и проанализируем, как распространилась привычка. Как известно, в Европу табак завез Колумб. Предоставим ему слово: «Высадившись на берег, мы отправились вглубь острова. Нас встретило множество почти голых людей, очень стройных и сильных, которые шли из своих деревень с горящими головешками в руках и травой, дым которой они пили. Иные несли одну большую сигару и при каждой остановке зажигали ее. Затем каждый делал из нее 3-4 затяжки, выпуская дым через ноздри». Туземцы угощали путешественников табаком, причем сначала курили сами, потом передавали трубку гостям. Отказ от «трубки мира» хозяева рассматривали как недружелюбные действия. Испанцы же не хотели портить отношения с туземцами. Вероятно, эти испанцы и были первыми европейцами, пристрастившимися к курению. На вернувшихся в Испанию моряков смотрели с подозрением: человек выпускает изо рта и носа дым, значит, спутался с нечистой силой. Курильщики завезли семена табака и стали его культивировать.

Распространение табака встречало в странах сильное противодействие. В Турции курение табака рассматривалось как нарушение законов Корана, и виноватых сажали на кол. Персидский шах Аббас приказал сжечь торговца, который завез табак в военный лагерь. Римский папа Урбан VII отлучал от церкви тех, кто курил или нюхал табак, а однажды за курение сигар монахов живыми замуровал в стену.

В распространении же табачной эпидемии заинтересована вполне конкретная корпоративная группа - табачная индустрия. Она теряет своих клиентов ежедневно: кто-то бросает курить, кто-то погибает из-за болезней, вызванных курением. Поэтому если наши дети не будут становиться курильщиками, табачная индустрия через некоторое время перестанет существовать. Именно поэтому она внушает родителям, педагогам, самим подросткам те представления о курении, которые удобны табачной индустрии. Безусловно, табачная индустрия не сама выдумала эти представления. Она просто очень внимательно следит за тем, что говорят и делают разнообразные специалисты в области курения и оценивает эффективность их слов и действий. Только оценка эффективности у них имеет противоположный знак - ей чрезвычайно выгодны любые действия, которые создают видимость борьбы против курения и забирают крайне ограниченные средства на профилактику курения, но при этом не приводят к сокращению уровней курения среди людей, и, следовательно, уровней прибыли табачной индустрии. К сожалению, слишком много людей, которые занимаются профилактикой курения, разделяют представления, которые приводят лишь к безрезультатному расходованию имеющихся скудных ресурсов.

В чем сущность представлений о курении, которые удобны табачной индустрии?

Международный опыт показывает, что неэффективные подходы к профилактике курения базируются на следующих основных представлениях.

Подчеркивается важность именно проблемы курения подростков (а не курения взрослых, которые зачастую служат примером).

Началу курения подростками (потому что это явление, на которое трудно повлиять) уделяется гораздо больше внимания, чем прекращению курения (поскольку считается, что у подростков еще нет зависимости, и они могут с легкостью отказаться от курения). Георгиевская Ю.В. Молодежь как объект социального воздействия: некоторые факторы, формирующие девиантное поведение в молодежной среде [Текст] // Гуманитарные исследования - Москва, 2005г. - № 4. - С. 42-51.

Обращается особое внимание на вред курения для здоровья (хотя следует заметить, что эти акценты делает не табачная индустрия, которой не выгодно подчеркивать вред курения для здоровья, этим больше занимаются медики и педагоги, занимающиеся профилактикой), но для подростков в силу их возрастных особенностей этот вред не актуален, подросткам свойственно рисковать, чтобы стать взрослыми.

Табачной индустрии также чрезвычайно выгодно поддерживать миф о том, что курение является результатом свободного выбора человека (и, следовательно, что решать проблему «курить - не курить» нужно на индивидуальном уровне), а потому все проблемы, связанные с курением, являются следствием собственного неразумного поведения курильщика.

Перечисленные представления узнаваемы и хорошо знакомы. Мы пытаемся удержать наших детей от начала курения, внушая им, что капля никотина убивает лошадь, а в старости курильщиков ждет смерть от рака легких. Но это не действует, и все новые и новые подростки начинают курить.

Всё больше и больше моих друзей, знакомых затягивает эта привычка. Многие уже не мыслят своей жизни без сигареты. Мне стало интересно, каково распространение курения среди молодежи и как ими воспринимается социальная антитабачная реклама.

Проблема подросткового курения становится год от года все острее. Установили, что люди, начавшие курить до 15-летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те, которые начали курить после 25 лет. Смертельная доза никотина для взрослого - пачка, выкуренная сразу. Для подростка - пол пачки(!). Говорят, что "Капля никотина убивает лошадь." Если быть точным, то каплей чистого никотина можно убить 3-х лошадей. А ведь кроме никотина в сигаретах содержится очень много ядовитых веществ, губительных для растущего организма. Воропай А. В. Дорогая сигарета [Текст]. - Москва, 2004г - С. 13-17.

В первую очередь страдают органы дыхания. 98% смертей от рака гортани, 96% смертей от рака легких, 75% смертей от хронического бронхита и эмфиземы легких обусловлены курением. Табачный дым содержит более 4000 химических соединений, более сорока, из которых, вызывают рак, а также несколько сотен ядов, включая никотин, цианид, мышьяк, формальдегид, углекислый газ, окись углерода, синильную кислоту и т.д. В сигаретном дыме присутствуют радиоактивные вещества: полоний, свинец, висмут. Пачка сигарет в день - это около 500 рентген облучения за год!

Рассмотрим мифы о курении среди студентов:

1. Сигареты позволяют расслабиться.

В современной культуре масса недостатков, и один из них тот, что люди практически утратили способность расслабляться. Многие из нас не только не знают, как нужно отдыхать, но даже не желают этого знать. Курение помогает расслабиться, потому что, как и музыка, этот процесс обладает определенным ритмом. Курение дает нам законное оправдание задержаться чуть дольше после еды, приостановить работу в течение нескольких минут, чтобы просто посидеть дома, не делая ничего, что требует усилий. Вот комментарий одного из респондентов на эту тему: «После долгого учебного дня спокойно выкурить сигарету - вот все о чем я могу думать». Успокоительный эффект умеренного курения объясняет, почему люди, постоянно испытывающие стресс, курят больше.

2. Курение помогает мне «думать»

Опрошенные нами курильщики утверждают, что им намного проще сосредоточиться, когда отключены все внешние раздражители. Курение в буквальном смысле представляет собой своего рода «дымовую завесу», которая помогает не отвлекаться. Это объясняет, почему многие люди не могут думать и писать без сигареты. Они утверждают, что умеренное курение позволяет им сконцентрировать свое внимание.

3. Курение как развлечение

В чем природа психологического удовольствия от курения? Скорее всего, его можно отнести к всеобщему стремлению к самовыражению. Никто из нас никогда полностью не перерастает свое детство. Нам постоянно хочется ощутить свободу и беззаботность, которые мы имели в детстве. Курение для многих из нас становится заменой детской привычки следовать спонтанным прихотям, законным оправданием для перерыва в работе, когда удается урвать считанные мгновения удовольствия. Один из тех, кто участвовал в опросе, так объяснил эту ситуацию: «Иногда просто устаешь постоянно напряженно работать. Если откинуться на спинке стула и выкурить сигарету, гораздо свежее потом себя чувствуешь. Не думаю, что мог бы позволить себе такое без сигареты. Сигареты - это просто повод».

§1.3 Влияние социальной рекламы на современную молодежь

Социальная реклама - вид некоммерческой рекламы, направленной на изменение моделей общественного поведения и привлечения внимания к проблемам социума. Сюда можно отнести: газеты, журналы, интернет-рекламу, рекламу по ТВ, рекламу в фильмах (сериалах, мультфильмах и т.д.)

Можно отметить тот факт, что именно информация является основой рекламы и социальной рекламы в частности. Рекламируя, мы, прежде всего, доносим до потребителя то основное, что мы можем и должны передать посредством информации.

Молодёжь - это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума. Корник Л. Мак Энциклопедия безопасности курения [Текст]. - Москва, 2006г. - С. 12-13.

Являясь частью массовой культуры, направленной, в основном, на молодёжь, реклама имеет особенно сильное влияние на эту группу общества, воспринимающую данную форму культуры как учебник жизни. Реклама воспринимается современной молодёжью как нормативный элемент культуры в контексте, приобретая значение привычного элемента окружающей среды. С этой точки зрения она интерпретируется как естественная часть культуры. Для современного молодого человека реклама становится, своего рода, демонстрационным материалом, миром идей и ценностей, поскольку говорит не только о товарах, но выставляет типичные ситуации социального взаимодействия. Учитывая, что сознание молодёжи является одним из наименее защищённых, предполагая меньший иммунитет воздействию массовой культуры, весьма вероятно, что реклама способна стать средством просвещения молодёжного населения в современном обществе, представляя недорогой, удобный источник информации.

Можно с полной уверенностью сказать, что, как минимум третья часть всей социальной рекламы рассчитана на молодежь, часто объектами воздействия такой рекламы становятся дети. И здесь нет необходимости проводить исследования об этих причинах, ведь, это и так очевидно, что за детьми и молодежью - будущее страны и будущее нации. Соответственно, нужно изначально обратить их внимание на общественно важные социальные аспекты жизни, чтобы они сделали правильные выводы и стали на верный путь. А так ли это происходит на самом деле? Существует ли вообще влияние социальной рекламы на современную молодежь?

На что пытаются обратить внимание современной молодежи разработчики социальной рекламы? Естественно, это, прежде всего - здоровье. Нужно каким-то образом, сохранить здоровье нации, уберечь детей от разных соблазнов и предупредить о пагубном вреде таких общественных проблем, как наркомания, алкоголизм, курение, СПИД, большая скорость на дорогах и многие другие. Георгиевская Ю.В. Молодежь как объект социального воздействия: некоторые факторы, формирующие девиантное поведение в молодежной среде // Гуманитарные исследования. - 2005. - № 4. - С. 42

Для того чтобы эффективно исследовать влияния социальной рекламы против курения на молодежь, важно отчетливо представлять ее сущность. Табачную проблему часто называют эпидемией. И масштабы человеческих потерь от табачной эпидемии в настоящее время (по данным Всемирной Организации Здравоохранения ежегодно в мире от вызванных табаком болезней умирает 5 миллионов человек) действительно превышают потери от большинства инфекций. Хотя инфекционные заболевания могут представлять очень серьезную проблему, но по сравнению с табачной эпидемией с ними в некотором смысле проще справиться, поскольку никто фактически не заинтересован в их распространении, если исключить случай применения биологического оружия.

Опять же, основные социальные функции рекламы призваны обратить внимание на негативную ситуацию в обществе и показать возможные последствия. Опять хочется вспомнить про такое понятие, как эффективность социальной рекламы. Почему-то разработчики редко задумываются об этом. Главное - картинка, фраза и отчитаться перед руководством, что дело сделано. А сделано ли оно? Будет ли иметь такая реклама нужное воздействие?

Влияние социальной рекламы - это достаточно тонкий вопрос. По большому счету, любая информация может оказать влияние, если она грамотно и продуманно преподнесена, тем более на детей и молодежь, которые обладают повышенной восприимчивостью. Если над этой информацией трудились специалисты разных направлений, и при этом преследующих одинаковую цель.

Поэтому, грамотно передать задумку и основную идею конкретно социальной рекламы - это задача не из простых, вот только мало кто из разработчиков об этом беспокоится. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье [Текст]. - Наука, Москва, 2007г. - С. 125

По большому счету сейчас не используется тот огромный потенциал, который в себе может содержать социальная реклама, так как в большинстве своем она сделана непрофессионально. Хотя, что ожидать, если в основном заказчиками выступает государство? Создание рекламы, даже социальной подразумевает собой определенные затраты и привлечение конкретных специалистов, людей с креативной мыслью, которые могу уловить настроение современной молодежи. Почему не привлекаются к этому рекламные компании и СМИ? Ведь, если государство пойдет определенным образом им на встречу, к примеру, вопросами по снижению налогового давления и применением определенных налоговых льгот - скорее всего и СМИ и рекламщики откликнуться таким ходом и с удовольствием примут участие в разработке и распространении, вот тогда будет совсем другое влияние социальной рекламы. Это будет глубоко продуманное, грамотно оформленное воздействие на современную молодежь. Пусть это даже будет нестандартно, пусть это будут абсолютно разные виды социальной рекламы, главное - эффект.

Уже не первый десяток лет курение среди подростов считается модной и привилегированной привычкой. Бороться с этим можно только идеологически. Руководство многих школ старается справиться с этой проблемой самостоятельно с помощью запретов и угроз. Учеников не выпускают из школ на переменах, вводят систему санкций за курение на территории, сообщают родителям. Эти методы эффективны лишь для незначительной части курящих подростков. Остальные считают вдвойне доблестным идти против правил, курение напоказ считается бунтарским поступком, причиной уважения и одобрения товарищей. Таким образом, прямые запреты со стороны старших лишь разжигают стремление подростков курить. Следовательно, необходимо найти способы повлиять на сознание подростков социологическими методами и психологическими приемами. Лисицын Ю.П., Радбиль О.С., Комаров Ю.М. Когда привычка приводит к болезни [Текст]. - Москва. 2006г. - С. 15-16.

Таким образом, подводя итог из первой главы, мы видим, что проблеме курения несколько сотен лет. Пропаганда табака исходит не только от родных и близких, но и от СМИ. Поэтому общество нуждается в профилактической работе с подростками по борьбе с курением. Главным направлением является пропаганда здорового образа жизни, приобщение подростков к спорту, борьба с вредными привычками.