Обмен опытом Игры и игровые упражнения на развитие познавательных процессов у учащихся начальных классов

КГУ «Вишневская средняя школа»
Тайыншинский район
Северо – Казахстанская область





Обмен опытом
«Игры и игровые упражнения на развитие познавательных процессов у учащихся
начальных классов»












Учитель начальных классов: Чижаковская Галина Зыгмондовна





Игры и игровые упражнения на развитие познавательных процессов у учащихся начальных классов.
Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной отработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства.
С. П. Шацкий

Учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте. Согласно А.Н.Леонтьеву, "ведущая деятельность - это такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии развития".
Наибольшие трудности в обучении испытывают школьники с задержкой психического развития. Отставание в развитии познавательной деятельности и личностной сферы замедляет процесс формирования учебных навыков, приводящих к возникновению пробелов в знаниях. Целенаправленная коррекционная работа по формированию учебной
деятельности школьников, испытывающих трудности в обучении, призвана не только устранить недостатки, но и компенсировать нарушения в развитии их психической деятельности.
Являясь злободневной для всего мирового сообщества, проблема коррекционно-развивающего образования приобретает особую актуальность в Республике Казахстан.
На этапе поступления в школу и в условиях школьного обучения все большее количество детей обнаруживает признаки социально-педаго- гической запущенности, парциальной недостаточности в развитии школьно-значимых психофизиологических и высших психических функций.
Являясь умственно-сохранными, не имея других классических форм аномалий развития, такие дети, вместе с тем, испытывают трудности в учении и освоении социальной роли ученика, имеют повышенный риск школьной дезадаптации. Недостаточный уровень социальной зрелости ребенка, неспособность освоиться с социальной ролью ученика, с требованиями и нормами школьной жизни, отсутствие психологического настроя на учение, повышенная утомляемость, высокая истощаемость деятельности как следствие психосоматической особенности, трудности в учении, неспособность справиться с учебной нагрузкой, "смысловые барьеры" в отношении с учителем, непрестижное положение среди одноклассников - типические причины отклонения в поведении детей младшего школьного возраста.
Основными направлениями и способами коррекционной работы являются: расширение областей социально значимой деятельности учащихся, помощь в поиске сферы самоутверждения, гуманизация межличностных отношений в ученическом коллективе, культивирование отношений взаимной обязанности и ответственности на основе социально значимой деятельности, установление доверительных отношений учителя и учащихся, организация досуга, устранение пробелов в знаниях и учебных навыках, включение в учебную деятельность, обеспечение ее успешности, признание личностной значимости, развитие познавательных интересов.
Огромное значение для развития творческих способностей учащихся имеет уровень развития их мышления, памяти, внимания, воображения.
Предлагаю игры и игровые упражнения, которые способствуют развитию познавательных процессов, определяющих успешность учебно- воспитательного процесса.
В познании велика роль памяти. В младшем школьном возрасте память находится в процессе становления, и уровень тех или иных ее особенностей во многом определяет успешность учения.
Игры и упражнения для развития памяти младших школьников.
"КТО БОЛЬШЕ ЗАПОМНИТ".
Ход игры. Участники сидят в кругу. Первый участник называет любое слово, например, "цветок". Следующий участник игры повторяет названное слово и добавляет любое свое, например, "лес". Третий повторяет уже два предыдущих слова ("цветок" и "лес") и произносит новое слово "школьник". И так далее. Победителем в игре становится тот, кто сможет воспроизвести большее количество слов.
"ЗАПОМИНАЕМ, РИСУЯ".
Ведущий заранее готовит список из 20 слов. У каждого из участников игры имеется ручка и листок бумаги. Ведущий последовательно называет слова, после каждого названного слова считает до трех. За это время участники игры должны успеть каким угодно рисунком зарисовать для запоминания названного слова. Пусть рисунок будет не совсем понятен для других, лишь бы играющий смог по порядку назвать слова. Кто запомнил больше всех слов, тот и выиграл.
"ЗАПОМИНАЕМ СЛОВА". Игра проводится в парах.
Каждый из партнеров берет листок бумаги и пишет на листке 20 любых слов. Дети должны написать и запомнить написанные слова. На выполнение задания отводится 1 минута. Затем участники игры обмениваются листочками и проверяют, насколько хорошо каждый из них запомнил записанные им самим слова.
Число слов, которые воспроизведены, фиксируется.
Ведущий определяет ребят, которые заняли 1-е, 2-е и 3-е места.
"ЧЕЙ ПРЕДМЕТ?".
Для проведения этой игры всех участников разбивают на две команды. Каждая из команд выбирает водящего.
Игра заключается в том, что на глазах у водящего члены его команды кладут на стол по одному предмету. Водящий смотрит и старается запомнить, кто какой предмет положил и в какой последовательности. Оцениваются ответы водящих. В роли водящего должен выступить каждый игрок. "ПЕРЕСКАЗ ПО КРУГУ".
Ведущий читает текст.
Участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков. Далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению. Затем все вместе еще один раз слушают текст, дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки.
"ПОДБЕРИ ПЕСНЮ". Основная цель этой игры: вспомнить как можно больше песен. Первый участник поет куплет любой песни, второй должен вспомнить и спеть куплет другой песни, но в котором должно быть хоть одно слово из предыдущей песни. Третий припоминает и поет куплет из другой песни, который содержит хотя бы одно слово из предыдущей, и т. д. Тот из участников, кто в течение одной минуты не может подобрать песню, выбывает из игры. "ФОРМА ПРЕДМЕТОВ". Участники игры располагаются по кругу. Ведущий предлагает всем учащимся по очереди назвать 5 предметов одинаковой формы (круглые, прямоугольные, квадратные, овальные и т.д.). Тот из участников, кто за 1 минуту не сможет припомнить 5 предметов, обладающих названным признаком, выбывает из игры. Повторять уже названные предметы не разрешается. "ЦВЕТА". Участники игры располагаются по кругу. Ведущий предлагает всем учащимся по очереди назвать пять предметов одного цвета (красного, зеленого, синего, желтого, черного, серого и т. д.). Тот из участников игры, кто за 1 минуту не сможет припомнить пять предметов названного цвета, выбывает из игры. Повторять уже названные предметы не разрешается. Внимание. Оно во многом определяет успех любой деятельности. Трудности развития целенаправленного внимания в первую очередь обусловлено тем, что для младшего школьника характерно непроизвольное внимание, т.е. внимание, вызываемое различными воздействиями окружающей среды, а также недостаточное развитие воли и подвижности эмоций.
Игры, развивающие внимание младших школьников.
"ЧИСЛА".
Игроки встают в круг.
Ведущий предлагает по очереди считать от 1 до 30. Числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, произносить нельзя. Вместо этого надо сделать хлопок. Тот, кто ошибется, выбывает из игры.
Можно предложить другой вариант правил игры: не называть числа, содержащие 4 или делящиеся на 4, и т. д.
Игру можно проводить не один раз.
"АЛФАВИТ".
Дети располагаются по кругу.

Между игроками распределяются буквы алфавита. Чем меньше участников, тем больше букв алфавита приходится на каждого. Далее ведущий диктует какую-либо фразу. А ребята, как на пишущей машинке, должны "распечатать" эту фразу. Печатание нужной буквы обозначается хлопком в ладоши того участника игры, за которым данная буква закреплена.
Тот, кто ошибается, становится ведущим. Таким образом, можно "распечатать" несколько самых разных фраз. Тот из ребят, кто ни разу не был ведущим, и есть самый внимательный.
"НАОБОРОТ".
Игроки сидят в кругу.
Игра заключается в том, что ведущий показывает какие-либо движения, а ребята должны делать наоборот. Если ведущий поднимает руки, игроки должны их опускать. Если ведущий сжимает ладони в кулак, дети должны разжимать ладони. Если ведущий приседает, дети остаются стоять. Кто ошибается, тот становится ведущим.
"САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ".
Участники игры встают полукругом. Затем определяют ведущего.
Ведущий должен запомнить порядок расположения участников игры. Затем он отворачивается. В это время игроки меняются местами. Ведущий должен сказать, как стояли его товарищи в начале игры. На месте ведущего должны побывать все игроки. Все, кто не ошибся, считаются победителями.
"ЧЕТ-НЕЧЕТ".
Участники игры делятся на пары, становятся друг против друга. По команде ведущего каждая пара начинает считать от 1 цо 100, причем один партнер произносит нечетные числа, а другой четные. Рядом стоят такие же участники игры, и они тоже считают. В такой обстановке считать трудно. Но участники игры должны стараться не сбиться. Побеждает та пара, которая быстрее сосчитает до 100.
ИГРА-УПРАЖНЕНИЕ "ДВА ДЕЛА ОДНОВРЕМЕННО".
Эту игру можно использовать для развития внимания сразу к нескольким объектам. Школьники делятся на две команды.
Ведущий подвешивает самодельный маятник и приводит его в движение. В это же время за маятником он показывает 3 репродукции, одну за другой.
Задание: подсчитай количество качаний маятника и перескажи содержание репродукций.
У трех человек из каждой команды ведущий спрашивает, сколько раз качнулся маятник. Затем по одному человеку из каждой команды рассказывают содержание репродукций.
Выигрывает та команда, которая дала более правильные ответы.
"ЛОВИ МЯЧ". Для проведения этой игры ребята разбиваются на две команды, встают друг против друга. У играющих два мяча: темный и светлый. Правила игры. Светлый мяч надо ловить всегда, а темный только тогда, когда его бросают молча. Если бросивший крикнет: "Лови!", ловить мяч нельзя. Поймавший такой мяч выбывает из игры. Игра заканчивается тогда, когда в одной из команд не останется ни одного игрока. Победителем становится команда, сохранившая несколько игроков. Восприятие. Восприятию ребенка следует специально учить. Иначе такие особенности восприятия, как слитность, неточность, синкретич- ность, будут осложнять процесс обучения и жизнедеятельности.
Игры, развивающие восприятие младших школьников. "РАЗВИВАЕМ ГЛАЗОМЕР". Играют две команды.
Ведущий предлагает одному из членов каждой команды на глаз отметить на доске рост своего товарища от пола, а затем и размах рук. После этого ведущий, проведя измерение, отмечает действительные размеры роста и размаха рук школьников.
При почти полном совпадении результатов команде дается 5 баллов. Если отмечается значительное отклонение в размерах, отмеченных участником игры и истинных, очков команда не получает.
Эту игру можно провести 2-3 раза.
"ДЕЛИМ ПОЛОСУ НА ЧАСТИ".
Все участники игры делятся на две
команды. Каждому участнику дается полоска белой бумаги. Ведущий предлагает, не сгибая лист, разделить его на 4 части, отметить границы каждой части ручкой. При помощи сгибания ведущий проверяет правильность разделения полоски на глаз. Те участники, у кого отметки ручкой и места сгибов совпадают, приносят в копилку своей команды по 5 баллов.
"РАЗВИВАЕМ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ".
Эту игру можно проводить во время экскурсии, туристического похода, а также в обычном помещении.
Играющие делятся на две команды. Участникам игры ведущий предлагает в течение 10 минут записать как можно больше предметов, группируя их по следующим признакам: форме, цвету, материалу, начинающиеся с одной буквы.
Задания: составить списки предметов
а) красного цвета;
б) черного цвета;
в) зеленого цвета; г) круглой формы; д) прямоугольной формы; е) изготовленных из дерева; ж) изготовленных из металла; з) изготовленных из пластмассы; и) начинающихся с буквы "К"; к) начинающихся с буквы "М".
За более длинный список предметов, подобранных по каждому из признаков, команде начисляется 5 баллов.


"ЧТО ЗА КАРТИНА?".
Играющие делятся на две команды.
Ведущий показывает фрагмент репродукции какой-либо картины.
Участники игры по этому фрагменту должны узнать, что это за картина. Если не узнают по одному фрагменту, следует добавить еще один и т.д. Побеждает в игре команда, первая правильно назвавшая картину. "КТО САМЫЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ?".
Ребята разбиваются на две команды.
Ведущий дает задание игрокам на листе бумаги описать школьный двор (то, что они видели сотни раз).
Побеждает та команда, участники которой назовут больше деталей. Можно ввести балльную оценку: за каждую воспроизведенную деталь присуждать 1 балл. По результатам этой игры можно выявить и индивидуального победителя.
"ГДЕ ЧЬЕ МЕСТО?".
Дети встают полукругом. Выбирается водящий.
Вариант 1-й. Водящий в течение 5-10 секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи.
На месте водящего должны побывать все игроки по очереди.
Нужно отметить и поощрить тех ребят, кто не ошибся.
Вариант 2-й. Дети встают полукругом. Выбирается водящий. Он в течение 5-10 секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем он отворачивается, а в это время ребята меняются местами. Водящий должен установить, кто из них встал на другое место.
Воображение. Усвоение любого учебного предмета невозможно без умения представить то, о чем пишется в учебниках, о чем говорит учитель. Воображение младшего школьника имеет свои особенности. В этом возрасте совершенствуется воссоздающее воображение, которое связано с представлением ранее воспринятого. Воображение младших
Игры и упражнения, развивающие воображение младших школьников. "ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ".
Цель: развить воображение.
Ход игры. Ведущий предлагает игроку изобразить какое-нибудь животное или предмет. В кого или во что превратился ребенок, должны отгадать дети, принимающие участие в игре. "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ".
Цель: развить воображение, фантазию, мышление.
Задание. Перечисли все возможные случаи употребления названного предмета.
"НАЙДИ ПОХОЖИЕ ПРЕДМЕТЫ".
Цель: научить выделять в предмете самые разные свойства, оперировать отдельно каждым из них.
Задание. В течение 10 минут напиши как можно больше слов, обозначающих предметы, сходные по каким-либо свойствам с названным предметом: душ, вентилятор, стрекоза, самолет, лампа, арбуз. "НАЙДИ ОБЩИЕ СВОЙСТВА У ПРЕДМЕТОВ".
Цель: научить ребенка находить связи между предметами, уточнить представление о существенных и несущественных признаках предметов.
Задание. За 10 минут напиши как можно больше общих признаков и свойств названных предметов.
Чашка и консервная банка; мел и мука; матрешка и конструктор; дерево и тетрадь; блюдо и лодка; карандаш и уголь.
"ПРЕДСТАВЬ, БУДТО...".
Цель: развить воображение. Задание. Представь и изобрази:
как вдеваешь нитку в иголку;
как задуваешь свечи на торте в день рождения;
часы с маятником, которые бьют;
часы с кукушкой;
мотоцикл;
парикмахер, который делает прическу;
маленького рыболова;
хирурга во время операции.

Таким образом, игровые формы и игровые упражнения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование - очень полезное занятие.