Музейный марафон-2016, посвященный дню Космонавтики


«МУЗЕЙНЫЙ МАРАФОН-2016» среди музеев учреждений, организаций и предприятий города Байконур, где принимали участие обучающиеся ГБОУ СШ № 10 им В.П Бармина и их сценарий.

1 этап – «Экспресс-выставка». На этом этапе задача руководителя и актива музея показать один из видов музейной работы – выставку. Тема выставки: «Байконур в марках, конвертах, значках, открытках, вымпелах, медалях». Задача участников - оформить в своем музее выставку, используя различный коллекционный (филателия, филокартия, фалеристика, нумизматика) и экспозиционный материал (книги, буклеты, вымпелы, шевроны и т.д.). Участники должны проявить фантазию, мастерство подачи и оформления материала, составить экскурсионный материал в соответствии с тематикой и провести экскурсию по выставке.
Цели и задачи
- поддержка и стимулирование деятельности общественных музеев, комнат истории и музеев учебных заведений;
- повышение интереса к изучению истории строительства и становления космодрома и города Байконур, воспитание патриотизма.
- сохранение исторических документов и экспонатов в общественных музеях и комнатах истории и музеях учебных заведений;
– активизация деятельности музеев учебных учреждений, пропаганда имеющихся в школах Байконура музейных экспозиций и привлечение к ним внимания широкого круга школьников, педагогов, общественных организаций.
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающей творческую самостоятельность и общественную активность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды
материалов – источников по истории космонавтики и людей, чьи судьбы причастны к космонавтике, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.
Современный школьный музей строит свою образовательно-воспитательную деятельность, ориентируясь на различные возрастные группы обучающихся. Музей формирует историческое сознание, ценностные ориентиры, коммуникативную культуру, создает условия для
жизненного взросления обучающихся, поиска нравственных идеалов, профессиональной ориентации.
Работа музея ведется по трем основным направлениям:
1. Пропаганда жизни и деятельности В.П .Бармина
2. Пропаганда достижений российской (советской) космической науки.
3. Краеведение.
Музей является составной частью учебно-воспитательного процесса
школы. Помогает эффективно решать многие педагогические задачи по
изучению жизни и деятельности гениального ученого конструктора В.П Бармина ,
достижений российской (отечественной) космонавтики, родного края,
воспитанию в детских душах чувства любви к малой родине, уважения к опыту предыдущих поколений.
Музей – это стержень воспитательных работ, база углубленного изучения истории жизни школы, массового вовлечения учащихся в краеведческую деятельность.
Большое место в работе музея занимают экскурсии, лекции, поэтому необходима очень хорошая подготовка , важна тесная связь деятельности музея с учебным процессом в школе

Сценарий
Музеевед.
(знакомит гостей идя по коридору школы и поднимаясь по лестнице ведущей к музею . Так и названа выставка «Лестница в небеса»)
Здравствуйте уважаемые гости, мы рады приветствовать Вас, в стенах нашей школы. У нас большая школа, в ней обучаются 798 учащихся. Сейчас мы находимся в школе среднего и старшего звена. Я хочу Вас познакомить с музеем нашей школы. А начнем мы это знакомство именно отсюда, с первых ступеней лестницы в небо.
Итак, первая экспозиция нашей экскурсии – это фоторепортаж о становлении нашего города, города с которого началось покорение человеком космического пространства.
Наш город расположен на священной Земле Сыра. Берущий свою историю из глубины веков, богатый древними легендами и преданиями, край Сыра является сердцем тюркского мира, это земля духовного вождя всех тюркоязычных народов, основоположника тюркской музыки Коркытата. На этой святой земле и земное притяжение меньше чем в других точках земли.
Строительство города начато 61 год назад. Первые улицы были улицы деревянного городка. С каждым годом Байконур расцветал, укреплялась его история, которая сейчас отражается в городских памятниках. Традицией юбилейных дат нашего города стала открытие новых памятников.
Город украшают не только архитектурные монументы, главное его украшение – это его жители. Каждый человек в своей жизни проходит по намеченной лестнице, одной из ступени которой является школа. Эта часть экспозиции посвящена людям, которые изо дня в день занимаются непростым трудом, обучая и воспитывая подрастающее поколение юристов, инженеров, врачей, а может быть даже и будущих космонавтов.
Пройдясь по школьному коридору, с множеством дверей, мы обязательно наткнемся на одну заветную с надписью «школьный музей». По другую сторону этой двери скрывается не просто учебный класс, не просто комната, за ней – история нашей страны, родного края, нашего любимого города. Мы совершим с Вами маленькое путешествие.
1 ведущий Мюнхгаузен (в это время звучит мелодия кобыза Показывает все на стенд № 1 «Земля Сыр», где все о истории нашей земли Кызылординской области )Я – Мюнхаузен – барон.Весел, ловок и умён.Я учился в этой школе –До сих пор в неё влюблён.Жизнь моя текла легка,Как по небу облака,Иногда бурля потоком Словно горная река...Та река текла легка
По святой Земле Сыра,
Что зовется Сырдарья.
Коркыт играл и тучи замирали,
И лани замедляли бег .И Сыр-Дарья сама,подобно лани
Свой шепот спрятала навек .Священный звук кобыза заворожил,
Остановил весь свет .От смерти спрятаться
Коркыт решил,
На все кобыз нашел ответ .Коркыт кобызу отдал свою силу,
Пугающий Коркыт всех вопрошал -
"Кому вы роете могилу ?"
И снова прочь бежал .И снова ветер нес песок в пустыне
И снова голос так таинственно звучал
Чтоб знали мы сейчас, отныне
Великой Родины космический причал.
Ведущий 2(Подходит к стенду № 2. Где есть все о основании города Байконур)
Еще до того, как впервые ракета Старт опалила огненной бурей, Началась звездных подвигов эра Здесь, на пустынной земле Байконура.
Весна в том году изнуряющим зноем Шла по пустыне, жаждой томила, Ветер горячий песчаной струею В легкие рвался с бешеной силой.
Здесь начинали свой подвиг строители, Трудности их, закалив, не согнули, И пионеры – Земли покорители – Первыми к звездам с палаток шагнули.
Сильные, славные, добрые люди Первый кирпич заложили в фундамент Той новостройки, что вскоре будет Известна как звездная гавань.
Музеевед
Так начиналось строительство Байконура, откуда 12 апреля 1961 года совершил свой первый полет в космос Юрий Гагарин.
Продолжает ведущий №2 ( Стенд № 3 « О жизни и работе города Байконур»)
Сказал «поехали» Гагарин,
Ракета в космос понеслась.
Вот это был рисковый парень!
С тех пор эпоха началась.
Эпоха странствий и открытий,
Прогресса, мира и труда,
Надежд, желаний и событий,
Теперь все это – навсегда.
Наступят дни, когда пространство
Кто хочет, сможет бороздить!
Хоть на Луну, пожалуйста, странствуй!
Никто не сможет запретить!
Вот будет жизнь! Но все же вспомним,
Что кто-то первым полетел…
Майор Гагарин, парень скромный,
Открыть эпоху он сумел
Благодаря первому успешному полету в космос наш космический город стал расти развивалась его инфраструктур. На этом стенде представлены проспекты предприятий нашего города, план карты, памятные места города и достопримечательности…..
Ведущий № 3(Стенд № 4 «О Гагарине и других летчиках косонавтах»)
Упорно и с трудом осуществляя
О звёздах затаённую мечту,
Сегодня мы по космосу шагаем
Всего пятидесятую версту.
Тропинку в космос протоптали малостьПолтысячи землян из разных стран.
Совсем не просто это получалось,
Не мало жизней потеряли там.
Всего пол века лишь с того апреля
Когда простой советский парень наш.
От грандиозности судьбы хмелея,
Впервые космос взял на абордаж.
Века пройдут и люди по планетам
Ходить начнут, как нынче по гостям.
Но не забудут никогда об этом,
О первом шаге к звёздным адресам.
Ведущий №4 (Стенд № 5 «О космосе и людях»)
Я хотел бы слетать на луну,
В неразгаданный мир окунуться.
И подобно красивому сну
К самой яркой звезде прикоснуться.
Долететь до далёких орбит,
Неизвестных всем нам измерений,
Где загадочный космос хранит
Много тайн необъятной вселенной.
На планетах других побывать,
О которых наука не знает.
И существ неземных повидать, -
Что на странных тарелках летают.
Расспросить, как живётся им там,
Есть ли осень, зима или лето,
С какой целью всегда летят к нам –
На забытую Богом планету…
Все о чём-то мечтают всегда,
И стремятся чего-то добиться.
Только космос, увы, никогда
Не захочет наверно открыться
Ведущий № 5( Стенд № 6 посвященный В.П.Бармину в честь кого названа наша школа»)
Этот стенд посвящен Владимиру Павловичу Бармину. Советскому учёному, конструктору реактивных пусковых установок, ракетно-космических и боевых стартовых комплексов. В 1988 году средней школе № 10 города Байконур присвоено имя Владимира Павловича Бармина. На стенде вы можете познакомиться с биографией этого талантливого конструктора, с личными вещами любезно предоставленными его сыном во время посещения нашей школы.
Музеевед
В истории нашего музея открыта новая страница – это экспозиция под названием «Байконур - лестница в небо». Этой экспозицией мы хотели рассказать о столице космической гавани страницами книг, календарей, значков, медалей, марок… Все незабываемые моменты нашей космической истории сохранены для будущих поколений в этих экспонатах. Никогда не забудется тот огромный труд, который проделали советские ученые, космонавты во благо нашего будущего и будущего наших детей.
Продолжает ведущий № 5 ( Стенд № 7 посвященный книгам о Байконуре)

Не береги, что можно потерять,Любые тектонические сдвигиРазрушат все, но им не отобратьТвой космос и прочитанные книги.
Не береги, что молнией грозитПрерваться на любом случайном миге,Храни же то, что пуля не пронзит:Свой космос и прочитанные книги
На этом стеллаже книги, посвященные нашему городу, из которых можно узнать как о известных всему миру людях, так и о труде простых граждан этого города, посмотреть достопримечательности города, стартовые комплексы , запуски ракет , а также познакомится с творчеством поэтов города Байконур. Большинство книг подписано авторами, что делает эти книги еще более ценными для нас.
Ведущий № 6 (Стенд № 8 посвященный вымпелам о космосе и нашем городе.)
Во время запусков первых автоматических межпланетных станций в космос советские конструкторы устанавливали на АМС стальные вымпелы, которые должны были стать «визитной карточкой» Советского Союза на других планетах.
При ударе о поверхность вымпелы разлетались по всей территории. Таким образом, миниатюрные вымпелы с гербом СССР оказались на Луне, Венере и Марсе. На память о запуске АМС вымпелы, которые не полетели в космос, получали только сотрудники космических предприятий и первые лица государства. Сейчас они доступны всем.
Ведущий № 7 ( Стенд № 9 посвященный календарям к памятным датам и событиям города»)
В вечном танце 
Земли и Солнца
Месяц за месяцем
Год пронесется.
Кружится в вальсе 
Наша планета
Быстро скользит 
Посозвездий паркету –
Бал продолжается!
Снова как встарь
Год начинает космический календарь
Наша экспозиция включает в себя календари 2000-2016гг. Каждый календарь по -своему уникален. Мы в календарь заглядываем не только для того, чтобы узнать дату, но и храним их по тому, что в них отражена история нашего города, лица наших соотечественников, совершивших бессмертный подвиг в покорении космоса.
Ведущий № 8 ( Стенд№ 10 посвященный конвертам о космосе и памятным событиям.)
Почтовый ящик. В нём конверт,Доставленный продрогшей девой,Но никаких посланий нет,Есть только лист заиндевелый.Обратный адрес в уголкеВписать, наверное, забыли.На изувеченном листкеНи слов, ни запаха, ни пыли.
Лежит надорванный конверт,В котором бился листик теплый.Стремясь спасти от стуж привет,
Он стал снежинкой перелётной.
Эта часть экспозиции посвящена почтовым конвертам. Сейчас, в современном мире можно с легкостью, в одно мгновение передать нужную информацию от одного адресата к другому посредством интернета. Раньше переслать нужные документы, распоряжения можно было пользуясь услугами почты, посредствам конверта. Мы собрали почтовые конверты, посвященные знаменательным событиям, памятным датам Байконура.
Ведущий № 9 ( Стенд № 11 посвященный маркам о космосе и космонавтах)

Однажды папа мне сказал,
Что в детстве марки собирал.
С папы я беру пример:
Стал я - коллекционер!
Счастлив я и очень горд!
Собирать стал марки "спорт".
Хороши коньки и лыжи,
Но теперь мне "космос" ближе!
Я взял у папы каталог,
Собрал про космос всё, что смог!
На марках - звезды и планеты,
И метеоры, и кометы…
И на ракете я лечу…
Я космонавтом стать хочу!
Безусловно, освоение космоса – это событие невероятных масштабов для всего человечества, которое, можно сказать, объединило весь мир, стало чудом для всех. Разумеется не могла не откликнуться на столь значимое событие филателия – почтовые марки космической тематики появились ещё в 50-х годах, когда был запущен искусственный спутник Земли. Однако самым важным, конечно же, стал полёт первого человека в космос. Неудивительно, что огромнейший раздел космических марок посвящён именно полёту Юрия Гагарина. Практически все страны мира выпускали такие марки.
Марки из серии "космическая" филателия стали печатать в честь запуска первого искусственного спутника в СССР. Это произошло в 1957 году. Новое направление стало называться "Космическая филателия" или просто "Космос". Современные масштабы космической филателии - это тысячи почтовых марок. 
В нашей коллекции есть портретные марки Савицкой, Гагарина, Королева,Леонова и других космонавтов . В наше время больше не печатают марки с изображением космонавтов.

Ведущий № 10 ( Стенд № 12 Посвященный значкам, медалям, орденам )
В советское время собирали значки, в основном, по темам космос и авиация. Тем более, что возможности позволяли. Значки выпускались небольшими тиражами, и привозились в тематический город на память или в подарок. Первые полеты в космос никто заранее не объявлял. Когда они происходили, нужно было срочно выпустить памятный значок к случаю. Значки были сделаны грубо, наспех, и их было мало. Они уже тогда были ценностью, а сейчас и подавно.
В нашей экспозиции кроме значков представлены медали приуроченные памятным датам труженикам города Байконура
Ведущий № 11( Стенд № 13 Посвященный памятным фотографиям летчиков космонавтов с именными росписями)
Листая Прошлого страницы,Мы Будущее ...создаём...И старых фото вереницыПока мы живы... бережём!
Представляем вашему вниманию стенд с фотографиями космонавтов, на некоторых из снимков стоит автограф самих покорителей космоса.
Фото с автографами космонавтов летавших на станцию Мир и МКС.
Можем отметить таких космонавтов как Толгат Мусабаев гражданин Казахстана он трижды летал в космос дважды в качестве командира корабля был на станции Мир и на МКС.
Айдын Аимбетов наш соотечественник.
8 пуск на МКС Эдвард Финк (США)Геннадий Падалка(Россия) Андре Кауперс (Нидерланды)
Далее фото с Марко Понтес (Бразилия), Павлом Виноградовом (Россия) Джеффри Уильямсом (США) на «Союзе ТМА -8»-это 12 пуск на МКС. И прочие экипажи.

Ведущий № 12( подводит итог музею)
Хорошо, что в школах  есть музеи.
Значит, нить времён не прервалась.
Значит, вместе все-таки сумеем
С прошлым удержать незримо связь.
Ты в музей пришёл не просто гостем,
Память сердца здесь ты оживи.
Может, станет хоть немного проще
Нам понять сегодняшние дни.
Прикоснись к чужой судьбе  и жизни,
Подвигам отцов ты поклонись.
Так же научись служить Отчизне,
Чтоб прожить достойно свою жизнь!
Пусть в музей тропа не зарастает,
Пусть мужает наша детвора,
Пусть быстрее каждый осознает:
Завтра вырастает из вчера.
Мы сохраняем работы наших учащихся, занявшие призовые места на городских мероприятиях. На этом стенде вы можете познакомиться с этими работами.
Завершает как и начинает ведущий № 1 Мюнхгаузен ( со словами под музыку )
Прощайте, господа!
Сейчас я улечу и надеюсь мы увидимся.
Но когда я вернусь в следующий раз...
Вы к нам придете сюда?
Дело в том, что
время на небе и на земле
летит не одинаково.
Там - мгновения, тут - века.
Все относительно.
Впрочем, это долго объяснять.
Господи.
Если бы вы знали, как я вам всем рад.
И знайте же!
Барон Мюнхгаузен славен не тем,
что летал или не летал.
А тем, что не врет.
Если я обещал полечу на Луну
я должен это сделать.
вы готовы, друзья?
Друзья , ступайте домой!
Когда я вернусь, пусть будет 6 часов!
6 вечера или 6 утра?
6 дня.
Я понял, в чем наша гордость.
Она в нашей школе, нашем городе Байконур!
У вас счастливые глаза -
это признак счастья, господа.
Все великое на Земле
делаются именно с этим выражением лица.
Улыбайтесь, господа!
Улыбайтесь.