Эссе студентки 741 группы Ашраповой Диляры на тему:Методическая компетентность учителя начальных классов


«Методическая компетентность учителя, как составляющая профессионального мастерства»
Ашрапова Диляра Фаритовна
ГАПОУ «Нижнекамский педагогический колледж»
Исаева Зульфия Абдуловна,
преподаватель педагогики
Профессионально значимые качества педагогов рассматривались учеными на протяжении длительного времени и определяли содержание профессиональной компетентности, выявляя педагогические, психологические, социальные условия ее становления.
Педагогическая профессия, является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным.
Актуальность данной темы очевидна: человек, вставший за учительский стол, ответственен за все, все знает и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительская должность.
Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой и на основе практического опыта.
Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности.
Учителя-мастера выгодно отличает от других, прежде всего, характер конструктивной деятельности с учетом как ближних, так и дальних перспектив.
Методическая компетентность является одной из составляющих профессионального мастерства.
Большое значение имеет и личностный потенциал педагога, система его профессиональных ценностей, его убеждения, которые дадут качественные образовательные результаты.
Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности учителя, формирование готовности к принятию нового, развитие восприимчивости к педагогическим инновациям.
Эффективность работы образовательного учреждения во многом определяется уровнем компетентности педагогов в организации образовательного процесса с позиции современных требований к нему.
Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
В понятии “профессионализм” отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям.
Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство.
Компетентность формируется в деятельности и всегда проявляется в органичном единстве с ценностями человека, только при условии ценностного отношения к деятельности, личностной заинтересованности достигается высокий профессиональный результат.
Федеральный государственный образовательный стандарт и профессиональное мастерство учителя неразрывно связаны дуг с другом.
Процессы  введения ФГОС требуют повышения профессиональной компетенции педагогических кадров.
А профессиональная компетентность педагога, в свою очередь, рассматривается как ресурс реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений.
Для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной методической компетентности и профессионализма.
Пристальное внимание и интерес к своей работе, стремление к вершинам профессионализма, тончайшая чувствительность к личности своего воспитанника – необходимые условия для самосовершенствования и развития профессионального мастерства.
Процесс формирования и развития методической компетентности, как составляющей педагогического мастерства процесс непрерывный, он позволяет познавать, прогнозировать и преобразовывать действительность; совершенствовать профессиональную компетентность на протяжении всей жизни, мобилизуя обретаемые и пополняемые учителем знания и формируемые умения на поиск решения новых возникающих задач; принимать обоснованные профессиональные решения; формировать субъектную позицию обучаемого.
В процессе становления педагогического мастерства «вскрываются» резервы личностного развития учителя и возможности оптимизации его педагогических влияний, тем самым, давая возможность отвечать на «вызовы» образовательной среды.