Родительское собрание «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕСЯТИКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»

«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕСЯТИКЛАССНИКОВ
К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»
Цель адаптационного периода - помочь ребятам познакомиться с новой учебной ситуацией, подружиться. Обеспечение плавного и мягкого перехода учащихся в старшее звено школы - главная задача адаптационного периода десятиклассников.
Классный руководитель: Поступление в десятый класс открывает последний этап обучения в общеобразовательной школе. В этот период у школьников могут возникнуть определенные сложности в учебе, в отношениях со сверстниками и с родителями.
Адапта
·ция (лат. adapto  приспособляю) – это приспособление организма к новым или к изменившимся условиям жизни. Адаптация имеет два аспекта – биологический и психологический. Школьная адаптация (социально-психологическая)  – активный, многосторонний процесс, который включает в себя формирование способов, направленных на овладение учебной деятельностью и эффективное взаимодействие с новым для школьника окружением.
Участники адаптационного периода Учащиеся десятиклассники Учителя, работающие в 10-ом классе Родители десятиклассников Классный руководитель 10 класса Психолог школы Администрация школы.
Адаптационный период - это время, когда школа работает в особом режиме. И здесь очень важна согласованность целей и действий всех работающих звеньев. Задачей психологической службы школы является совместная с классными руководителями разработка содержания деятельности в период адаптации. Задачи адаптационного периода для педагогов снижение собственной тревожности перед новым составом класса, привыкание к незнакомыми учащимися; понимание трудностей, с которыми сталкиваются ребята при поступлении в школу и при переходе на третью ступень обучения в ней; утверждение доброжелательной атмосферы в классном коллективе, при которой комфортно чувствуют себя и ученики, и педагоги. Приобретение опыта взаимодействия с учениками, способствующего взаимному личностному раскрытию, узнаванию и принятию друг друга. Уточнение целей и задач работы с классным коллективом на предстоящий год.

Трудности адаптационного периода для десятиклассников.
Адаптация к новому классному коллективу.
Актуализация учебной мотивации, необходимость взять ответственность за успешность своего образования на себя, самоопределение.
Адаптация к качественному и количественному росту «трудности» обучения.
Рост интереса к противоположному полу, персонификация своей половой роли.
Школьник оказывается в новом для себя обществе сверстников и учителей. Первые месяцы обучения становятся периодом адаптации к новым условиям и приобретения статуса среди сверстников. Необходимо, чтобы родители увидели, насколько важна для их ребенка проблема вхождения в новый коллектив, и оказали ему психологическую поддержку. (Итоги псих. обстановки в классе)
Анализ результатов диагностики определения психологического климата в классном коллективе показывает:
80% учащихся высоко оценивают психологический климат в классе, им нравятся люди, с которыми они учатся;
для 20% - психологический климат класса, скорее безразличен, у них, вероятно, есть другая группа, общение с которой для них более значимо.
Второй этап адаптационного периода связан с актуализацией мотивации обучения в старшем звене школы и выявлением ожиданий ребят на предстоящий период учебы. Мотивация - это побуждение себя и других к деятельности для достижения личных целей. Определяющей в данной ситуации является способность старшеклассника взять ответственность за успешность своего обучения на самого себя. В десятом классе происходит резкая смена критериев оценки знаний учащихся. Слабоуспевающие ученики обычно покидают школу после девятого класса, требования педагогов увеличиваются, изучаемый материал усложняется. Поэтому родители десятиклассников должны быть готовы к тому, что учащийся, имевший отличные оценки, в старших классах может стать средним или даже слабым учеником, а бывший твердый «четверочник» неуспевающим.
(Итоги диагностики уч. мотивации) 
Диагностика проводилась с целью, определения отношения учащихся 10-х классов к школе. Опрошено 10 чел.
Параметры
10 класс

Высокая школьная мотивация, учебная активность.
0 %

Хорошая школьная мотивация.
20 %

Положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебными сторонами.
30%

Низкая школьная мотивация.
30 %

Негативное отношение к школе.
20%

Учебная мотивация у различных возрастных групп школьников проявляется по-разному. Старший школьный возраст характеризуется следующими объективными изменениями в жизни школьника: близость факта завершения среднего образования и необходимость выбора профессии (в десятом классе школьник должен окончательно определиться, будет ли он поступать в вуз после окончания школы); позиция самих десятиклассников в школе как старших; знакомство с новыми формами обучения (семинары, зачеты и др.) и усложнение в связи с этим учебной деятельности; развертывание зрелой деятельности по самообразованию.
Мотивацию учения в старшем школьном возрасте затрудняют:
устойчивый интерес к одним учебным предметам в ущерб усвоению других;
неудовлетворенность однообразием форм учебных занятий, отсутствием творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности,
негативное, отношение к формам жесткого контроля со стороны учителя;
сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного пути (например, по аналогии с товарищем);
недостаточная устойчивость социальных мотивов долга при столкновении с препятствиями (не хочу, не буду, ещё есть время).
Исходя из диагностики, можно сделать вывод, что десятиклассники ещё полностью не осознали важность обучения и не определились с выбором профессии. Или пришли в школу по настоянию родителей. (Помощь в самоопределении, значимости учёбы. Для чего?)
3.Адаптация к качественному и количественному росту, «трудности» обучения.
Новые требования, новый коллектив, новые задачи У каждого свои трудности и свои успехи. У каждого свои предпочтения и отношения. У каждого свои «лёгкие» и «тяжёлые» дни. Кто-то делает уроки дольше, а кто-то быстрее. Из опроса учащихся о процессе обучения стало известно следующее: (огласить результаты опроса по адаптации).

Нередко встречающаяся в десятом классе проблема - ярко выраженное желание отдохнуть после напряженного девятого и перед выпускным одиннадцатым классом.
Школьник чувствует себя уставшим от серьезных экзаменов и важных решений о своем будущем. Безусловно, школьникам необходима передышка. Более того, родители тоже могут воспользоваться возможностью проводить больше времени с детьми и помочь им восстановить и накопить силы. Однако есть и большая опасность - можно, не желая того, позволить ребенку основательно «расслабиться» и потерять не только рабочий тонус, но и драгоценное время для подготовки к выпускным экзаменам.
Плохие отметки (с точки зрения самого учащегося, т.е. более низкие, чем он привык получать) могут привести не только к понижению самооценки, но и к изменениям в поведении ребенка: он может стать подавленным и замкнутым или, наоборот, злобным и агрессивным.
Родители, заметившие, что их ребенок стал более раздражительным (или более мрачным и апатичным), чем раньше, должны помочь ему справиться с трудностями в учебе. Для этого, прежде всего надо выяснить, с какими именно затруднениями он столкнулся, какие предметы сложнее всего даются. Затем постараться объяснить, что требования к нему возросли и педагоги оценивают его по новым критериям. Ведь школьнику кажется несправедливым, что за сочинения, например, по литературе учащемуся в средней школе ставили «отлично», а теперь «хорошо» или «удовлетворительно». Другой особенностью старших подростков становится возврат интереса к учебной деятельности, что не может не радовать родителей. Как правило, в это время дети и родители становятся единомышленниками, активно обмениваются взглядами на выбор профессионального пути.
4. Для старшего подросткового и юношеского возраста характерен рост интереса к противоположному полу и более персонифицированное усвоение половой роли юноши и девушки. Юноши и девушки охотно используют время обучения в десятом классе для общения с друзьями и для разнообразных внешкольных занятий.
Существуют некоторые сложности во взаимодействии взрослых и детей. Это касается личной жизни подростков, куда вход учителям, а зачастую и родителям, запрещён. При умелом дозировании общения, уважении права ребёнка на личное пространство этот этап проходит достаточно безболезненно. Обратите внимание, что мнение сверстников в данный возрастной период представляется детям гораздо более ценным и авторитетным, чем мнение взрослых, но только взрослые могут продемонстрировать подросткам оптимальные модели поведения, показать им на собственном примере, как надо строить отношения с миром.
Принципы общения со старшим подростком:
Безусловно принимать его.
Не оскорблять достоинства.
Активно слушать его переживания и потребности.
Помогать, когда просит.
Поддерживать успехи.
Делиться своими чувствами, значит - доверять.
Конструктивно разрешать конфликты.
Использовать в повседневном  общении приветливые фразы.
Разговаривать «о жизни».
Давать советы, если он их просит.

Успешность прохождения образовательной траектории ребенка напрямую зависит от того, каким способом родители и другие члены семьи помогают ему в этом важном деле. И я надеюсь, что знание некоторых "тонких моментов" в оказании подобной поддержки существенно облегчит жизнь и вам, и вашим детям.


Пути преодоления трудностей:
помочь принять позиции “ученик-старшеклассник”;
помочь принять «новичков» в коллектив;
помочь найти личностный смысл и мотивацию учения для каждого десятиклассника;
познакомить с миром юноши и миром девушки;
создать доброжелательную атмосферу, как в школе, так и дома.

Заголовок 2/ђ Заголовок 315