Родительское собрание Роль семьи в формировании готовности ребенка к школьному обучению


Родительское собрание (для учащихся 1 классов)
Роль семьи в формировании готовности ребенка к школьному обучению
Цели: сформировать представление родителей о роли семьи в формировании готовности ребенка к школе, на успешность ребенка в адаптационный период; наметить этапы взаимодействия педагог-родитель на первом тапе обучения.
Оборудование и материалы: мел, доска, анкеты.
Ход собрания
1.Выступление по теме «Роль семьи в формировании психологической готовности к школьному обучению»
Психолог. Семья – первая ступень в жизни человека, поэтому нельзя недооценивать ее роль в формировании готовности детей к школьному обучению. В повседневном общении родителей с детьми сеются семена характера, которые потом дадут добрые или злые всходы в дальнейшей жизни ребенка. Именно об этом напоминает всем известная народная мудрость, о которой мы часто забываем в суете обыденности: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». А пренебрежение может обернуться настоящей драмой. Очень часто школьные неудачи наших детей, их трудное вхождение в коллектив, неумение и нежелание учиться – результат родительских просчетов и ошибок, тех отношений, которые царят в семье, тех жизненных ориентаций, которые в ней усваиваются. Поэтому с самого начала жизни ребенка должно быть единство педагогических требований взрослых к нему. Определите самое главное, что нужно требовать от ребенка, что он должен делать сам; чего он делать не должен; что ему можно разрешить, чего нельзя разрешать. Вскоре, ребенок поймет, что круг ваших требований для него обязателен, они неизменны, их надо выполнять. Чем старше ребенок, тем внимательней следит за постоянством и обоснованностью предъявляемых ему требований. И если отношение к ним складывается недостаточно уважительное, оно легко переносится и на требования, предъявляемые школой.
Обучение в школе может быть успешным в том, случае, когда семья с самых первых лет жизни ребенка заботится не только о его физическом развитии, но и о том, чтобы уметь воспитать в нем трудолюбие, дисциплинированность, организованность, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу.
Умственное воспитание ребенка во многом определяется атмосферой интеллектуальной жизни семьи и зависит от того, как удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его деятельность, какая речевая среда в семье и др.
Понятно, что ко времени поступления в школу ребенок должен обладать определенным уровнем развития. Что могут сделать родители, чтобы их ребенок правильно развивался, получал необходимое количество информации? Все дети очень любознательны. Как важно родителям погасить эту искорку интереса к окружающему миру, а подержать ее своим живым участием!
Поэтому родители обязательно должны:
-Рассказывать много интересного своему ребенку.
-Читать книги
-Объяснять различные явления природы, которые привлекают внимание детей
-Развивать любознательность
-Поддерживать познавательный интерес ребенка
-Одной из главных задач подготовки детей к школьному обучению является трудовое воспитание. Оно обязательно должно сочетаться с обучением. Воспитание и обучение взаимосвязаны. Во время труда ребенок еще и общается с взрослыми. Родители должны понимать, что основное значение в подготовке ребенка к школе имеет его собственная деятельность. Игры, рисование, конструирование, собственный опыт – вот основа развития личности ребенка. Поэтому роль родителей в подготовке его к школе не может сводиться только к словесным указаниям по тому или иному поводу. Готовность к школе подразумевает наличие определенных компонентов; развитие всех видов деятельности детей (предметной, игровой трудовой), обеспечивающих в единстве развитие всех внутренних сил школьника. Воспитывая обучая ребенка, следует помнить об одной очень серьезной опасности – превращении занятий в скучное, тягостное времяпровождение как для детей, так и для взрослых. Родители должны помнить, что в формировании психологической готовности к школьному обучению центр тяжести падает не на усвоение определенных знаний, а на создание тех предпосылок, которые, прежде всего, обеспечат правильное отношение ребенка к трудностям и успешное их преодоление
2. Анкетирование
Психолог. Перед вами лежат анкеты. Заполните их (см. Приложение)
3.Работа с родителями. «Важные составляющие готовности ребенка к школе».
Психолог. Уважаемые родители, давайте с вами определим, что нужно для готовности к школьному обучению. (Родители называют.)
Психолог фиксирует на доске:
-Научиться писать.
-Научиться читать.
-Научиться общаться.
Психолог делит родителей на 3 группы и дает задание
Задание. Что на ваш взгляд, должно помочь родителям в успешной подготовке детей к школе?
1 группа.
Научиться читать (варианты ответов обсуждают):
-Внимательно слушать, активно работать.
-Читать дома ребенку книги.
-Работать над речью ребенка.
2 группа. Научиться писать:
-Действовать по правилам.
-Доброжелательное отношение
3 группа. Научиться общаться:
-Разговаривать с ребенком, как прошел день в школе.
- Интересоваться у ребенка о школьных неудачах, неприятностях.
-Научиться слушать ребенка.
Далее идет обсуждение в каждой группе.
Психолог. Получился общий список готовности ребенка в школе.
Готовность к школьному обучению – это не только умение читать и писать, а желание всему этому научиться.
Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Первый год в школе – это и своего рода испытательный срок для родителей, когда четко проявляются все их недоработки: невнимание к ребенку, незнание его особенностей, отсутствие контакта, неумение помочь. Еще чаще из добрых побуждений они сами становятся виновниками школьных стрессов. Не день и не неделя требуется для того, чтобы освоиться в классе по – настоящему! Опытный учитель и внимательные родители знают и понимают, насколько важно, чтобы требования, правила и нормы поведения не зависели от настроения взрослого, не были «перемежающимися». Учитель с самого начала разъясняет ученикам, что от них требуется, показывает ребенку отличие его новой позиции, прав, обязанностей от того, что было раньше, до школы. Хорошо, если учитель здесь следует совету известного педагога Ш.Амонашвили : «Дети – активные существа…А если это так, то следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет деятельность».
4. Итог.
Психолог. Уважаемые родители, вы видите, что сотрудничество родителей и школы поможет вашим детям в непростые школьные дни.
Литература
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе – М.: Педагогика,1991
Леонтьев , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность – М., 1977
Раттер , Помощь трудным детям – М., Прогресс 1987
Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия у подростков – М., 1980
Приложение
Анкета для родителей
Уважаемые родители ответьте, пожалуйста, на вопросы. Варианты ответов: да, не совсем, нет.
Вопросы:
1.Охотно ли ваш ребенок идет в школу?
2.Вполне ли он привык к новому распорядку дня, принимает ли его как должное?
3.Можно ли сказать, что переживания вашего ребенка по поводу успехов и неудач в учебе чрезмерны или наоборот, полностью отсутствуют?
4.Делится ли ребенок с вами школьными впечатлениями?
5.Положительны ли школьные впечатления вашего ребенка?
6.Можно ли сказать, что ребенок спокойно справляется с трудностями при выполнении домашнего задания?
7.Сложились ли отношения с товарищами по классу, дружелюбны ли они?
8.Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без чрезмерного напряжения?
9.Изменилось ли поведение ребенка по сравнению с прошлым годом так, чтобы вас это настораживало?
9.Часто ли ребенок жалуется на беспричинные боли, головокружения, тошноту?
10.Изменился ли по сравнению с прошлым годом характер сна ребенка?
Обработка результатов:
За каждый утвердительный ответ на все вопросы, кроме, 3,9,10,11-го, присваивается 2 балла, промежуточный – 1 балл, отрицательный – 0 баллов. Ответ «да» на вопросы 3,9,10,11 оценивается как 0 баллов, «нет» - как 2 балла. Подсчитывается общая сумма показателей. 0-10 баллов – выраженная дезадаптация. 11-15 баллов – средняя степень адаптации. 16-22 балла – высокий уровень школьной адаптации.