МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ ПО ТЕМЕ «ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА В СЕМЬЕ»

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ ПО ТЕМЕ
«ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА В СЕМЬЕ»

Приоритет в воспитании детей принадлежит прежде всего семье. Беда в том, что в последние годы утеряны многие ценности семьи, которые веками считались основой воспитания. Функции родителей свелись к бытовому обслуживанию детей, а все воспитание переложено на школу. На сегодняшний день семья не готова взять на себя всю нагрузку по воспитанию школьника, т.к. изменился и сам объект воспитания – ребенок: стал более информированным, выросли его потребности, усложнились эмоциональные и психологические возможности. По традиции считается, что педагог обязан руководить семейным воспитанием. Родители занимают позицию наблюдателей, ожидающих результат деятельности педагога, проводимой желательно без их участия.
В связи с этим необходимо направлять усилия на восстановление взаимопонимания в семье, на повышение педагогической культуры родителей, усиливая потенциал семьи. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на включение родителей в учебно - воспитательный процесс и досуговую деятельность.

Принципы взаимодействия школы и семьи:
принцип согласия (обоюдное понимание)
принцип сопряжения (гармоничные требования семьи и школы)
принцип содеянности (совместная деятельность, праздники, походы)
принцип сопереживания (сохранение доброжелательности обеих сторон)
принцип сопричастности (договориться о степени участия каждого партнера в создании лучших условий для воспитания ребенка)

Отсюда вытекает три правила разговора педагога с родителями:
1.Не беседовать второпях на улице, договориться о встрече.
2.Дать возможность высказаться о наболевшем.
3.Не поучать, а дать рекомендации для родителей и ученика. Закончить разговор конструктивным предложением.

Связь семьи и школы теряется тогда, когда родители перестают верить в действенность сотрудничества.

Поскольку ребенок усваивает то, что видит, слышит и чувствует, психика ребенка развивается, «присваивая» себе установки из окружающего мира. Родителям можно предложить вспомнить несколько часто используемых фраз при воспитании ребенка. Возможные последствия психоэмоционального благополучия ребенка заставят задуматься над сказанным:

негативные установки
последствия
Вовремя исправьтесь!!!

«Дай сюда, ничего не умеешь»
- низкая самооценка;
- страхи, безынициативность;
- задержки психического развития
«Попробуй еще раз
потом обязательно получится!»

«Все девочки капризули, все мальчики - драчуны»
- осложнения в общении;
- трудность в выборе друга противоположного пола
«Все люди разные»

«Ты плохой, я от тебя уйду (отдам тебя)»
- тревожность, чувство вины;
- ощущение одиночества, уход «в себя»
«А я тебя все равно люблю»

«Вырастешь – узнаешь»
- неумение преодолевать препятствия;
- подозрительность, трусость
«Все будет хорошо!»

«Уйди с глаз моих!»
- скрытность, нарушение взаимоотношений с родителями;
- озлобленность, агрессия
«Иди сюда, давай подумаем вместе» (разберемся)

«Сам ничего не делай!»
- неуверенность в себе;
- зависимость от чужого мнения;
- тревожность, страхи
«Смелее, все получится»

«Подожди я сейчас занята»
- ощущение ненужности;
- скрытность, отчужденность;
- излишнее самовольство
«Сейчас я тебе помогу»

«Не бойся, давай сдачу!»
- проблемы со сверстниками;
- отсутствие самоконтроля; ощущение вседозволенности
«Держи себя в руках»

Автор: Семенака С.И.


Психологи выделяют следующие группы помех в общении (записать на доске и предложить родителям их определить):

ПОМЕХИ
ВЫРАЖЕНИЯ

ПРИКАЗЫ, КОМАНДЫ
Мама приходит домой, обращается к сыну: Быстро выключи телевизор. Почему одежда разбросана?! Садись за уроки!

НАСМЕШКИ, ОБЗЫВАНИЯ
Ребенок ворчит, дуется с утра. Слова взрослого: Какой же ты смешной, когда ворчишь и дуешься. Как старый дед!

ГОТОВЫЕ РЕШЕНИЯ
По-моему надо сделать так
А ты возьми и скажи

УГРОЗА, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Подросток пришел домой очень поздно. Слова родителей: Что уже взрослым стал?! Ничего ты у нас дождешься. Как ты с нами поступаешь, так и мы с тобой будем поступать!

ДОГАДКИ, ПОДОЗРЕНИЯ
Я тебя насквозь вижу!
Я все равно узнаю
Почему молчишь? Понятно - значит виноват.

КРИТИКА
Вечно ты опаздываешь.
Все у тебя не как у людей!

УПРЕКИ
Ты меня совсем не жалеешь. Я целый день только для тебя и кручусь! Всю жизнь на тебя потратила!

МОРАЛЬ, НРАВОУЧЕНИЯ
Учитель пожаловался на поведение ребенка. Слова взрослого: Ты обязан вести себя хорошо. Каждый нормальный человек обязан.


Описанное выше общение носит форму «ТЫ - ВЫСКАЗЫВАНИЙ». Это такое построение фразы, когда ребенок ощущает свою неправоту, неполноценность, чувствует давление взрослого. Все это создает внутренний барьер, проявляется в раздражении, отказе делать то, что просят, в спорах.

Психологи предлагают использовать в своей повседневной речи другую форму высказываний – «я - высказывания». При таком общении, с одной стороны, ребенок не чувствует давления, а взрослый может получить то, что хочет, менее конфликтным способом, без негатива.

Чтобы научиться «Я - ВЫСКАЗЫВАНИЮ» мы будем использовать схему :
Событие - «КОГДА...» (описание нежелательной ситуации, поведения).
Ваша реакция – «Я ЧУВСТВУЮ» (ваши ощущения или эмоции в связи с этим поведением).
Предпочтительный исход – «МНЕ БЫ ХОТЕЛОСЬ, ЧТОБЫ»(описание вашего желания).
«ПОТОМУ ЧТО» (обьяснение вашего желания).
ПРИМЕР 1: взрослый узнает, что ребенок пропускает уроки.
- взрослый описывает нежелательное поведение со слов: КОГДА ТЫ ПРОПУСКАЕШЬ УРОКИ В ШКОЛЕ - называет свои чувства в связи с этим: Я ЧУВСТВУЮ БЕСПОКОЙСТВО И СЕРЖУСЬ НА ТЕБЯ.
- говорит о своем желании: Я ХОЧУ, ЧТОБЫ ТЫ ХОРОШО ОКОНЧИЛ ШКОЛУ
- объясняет своё желание: ПОТОМУ ЧТО, ПОТОМ ТЫ СМОЖЕШЬ ВЫБРАТЬ ДОСТОЙНУЮ РАБОТУ.

ПРИМЕР 2: ребёнок не убирает в своей комнате.
СЛОВА ВЗРОСЛОГО: Когда ты не убираешь в своей комнате, я чувствую раздражение и обиду. Мне бы хотелось, чтобы в комнате был порядок, потому что ты уже достаточно взрослый и можешь следить за чистотой сам.

Родители не любят, когда их воспитывают молодые учителя. Не переходя на личности и примеры из жизни детей, можно описать 4 стиля семейного воспитания по отношению к ребенку, характеру контроля и способу предъявления требований. Когда родители мысленно определятся, зачитать перспективы такого воспитания.

стили воспитания
отношение к ребенку
характер контроля
способ предъявления
требований

Авторитарные
родители
- управление, ограничение свободы;
- беспрекословное послушание, подчинение авторитету;
- навязывание своих вкусов и убеждений

Результат:
- растущая агрессивность;
- конфликтность, трудность адаптации;
- стремление к самоутверждению
- подавляющий
«Делай, как я сказал»

Результат:
- враждебность, отчуждение от родителей

- холодный тон;
- принуждение;
- готовность к наказанию;
непоследовательность
(то кричат, то ласкают)

Результат:
- повышена тревожность в школе;
- плаксивость;
- невозможность сконцентрироваться, неожиданный «ступор»

Равнодушные
родители
- самоуверенность родителя, холодность;
- предоставление свободы, отсутствие контроля;
- недостаток внимания, занятость собой;
- непринятие личности ребенка

Результат:
- нарушения поведения;
- любой ценой привлекают внимание;
- отсутствие друзей

- неудовлетворенность результатами ребенка;
- завышенные требования

Результат:
- чувство неполноценности, снижена самооценка ребенка
- высокие притязания;
- отрицательное отношение одного родителя, строгость

Результат:
- пессимизм;
- ожидание чьей-либо помощи или спасения;
- самоотрицание

Демократичные родители
- возможность выбора;
- направляющая самостоятельность;
- доверие, уважение личности

Результат:
- активность, независимость;
- коммуникативность, социальная адаптация
- предлагающий «Может лучше так?»

Результат:
- инициативность;
- самодисциплина;
- трудолюбие
- поддержка, вера в результат;
- терпеливость «В следующий раз получится лучше»

Результат:
- самостоятельность

«Любящие»
родители
- нежность, забота;
- недоверие ко всему, что делает ребенок;
- физический уход, ограничение свободы

Результат:
- нерешительность, зависимость;
- необщительность
- неусыпный контроль, гиперопека

Результат:
- инфантилизм;
- эгоцентричность
- «Я все для тебя делаю и никакого результата (благодарности)»

Результат:
- внутренний конфликт у ребенка;
- отчуждение от родителей по мере взросления
Автор: Гаврилова Т.П.




Педагогические воздействия на ребенка через образы

воспитательная позиция
способ воздействия
результат воспитания

«НАСЕДКА»
(обожает детей)
- бдительный присмотр, постоянно тревожится о детях;
- неустанно ухаживает, показывает как следует поступить
- неусыпный контроль
- неумение самостоятельно работать и учиться;
- пропадает желание узнавать что-то новое;
- надежда на других

«СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА» (властная)
- формальная система операций, «процесс ради процесса»;
- цель – совершенство, как движение одинаковых и правильных частиц
- запрет на созидательную деятельность
- взращивание функционеров, покорных исполнителей чужой воли;
- отсутствие стремлений и собственных желаний

«МАЛЬВИНА»
(норма воспитанности)
- искренне верит, что все должны следовать правилам;
- в непривычной ситуации оказывается беспомощной;
- предлагает себя в качестве образца для подражания, не допускает иных способов поведения
- ограничение развития ребенка;
- стереотипное поведение;
- отсутствие интереса к познавательности и любознательности

«КРАСНАЯ ШАПОЧКА»
(уровень ребенка)
- весела, беспечна;
- надеется, что все обойдется;
- предъявление своего натурально – ситуативного «Я»
- неорганизованность, трудность в прогнозировании своих действий;
- отсутствие волевых качеств, нарушение регуляции собственных действий;
- формирование усилий по преодолению сиюминутных желаний

«СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА» (безразличие)
- окружающая действительность не существует;
- дети «варятся в собственном соку»;
- находится вне ситуации взаимодействия с детьми
- отсутствие целеноправленной деятельности, не доводят дело до конца;
- разболтанность, деструктивное поведение;
- тормозящее развитие

«КАРАБАС – БАРАБАС»
(требует послушных исполнителей)
- наставление, диктат;
- окрик, наказания;
- «натаскивание» для достижения успеха
- боязнь высказать собственное мнение;
- «двойственность», говорит одно – делает другое;
- овладение только теми навыками, которые требует педагог

«МЕРИ ПОППИНС»
(гибкая)

- вариативность поведения в разных ситуациях;
- «чувствует» желания детей;
- создает условия для развития воображения, обучение способам разрешения проблем;
- свою программу превращает в программу ребенка
- развитие ребенка;
- рост личностного и творческого потенциала;
- самая адекватная воспитательная позиция

Автор: Клюева Н.В.



Памятка:
«10 заповедей для родителей»

Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты хочешь. Помоги ему стать собой!
Не требуй от ребенка плату за все, что ты для него делаешь.
Не вымещай на ребенке свои обиды и проблемы.
Не относись к проблемам ребенка свысока, поделись опытом.
Не оскорбляй, не унижай!
Не мучь себя, если не можешь что-то сделать для ребенка. Мучь, если можешь, но не делаешь!
Не делай чужому ребенку того, чего не хотел бы своему.
Люби своего ребенка любым – неудачливым, некрасивым, неталантливым!
Ребенок – драгоценность, которая дана тебе на хранение и развитие.
Самые важные встречи человека – встреча с детьми. Никогда не знаешь, кого «встретишь» в ребенке.

Заголовок 115