Игра, как средство моделирования взаимодействий взрослого и ребёнка


Игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью ребенка. В игре происходит коррекция и развитие основных психических функций ребенка. Игра содержит разнообразные условия для формирования наиболее ценных качеств личности: организованность, самоконтроль, волевое развитие, становление морально-этических норм. Через игру ребенок получает первый социальный опыт, и в процессе игры у него формируются навыки социальных взаимоотношений. Игра является активной для ребенка деятельностью, в которую он добровольно и активно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным достоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в собственной деятельности– важный показатель целостного развития ребенка.
Цель игр с правилами: создание условий для максимального развития и реализации творческого потенциала ребёнка; обеспечение взаимодействия взрослых и детей в совместной воспитательной, образовательной и досуговой деятельности.
Задачи:
ввести ребёнка посредством игры в реальный контекст человеческих отношений
развивать в процессе игры опыт коллективных переживаний и общее желание быть вместе;
включить в игру социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности: усвоение детьми знаний, духовных ценностей и норм;
контролировать в процессе детской игры стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование личности ребенка и препятствовать закреплению негативных формы поведения;
внесение позитивных изменений, дополнений в процесс игры воспитанников, а следовательно и личностное развитие индивида, через обучение использованию предметов-заместителей, развитие навыков и приемов сюжетно-ролевой игры и ролевого поведения, развитие интереса к дидактической игре, игре с правилами;
обучение использованию всех видов игр (сюжетно-ролевых, дидактических, творческих, подвижных, и спортивных и др.) в свободной деятельности.
Реализуя цели игровой деятельности, учитывая её функциональные назначения, игру внедряют в процесс социализации при привитии культурно-гигиенических навыков, навыков и умений самообслуживания, формировании и развитии морально-этических качеств, компенсации познавательного развития.
Игра решает комплекс педагогических задач, таких как:
- создание атмосферы творчества, взаимопонимания и доброжелательности между детьми и педагогами;
- регулирование отношений в коллективе;
- вовлечение детей и педагогов в совместную деятельность.
Поэтому в воспитательный процесс включают игровую деятельность для регулирования физической нагрузки и отдыха, для смены настроения, для объединения детей и, наконец, для того, чтобы учебные занятия стали более привлекательными для занимающихся.
Помня о том, что игра - это важнейший компонент технологии воспитания детей, игровой деятельности отводится особое место в процессе свободной деятельности.
Игра — регулятор всех жизненных позиций ребёнка. Она хранит и развивает детское в детях, она — школа их жизни и «практика развития», как говорил С.Л. Рубинштейн, где ребёнок - и ученик, и учитель одновременно. И мы согласны с большим поклонником игры К.Д. Ушинским, утверждавшим, что для ребёнка игра - это «действительность и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает».
Эта «действительность» отражается в традициях группы, где практически всегда, в той или иной мере, используется игровая деятельность с учетом возрастной периодизации, разнообразия её форм и методов, а также интересов детей.
Сегодня, как никогда, осознаётся ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Основные задачи дошкольного учреждения нацеливают на использование всех возможностей, всех ресурсов для повышения эффективности процесса социализации воспитанника любого возраста, развития у него таких психических новообразований, как произвольность поведения, предпосылки умений контролировать (сдерживать, использовать в соответствии с создавшейся ситуацией) эмоции, умения слышать взрослого, действовать в соответствии с заданным алгоритмом действий. Игра — это то средство, где воспитание переходит в самовоспитание. Конечно, когда эта игра «правильная и хорошая», как говорил А.С. Макаренко.
Именно в игре строятся отношения между взрослым и ребёнком, именно играя дети взаимодействуют между собой обретаю первый опыт общения в коллективе сверстников. Отношения между педагогом и воспитуемым лежат в основе личностного подхода, если воспитатель ориентирован на личность ребёнка в целом, а не только на его функции как воспитанника. Игра — не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности способ понимания собственной значимости в целом.
Нельзя не признать того, что в системе дошкольного воспитания игра занимает своё особое место. И если в школе ребёнок практически не играет, то мы педагоги, должны создать все максимальные условия для того, чтобы ребёнок в игре смог себя реализовать, почувствовать себя успешным. Именно поэтому, очень важно не просто организовывать игры с детьми, а выстраивать систему и среду самостоятельной игровой деятельности, которая позволяет решить комплекс развивающих задач.
В теоретической литературе игра рассматривается как:
- особое отношение личности к окружающему миру;
- особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность;
- социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру);
- особое содержание усвоения;
- деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребенка;
- социально-педагогическая форма организации детской жизни, «детского общества».
Ребенок, мало играющий, теряет в своем развитии. Так как в игре по выражению Л.С. Выготского, «ребенок всегда выше своего среднего возраста», выше своего обычного повседневного поведения; он в игре на голову выше самого себя, особенно это актуально для детей из неблагополучной среды, так как в игре они выстраивают новый сценарий жизни, компенсируют эмоции и отношения, недополученные в семье. Чтобы получился этот компенсирующий эффект, необходимо научить ребенка эмоциональному восприятию и отражению жизни через игру.
Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; «ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения».
На назначение игры в воспитательном процессе обращал серьёзное внимание классик советской педагогики и А.С. Макаренко. Он писал: «...Я думаю, что несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребенка. В детском возрасте игра — это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело... У ребенка есть страсть к игре и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра».
Для детей раннего и младшего дошкольного возраста, поступающего в детский сад, характерны признаки родительской привязанности, связанные с отрывом, пусть и недолгим, ребенка от семьи. Малыш ещё не в состоянии понять, зачем уходит мама, почему он должен оставаться в чужой для него обстановке, он пока не может анализировать, что после недолгого пребывания в детском саду он вернется домой. И поэтому на первых порах посещения детского сада для детей раннего и младшего дошкольного возраста характерны:
Трудности коммуникаций. Отвержение или отсутствие потребности в контактах, замкнутость, сверхтормозимость. Дети стремятся усвоить некоторый набор поведенческих штампов, который облегчает их адаптацию в группе. Им свойственна агрессивность, вспыльчивость, крики, ругань, негативизм. Уровень эмпатии низок.
Речь односложна, не сопровождается выразительной мимикой и жестикуляцией и не служит средством общения.
Стереотипность поведения. У таких детей часто отмечаются раскачивание, кружение, импульсивность.
Сильные реакции на сенсорные раздражители. Малыши болезненно реагируют на смену обстановки, на незнакомые вещи, незнакомых людей. В ситуации адаптации характерны страхи, высокий уровень тревожности, в том числе на обычные объекты и ситуации. Дети испытывают беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, которые не располагают к этому в домашней обстановке.
И в этом случае игра оказывает своё позитивное воздействие. Тем более игра с правилами, когда малыш слышит голос взрослого, идёт по заданной схеме действий, что дает ему уверенность, а на фоне присутствующих в группе грамотно подобранной педагогом окружающей среды, малыш получает положительные эмоции, что позволяет адаптироваться в детском коллективе, почувствовать себя более комфортно. Усвоенные детьми игры с правилами позволяют не только нормализовать эмоциональный статус ребенка, но и способствуют влиться ему в коллектив. А воспитателю игра с правилами позволяет не только организовать досуговую деятельность малышей, но и приучить их слышать взрослого, действовать согласно правилам. Так такие простые подвижные игры с правилами как «Бегите ко мне», «Лохматый пёс», «Воробушки и автомобиль» позволяют реализации следующее: Цель игр с правилами - воспитание у детей выдержки, способности преодолевать свою робость и соблюдать некоторые элементарные правила. Игровая ситуация игры Лохматый пес носит сюжетный характер: в ней создается образ персонажа, которого нужно опасаться. Задача ребенка состоит в том, что он должен идти навстречу этой опасности и не убегать от нее до определенного сигнала. Таким образом, игра учит детей управлять своим поведением.
Несмотря на развлекательный и, казалось бы, примитивный характер этой игры, она содержит определенные правила, которые не так-то легко выполнить трехлетним малышам:
1.     не дотрагиваться до пса до тех пор, пока не кончится текст;
2.     пес не шевелится и не открывает глаза до тех пор, пока его не тронут;
3.     бежать в свой дом и спасаться можно только после того, как пес залает.
Выполнение этих правил приучает детей к выдержке и организованному поведению в коллективе.
Воробушки и автомобили
Основная цель этой игры - учить детей управлять своим поведением. Задача ребенка состоит в том, чтобы вовремя выполнять порученные игровые действия, которые определяются ролью. Игровая ситуация предусматривает чередование двух групп игровых действий - активные движения и их торможение (ожидание), что требует от детей определенных усилий. Сдерживание своей двигательной активности особенно трудно для малышей. Вместе с тем в этой игре оно становится доступным и понятным, поскольку обусловлено сюжетом игры.
Эта простая по организации и увлекательная для малышей игра содержит очень трудный для них момент - торможение своей импульсивной двигательной активности, а также развивает способность действовать строго по сигналу. Причем здесь, в отличие от предыдущей игры, дети уже не держатся за руки, а действуют хотя и вместе, но самостоятельно. А это уже требует элементарного умения управлять своими движениями и контролировать себя.
Смелые мышки
Цель этой игры - воспитание у детей выдержки, формирование самоконтроля (в четкости выполнения правил), способности преодолеть свою робость. По сравнению с предыдущими, задача ребенка в этой игре усложняется: она требует большей выдержки (сигналу к действиям предшествует длительная пауза), более зримой для детей становится опасность “быть пойманным”, усложняются пространственные условия движений детей. Все это учит ребенка управлять своим поведением и способствует формированию произвольного поведения.
Кто раньше дойдет до флажка
Как и в предыдущих случаях, цель этой игры - воспитание выдержки и способности управлять собой. Однако здесь задача усложняется тем, что, во-первых, отсутствует воображаемая ситуация (дети действуют от себя, а не от имени персонажа), а, во-вторых, дети должны преодолеть привычное и естественное для них, но запрещенное в данной игре движение (бег). Решение этой задачи представляет для маленького ребенка значительную трудность и учит владеть своими движениями. Игра носит характер соревнования в скорости ходьбы. Соревновательный характер этой игры способствует тому, что дети лучше оценивают свои возможности и стремятся к лучшим результатам. Как и в предыдущей игре, дети учатся оценивать четкость выполнения правил. Оценивая и контролируя друг друга, дети лучше осознают требования игры и таким образом приучаются к самоконтролю.
Лети, голубок!
В этой игре дети учатся выполнять указания воспитательницы и должны быть внимательными и совершать определенные умственные усилия. Решение умственной задачи сочетается с движением, которое приносит детям радость и является естественной эмоциональной разрядкой. Кроме того, в игре детям приходится действовать по очереди. Терпеливое ожидание своей очереди формирует выдержку, терпение, умение организованно вести себя в совместной деятельности. Выполнению этих достаточно сложных для трехлеток требований способствует особая организация игры, позволяющая наглядно видеть, как приближается их очередь.
В игре участвуют все дети группы. По указанию воспитательницы они раскладывают игровой материал по всей комнате - на столах, стульях, свободных полочках и пр. Игровым материалом служат любые предметы основных тонов спектра (красные, синие, желтые и зеленые): флажки, ленточки, колечки, пирамидки, бумажные кружки и пр. Воспитательница следит за тем, чтобы одинаковые по цвету предметы располагались в разных местах.
Игра проходит живо, весело. Вместе с тем, овладев ее правилами, дети делают важный шаг в развитии произвольного поведения. Ведь в ней они должны удержать цель, поставленную взрослым, не отвлекаясь на посторонние предметы другого цвета, выбрать из окружающей обстановки именно то, что поручил взрослый. А это требует уже не только умения управлять своим внешним поведением, но и овладение внутренними процессами - вниманием, памятью, и даже мышлением, поскольку нужно выбрать один значимый признак предмета из множества посторонних. И хотя это овладение собой происходит в элементарной форме, оно очень важно для формирования произвольности как качества личности.
Основные направления организации игр с правилами
Индивидуальность человека проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности.
Именно поэтому, организуя игровую деятельность, очень важно осознавать, для какого возраста проводится игра или мероприятие, на что делается «ставка» и какие педагогические задачи решаются.
Все игры можно разделить на три большие группы:
1. Игры с готовыми «жесткими» правилами.
2. Игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий.
3. Игры, в которых наличествуют и свободная игровая стихия, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по её ходу.
Каждый блок или вид игр следует различать по принципиальным внешним и внутренним признакам (показателям, приметам, знакам, признаниям). К внешним признакам игры относится её содержание, форма, место проведение, состав и количество участников, степень регулирования и управления, наличие аксессуаров.
Классификация игр дает основание уточнить системы соподчинённых игр того или иного целевого назначения, позволяет ориентироваться в многообразии игровых объектов, осмысленно их использовать.
Вместе с тем важно помнить, что дело не в самой игре или её игровом результате, а в том, в какие взаимоотношения и с кем вступает в ней ребенок, какие качества приобретает, чему учится, что познаёт, что открывает в себе, как реабилитируется, самовыражается.
Приложение 1
Методы стимулирования и мотивации игровой деятельности и поведения воспитанников
Игра – основной вид деятельности ребенка. Для того, чтобы дети включились в процесс игры и достигли определенного результата необходимо, чтобы цель, поставленная педагогом, стала внутренней потребностью воспитанников, стала бы для них мотивом деятельности, а не навязанным принудительным действом. Для этого деятельность ребенка стимулируется и направляется в нужное русло. Как весь педагогический процесс строится на определенных методах и приемах, так и стимуляция развития игровой деятельности детей имеет определенные особенности мотивации.
Для создания условий, в которых будет заложен потенциал максимального развития и реализации творческих задатков ребёнка, необходимо использовать следующие методы стимулирования мотивации
Предоставлять максимально возможную степень организации самостоятельной игровой деятельности (самостоятельный выбор форм деятельности, самостоятельное обучение старшими детьми элементарным играм младших детей, предоставлять малышам возможность «научить игрушки» правильно себя вести).
Организация предметно-пространственной среды: формирование оборудованных игровых зон, подбор дидактических и развивающих игр.
Поощрение творчества, игровой инициативы (например, похвала, награда в виде значков, призов и т.д.,)
Наказание (осуждение проявлений эгоизма нарушение игровых правил, этики поведения, использование приемов изолирования, временного отстранения).
Организация ситуации успеха, общего признания другими детьми.
Непосредственное участие педагога в зачине и течении игры.

Приложение 2
Диагностика развития игровой деятельности:
Игра
5 баллов – выполняет самостоятельно, не обращаясь за помощью к воспитателю
4 балла – выполняет самостоятельно после напоминания способа действий
3 балла – выполняет с помощью сопровождения действий комментарием воспитателя
2 балла – выполняет только под контролем, работа не завершена
1 балл – имитация действий
0 баллов – отказ от выполнения задания,
01 баллов – отсутствие навыков и умений
02 баллов – отсутствие потребности в указанном умении
Фамилия, имя возраст Игровые умения
Первичная
промежуточная Итог на конец года

Список литературы
Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М., 1987.
Болсовт Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. //Собр. соч.: В 6 т. – Т.5. – М., 1983.
Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М., 1987.
Доронова Т. Н. Радуга. Воспитание, образование и развитие детей 2 — 3 лет. М. : Просвещение, 2005.
Дошкольная педагогика. Ч. 2. / ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. М. : Просвещение, 1988.
Дьяченко О. М., Булычева А. И. и др. Психолог в детском дошкольном учреждении. М. : Новая школа, 1996.
Колунова Л. А., Копытина М. Г. Организация игровой деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения. Ростов/Дон: изд-во Рост. Обл. ИПК и ПРО, 1997.
Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать их проблемы. – М., 1991.
Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М.. 1994.
Миронова Р. М. Игра в развитии активности детей. Минск: Народная асвета, 1989.
Мухина В. С. Возрастная психология. М. : Академия, 2000.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1999, 384 с.
Словарь практического психолога. / сост. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1997.
Спиваковская А.С. Нарушения игровой деятельности. – М., 1980.
Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. – М., 1988.
Сюжетно-ролевые игры дошкольников. / Н. А. Бойченко, П. И. Григоренко, Е. И. Коваленко, Е. И. Щербакова. Киев: Рад. Школа, 1982.
Шаграева О. А. Детская психология. Теоретический и практический курс. М. : Владос, 2001.
Эльконин Д. Б. Психология игры. 2-е изд-е. М. :Туманит, изд. центр Владос, 1999.
Ядэшко А. Е., Сохина Ф.А. Дошкольная педагогика М.: Просвещение, 1986