Статья Патриотическое воспитание подрастающего поколения


А.М. Биктагирова МБУ ДОД
«Центр внешкольной работы»
МО «Лениногорский
муниципальный район» РТ
г.Лениногрск, с.Шугурово

Педагог- организатор
Патриотическое воспитание подрастающего поколения
 
 
                               «Только тот, кто любит, ценит и     уважает накопленное и
                              сохранённое предшествующим поколением, может любить
                               Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
                                                                                                     С. Михалков
 
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из важнейших направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви   к своим близким, к детскому саду, к родному городу, родной стране. Дошкольный возраст, как период становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относится чувство патриотизма.
Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребёнка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, как отмечают психологи, необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации. 
Великий праздник - День Победы напоминает нам о том, как наши деды и прадеды не только отстояли собственную страну, но и помогли остановить великую опасность, которая грозила всему миру.
Сегодня все дальше в прошлое уходят годы Великой Отечественной войны, но подвиг советских людей, вставших с оружием в руках на защиту Родины, будет вечно жить в памяти народа. У Александра Мингерова есть такие стихи:
«…Наша разница в возрасте не велика:
Полдесятка не будет годов,
Но во мне ты недаром узрел старика-
Я с тобой согласиться готов.
И жестокость наивной твоей правоты
Я тебе не поставлю в вину,
Потому что действительно старше, чем ты
 На отечественную войну»
«Наши дети - это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети - это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцам и матерями. Но и это не все: наши дети - наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». (А.С. Макаренко)
Патриотическое воспитание дошкольников – важная проблема в условиях современной России. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, а без него человек слаб, не уверен, не ощущает своих корней. Поэтому очень важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал свою ответственность за свою Родину и ее будущее.
Важно помнить, что мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания. 
Самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках. Действенное отношение к окружающему миру проявляется в играх, труде, творческой и изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни.
В детском саду воспитатель выступает организатором и руководителем, партнером и помощником в саморазвитии детей. Главным условием самообразования является проявляемый ими интерес к истории страны.
Тема Великой Отечественной войны способствует объединению, сплочению нашего народа. Но для наших детей Великая Отечественная война – далекая история. И если мы не передадим нашим внукам и детям то, что хранится в нашей памяти, того, что пережили наши дедушки и бабушки, связь времен, семейная нить прервется. Начинать делать это нужно как можно раньше, пока малыш не перестал интересоваться событиями, происходящими в мире. Верно сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее». Мы обратили внимание, что наши дети старших групп часто страдают дефицитом знаний об освобождении нашей страны от немецко-фашистских захватчиков, об участии членов семьи старшего поколения в Великой Отечественной войне. Для преодоления этого пробела был разработан проект «Мы чтим и помним…». Воспитатели познакомили детей с историей Великой Отечественной войны через рассказы и произведения о подвигах русских солдат, устроили выставку книг на военную тематику. Очень увлекательно прошли занятия, на которых дети рассказывали о героях войны: маршале Г.К. Жукове, о подвиге А. Матросова, о летчике-истребителе В.В.Талалихине, о трижды героях Советского Союза А.И.Покрышкине и И.Н. Кожедубе. Эти рассказы они подготовили дома вместе с родителями и поделились ими с детьми в детском саду. Наше счастье, что мы имеем пока возможность приглашать в детский сад на День Победы, живущих в нашем городе ветеранов. Эти встречи производят глубокое впечатление на детей и самих ветеранов, когда они говорят: «Нам теперь и умирать не страшно…». То есть видно, что есть кому страну передать. Неизгладимое впечатление оказали на ребят посещение обелиска и возложение цветов героям, погибшим в Великой Отечественной войне. Свои впечатления ребята передали в рисунках. Все работы были представлены на выставке, посвященной Дню Победы. После проведения такой работы, каждому ребенку захотелось узнать побольше о причастности членов семьи к освобождению Родины от врага. Побеседовав с родителями, бабушками и дедушками, дети принесли фотографии близких, принимавших участие в освобождении нашей Родины.  Чтобы ребята почувствовали свою ответственность за то, что они сделали и испытали от этого гордость и удовольствие, мы оформили и показали всем детям детского сада слайд-шоу «9 мая! ПОМНИМ И ЧТИМ»
Патриотическое воспитание тесно связано с физическим развитием детей. Такие качества, как сила, смелость, ловкость необходимы будущим защитникам Отечества. И лучше всего они развиваются в спортивных играх с военно-патриотическим воспитанием. Такие игры сплачивают детей, родителей и воспитателей. Некоторый багаж знаний для таких игр у наших детей уже есть. На занятиях они уже знакомились с родами войск, с воинскими званиями, изучали художественную литературу на военную тему. На занятиях по рисованию отображали свою позицию в рисунках, на музыкальных занятиях прослушивали и разучивали военные песни. На уроках физкультуры дети и маршируют, и играют в военно-спортивные игры, где стремятся выиграть, победить. Цели этих игр весьма злободневны. В первую очередь – это гражданско-патриотическое воспитание дошкольников, возрождение престижа военной службы, пропаганда здорового образа жизни, чувства товарищеской поддержки, взаимовыручки.
Говоря о воспитании патриотизма, в первую очередь мы заботимся о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твёрдо скажем о нём, что он патриот и гражданин своей Родины.