Статья: Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения на основе идей И.Алтынсарина


НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕ ГОПОКОЛЕНИЯ
НА ОСНОВЕ ИДЕЙ ИБРАЯ АЛТЫНСАРИНА
Зубкова Наталья Ивановна
педагог дополнительно образования,
ГККП «Школа детского творчества
акимата города Костанаяотдела образования акиматагорода Костаная»
В 2016 году исполняется 175 лет со дня рождения нашего земляка, великого просветителя казахского народа Ибрая Алтынсарина. Он прожил недолгую жизнь – всего 47 лет. Но за столь непродолжительный срок успел сделать, казалось бы, невозможное: положить начало светскому образованию казахского народа.
Заслуги Ибрая Алтынсарина трудно переоценить. Он искренне желал просвещения казахского народа и посвятил этому всю свою жизнь. По его инициативе в Казахстане была создана сеть народных школ. Ему удалось открыть тринадцать учебных заведений и создать первый казахский алфавит на основе кириллицы. С именем Ибрая Алтынсарина связано и образование женщин в Казахстане. Жизнь выдающегося казахского просветителя поражает благородством и бескорыстным служением своему народу.
В настоящее время в Костанайской городской школе детского творчества действует летний пришкольный лагерь «Солнечный». Команда пришкольной площадки ежедневно проводит развлекательные мероприятия для учащихся школ города. Педагогами школы и лидерами Костанайского филиала Республиканской единой детско-юношеской организации «Жас Ұлан» были запланированы и проведены мероприятия, посвященные 175-летию со дня рождения Ибрая Алтынсарина. Активисты организации уже провели с учащимися школ города мероприятия, посвященные юбилею великого просветителя: тематический квест, интеллектуальная викторина, посещение Костанайского областного мемориального музея имени И. Алтынсарина.
Тематический квест был проведен с ребятами младшего звена среди школ города. Его суть состояла в том, чтобы поэтапно пройти все задания для достижения главной цели – установления личности И. Алтынсарина. Задания на этапах были интеллектуальными и творческими. Старшие товарищи – жасулановцы старались также рассказать участникам интересные факты биографии великого просветителя, и показать, что этот человек внёс огромный вклад в становление и развитие системы образования в Казахстане.
Интеллектуальная викторина была проведена с учащимися среднего звена. Она подразумевала несколько туров. В первом туре участники отвечали на интеллектуальные вопросы. Например, сколько школ открыл Ибрай Алтынсарин, в какой области он был назначен инспектором школ, какие учебные пособия выпустил просветитель и т.д. Во втором туре «Черный ящик» командам был задан логический вопрос. Дав на него правильный ответ, они смогли понять что в черном ящике находился знаменитый труд Алтынсарина - «Казахская хрестоматия». На третьем этапе под названием «Великая личность» каждой команде был предоставлен портрет Ибрая. В течение пяти минут ребята должны были рассказать все, что знают об этой выдающейся личности, тем самым закрепив полученные ранее знания (Приложение №1).
Педагоги Школы детского творчества и лидеры «Жас Ұлан» также побывали на экскурсии в Костанайском областном мемориальном музеи имени И. Алтынсарина, где окунулись в историческое прошлое нашего края и увидели богатое наследие педагога-просветителя. Здание музея состоит из двух частей – первая представляет собой точную копию школы, открытой Алтынсариным. Внутри находится мемориальный класс писателя и административные кабинеты. Во втором – двухэтажном здании в виде юрты экспонируется две стационарные выставки - «Ибрай Алтынсарин-педагог-просветитель» и «Творческая лаборатория народного писателя Республики Казахстан Мариям Хакимжановой» (Приложение№2).
Кроме этого, в честь 175-летней годовщины со дня рождения И.Алтынсарина запланированы выездные практикумы - интеллектуально-познавательные уроки по наследию великого просветителя в школах города, просмотр спектакля «Завещание Ибрая» в русском драмтеатре, выпуск статей лидеров «Жас Ұлан». Подобные мероприятия очень важны, так как через наследие Ибрая Алтынсарина происходит нравственно-патриотическое воспитание школьников.
Я, как педагог Городской школы детского творчества, исполнительный секретарь городского совета РЕДЮО «Жас Ұлан» понимаю, что на мне лежит ответственность за воспитание подрастающего поколения достойными гражданами своей страны. А формирование патриотизма, безусловно, ведётся на основе изучения исторических ценностей. Ценность трудов Ибрая Алтынсарина заключается в его блестящих просветительских идеях. Своими педагогическими, научно-популярными и художественными произведениями он заложил фундамент демократического направления в казахской художественной литературе. Но будучи не только педагогом, но и учёным, он занимался глубоким изучением истории своего народа, его быта, традиций и обычаев, обрабатывал и систематизировал свои наблюдения.