Разработка урока Духовные ценности народов Донбасса в произведениях донецких писателей и поэтов. 11 класс, курс Уроки гражданственности Донбасса


Муниципальное образовательное учреждение
«Школа № 30 г.Донецка»
Разработка системно-обобщающего модуля «Духовные ценности народов Донбасса в произведениях донецких писателей и поэтов»
(Программа «Уроки гражданственности Донбасса»)
Матвеенко Анна Борисовна
учитель биологии высшей категории
учитель-методист
Донецк 2016г.
Цели занятия:
Образовательные: познакомить старшеклассников с литературным наследием писателей и поэтов нашего края, на примере произведений, относящихся к жанру гражданской лирики.Развивающие: развивать социальную, коммуникативную и поликультурную компетентности учащихся.
Воспитательные: способствовать утверждению морально – нравственных позиций старшеклассников, воспитывать чувства патриотизма и гражданской ответственности за судьбы своей страны.
Задачи занятия: рассмотреть произведения писателей и поэтов Донетчины, найти в их творчестве мотивы любви к природе родного края, воспевание его красоты, уважения к истории народа, выражение высших духовных ценностей, призыв защищать свою Родину.
В ходе занятия используются: сообщения (мини-проекты) учащихся и технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, с помощью которых демонстрируются видеофайлы и ИКТ-презентация « Поэты и писатели Донбасса».
Содержание.
1.Организационный момент, в ходе которого учащимся сообщаются цели и задачи занятия и дается установка на плодотворную творческую работу. В ходе собеседования-диалога учащиеся вспоминают, какие темы рассматривались ими в ходе изучения материалов Макросферы 1 «Донбасс- моя Родина».
2.Учитель просит учащихся вспомнить, сколько национальностей проживает на территории Донбасса (правильный ответ – 133). Отмечается, что выразителем чаяний, идей, ценностей народа в любые времена были творцы слова – писатели и поэты. Земля Донбасса всегда была щедра на литературные таланты. Перечисляются писатели и поэты, прославившие Донбасс в ХХ веке: Павел Иванов (псевдоним – Беспощадный»), автор знаменитых строк: «Донбасс никто не ставил на колени и никому поставить не дано!»; поэт-песенник, уроженец Енакиево, Михаил Пляцковский. Он – автор стихов, на которые написаны популярнейшие в Советском Союзе песни : «Мамины глаза», «Лада», «Под крышей дома твоего». Эти песни поют и в наши дни. Иван Сергеевич Костыря создал знаменитые «Думы о Донбассе», где переплелись легенды, шахтерские сказы, были и реальные факты. Поэт и прозаик Виктор Шутов, защитник Ленинграда и почетный гражданин Донецка, создал тексты многих песен о Донецке и Донбассе: «Город синих терриконов», «Шахтерская лирическая», «Любимый Донбасс», «Саур-Могила». Он писал о донецких подпольщиках. Этому посвящены книги «Смерти смотрели в лицо», «Рядовые подполья». Как вы считаете, о каких духовных ценностях говориться в произведениях всех этих авторов?
К сожалению, в рамках одного урока невозможно рассказать о всех писателях и поэтах донецкой земли. С книгами некоторых из них вы можете познакомиться в нашей библиотеке, они представлены на выставке. Но об одном советском поэте, уроженце Донбасса, хотелось бы рассказать подробнее. Это человек нелегкой судьбы и большого мужества – Николай Рыбалко.
Заслушивается мини – сообщение о биографии Николая Рыбалко и его стихотворение:
КРАЙ ДОНЕЦКИЙ
Край донецкий смуглолицый,
У тебя лучистый взгляд.
Незакатные зарницы
Полыхают,
как закат.
Край донецкий смуглолицый —
Звезды вышли на наряд,
И, как солнце, золотится
Твой земной,
твой жаркий клад.
Край донецкий смуглолицый —
Разрумяненная даль.
Из печей твоих струится,
По горячим жилам сталь.
Край донецкий смуглолицый —
В белой кипени сады.
Мне и спится, и не спится
У речной твоей воды.
Край донецкий смуглолицый —
С золотинкою глаза.
Не легко в тебя влюбиться,
Разлюбить тебя нельзя.
Обсуждается стихотворение Николая Рыбалко.
3.Есть прекрасные поэты на донецкой земле и в наши дни. Одна из них – поэтесса Анна Ревякина. Вашему вниманию предлагается ее краткая биография.
Познакомиться с творчеством Анны Ревякиной мы сможем, виртуально присутствуя на ее творческом вечере, где стихи читает сама автор.
АННА РЕВЯКИНА
Город мойГород мой. Тот, где с детства отсутствует море, и повсюду степь – невозможно рыжая с янтарём, словно вечный рассвет, как картинка на мониторе, словно юность отца, упакованная в альбом. Не сдержаться, когда прикасаешься к камню, когда трогаешь тёмную землю, что на крови. Если ты здесь родился, то родился ты неслучайно в чёрнокаменном городе, что стоит на краю земли. И до взморья отсюда добраться две сотни гривен по наезженной трассе, не так ли, – знакомая блажь? Но ведь ты здесь родился, а, значит, не будь наивен, эта степь – твоё личное море, твой дикий пляж. Под обветренной кожей, под веками, в подреберье море плещется, как живое, – искрит янтарь. Это море – твоя свобода, твой дом, твой берег, оберег твой, твоя история и печаль. Знаешь, Господи, это счастье, что так привычно из окна наблюдать, как морем вскипает степь, и плывут облака – вон одно, словно ключ скрипичный, и так хочется каждое облако рассмотреть… Каждый камень под ярким солнцем играет светом, преломляет луч, так хлеб преломляешь ты с самым близким, твоим, проверенным человеком, с тем, кто знает тебя до точек и запятых… С тем, кто тоже почувствовал море однажды кожей, на безморье иные смыслы, иные ветры, иное дно. Город мой. Будь. Пожалуйста. Осторожен. Мой степной чёрнокаменный Город До. 
(Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=uQno2B1pyds; после просмотра видеофрагмента обсуждается содержание стихотворения).
4.Еще одна прекрасная донецкая поэтесса – Лиана Мусатова. У нее есть такие строки:
ЛИАНА МУСАТОВА
***  Я путешествую во времениПо землям прадедов славян.От их языческого племениВзошли мы к вере христиан.От них  - любовь к бескрайним пахотам,К  настоям терпким южных трав,К вечерним зорям шитым яхонтомИ к пенью птиц среди дубрав.От них – геройство в нас и мужество,И стойкость в праведном бою,Любовь и верное супружествоИ жест у бездны на краю.
Какие духовные ценности мы можем почерпнуть из этого стихотворения?
(Вариант – рассматривается биография и декламируется стихотворение макеевской поэтессы Ирины Горбань: ИРИНА ГОРБАНЬ
Не спит окраина Донбасса...
Я к Тебе не обращусь, Боже правый. Будь, что будет и под вечер, и в полночь. Пусть тоскуют по слезам Твоим травы, Не придёт, как ни моли, Твоя помощь. Сверху могут грохотать только «грады», - В межсезонье им открыта дорога. Только я такой дороге не рада: Ни проехать, ни рукою потрогать. Я бреду по тротуарам немытым, Сердце рвется из груди, словно птица. То ли души, то ль дороги изрыты… Только в памяти молитва хранится. Боже правый, этот город – мой ангел, Терриконы – безупречные нэцке. Почтой адресной летят бумеранги, Возвращаясь с территорий Донецких. 2016г.)4.Очень интересно творчество донецкого поэта Владимира Скобцова.
Рассказываются краткие факты биографии, декламируется стихотворение:
ВЛАДИМИР СКОБЦОВ
Мой рай
Мой рай, мой край. Об этот край суровыйЛомают копья, расшибают лбы.Я создан из его любви и крови,Труда и воли, слова и судьбы.Его судьба - нелёгкая дорога,По ней он шёл, не полз и не петлял.В лицо он видел дьявола и Бога,Пред ними не скулил и не вилял.Был столько раз оболган, продан, предан...Лицом к беде, у смерти на краю,Он никогда не называл соседомРодную мать и Родину свою.Он прям, упрям, он твёрд, не терпит лени,Он бил всегда за подлость по зубам,Он никого не ставил на колени,Поскольку никогда не станет сам.
Известнейшая русская поэтесса Юнна Мориц, безошибочно чувствующая стих, назвала Владимира Скобцова легендарным Орфеем Донбасса. Как и другие поэты и писатели Донецкой Народной Республики, он всегда четко выражает свою гражданскую позицию. И много в своем творчестве говорит о дружбе и взаимовыручке, о чувстве товарищества, о международной солидарности. Об этом поется в одной из известнейших его песен - «Апостол». Там есть строки, посвященные братской помощи русского народа нашей республике: «Гуманитарные конвои везут усталые волхвы». Являются ли эти чувства – товарищество, братская взаимовыручка – духовными ценностями?
5.Юные жители Донбасса тоже могут внести свой вклад в его поэтическую копилку, выразить в поэтических строках свое видение жизни, свои мысли и чувства. Это доказывает пример ученика 8-го класса В нашей школы Никиты Флигилинского. В прошлом году Никита занял второе место в республиканском конкурсе «С любовью к Донецкой Республике». Мы пригласили Никиту на наш урок . Давайте попросим его прочитать свои стихи:
Люди, обернитесь в вере к Богу!
Помолитесь о моей душе
И о детях, что идут в сад, школу,
Чтоб все жили в мире и добре!
Чтоб не знали дети слез и страха
И не слышали слов «смерть» или «война»…
Донесутся пусть молитвы ваши,
Чтоб с небес защита нам пришла!
Помолитесь, матери, о детях,
Мы же – о родителях своих,
Потому что больше всех на свете
Мы друг другом с вами дорожим!
Пусть Господь нас всех оберегает
И дает нам долгие года
Только пусть свеча не догорает,
Чтобы все услышали меня!
(Вариант – заслушивается биография донецкого писателя-фантаста, поэта Владислава Русанова и демонстрируется видеоклип, где он читает свое стихотворение «Нет ни эллина, ни иудея». ***Нет ни эллина, ни иудея, а дороги к храму отмощены черепами. Воскликнешь «Где я?!» пред ощеренной пастью площади. Свет фальшфайера. Вонью тленною растекается ненависть-сукровица. С перебитыми вдрызг коленами, ты опять не поспеешь к заутренней. Перерезанным воешь горлом ты, хрипло булькаешь чёрными сгустками, нет дороги тропою торною, только стёжкой кривой да узкою. Ныне судьбы чертой означены и осколком навылет ранены. То ли тёткою, то ли мачехой крест пропившая мне Украина. Лебезит кнутом, лупит пряником, дланью щедрой дарует отметины. То ли пасынки, то ли племянники, заслоняемся тыном плетенным из упрямства да из отчаяния, круг рисуем со странными знаками. Пропоют ли мне величальнуюили в яму кинут собакою? 2015Произведение непросто для понимания, с несколькими смысловыми уровнями и сложным ассоциативным рядом. Но в нем провозглашается приоритет духовного начала, отсутствие национальной розни , равенство всех перед выбором пути, а также личная ответственность за результаты этого выбора.
Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=C_ofbg25m7o ).
7.Несомненно, жизнь человека и мир – эти ценности является высшими в иерархии духовных ценностей! И я предлагаю перечислить сейчас еще раз все те духовные ценности, которые вы нашли сегодня в произведениях писателей и поэтов Донбасса. А какие самые главные чувства выражали авторы в своих произведениях? (Ответ – любовь к Родине – земле Донбасса и чувство глубокого патриотизма).
Все поэтические произведения, с которыми вы познакомились сегодня, относятся к одному жанру – гражданская лирика. Вопросам гражданственности будет посвящена наша новая тема. Поэтому запишите домашнее задание: найти определение понятий «гражданин», «гражданственность», «гражданская позиция».
Варианты окончания урока
1).И в конце урока я хочу вам напомнить: история развивается по спирали. Поэтому я хочу, чтобы, завершая наше занятие, вы прослушали песню на стихи поэта, о творчестве которого мы говорили в начале занятия. Эта песня впервые прозвучала более 40 лет назад, но сейчас приобретает особую актуальность:
Я ЖИЛ В ТАКИЕ ВРЕМЕНА
Я жил в такие времена,В такие дни, в такие даты!..Меня, безусого, войнаДо срока призвала в солдаты,И в краснозвездного меняСто пушек целилось, наверно.Москву собою заслоня,Весь мир прикрыл я в сорок первом.Я жил в такие времена –Горели руки от работы,Земля мне золотом зернаПлатила за соленость пота.Припав к динамику щекой,Я слушал, как, свершая чудо.На крыльях зрелости людскойВ глубины проникали люди.Я жил в такие времена,Что голова ходила кругом:Моя планета и войнаСтояли в шаге друг от друга.Мне вся земля была виднаИ зорким днем,И ночью звездной.И был я ласковый и грозный - Я жил в такие времена.
(Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=5diagWO_NHY )Я хочу вам пожелать, чтобы через много лет вы, как и Николай Рыбалко, смогли с гордостью сказать своим детям, внукам и правнукам: «Я жил в такие времена!»
2).Просмотр видеоряда о Донецке. Цель - показать красоту родного города, достойного чувства любви и восхищения.
(Ссылка: . https://www.youtube.com/watch?v=NzSbybBkbFM )3).Прослушивание аудио либо видеофайла с песней на стихи Михаила Пляцковского «Улыбка». Цель – создание позитивного настроения и осознание чувства товарищества при хоровом исполнении песни на стихи донецкого поэта. (Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=NBLssEOTEr8 ).