Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в работе детских организаций и объединений


Тема: Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в работе детских организаций и объединений
Выполнила:
Петрова Антонина Иннокентьевна
Учитель истории и обществознания
.

Введение
На протяжении XX века российское общество решало масштабные исторические и социально-экономические задачи, опираясь как на традиционные моральные ценности, сохраняемые частью народа, так и на коммунистические идеалы, которые заняли место государственной идеологии. На исходе прошлого века эта идеология утратила свое монопольное положение, в стране возникло, а затем было законодательно закреплено мировоззренческое разнообразие. Свобода мнений, убеждений, взглядов способствовала открытости общества, раскрепощению духовной жизни, росту гражданской активности. Одновременно она же поставила многих людей и государство в целом в трудное положение поиска идей, взглядов, систем ценностей, способных содействовать личностному становлению человека и эффективному развитию страны в новых социальных условиях, сплачивающих граждан и общество в решении общенациональных задач.
Для миллионов людей актуальным стал поиск новой мировоззренческой, культурной, гражданской идентичности, обострились проблемы в духовно-нравственной сфере жизни общества. Многие утратили жизненные ориентиры, не нашли себя в череде непрерывных социально-экономических преобразований, оказались потерянными для общества и государства потому, что само общество и государство вступили в процессы длительного реформирования. Ставящиеся при этом цели и достигаемые результаты реформ оказываются не всегда значимыми или понятными для граждан. Соответственно, широкое распространение приобрело явление социальной пассивности. Многие молодые люди проявляют нежелание принимать участие в жизни общества и государства. Большая часть молодежи вовлекается в различные суррогатные формы групповой активности на основе маргинальных форм молодежной субкультуры, религиозных культов деструктивной асоциальной и антигуманной направленности и т.п. Некоторые молодые люди, получившие хорошее образование, выезжают за рубеж, где находят лучшие условия для самореализации, другие пополняют криминальные структуры и экстремистские организации.
В аспекте гражданского становления личности это выражается в пренебрежительном отношении к стране, народу, базовым социальным институтам и социокультурным ценностям. Сохраняется отрыв существенной части молодежи и общества в целом от базовых духовно-нравственных ценностей и традиций русской культуры, культуры других народов России, который сложился в предшествующий исторический период. В этом многие ученые усматривают главную причину современных трудностей в формировании гражданственности и патриотического сознания молодежи.
Целью нашей работы является рассмотрение гражданско-патриотического воспитания в Республике Саха (Якутия) и в России в целом.
Исходя из целей мы выделяем следующие задачи:
- рассмотреть исторические этапы развития гражданско-патриотического воспитания на территории Российской Федерации и Республике Саха (Якутия) в частности;
- выявить особенности развития гражданско-патриотического воспитания;
- предположить дальнейшее развитие гражданско-патриотического воспитания;
- составить рекомендации для благотворного развития гражданско-патриотического воспитания.
Объектом нашего исследования стали 10 детских и молодежных общественных организаций и объединений.1. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи на территРоссийской Федерации
1.1История гражданско-патриотического воспитания
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля приводятся два значения понятия «гражданин»: «городской житель, горожанин», и «член общины или народа, состоящего под одним общим управлением». А гражданственность раскрывается как «состояние гражданской общины; понятие и степень образования, необходимые для составления гражданского общества». Отсюда следует, что понятие «гражданское общество» использовалось в России, но, в отличие от его западной, преимущественно правовой трактовки, имело ярко выраженное нравственное содержание.
Так, в характеристике «гражданских доблестей», которые Даль определил как «мирные и миротворные; честь, любовь и правда», прослеживается специфика понимания гражданственности в России, состоявшая в акценте на духовно – нравственных объединяющих началах, приоритете морали над правом.
В официальной педагогике и школе дореволюционной России господствующей являлась религиозно–монархическая парадигма гражданского воспитания, основывавшаяся на принципе нравственно – православного долженствования.
Для послереволюционного периода характерно прерывание преемственности в развитии теории гражданского воспитания. В первые послереволюционные годы ставилось целью утверждение государства диктатуры пролетариата, воспитание «нового человека», создание новой пролетарской культуры.
Идея сплоченности, воспринятая советской педагогикой из предшествующего периода развития теории гражданского воспитания, в расколотой на враждующие классы в стране соотносилась не с наром, а с пролетариатом страны и мира. Гражданин в первые годы советской власти характеризовался как самоотверженный борец за победу коммунизма в стране и в мировом масштабе.
Согласно Конституции РСФСР 1918 г. к гражданам принадлежало все трудящееся население страны, но с точки зрения идейно – нравственных качеств, практического участия в решении задач, стоявших перед государством, таковыми могли быть названы далеко не все. Разрешить это противоречие и было призвано гражданское воспитание. Выдвигались следующие цели: подготовить подрастающее поколение к принятию на себя функции субъекта народовластия, хозяина государства и труженика, сделать школу орудием духовного освобождения масс, чтобы ребенок учился в ней «быть хозяином жизни, творцом ее» (Н.К. Крупская).
Начало коллективизации сельского хозяйства и провозглашенное наступление социализма по всему фронту обозначили переход к новому периоду в жизни страны, связанному с ростом культа личности, сокращением самодеятельных начал в жизни общества. Для развития гражданского воспитания в период с 1928 г. по март 1953 г. характерен возврат к воспитанию доверия граждан к государству и безоговорочное принятие ими господствующих официальных ценностей и норм, ориентация на подвижничество. Понятие «гражданского воспитания» било поглощено понятием «коммунистическое воспитание», понятие «гражданственность» отсутствовало в словарях и справочной литературе.
Для периода «оттепели» характерны зарождение идеи гражданского воспитания на демократических началах, обращение к идее трудовой политехнической школы, способной наиболее успешно формировать гражданина. В трудах В.А. Сухомлинского вновь была поставлена проблема духовных основ гражданского воспитания, показано, что гражданственность формируется на основе выработке простых норм нравственности – чести, человечности, трудолюбия.
Для периода 1985 – 1993 г.г. характерен кризис гражданского воспитания в связи с коренной и нередко безосновательной ломкой всего созданного ранее, провозглашением тезиса о самоценности личности в отрыве ее от гражданской ответственности.
Начиная с 1993 г. по настоящее время характеризуется становлением правового государства и гражданского общества. На этом этапе закрепилось определение гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным, цель гражданского воспитания стала обозначаться как становления молодежи в качестве субъекта народовластия, то есть педагогическая мысль на новом уровне вернулась к тезису 1920-х. г.г. о гражданине как субъекте народовластия. В российскую политику возвращается понятие «патриотизм». Впервые за многие годы в России к ориентирам социальной и образовательной политики отнесены идеалы патриотического сознания – служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга, признано значение воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. В основу политики формирования патриотического сознания граждан положена организация государственной системы гражданско-патриотического воспитания. К системе гражданско-патриотического воспитания отнесены: формирование и развитие в образовательных учреждениях всех типов таких социально значимых ценностей, как гражданственность и патриотизм; массовая патриотическая работа, осуществляемая государственными структурами и общественными организациями; деятельность СМИ, научных организаций, творческих союзов, направленная на освещение проблем гражданско–патриотического воспитания.
В своей работе, ее практической части, я рассмотрю гражданско-правовое воспитание в молодежных и детских общественных организациях в Республике Саха (Якутия), г. Вилюйске.
1.2 Гражданско-патриотическое воспитание в современной России
В современной педагогической науке сохраняется интерес к разработке проблем воспитания в условиях тех значительных изменений, которые произошли и продолжают происходить в российском обществе. Отражением этих изменений становится появление принципиально новых подходов к пониманию сущности, содержания, особенностей, направлений, методов и других важных аспектов современного воспитания различных категорий российских граждан, особенно молодежи.
Одной из таких проблем является гражданско-патриотическое воспитание, которое рассматривается в настоящее время не только на теоретическом уровне, но и как реальное социально-педагогическое явление. Довольно обширные исследования, в том числе фундаментального научного уровня, все еще не привели к пониманию гражданско-патриотического воспитания как целостной концепции, как качественно нового явления в педагогической науке и практике, особенно в соотношении с основными видами и направлениями воспитания, сложившимися в советский период, например с такими, как нравственное, культурное, трудовое, правовое и др.
Большинство диссертационных исследований и научных работ сосредоточены на изучении отдельных, причем не самых важных, аспектов гражданско-патриотического воспитания, в то время как рассмотрение его в целостном виде осуществляется крайне редко, вследствие чего до сих пор отсутствуют теоретические основы этого направления, которое занимает все более приоритетное положение по сравнению с другими. Соответственно, не приходится рассчитывать на действенность и эффективность гражданско-патриотического воспитания, которое выступает в качестве одного из инструментов решения сложных и долговременных социально-педагогических и иных позитивно ориентированных задач в отношении различных категорий современной молодежи.
Главный парадокс, основное противоречие очень многих исследований, разработок, даже официальных документов, не говоря уже о различных подходах, позициях, взглядах и представлениях при всем их многообразии, заключается в том, что игнорируется диалектическое единство, неразрывность главных составляющих гражданско-патриотического воспитания, которые рассматриваются сами по себе, в отрыве друг от друга, а нередко - в ущерб и противоположность друг другу. Причем сами эти составляющие, особенно первая из них - гражданское воспитание, все еще не приобрели не только определенной целостности, но и должного смысла. Поэтому они нуждаются в более высокой степени научной разработки, дальнейшем развитии, особенно в контексте осмысления новых явлений и процессов, происходящих в социально-гуманитарных науках, в российском обществе в целом.
Характеризуя в самом общем виде современное понимание гражданско-патриотического воспитания в ракурсе доминирования в нем первого компонента, приходится констатировать, что многие исследователи, специалисты, в том числе чиновники из Министерства образования и науки России, фактически начисто забывают о патриотизме. В качестве компенсации предпринимаются попытки соотнести гражданское воспитание с межнациональным, интернациональным, традиционным, корпоративным, гуманистическим и даже толерантным направлениями. Естественно, что такого рода подмены не могут способствовать сколь-нибудь успешному решению проблемы вне зависимости от высоты полета фантазии и утонченности творческих изысков.
В результате отрицания патриотизма или ухищрений, осуществляемых с целью его имитации, гражданское воспитание приобретает странный смысл, доходящий до абсурда. Можно, оказывается, формировать, вернее, создавать все необходимые условия для становления и развития гражданина не только России, но и другого государства (которое богаче и благополучнее России), гражданина всего мира, наконец. Порождением гражданского воспитания в таком варианте становится либо гражданственность, включающая максимум всевозможных прав личности, сводящая к минимуму ее обязанности перед обществом и государством, освобождающая от необходимости решать их проблемы и представляющая, таким образом, формально-правовое членство в определенном социуме, либо космополитизм, полностью отрицающий какую-либо связь с Родиной, любую привязанность к ней и выступающий в качестве антипода патриотизма.
Именно такая "гражданственность" и такое гражданское воспитание получили широкое распространение, целенаправленно культивируются и располагают большими возможностями для дальнейшего развития. Спрашивается: кому и для чего, кроме, разумеется, самих себя, нужны такие граждане? Вариантов ответа может быть немало, но наиболее логичным и, к сожалению, наименее желательным и самым трагичным из всех возможных является следующий: родному Отечеству такие граждане, безусловно, не нужны (равно как и оно им). Аналогично решается вопрос и в отношении воспитания, ориентированного на развитие граждан данного типа.
Таким образом, абсолютизация гражданственности, предполагающая депатриотизацию воспитания граждан, представляется деформацией, совершенно неприемлемой не только для общества и государства, но и для самой личности, высшее предназначение которой - служение Отечеству, самореализация в качестве достойного гражданина, участвующего в возрождении России.
Патриотическое воспитание, как известно, уже институциализировалось в качестве важнейшего, относительно самостоятельного направления воспитания, причем на высоком официальном уровне. Приняты Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы", являющаяся продолжением первой, также 5-летней программы на 2001 - 2005 гг., Концепция с одноименным названием, другие документы и решения, как на федеральном, так и на региональном уровне. Созданы определенные основы системы патриотического воспитания, включающей многие министерства, ведомства, органы и организации, условия их функционирования - организационные, информационные, методические, финансовые и др. Однако проблем, требующих решения, по-прежнему много. Одна из них заключается в весьма выраженной односторонности, определенной ограниченности патриотического воспитания, актуальность и востребованность которого в современном российском обществе не вызывает сомнений. Это обусловлено самим государственным статусом Программы, предопределяющим высокий ранг ее исполнителей из числа целого ряда государственных институтов при отсутствии среди них общественных организаций и объединений.
Другим важным моментом, заслуживающим особого внимания, является специфика патриотического воспитания, определяемая его задачами, содержанием и особенно - формами и средствами конкретной работы. В связи с их большим многообразием и широкими возможностями организации и проведения мероприятий патриотической направленности в самых различных условиях и сферах общественной и государственной жизни, реализация патриотического воспитания, в том числе в рамках Государственной программы, осуществляется по ряду направлений, которые в еще большей степени усиливают его специфику (военно-патриотическое, героико-патриотическое, движение Постов N 1, поисковая деятельность, "Зарница", оборонно-спортивный оздоровительный лагерь и т. д.).
Анализ содержания и особенностей этих направлений и наиболее распространенных форм патриотического воспитания свидетельствует о том, что главной целью, которую видят перед собой его организаторы и исполнители, является формирование патриота - защитника Отечества. Это вполне соответствует интересам России, учитывая широкий спектр проблем обеспечения ее национальной, в том числе военной безопасности. Однако осуществляемое в таком виде патриотическое воспитание страдает слабой социальной направленностью, недостаточной обращенностью к явлениям, процессам, происходящим в обществе, к его нерешенным проблемам во всей их сложности и взаимосвязи. Это проявляется, в частности, в слабой связи патриотического воспитания с социокультурным направлением, в явном преобладании военно-исторического компонента над общеисторическим, военного права над гражданским и т. д. Эту ситуацию мы видим и в в Республике Саха (Якутия), г.Вилюйске.
Целенаправленное формирование ценностей и качеств патриотической и военно-патриотической направленности в детском, подростковом и юношеском возрасте, особенно осуществляемое в рамках подготовки к военной или государственной службе, связанной с защитой Отечества и обеспечением национальной безопасности России, не в полной мере способствует готовности к социальной адаптации в более широком плане. Обладающий высокоразвитыми патриотическими качествами молодой человек, вступающий в жизнь, при столкновении с негативными фактами и явлениями асоциального, антипатриотического характера может оказаться в трудноразрешимой для него конфликтной ситуации, испытывая сложности в понимании проблем социально-экономического, правового, информационного, психологического и иного плана, их обусловленности соответствующими факторами и причинами, выборе оптимального варианта поведения и конкретных действий и т. п.
Таким образом, односторонность, чрезмерная специфика патриотического воспитания, слабая связь с другими направлениями воспитания существенно ограничивают его потенциал, особенно в плане развития у российских граждан готовности к полноценной социализации в важнейших сферах общественной и государственной жизни, без чего довольно сложно самореализоваться в достойном служении Отечеству в широком, а не в узко ограниченном смысле.
Появление феномена гражданско-патриотического воспитания в условиях недостаточности и ограниченности каждого из этих его компонентов в отдельности, что в наибольшей мере проявляется на практике, в том числе при анализе результатов деятельности в рамках того или иного направления, представляется вполне закономерным. Сформировавшееся в советский период и имеющее богатейшую практику, глубокие традиции, военно-патриотическое воспитание, адаптируемое в новых, постоянно изменяющихся условиях, может и должно быть усилено другим, более широким, социально ориентированным направлением, преодолевающим его ограниченность и способным обеспечить созвучность и соответствие духу нашего времени. Однако для этого гражданское воспитание, все еще находящееся в процессе формирования, должно не только институциализироваться, но и преодолеть присущие ему негативные стороны, о которых говорилось выше.
Практика гражданского воспитания выступает в качестве ценностно-деятельного процесса и обеспечивает активизацию социального функционирования личности. Главное предназначение гражданского воспитания, определяющее доминанту соответствующей практической деятельности, - формирование готовности и способности личности к позитивному изменению социальной среды, к ее полноценной самореализации в обществе и государстве в интересах их и собственного развития. Становление и развитие личности как полноценного субъекта возможно лишь при условии ее активного взаимодействия с социальной средой, деятельного участия в ее целенаправленном изменении в процессе решения социально значимых и духовно-творческих задач.
Реализация столь сложных и социально ориентированных целей и задач гражданского воспитания предполагает разработку и обоснование его концептуальных основ, а также инновационных технологий и методик осуществления различных видов социально-педагогической деятельности, прежде всего на всех уровнях системы образования, по формированию такой гражданственности в современном российском обществе, которая соответствовала бы высоким критериям, параметрам и требованиям времени.
Патриотизм, равно как и патриотическое воспитание, имеет, в отличие от гражданственности и гражданского воспитания, значительно более высокую степень теоретической разработанности и опыта практической реализации. Это избавляет от необходимости постулировать уже достаточно известные идеи и положения, раскрывающие их концептуальные основы, вполне адаптированные к современным реалиям. В то же время благодаря этому представляется возможным обратить внимание на те моменты, которые характеризуют патриотизм и патриотическое воспитание в контексте их взаимосвязи с гражданственностью и гражданским воспитанием. Это позволит увидеть то общее, что объединяет их и составляет основу для рассмотрения в более интегрированном виде и определения конкретных возможностей и направлений дальнейшего сближения этих компонентов воспитания, вплоть до слияния их в единое целое.
Говоря в этом смысле о патриотизме, следует отметить, что Он представляет собой сложное и многогранное явление. Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в своем содержании социальные, исторические, духовные, культурные, этнические и другие компоненты. Проявляясь в первую очередь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, патриотизм выступает в качестве важнейшей составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень ее социализации. Истинный патриотизм всегда есть единство духовности, гражданской зрелости и социальной активности личности, является действенной побудительной силой и реализуется в ее деятельности на благо Отечества.
Патриотизм выступает в качестве одного из факторов развития общества и государства, атрибутов их жизнеспособности. Патриотическая идея является наиболее мощным мотивом сплочения самых различных - социальных, национальных, региональных, половозрастных, религиозных и других групп и общностей, источником консолидации общества и укрепления государства. Это с особой силой проявляется в условиях необходимости преодоления трудностей и испытаний, обострения внешних опасностей и угроз.
Патриотические идеи и лозунги являются одним из главных факторов мобилизации широких масс на достижение социально значимых целей. Потенциал, характер, духовная и социальная направленность деятельного патриотизма проявляются прежде всего в активной сопричастности проблемам, волнующим общество, ответственности за исторические судьбы своей Родины, готовности разделить и преодолеть с ней, со своим народом все трудности и невзгоды. В переломные эпохи, когда происходит переоценка ценностей, изменяются социальное положение, ориентиры и интересы всех слоев и групп, патриотизм становится тем стержнем, вокруг которого объединяются лучшие силы общества. Именно он наполняет смыслом жизнь и деятельность людей, помогает им объединиться во имя служения Отечеству.
Сравнительный анализ содержания и направленности гражданственности и патриотизма, гражданского и патриотического воспитания свидетельствует о том, что при оптимальном подходе, предполагающем возможность и целесообразность их интегрирования в единое целое, можно констатировать: основа для этого, безусловно, имеется. Этой основой является социальная направленность как гражданского, так и патриотического воспитания, которая наиболее рельефно выражается в цели гражданско-патриотического воспитания - формирование гражданина-патриота Отечества, обладающего высшими социально ориентированными качествами, готовностью и способностью реализовать их для позитивного изменения социальной среды, развития и укрепления общества и государства. Естественно, что условием такой социализации личности является ее самореализация в качестве полноценного субъекта жизнедеятельности в социуме, основанная на проявлении его индивидуальных особенностей, удовлетворении личных потребностей, интересов и т. д.
В то же время гражданское и патриотическое воспитание существенно отличаются друг от друга. Корни различий находятся в той же социальной основе. Природа социального бесконечно многообразна и многопланова, включает многие компоненты, имеет то или иное отношение к самым различным процессам и явлениям, сферам жизни и видам деятельности. Этим объясняется наличие самых различных проявлений социального, многовариантность его взаимодействия с другими сферами общества.
В гражданском воспитании социальное ориентировано в большей степени на правовую, в меньшей степени - на гуманитарную сферу, рассматриваемую через призму антропологического подхода. При этом социальный компонент содержания и направленности гражданского воспитания безусловно доминирует.
Что же касается патриотического воспитания, то в нем социальное соотносится с другим, не менее значимым компонентом - духовным, в котором, в свою очередь, выделяются нравственные и патриотические основы. Это объясняется тем, что патриотизм имеет духовно-нравственную природу, которая тесно связана с социальной сущностью человека, с его социальным предназначением. В патриотизме духовно-нравственное начало является исходным и определяет его суть, равно как и основу, содержание и другие структурные компоненты патриотического воспитания. Вместе с тем социальный компонент в патриотическом воспитании наиболее значим и занимает приоритетное положение по отношению к остальным: историческому, культурному, государственному, военному и другим.
Исходя из вышеизложенного, наиболее оптимальным направлением интеграции гражданского и патриотического воспитания является преодоление дифференциации посредством совмещения, синтезирования их отличительных особенностей, по крайней мере основных, наиболее явных и реально проявляемых. В более конкретном плане речь идет о сближении и соединении ярко выраженного социального и правового компонента гражданского воспитания с духовно-нравственной составляющей, стержнем патриотического воспитания. На примере общественных организация Ярославской области мы увидим, что синтезирование особенностей гражданского и патриотического воспитания молодежи затруднено хотя бы тем, что не каждый руководитель понимает их различия. В моей работе представлены организации обоих типов воспитания, в том числе и в чистом виде, однако в большинстве своем все они заявлены как гражданско-патриотическое, объединенное, воспитание.
Если духовно-нравственные основы были традиционно присущи отечественному воспитанию, то социальное и особенно правовое его содержание имеет сравнительно недавнюю историю, находится в стадии формирования. Социальное, особенно в начальный период (первые годы либеральных реформ), выступало в качестве альтернативы государственному, хотя не может не включать его в себя как явление более широкого порядка. О недопустимости отрицания государственности в воспитании уже говорилось ранее, поэтому социальное не может и не должно противопоставляться государственному: отношения и взаимодействие между ними необходимо совершенствовать и гармонизировать.
Cоциальное в гражданском воспитании с самого начала было дистанцировано от духовного. За последние годы обозначились моменты преодоления установленных барьеров. Это относится и к патриотизму, который все в большей мере подключается, присовокупляется к гражданственности. Именно эти процессы и способствовали появлению феномена гражданско-патриотического воспитания.
Очевидно, что для дальнейшего развития данной тенденции, находящейся лишь в начальной стадии, требуется гораздо более глубокое и целенаправленное сближение, преодоление всего того, что разъединяет гражданское и патриотическое в воспитании и даже противопоставляет их. Только таким образом можно создать условия для формирования качественно новых основ гражданско-патриотического воспитания. Необходимо объединить в единое целое социально-правовой компонент гражданского воспитания с духовно-нравственным и другими компонентами патриотического воспитания. В этом случае гражданско-патриотическое воспитание не только преодолевает ограниченность и односторонность каждого из своих составляющих в отдельности, но и, что крайне важно, становится безусловно приоритетным направлением в воспитании в целом. Тем самым современное воспитание в лице интегрированной гражданско-патриотической подсистемы может приобрести мощную базовую опору, получить возможности для дальнейшего развития вплоть до полной институциализации, адаптированной к новым условиям современного российского общества.
В практической части своей работы мы расскажем о гражданском, патриотическом и гражданско-патриотическом воспитании детей и молодежи в общественных организациях в Республике Саха (Якутия)г.Вилюйске.
гражданский патриотический воспитание молодежь
2. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в Республике Саха (Якутия)г.Вилюйске.
«Молодежный совет города Вилюйска» был создан 9 лет назад, в 2001 году, как орган молодежного самоуправления. Но уже в 2006 году он «сменил формат» и стал молодежной общественной организацией. На сегодняшний день это одна из крупнейших организаций города, которая включает 6 первичных организаций в каждом районе и 6 городских направлений.
«Молодежный совет» стал для своих членов больше чем просто объединением единомышленников. Он оказался стартовой площадкой в успешную взрослую жизнь. «Здесь ребята получают уникальные знания, бесценные связи, опыт управления, опыт эффективной коммуникации. У них есть возможность сделать карьеру, а главное — воплотить в жизнь самые интересные и значимые для общества идеи».
Востребованность организации в молодежной среде — один из самых важных критериев успеха. С каждым годом все больше молодых и успешных ярославцев вовлекается в круг идей и проектов «Молодежного совета», благодаря широкому спектру направлений работы организации. За счет активной работы «первичек», выделяющих на районном уровне талантливых и энергичных ребят, «Молодежный совет» собирает под крыло самых ярких и активных ярославцев, помогая им реализовать свои таланты, идеи и мечты.
ЯГ МОО «Молодежный Совет города Вилюйска» ведет работу по 4 направлениям: гражданско-патриотическое, спортивное, творческое и направление Экстрим, в основе которого лежит работа с молодежными субкультурами.
В рамках гражданско-патриотического направления деятельности организации проводится историко-краеведческая игра «Медвежьи тропы», где несколько команд исследуют различные уголки города, пытаясь найти ответы на вопросы по истории и культуре города Вилюйска.
Проводится историческая сюжетно-ролевая игра в форме светского раута «Капризы императорского двора», где ребята выполняют импровизационные задания в соответствии с выбранным историческим периодом.
Ко Дню народного единства организуется конкурс «Россия - Радуга». Это - проект, позволяющий ребятам узнать больше о культуре народов, населяющих Россию. Каждая команда должна выступить от имени определенной народности, проживающей на территории нашей страны, рассказать о ее обычаях и традициях.
Кроме того, «Молодежный совет» ежегодно проводит городскую акцию по благоустройству «Сделай подарок городу!», организует акции адресного поздравления ветеранов Великой Отечественной Войны
Ребята из школьного клуба «Я - допризывник» в 2005 году инициировали акцию «Солдатское письмо», чтобы поддержать выпускников школы, служащих в армии. В 2008 году ученики продолжили собирать посылки солдатам. В обновленном виде акция продолжается до сих пор.К сфере развития патриотизма и активной гражданской позиции педагоги школы относят и деловую игру «Все на выборы!». Старшеклассники выдвигают кандидатов, выпускают агитационные листовки, проводят избирательные кампании. При этом голосовать имеют право как ученики школы 5-11 классов, так и педагоги, и родители.
Военно-патриотический клуб «Десантник»
Городской молодежный военно-патриотический клуб «Десантник» был создан в 2002 году на базе Дома культуры для вовлечения ребят в работу по патриотическому воспитанию, подготовке к службе в армии и возрождению воинских традиций Руси.
Основная цель организации - это нравственное, правовое, физическое и военно-патриотическое воспитание молодежи, в том числе трудных подростков, возрождение национальных, духовных, военно-героических традиций русского народа. Они изучают тактическую, огневую, специальную, строевую подготовку, приемы рукопашного боя, историю Отечества, основы выживаемости - целый блок направлений для успешной службы в рядах Вооруженных сил».
На сегодняшний день в клубе «Десантник» занимаются более 20 ребят. Причем важным воспитательным моментом является тот факт, что ребята сами ведут работу по патриотическому воспитанию в подшефных школах и детских садах.
Клуб принимает участие в различных соревнованиях, демонстрируя хорошие результаты.
С показательными выступлениями ребята участвуют во всех тематических мероприятиях: Дне Победы, Дне Призывника, Дне защитника отечества и являются не только самой известной, но и самой активной организацией в районе.
Патриотический клуб «Ермак»
Директор школы совместно со старшеклассниками в 2008 году решили создать краеведческий клуб. Выбрали название - «Ермак»,потому что завоеватель Сибири Ермак Тимофеевич тоже был своего рода краеведом. Название получилось звучное и со смыслом. Первые члены клуба расшифровали его так:
Единство
Родина
Молодость
Активность
Краеведение
Позже было разработано Положение, проведен конкурс на эмблему клуба и избран Совет клуба из 5 человек. Принимать в «Ермак» решили школьников с 14 лет - все-таки для малышей исследовательская работа трудновата.
Сегодня в клубе около 30членов. В Положении цель организации обозначена одной строчкой: «способствовать патриотическому воспитанию учащихся». По этому же принципу поставлены задачи: воспитывать в членах клуба любовь к Родине, гордость за ее прошлое и настоящее; способствовать проведению учениками краеведческих исследований, получению глубоких и разносторонних знаний о родном крае; прививать детям навыки общественной деятельности, помогать им вырабатывать четкую гражданскую позицию; способствовать развитию личностных качеств учеников.
Последнюю функция отчасти выполняют и сами члены клуба. Будучи причастными к составлению «Кодекса чести члена клуба «Ермак», они стараются соблюдать его, учатся быть честными, активными, ответственными и любознательными.
Основные направления деятельности клуба: краеведческие экспедиции, туристические поездки по городам России, встречи с ветеранами и старожилами, создание и организация работы школьного музея.
Военно-спортивный клуб «Патриот»
Подростковый клуб «Патриот»
Самой первой целю, которую поставили перед собой члены «Боевого братства», было - подготовить будущих защитников Отечества к тяготам воинской службы. «Когда ребята стали возвращаться после первой чеченской, было больно, - говорит Борис Шаганц. - Кого туда отправляли? Детей, которые ни разу в руках оружия не держали! Поэтому основной задачей было подтянуть ребят, старшеклассников. Сначала общефизическая подготовка, потом курс рукопашного боя, стрелковая, строевая подготовка».
Вторая задача - воспитание патриотизма. Не только правильными словами и вовлечением в соответствующие мероприятия, но и собственным примером. Таким, как рейды по городу или дежурства боевых офицеров на дискотеках в молодежном центре «Галактика». И то, и другое ветераны делают бесплатно - просто «потому, что это наш город».
Есть, помимо перечисленных, еще одна задача клуба - помочь ветеранам, вернувшимся из горячих точек, найти себя в мирной жизни, присоединившись к нужному и близкому для них делу. 80% ребят в клубе состоят на учете в отделе по делам несовершеннолетних. Отвести их от опасной черты может только новый герой, которому захочется подражать. А быть таким героем для подростков - чем не миссия?
Помимо участия в региональных и всероссийских слетах и программах областного департамента по делам молодежи, клуб «Патриот» проводит собственные мероприятия и по возможности разделяет инициативы «Боевого братства».
Одной из главной вех своей деятельности члены «Братства» и клуба считают установку в 2001 году памятника землякам, погибшим в горячих точках. Юные патриоты регулярно несут у памятника почетный караул.
В 2009 году был организован пробный слет добровольных народных дружин.
Заключение
В г.Вилюйске прослеживается приятная тенденция – каждая детская и молодежная организация включает в свою работу проекты по гражданскому, патриотическому воспитанию. При этом организации совершенно разные, как говорится, на любой вкус.
Особенность нашей области – ее историческая ценность, все-таки область с тысячелетней историей. Возможно, это послужило мотивацией многих организаций к созданию исторических проектов – создание музеев, археологических экспедиций по области, установка, реставрация памятников. Важно отметить и большое количество проектов, посвященных Победе в Великой Отечественной Войне. Сегодня у детей еще есть уникальная возможность пообщаться с участниками, героями войны, что рождает сильнейшие патриотические чувства.
Следует отметить специфичность некоторых организаций, таких как детско-юношеский военно-патриотический клуб «Святогор», военно-спортивный клуб «Патриот», патриотический клуб «Ермак», военно-патриотический клуб «Десантник» и др. По средствам гражданско-патриотического воспитания они помогают «трудным» подросткам найти себя в жизни, найти выход. Кроме того, эти организации готовят ребят к службе в армии, горячих точках.
.Когда дается еще и патриотическое, духовное, социальное начало и получается то самое гражданско-патриотическое воспитание.
Мониторинг программ гражданского образования и патриотического воспитания детей и молодежи на регулярной основе может стать важным фактором, стимулирующим самоорганизацию структур гражданского общества, и одним из системных элементов государственной политики в этой сфере.