Статья Трансляция традиционных ценностей в процессе преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»


М.А. Еремина
Барнаул, АлтГПУТрансляция традиционных ценностей в процессе преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Русские религиозные философы конца 19 века – начала 20 века, большое внимание уделяли осмыслению русского национального характера. Лосский Н.О. в своей работе «Характер русского народа», одной из самых известных работ в этом направлении, указывал на основное свойство русского народа – выдающуюся доброту, которая поддерживается и углубляется исканием абсолютного добра и связанную с нею религиозностью народа. Подробно анализируя этот феномен, причисляя доброту и все ее проявления к первичным свойствам русского народа, главным аспектом формирования русского национального характера выступает милосердие. Русский народ, народ создавшийся в суровых условиях великое государство, в высшей степени мужествен, но в нем особенно примечательно сочетаются мужественность природы и женственная мягкость.
Наряду с религиозными философами подобной точки зрения придерживались писатели и мыслители. Достоевский Ф. М. в работе «Дневник Писателя» раскрывает конкретный образ доброты, душевную мягкость русского человека. Указывая на то, что она встречается во всех слоях общества.
Доброта русского народа во всех слоях его высказывается в отсутствии злопамятности. «Нередко русский человек, будучи страстным и склонным к максимализму, испытывает сильное чувство отталкивания от другого человека, однако при встрече с ним, в случае необходимости конкретного общения, сердце у него смягчается и он как-то невольно начинает проявлять к нему свою душевную мягкость, даже иногда осуждая себя за это, если считает, что данное лицо не заслуживает доброго отношения к нему» [1].
У русского народа высоко развито ценностное отношение не только к людям, но и ко всем предметам вообще. Это выражается в славянских языках в обилии уменьшительных, увеличительных имен. Уменьшительные имена, выражающие чувство нежности, особенно распространены и разнообразны. 
Тем не менее, доброта русского человека свободна от сентиментальности, т. е. от наслаждения своим чувством: она есть непосредственное приятие чужого бытия в свою душу и защита его, как самого себя. 
В современном российском обществе 21 века, существует мнение об утрате главной ценности русского человека, народа – милосердии. Воспитание подрастающего поколения осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого изменилась социокультурная и духовно-нравственная жизнь молодежи. Нравственная деградация российского общества в целом и подрастающего поколения в частности обусловлена распространением среди детей и молодежи эгоизма, культа потребления, вседозволенности и иных негативных установок и явлений; вытеснением отношений послушания, почитания и уважения старших, подмена этого активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей и педагогов. Резкое снижение воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей, деформация сферы семейного воспитания. Причина духовно-нравственного кризиса российского общества, в том числе, длительное (начиная с 1917 года), систематическое разрушение традиционных национально-культурных и духовно-нравственных ценностей русского и других народов России, вытеснение этих ценностей из личной, семейной и общественной жизни.
Проблема сохранения ценностей и их трансляция решается в обществе различными путями, один из них это – реформирование системы образования, в частности введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный курс. Курс основан на культуроведческом подходе. В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с основами светской этики и традиционных для нашей страны религиозных культур, с их общими ценностными основами, с представлениями о значении нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества. Религиозная культура и этика рассматриваются в содержании учебников в историческом аспекте, через историю зарождения, становления и распространения традиционных религий и этических учений. Большое место отводится рассмотрению роли религиозных культур в развитии культуры и истории России, становлении гражданского общества и российской государственности, а также вопросу о межконфессиональном диалоге и диалоге культур в современном мире. Предназначение курса заключается в трансляции ценностей своего народа.
Обратимся к понятию милосердия. Аристотель определяет милосердие как «чувство противоположное гневу: сочувствие, жалость, сострадание» [3].
«Милосердие» – сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помогать каждому нуждающемуся и распространяющаяся на всех людей, а в пределе – на все живое. В понятии милосердие соединяются два аспекта – духовно-эмоциональный (переживание чужой боли как своей) и конкретно-практический (порыв к реальной помощи): без первого милосердие вырождается в холодную филантропию, без второго – в пустую сентиментальность [4].
В целях изучения данного вопроса нами было проведено исследование, запущена анкета в разные возрастные группы об изучении представления о милосердии. Респондентами выпутали учащиеся четвертых классов и подростки седьмых классов, дети которые, как известно, в силу своего возраста обладают мощной разрушительной силой. В качестве задач исследования выступали: актуализация и развитие понимания понятий «милосердие»; объяснение значения милосердия в жизни людей, развитие представлений о законах человеческого общежития; развитие умения оценивать свои и чужие поступки с точки зрения нравственных ценностей; формирование внутренней установки на милосердное отношение ко всему живому.
В результате исследования получены следующие результаты:
Вопрос 4 класс.
Самые популярные ответы 7 класс.
Самые популярные ответы
Как вы понимаете слово «милосердие»? бескорыстная помощь Жалость, помощь, доброта, сострадание
Как милосердие проявляется? Проявление добра и помощи Проявление добра, помощи. Прощение
Можете ли вы привести кого-нибудь в пример, в качестве милосердного человека? Мать Тереза, помогала людям во всем мире, бескорыстно Родители, друзья
Почему человек проявляет милосердие? Сам когда-то нуждался в помощи, нравится помогать Добрый, воспитание, желание помогать
Считаете ли вы себя милосердным человеком? Да – 10 человек;
нет – 4 человека;
иногда – 6 человек;
не знаю – 1 человек. Да – 7 человек;
нет – 4 человека; иногда, но стремлюсь – 8 человек;
не знаю – 1 человек.
В заключении отметим, проведенное исследование опровергает, существующие мнение о том, что подрастающее поколение утратило главную ценность русского человека - милосердие.
Библиографический список
Лосский, Н.О. Характер русского народа / Н.О. Лосский. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.odinblago.ru/russk_harakter/ . Дата обращения 25.07.2015.
Достоевский, Ф.М. Дневник писателя / Ф.М. Достоевский. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0480.shtm/. Дата обращения 25.07.2015.
Тахо-Годи, А.А. Античные риторики / А.А. Тахо-Годи. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3075253. Дата обращения 25.07.2015.
Словарь по этике. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://umdobro.ru/roditelyam-i-pedagogam/2-plus/slovari-nravstvennykh-ponyatiy/slovar-po-etike. Дата обращения 25.07.2015.