Статья:Воспитание осознанного отношения к семье как хранительнице духовно — нравственных ценностей и традиций межпоколенного сотрудничества и единения : авторская программа Мы — семья.


Ефимова О.В. учитель начальных
классов МБОУ"Школа №65 г. Ростова -
на- Дону с углублённым изучением
английского языка". Учитель высшей
квалификационной категории, Магистр
начального образования, руководитель
метод. объединения нач. классов
Воспитание осознанного отношения к семье как хранительнице духовно - нравственных ценностей и традиций межпоколенного сотрудничества и единения : авторская программа "Мы - семья".
"Семья - домашняя церковь –
своеобразная школа, которая учит любви,
помогает духовно расти и познавать Слово Божие.
Она должна быть школой ознакомления
с христианскими таинствами и богослужением,
а также учить нравственности.
Семья – школа для детей и родителей".
протоиерей Глеб Каледа
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Оно представляет собой важный компонент социального заказа для образования. ФГОС НОО "направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества".[2].
В целом духовно-нравственное развитие и воспитание личности является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Мир переменчив, вокруг нас постоянно новые веяния. Но есть ценности, которые вне времени. Традиции, культура – дело семейного хранения.
Семья является носителем культурных ценностей общества и народа. Она культивирует семейные, формирует отношение к трем основным ценностям любой культуры: истине, благу и традиции, передает систему ценностей молодому поколению, удовлетворяет его культурные потребности красоте. На семью возлагается, таким образом, огромная ответственность за то, какой образ мира, человека и общественной жизни формирует она у своих детей. Именно семья является носителем основ православной христианской веры, школой нравственности, духовности. глубоких традиций. Достоинство и значение семьи высоко ставятся Православной церковью. [1].
Семья есть нечто большее, чем отец, мать и дети. Семья – это наследница нравственных и духовных обычаев и ценностей, созданных дедами, прадедам. Семья призвана не только воспринимать, поддерживать, но и передавать из поколения в поколение духовно – религиозную, национальную и отечественную традиции. Из семейной традиции и благодаря ей на основе почитания предков, семейного очага и национальных обычаев создавалась культура национального чувства и патриотической верности.
Семья, являясь наследницей и хранительницей духовно-нравственных традиций, больше всего воспитывает детей своим укладом жизни, пониманием необходимости не только хранить, но и умножать то доброе, что досталось нам от предыдущих поколений.
Программа «Мы - семья» разработана Ефимовой О.В. для организации внеурочных занятий по художественно-эстетическом, духовно-нравственному направлению деятельности, предназначена для детей младшего школьного возраста с 1-го по 4 класс и учитывает опыт и современные направления педагогики в области художественно-эстетического образования, научно-методические концепции, технологии обучения и воспитания.
Актуальность программы «Мы - семья» заключается в способности единения, сплочения, установление взаимопонимания родителей и детей, создание благоприятных условий для развития детей младшего школьного возраста.
Большое значение в работе с родителями имеет заранее продуманная и организованная система сотрудничества. Одним из направлений работы в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей культуры принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству, семейным традициям. Для этого в работе классного руководителя должно быть больше мероприятий, объединяющих учеников и родителей – круглые столы, дни открытых дверей, коллективно-творческие дела, внеклассные мероприятия и т.д.
Как известно, художественные виды деятельности сегодня широко востребованы в качестве компонентов здоровьесберегающих педагогических технологий, в том числе направленных на формирование, развитие и сохранение психоэмоционального здоровья ребенка. А это здоровье проявляется в сдержанности, терпимости, толерантности, уступчивости, эмоциональной требующей от личности ребенка и взрослых развитой способности отзывчивости.
Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Взаимодействие педагогов и родителей может быть успешным только в том случае, если оно будет носить характер сотрудничества и сотворчества, при которых родители станут союзниками в процессе образования, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, поможет избежать конфликтов.
Сотрудничество и сотворчество в системе «учитель-ученик–родитель» – вот, что может сформировать у ребенка желание учиться, укрепит веру в себя, позволит строить педагогический процесс на принципах личностно-ориентированного подхода к детям.
Видимым проявлением семейной жизни является дом. Дом – это место, где проистекает и телесная, и душевная, и духовная жизнь семьи. Не любое жилое помещение можно назвать домом. Есть особое слово, выражающее любовь к дому, это слово – «уют».Уют – не только эстетическая характеристика, а отражение духовно-нравственной атмосферы, дающее ощущение покоя и защищённости, любви и заботы. Это особая атмосфера духовной чистоты, порядка, надёжности. Семья и дом являются для наших детей духовной крепостью, которая защищает их от искушений.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Воспитание – это питание, а не только влияние. Воспитывать – это питать: и душу, и плоть, и дух. Особое значение имеет правильное воспитание в младенческие годы. Дети живут жизнью семьи, и то, что составляет жизнь их родителей, становится естественным для них.  Без воспитания, считал святитель Фаддей, обучение не может быть успешным, потому что именно воспитание развивает наши чувства и учит самоконтролю, без чего невозможен эффективный образовательный процесс. Воспитание, несомненно, должно согласовываться с природой воспитанника. Владыка писал, что «только христианство указывает для воспитания цель самую правильную, высокую и наиболее соответствующую природе человека», «был бы правильным, если бы правильно понималась человеческая природа, а без этого всегда останется неясным, какая же сторона жизни или какая сила души должна быть преимущественно воспитываема, что должно считать главным, и что менее важным в деле воспитания…» [5].
Основными формами организации сотрудничества детей родителей и школы в программе "Мы- семья" является:
коллективно-творческие занятия, направленные на создание творческого продукта в процессе урочной и неурочной деятельности [3].
детско-родительские проекты (с большим интересом ребята совместно с родителями защищают свои творческие проекты, семейные путешествия, вернисажи, родословное дерево, герб и девиз семьи, благотворительные акции знакомят родителей с портфолио учеников);
совместные экскурсии (посещение храмов, выставок, театров, музеев) и виртуальные экскурсии (по ходу занятий обучающиеся с помощью информационно-коммуникативных технологий виртуально посещают музеи, выставки, храмы, мастерские художников, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства выдающихся художников);
классные часы, проводимые родителями на тему: “Календарь семейных профессий", " Православные праздники и традиции в семье";
открытые совместное художественно- творческие занятия по артпедагогике: "Арт-ёлка", "Рождественская ёлка", " Пасхальные писанки",
информационно-практическое занятия, сочетающее в себе фронтальную лекцию (беседу или консультацию) по теоретическим вопросам воспитания и выполнение тренинга - практического задания, направленного на решение педагогических задач и конфликтных ситуаций;
художественное образовательное событие - итоги занятий подводятся в форме выставок и концертов (тематических и отчётных), конкурсов, праздников (например, "Семейный ковёр", "Семейный пирог", спортивные соревнования и др.) учебный и воспитательный эффекты художественного события для автора произведения обусловлены встречей со зрителем, с отношением последнего к авторскому произведению. [3].
Воспитание – это ещё и умение организовать жизнь ребёнка.
Для детей великое счастье, когда родители играют вместе с ними. Сейчас эта традиция нарушилась. Вообще нарушились традиции семейной жизни: семейных вечеров, семейных обедов, семейного чтения, семейного проведения времени. Программа "Мы- семья"призвана помочь школе и семье по-настоящему объединиться, научиться плодотворно взаимодействовать на разных уровнях, создать психологическую основу для взаимопомощи в различных кризисных ситуациях – житейских и возрастных, сделать всех субъектов образовательного процесса действительно равноответственными сотрудниками. Родители активно участвуют во внеклассных мероприятиях, и видят, как учитель общается с каждым ребёнком, к каким приёмам и методам прибегаю в обучении и воспитании детей. А главное – узнают, как учится и чем живёт их ребёнок в классе, среди сверстников. У родителей в таком случае складывается правдивое представление о развитии их ребёнка, возникает, я думаю, доверие к учителю.

Воспитание – это питание, а культура – это возделывание. Возделывать можно только то, что посеял и взрастил. Поэтому задача родителей –это всё время сеять. Если не сеют родители, сеет кто-то другой. В детские души всё время что-то сеется, в том числе и на улице, и по телевизору. Это те семена, которые потом дают свой плод. У человека под воздействием того, что он воспринимает, формируется отношение к жизни.
Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Сфера общего образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятие гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Хочется закончить словами старца Паисия Святогореца "Единственная ценность жизни — это семья. Как только погибнет семья, погибнет и мир. Покажи свою любовь прежде всего в своей семье". И в другой раз он сказал: "Когда разрушится семья, будет разрушено все: и духовенство, и монашество". [4].
Список литературы:
1. С. П. Акутина "Семейный уклад в воспитании духовно-нравственных ценностей школьников", Ярославский педагогический вестник № 2-2009 (59).С.51;
2. А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / — М.: Просвещение, 2009. — 24с. (Стандарты второго поколения).
3.Ефимова О.В. "Развитие совместной художественной творческой деятельности в системе " Семья -Школа" (учебно-методическое пособие)/ Р/Дону.С.3- 5.
4. Преподобный Паисий Святогорец "Слова. Семейная жизнь", М."Орфограф" Том IV.С.- 101.
5. ] Фаддей (Успенский), архиеп. Творения. Кн. 2. Записки по дидактике. Тверь, 2003. С. 23.