статья «Формирование традиционных ценностей посредством художественной литературы»

Мараева Марина Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ №17»
Формирование традиционных ценностей посредством художественной литературы
В продажный век, век лжи и грубой силы,
Зовешь добру и истине служить
По мнению П.М. Неменского, именно учитель русского языка и литературы, «формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества».
След, который должны оставлять мы, учителя, - это доброе слово, посеянное в душах учеников. А.С.Пушкин взял в качестве эпиграфа к «Капитанской дочке» слова «Береги честь смолоду». Молодость всему открыта, она верит тому, что видит, не сформированы еще социальные шаблоны, не довлеют над юной личностью предрассудки: что посеешь сейчас в этой душе, то и пожнешь потом.
К сожалению, изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты.
Именно поэтому мы все вместе должны защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить одним – единственным способом – дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание, которое опирается на нравственные и этические ценности христианства.
Учителя-словесники должны и просто обязаны, открыв духовное начало в детском инстинкте, привить традиционные ценности, приучая к чувству ответственности за совершаемые поступки, формировать душу ребёнка. И помогает нам русская литература.
В 7-м классе идет разговор о «маленьком человеке» по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Что же послужило тому, что этот человек, добропорядочный, честно служивший, оказался «униженным»и «обиженным». Его предаёт дочь, обманывает гусар Минский. Это последствие. А причина? В итоге размышлений открываем её: она в безнравственном устройстве общества, где один может оскорбить, унизить другого только потому, что другой чином не вышел. Попробовал бы так поступить гусар Минский с генералом! На уроке говорим и о родительской любви, и об обязанностях детей по отношению к родителям. На страницах повести проходят и библейские сюжеты, несущие в себе нравственные заповеди. В итоге стараемся сформулировать мысль автора, определить его позицию гуманиста. Вся повесть – призыв писателя к уважению человеческой личности, человеческому достоинству.
Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»- хороший пример для рассмотрения такого нравственного понятия, как «достоинство» (гордость, самоуважение, самолюбие, честь). Сравнительный анализ понятий: эгоизм, гордыня, высокомерие, самовлюбленность, тщеславие, помогает ученикам осознать, что позитивные человеческие качества и свойства способны перейти в свою противоположность, если отсутствует чувство меры, гармония их с другими нравственными качествами.
Сегодня проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания становится ведущей. Если даже наше общество сумеет достигнуть рыночной экономики, стать богатым, но никакое богатство не сможет заменить доброту, порядочность, честность. Нравственное воспитание подрастающего поколения – главная и первостепенная задача учителя литературы. И решить её помогают произведения литературы. Уже в пятом классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества идет обстоятельный разговор о трудолюбии, честности, правдивости, мужестве, стойкости, патриотизме, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень,
Уроки литературы побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, даже о роли семьи в воспитании человека. Невозможно не обсуждать на уроке литературы слова А.Платонова при знакомстве с его рассказом «Юшка»: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно» Ребята бурно высказывают свое мнение о том, как Юшке удавалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру, о том спорят, нужно ли сочувствие и сострадание людям.
Огромное значение имеют русский язык и литература и в патриотическом воспитании, ведь патриотизм – одна из составляющих нравственного воспитания. Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти.
И если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной.
Литература:
1. Бабаян, А.В. О нравственности и нравственном воспитании. Педагогика. – 2005, - №2 - с. 67-68.
2. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей. Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975,- 254с.
3. Бондаревская, Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие. - Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986,- 361с.
4. Дробницкий, О.Г Проблемы нравственности. М.: Просвещение,1977, -376с.
15