Выступление Формирование семейных ценностей


Формирование семейных ценностей очень важный и сложноорганизованный процесс, требующий больших затрат со стороны всех членов семьи в течение длительного времени. Каждая семья уникальна и неповторима, но  существует ряд неизменных во все времена семейных ценностей, таких как взаимопонимание, внимательное отношение к родным и близким, доверительные и уважительные отношения между членами семьи, готовность прийти на помощь и оказать поддержку, сохранение семейных традиций.
Какими будут наши дети в завтрашней жизни, зависит от того, научим ли мы их бережно относиться к семье как самой большой ценности для человека.
Задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.
Формирование семейных ценностей должно начинаться ещё в детстве. Под этим понимается целенаправленный процесс, направленный как на общество в целом, так и на семью и молодое поколение, целью которого является воспитание позитивных установок на семью и брак, подготовку к вступлению в брак и решению проблем молодой семьи. Подготовка молодежи к семье – это такая же важная проблема, что и подготовка к профессиональной деятельности, адаптация к жизни в обществе.
Проблемы воспитания, в том числе нравственного воспитания, нравственной культуры уходят корнями в далекое прошлое. Во все времена в этих понятиях, идеалах фиксировался достигнутый общественный уровень представлений о добре и зле, чести, справедливости, долге. Это регулировало поведение человека в социуме, направляло его по пути, требуемом обществом воспитания и самовоспитания. Еще Ф. Петрарка писал, что “истинно благородный человек не рождается с великой душой, но сам себя делает таковым. Именно нравственное воспитание может всесторонне раскрыть сущностные черты человека, слепить его. Вопросы воспитания, обучения и развития личности  остаются сегодня одной из главных проблем. Цель воспитания школьников – создание условий для формирования и развития ЛИЧНОСТИ - высококультурной, интеллектуальной, социально активной, успешной, гуманной. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества, и общество возлагает эту задачу на школу. Школа – это место, где до ребенка и его проблем хоть кому-то есть дело.
В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни учителя считают её дополнительной к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была трудна работа классного руководителя, она, несомненно, нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классе реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллектива, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.
Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остаётся классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь.
Классный руководитель сегодня - это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека духовным посредником, неравнодушным наблюдателем индивидуального развития школьника, помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, создателем благоприятной развивающей микросреды и благоприятного морально-психологического климата в классе, координатором усилий педагогов, семьи, социума - всех воспитательных сил общества, влияющих на становление и развитие личности школьника. Я, думаю, что каждый учитель к этому стремится.
В своей работе в качестве классного руководителя я стараюсь уделять внимание духовно-нравственному воспитанию. При этом исхожу из возрастных особенностей учащихся. Эти особенности обуславливают то, как подросток учится выполнять особые социальные роли, т.е. учится вести себя в соответствии со своим возрастом, своим окружением, теми ценностями, которые провозглашаются в обществе. Актуальность нравственного воспитания проявляется в том, какая личность сформируется, каким гражданином, человеком станет подросток.
В этом плане духовно-нравственное воспитание направлено на то, чтобы учащиеся поняли и восприняли существующий уровень представлений о добре, зле, чести, справедливости, долге. Эти представления, если они усвоены, регулируют поведение подростка, предостерегают от лжеценностей, действий, опасных и для него самого, и для общества. Если предполагаемые ценности усвоены, то они превращаются в убеждения, регулирующие индивидуальное поведение подростка. Такое поведение проявляется в нравственной воспитанности ученика, что находит отражение в его нравственных качествах. Это:
- отношение к родине, стране, политике государства;
- отношение к людям, уважение к ним;
- отношение к себе (честность, скромность);
- отношение к труду (трудолюбие, добросовестность).
Огромную роль должна играть профилактика отклонений в нравственном развитии, предупреждение разного рода конфликтов.
Думаю, что это все критерии нравственного воспитания. На это направлена моя работа.
В 2013-2014 учебном году во 2л классе проводя классные часы на темы: “Расскажи мне обо мне”, “Скажи, кто твой друг…”, “Будем знакомы, будем друзьями”, “Давайте жить дружно”, “Расскажи о себе”, “ “Уважая себя, учимся уважать других”, “Умеешь ли ты спорить?”, “Как избавиться от кличек”, «Мой класс - мои друзья” и другие, дети каждый раз приходили к выводу: “Поступай с другими так, как тебе хотелось бы, чтобы они поступали с тобой” – если следовать этому мудрому совету, никогда не ошибешься. Веди себя так, чтобы людям было легко и приятно жить рядом с тобой. Уважай человека, относись к нему как к высшей ценности.
Индивидуальную работу с родителями строю так, чтобы, придя в школу однажды, родитель того или иного ребенка выразил желание посетить ее еще раз, так как абсолютно уверен, что все говорящееся классным руководителем заслуживает внимания и защищает интересы их чада. Даже ругая ребенка, нужно найти повод для похвалы - это закон работы школы с родителями вообще и индивидуальной работы в частности.
Родительские собрания были посвящены не только традиционным темам, посвященным анализу успеваемости, посещаемости учащихся,   встречам   с   учителями-предметниками, обсуждению хозяйственных вопросов, но и были направлены на решение общих проблем   и улучшения взаимоотношений детей и родителей. Также родителям были интересны результаты теста, проводимого с детьми «Рисунок семьи». Эта методика направлена на выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношения в семье (можно показать несколько работ детей и дать краткую характеристику.)
Традиционными для класса были праздничные программы ко Дню Защитника Отечества и международному женскому дню, дни именинников, выезд на реку Белая с привлечением родителей.
Думаю, ребята 2л класса будут долго помнить участие в танцевальном марафоне «Танцуй со мной», победившие в номинации «Самый успешный старт». Ведь это способствует:
•  повышению уровня общительности каждого в отдельности;
•  развитию личностных качеств учащихся, направленных на благо коллектива в целом, поможет рассмотрению классного коллектива как неотъемлемой части дружной и веселой семьи, название которой - школа;
•  формированию чувства коллективизма и гуманизма у школьника. Участие класса во всех общешкольных мероприятиях помогает   заполнить досуг моих ребят интересными и познавательными, веселыми и развлекательными мероприятиями, тем самым, сведя к минимуму влияние улицы.
В итоге мне хочется подчеркнуть мысль о том, что воспитание детей представляет не только большие трудности, но и приносит им великое счастье. Успех во многом зависит от совместных усилий школы, семьи и всей общественности.
Существование знаменитого «треугольника» между школой, учеником и родителями всегда являлось актуальной темой. В связи с введением стандартов «второго поколения» его значимость  только усиливается. Из своего опыта работы как классного руководителя, могу сказать, что всегда стремлюсь к сотрудничеству  с родителями не только на уровне класса, но и одного учащегося. Ведь каждый ребёнок индивидуален, и к каждому нужен свой подход. И кто, как ни родитель может помочь в достижении общих целей. Вместе можно сделать многое. Главное, чтобы и учитель, и родитель понимали, что всё это ради третьей составляющей, ради того, чтобы ребёнок вырос добрым, умным, активным, сильным, ответственным, творческим ЧЕЛОВЕКОМ»!