Роль социального педагога в СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр»


Роль социального педагога в СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр»
Глубокие корни милосердного отношения человека к человеку, богатый опыт благотворительности, попечительства, народные, национальные традиции, отличающиеся гуманизмом и самобытностью, накопленные нашими предшественниками, являются одной из существенных предпосылок формирования современной системы социальной работы в России.
Придание профессии официального статуса в 1991 году юридически оформило накопленный опыт в России за многие столетия.
До этого времени функции данной категории специалистов выполняли представители различных профессий, они распределялись между учреждениями здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения, правоохранительных органов, как правило, слабо взаимодействующими в достижении главной цели - социальной помощи, поддержки человека.
Глубокие кризисные процессы порождённые радикальными экономическими и политическими реформами, начавшимися в конце 1980-х годов в России привели к значительным политическим, экономическим и социальным изменениям. Прежние системы социального обеспечения, образования, здравоохранения и культуры пришли в упадок. Произошла трансформация всей прежней формы жизнеустройства. В морально-психологическом плане становится больше нетерпимости, правового нигилизма.
В этих условиях стало крайне важно, чтобы система социальной помощи и поддержки населения, отдельных людей, групп работала особенно эффективно.
Успех этой деятельности, как и любой другой, зависит от знаний, жизненного опыта и профессионального мастерства социальных работников.
Обучение студентов по специальности Социальная работа началось в сентябре 1991 года в 20 вузах России. Сейчас получить высшее образование по данной специальности по 47 специализациям можно почти в 200 вузах страны.
Современный подход к профессионально-этическим качествам социального работника закреплен в квалификационной характеристике «Специалист по социальной работе» (1991 год).
Профессиональные стандарты, требования к социальному работнику основываются на кодексе этики и профессиональных умений, который служит в качестве руководства в каждодневном поведении социальных работников, основываются на фундаментальных общечеловеческих ценностях и учитывают достоинство и уникальность каждой личности, ее права и возможности.
Далеко не каждый человек пригоден для социальной работы. Определяющим фактором здесь является система ценностей кандидата, которая, в конечном счете, определяет его профессиональную деятельность и эффективность практической деятельности. Тот, кто начнёт овладевать этой профессией, очень скоро осознает огромное воздействие на неё таких факторов, как политические силы, экономические условия, демографические тенденции и технический прогресс.
Именно поэтому социальная работа была и остаётся одной из самых трудных. Она не всегда адекватно воспринимается общественным мнением и не всегда хорошо оплачивается, но является одной из самых одухотворённых и благородных видов деятельности человека.
Если в России социальная работа официально существует всего 25 лет, то в зарубежных странах этот вид деятельности достаточно распространен и имеет более чем столетнюю историю.
В мире накоплен колоссальный опыт социальной работы, который уже используется в нашей стране.
При создании нашего Профессионально-реабилитационного центра – одного из первых в России образовательных учреждений для инвалидов также использован опыт коллег из Германии.
Профессиональная реабилитация и занятость лиц с ограниченными возможностями здоровья – одно из направлений государственной политики в сфере социальной защиты.
Образовательный процесс в Профессионально-реабилитационном центре включает услуги профориентации, социально-психологического сопровождения, медицинские услуги, помощь в трудоустройстве.
Специалистами по социальной работе в Профессионально-реабилитационном центре являются социальные педагоги. Их задача методами групповой и индивидуальной работы с обучающимися, в постоянном контакте с преподавателями и другими специалистами способствовать успешному обучению, развитию у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья личностных качеств, облегчающих социализацию.
Чтобы предлагаемые и оказываемые реабилитационные услуги соответствовали потребностям клиента, социальный педагог изучает результаты психологического обследования и проводит социальную диагностику: определяет потребность в различных видах помощи, психологический климат окружения, возможность и желание заниматься творчеством, физкультурой, спортом, туризмом, подбирает виды приемлемой и привлекательной общественной и досуговой деятельности.
На этом этапе оцениваются ресурсы личности обучающегося (ценностные ориентации, особенности мотивационной сферы, культурный уровень, адаптационные возможности, отношение к болезни), а также устанавливаются взаимоотношения доверия и сотрудничества.
Социальный педагог ведёт мониторинг посещаемости занятий и успеваемости, анализирует создавшиеся сложные ситуации в процессе реабилитации некоторых обучающихся, консультирует преподавателей и классных руководителей на заседаниях «реабилитационных команд», консультирует членов семей обучающихся.
Функциями социального педагога являются также юридическая и посредническая помощь, коммуникация контактов в учебной группе, а также контактов с преподавателями и другими специалистами. Это не отменяет задачи развития общей социальной компетентности обучающегося - знаний о социальной действительности, социальных умений (способности и мотивации решать задачи, возникающие в процессе взаимодействия с обществом), навыков взаимодействия.
Рекомендациями социального педагога могут быть: помощь психолога, сеансы релаксации и саморегуляции, участие в различных реабилитационных мероприятиях в центре и организованных культурных мероприятиях (посещение театров, музеев и пр.). Социальные педагоги ПРЦ имеют большой опыт привлечения обучающихся к творчеству, к туризму и спорту.
Участие в таких мероприятия способствуют решению одной из основных задач в процессе профессиональной реабилитации – формированию положительных установок на реализацию собственных возможностей личности, на развитие различных способностей.
Досуговая и общественная деятельность даёт обучающимся с ограниченными возможностями здоровья психоэмоциональную стабильность, формирует адекватные профессиональные намерения, а также развивает уверенность в себе, социальную активность, которая включает образовательную активность, трудовую и гражданскую активность, мотивацию к образовательной деятельности.
Успешность профессиональной реабилитации клиента во многом зависит от действий социального педагога, его социальных и профессиональных умений.
Социальному педагогу необходимо быть терпимым к различным особенностям клиента, вызванным заболеванием, работать с эмоциональными и интеллектуальными запросами. Чтобы оказать качественную помощь и не нанести вред социальный педагог должен постоянно развивать свою компетентность и профессионализм.
Социальный педагог Н.М. Литвинова