Статья Формирование нравственных ценностей через внеурочную деятельность


Одокиенко Елена Яковлевна,
учитель начальных классов МОАУГ № 8, г. Райчихинск
Формирование нравственных ценностей через внеурочную деятельность Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выправить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит.
Саади
Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему миру, определенной нравственной позиции – сложный процесс, в основе которого лежит правильное, гармоническое развитие чувств. Основы всех высших человеческих ценностей закладывается в детстве, за первой школьной партой, в процессе сотрудничества родителей, учителя и учеников. Дети приходят в нашу жизнь, чтобы помочь миру стать еще прекраснее, мудрее и совершеннее, а это зависит от степени духовного нравственного состояния каждого.  
       Традиционно в России первостепенной задачей воспитания было формирование духовно-нравственных ценностей, и чтобы не нарушать эту традицию приоритетом в своей работе я выбрала формирование нравственных ценностей у учащихся через внеурочную деятельность.
Я считаю, если человек нравственно богат, значит это внимательный сын, любящий муж и отец, надежный друг, ответственный работник.
Много лет начинаю работу по формированию нравственных ориентаций с малого. Уже в 1 классе распределяю дни недели по нравственным понятиям: день Доброты, день Вежливости, день Дружбы… Для встречи каждого из дней обращаюсь ко всем жанрам литературы и видам искусства. Это может быть рассказ, стихотворение, пословица, песня, картина, эпизод фильма…, которые по содержанию соответствуют пришедшему дню.
На свете нет двух во всем одинаковых людей, поэтому каждый человек по сути своей уникален. И у каждого есть удивительная возможность – возможность мечтать. Пока человек живёт, он всегда о чём-то мечтает. И чтобы мечта стала явью, он ставит перед собой цели и пытается их достичь.
Сегодня моя цель: формировать нравственную личность гимназиста. Я представила модель воспитательной деятельности по формированию нравственной личности в виде лестницы, по которой мы с детьми пойдем вверх, в будущее. И на самой высокой ступеньке – исполнение нашей мечты. А мечта у нас одна на всех быть нравственной личностью. Я предложила ученикам подумать, каким будет наше движение к цели? Каждая группа получила карточки-слова, которые характеризуют человеческие качества, именно они могут послужить ступенькой для достижения нашей цели.
Поднимаясь по лестнице, мы не всегда идём уверенно, можем ошибаться, можем оступиться, можем даже упасть. В жизни тоже бывает всякое: нас сопровождают болезни, разочарования и даже потери. Наш подъём во многом зависит от того, как мы будем вести себя по отношению к другим людям, которые идут вместе с нами по лестнице: будем толкаться, переступать через кого-то, пропускать вперёд или идти рядом.
Именно от наших поступков будет зависеть, насколько крута будет лестница, по которой мы поднимаемся к нашей мечте. И все это будет происходить в окружении других людей, с которыми надо уметь взаимодействовать.
На кружке «Школа юного экономиста», мы с ребятами говорили о потребностях человека и вспомнили сказку «Снежная королева». В поисках брата Герда испытывала голод, холод, усталость, а иногда и одиночество. Но, несмотря ни на что, она продолжала свой нелегкий путь. Главной ее потребностью было желание найти и спасти своего брата, заколдованного злой волшебницей. Эта поучительная история еще раз доказывает, что человек должен уметь управлять своими желаниями, выделять из них главные, без которых он не может дальше жить, и второстепенные, которые могут подождать, и на данный момент не столь важны. Надо уметь делать правильный выбор между двумя одинаковыми по силе, но разными по происхождению потребностями организма и внутреннего мира.
Используя аутотренинг, я предложила детям взглянуть в свой внутренний мир. Сядьте поудобнее и закройте глаза... Сделайте три глубоких вдоха и выдоха... Мысленно найдите внутри себя "точку света". Это такое место в душе, где тепло, светло и спокойно...Теперь попробуйте увидеть собственный Внутренний мир. Он обязательно есть у каждого... Рассмотрите его внимательно...Это самое настоящее Королевство... Если вы не видите четкой, яркой картинки, если там, внутри, не очень светло, то не расстраивайтесь. Попробуйте мысленно посветить на это место теплым лучиком солнца, словно фонариком... Рассмотрите каждый уголок Королевства... Я вам подскажу, что во Внутреннем мире, который есть в каждом из нас, находятся: страна Памяти... , Внимания... , Мышления... , водопады Чувств... , Настроения... , острова Интересов... , озера Желаний... , холмы Привычек... , реки Воли..., горы черт Характера и многое другое...Запомните все, что видите.
Откройте глаза. Если вы заметили только расплывчатые, туманные контуры Королевства или маленькую часть Внутреннего мира, не переживайте. Мы только начинаем, только учимся познавать себя.
-Что собой представляет ваше Королевство Внутреннего мира. Нарисуйте на листочках. Оно может быть любой формы (сердечко, цветочек, коробочка, солнышко, веточка и др.).
А теперь покажите рисунки друг другу. Вы обратили внимание, что нарисованные Королевства у всех разные. Это потому, что у каждого «Внутренний мир» свой, особенный, не похожий на другие. Но у всех этот мир светлый, приятный, ласковый и добрый.
"Оживите" свой рисунок. Для этого его можно прижать рисунок к груди, сердцу и "зарядить." внутренним теплом. Именно с этим загадочным миром мы будем продолжать движение к цели.
Разрабатывая программу по нравственному образованию «В стране добрых отношений» в ее основу мной была положена идея Сухомлинского В.А. о том, что ввести ребенка в мир человеческих отношений - одна из важных задач воспитания личности ребенка школьного возраста. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения. Каждый человек индивидуален, у каждого есть и положительные и отрицательные стороны. И самое главное, что отличает одного человека от другого - это характер. На внеклассном мероприятии «Маленькие психологи: учимся определять характер» я ассоциировала характер в виде цветочного букета, который состоит из множества черт. Сколько их? Психологи подсчитали: более 1300, значит, составляя словесный портрет человека, можно назвать, не повторяя, более тысячи качеств.
Представьте размеры букета, состоящего из тысячи самых разных цветов. Многие из них - лекарственные, полезные; многие – просто красивые, ими хочется любоваться, восхищаться. Но будут и такие цветы, от которых захочется избавиться. Они ядовитые, отравляют другие цветы и портят весь прекрасный букет. Так и характер человека. Есть положительные черты, которыми можно гордиться: трудолюбие, доброта, честность, отзывчивость, преданность…Есть и отрицательные, вредные, те, которые лишают человека настоящих друзей, уважения, успеха: грубость, наглость, безжалостность…На доске схематически изображен букет черт характера. Ребята прикрепляют карточки-слова различных качеств, составляя их них букет.
Во внеклассных мероприятиях органично переплетается общечеловеческое и национально-самобытное, знакомлю учащихся с моделями различных жизненных ситуаций, подготавливая их, к встрече с подобными ситуациями на жизненном пути.
Создавая проект «Доброе дело» мы с ребятами поставили перед собой цель: воспитывать доброе отношение к людям, привычку заботиться о них, видеть, где нужна помощь.
Какие добрые дела сделаны ребятами, каждый видит на цветике-семи цветике, расположенном в классном уголке. А в «День общественного мнения» ребята узнают, сколько добрых дел сделала каждая группа.
Я уверенна, если один добрый поступок совершит ученик, можно быть уверенным, что нравственность спасет мир.
Человеческая память коротка. Но есть еще другая память - культура. Она сохраняет старинные народные традиции, обычаи, обряды, праздники, которые учат ценить простые и необходимые вещи: дружбу, работу, выдумку, а главное доброту. Поэтому во внеурочную деятельность я включаю то, что подарил и оставил нам в наследство русский народ.
Значительную роль в духовно-нравственном воспитании играет искусство. Театральная студия «Радость», которой я руковожу, создана для формирования и воспитания чувств, нравственных принципов работы в коллективе.
Умение сочувствовать, сострадать, сопереживать - всё это задачи театра, который как бы организует эмоциональный опыт человека, развивает чувство себя в мире и мира в себе.
Театр – это мудрый учитель и воспитатель, удивительный художник, фантазёр и психолог – умелый строитель человеческих взаимоотношений. Не секрет, что с раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с народным поэтическим словом. Я уверена что театр, сказка поддерживают,  воскрешают в маленьком человеке те нравственные нормы, которые в нём заложены природой. Поэтому моя задача – увлечь, вдохновить детей,  направить их на добро.
Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиции, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитее личности ребёнка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.
Особенность программы театральной студии «Радость» состоит в том, что младший школьник погружается в занятия театральным творчеством естественно без принуждения.  Дети попадают в мир музыки, слова, литературы, живописи. При этом рождается сотворчество, так как театр – это коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы. От каждого ребёнка потребуются все его способности, заложенные от природы.
Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Работа по формированию у гимназистов нравственных качеств ведется совместно с родителями: им сообщается о достижениях и проблемах детей, провожу консультации об индивидуальных особенностях каждого ребенка, родители обучаются приемам и методам нравственного воспитания в семье на заседании клуба «Сокровища души».
Чтобы работа по нравственному воспитанию была эффективной, учитель должен прежде всего, спасать красоту в своей душе, не позволив огню, горящему в ней, потухнуть.
Литература:
1.ФГОС НОО от « 6 » октября 2009 г. № 3732.Осипова М.П. Воспитание. Пособие для учителей начальных классов воспитателей ГПД. М., 2010, С.208, 239.
3.Шилова М.И. Теория и практика воспитания черт характера младших школьников в урочной и внеурочной деятельности. М.,2009, С.15.