Воспитание духовно-нравственных ценностей на уроках русского языка и литературы



Воспитание духовно-нравственных ценностей на уроках русского языка и литературы


2014
Воспитание духовно-нравственных ценностей на уроках русского языка и литературы
Так как главной составляющей деятельности любого учебного заведения является процесс обучения, поэтому актуальным представляется такой подход к организации данного вида деятельности, при котором реализация задач по формированию системы духовно-нравственных ценностей будет постоянно и системно протекать в рамках именно образовательного процесса.
В ходе решения задач по формированию духовно-нравственных ценностей значительную роль играют дисциплины гуманитарного блока.
В современной школе это, в первую очередь, история, обществознание, литература, русский язык, ОРКСЭ( в нашей школе это модуль «Православная культура») , а также комплекс элективов и факультативов данного цикла.
При этом содержание данных предметов по государственному образовательному стандарту является достаточно объемным. Таким образом, перед учителем изначально встает проблема отбора содержания преподаваемой дисциплины и грамотной, с методической точки зрения, организации работы школьников.
В этой связи важным является вопрос о единых требованиях и системе преемственности в преподавании названного блока учебных дисциплин, особенно при переходе из младшего звена в спеднее.Если педагогическому коллективу удастся увязать преподавание данных предметов в систему, то качество образовательного процесса, в том числе в вопросах решения воспитательных задач может оказаться на весьма высоком уровне.
Успешное решение поставленных задач в области воспитания возможно только при комплексном, системном подходе. В этой связи, в современной педагогической парадигме, необходим серьезный анализ содержания программ и учебных пособий для школы на предмет решения задач по формированию духовно-нравственных ценностей учащихся. (Именно поэтому в нашей школе осуществлён переход на программу Коровиной по литературе, которая, на наш взгляд, предоставляет большие возможности для духовно-нравственного воспитания обучающихся).
В современных условиях на литературу и русский язык как учебные предметы возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России.
Опираясь на мудрость К.Д.Ушинского, его уверенность в том, что «дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка», все больше понимаешь правоту Ф.И.Буслаева в том, что действительно «нет ни одного предмета, в котором бы так тесно и гармонически совокуплялось преподавание  с воспитанием, как в обучении отечественному языку».
А предмет литература когда-то М. Горький назвал предметом человековедения, а сами уроки литературы, русской словесности Твардовский определил, как уроки нравственного прозрения. Прозреть - значит увидеть ранее не виденное
УЧИТЕЛЬ - посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Эффективное осуществление системы воспитания детей школьного возраста всецело зависит от гуманистической направленности личности педагога. Мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. А «Книга,- по словам А.Герцена, -это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место».Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеет богатейшей материал для воспитания.В процессе формирования духовно-нравственных ценностей мы решаем множество задач: 1. Воспитание уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему России; знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;2. Формирование готовности и способности к нравственному самосовершенствованию, к реализация творческого потенциала на основе непрерывного образования и духовно-нравственной установки – «становиться лучше»;3. Формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;4. Формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального и нравственного выбора, принятию ответственности за их результаты;5. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 6. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного, социально – психологического.
А решаются все эти задачи через такие приёмы, как :1. Внедрение на уроках русского языка и литературы форм и методов работы с текстом, способствующих духовно – нравственному развитию учащихся;2. Подбор тематического текстового материала, транслирующего духовно-нравственные ценности, разработка способов практической работы с ним;
( следует отметить, что богатый материал отрабатывается с учениками при подготовки к ГИА и ЕГЭ, потому что все тексты на морально-нравственную тему)3. Разработка методического материала, направленного на формирование ценностного отношения к психическому и физическому здоровью. Для решения задач духовно-нравственного воспитания созданы педагогические условия, обеспечивающие нравственное развитие личности ребёнка :• опора на ценностный потенциал содержания образования;• сочетание традиционных форм обучения с инновационными, а также разнообразных форм, методов и средств внеурочной деятельности по предмету;• интеграция учебных и внеклассных форм деятельности; • использование святоотеческого наследия как дополнения к ценностному ядру основного образования. В основе формирования духовно – нравственных ценностей моей методической системы лежит деятельностный подход, который осуществляется через основные виды деятельности:- эстетический (формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной учебной деятельности, формирование основных теоретико-художественных понятий для овладения анализом и оценкой литературно-художественных произведений); - интеллектуальный (формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью, навыками логического мышления);- познавательный (формирование системы гуманитарных и духовных понятий, составляющих основу научных знаний);- творческий (создание творческих работ, проектов и т.п.);- исследовательский (выполнение различных исследовательских работ).Ожидаемые результаты духовно -нравственного развития и воспитания1. Осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей, развитость чувства патриотизма;2. Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;3. Готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, ответственному поведению;4. Укрепление нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;5. Принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;6. Целеустремленность и настойчивость в достижении результата, способность к преодолению трудностей;7. Осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности8. Формирование чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями. Используемые средства для достижения цели (методы и формы организации работы)Наиболее результативными , на мой взгляд, являются следующие формы и методыорганизации работы на уроке:- анализ текстов;- заполнение речетворческой карты;- развивающие лингвистические упражнения;- различные виды диктантов;- сочинение-рассуждение, изложение;- лексические разминки;- редактирование текста;- работа с текстами-миниатюрами;- сопоставление 2-х текстов Особые условия для развития личности ученика, раскрытия всех его духовных и интеллектуальных возможностей создаёт творческая работа по написанию сочинений как традиционных разных жанров (описание, рассуждение, повествование), так и нетрадиционных: эссе, сочинение в жанре письма, в жанре дневниковых записей, в жанре рекламы и т.п. Учебный диалог является одним из главных условий духовно – нравственного развития учащихся. Как особая дидактико-коммуникативная среда учебный диалог обеспечивает субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности, освоение культурных и социально значимых ценностей. Диалогичность как признак гуманизации образования предполагает изменение способа бытия участников образовательного процесса, в котором главным является совместный поиск истины. Диалог – это не только форма деятельности, а способ отношений, который позволяет быть услышанным; где главное не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы. Диалог – это естественный энерго-информационный обмен, в процессе которого осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение, взаимопонимание, сопереживание, сотворчество. В процессе учебного диалога ученики овладевают опытом эмоционально-ценностного отношения к художественному произведению, опытом общения и взаимодействия. Такая обучающая среда является развивающей. Использование следующих форм проведения уроков также помогают в решении поставленных задач: - урок – диалог; - урок-исследование;- урок - творческая мастерская;- урок – семинар;- урок-экскурсия;- урок-дискуссия;- театрализованный урокОсобое внимание в ходе реализации поставленных задач уделяется развитию эмоционально-образной сферы учащихся за счёт включения их в разнообразную социально - практическую деятельность: помощь ветеранам труда, участие в делах благотворительности ,Всероссийских акциях «Живи, лес !», общественно - полезный бесплатный труд. При этом учитывались личностные интересы и способности учащихся, развитие их творческой активности. Диагностики для изучения уровня развития и сформированности духовно-нравственных ценностей :1. Тест «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е.Щурковой ( выявило повышение уровня нравственной воспитанности учащихся и сформированности ориентации на «другого человека» на 18%.) 2. Результаты диагностики по методике «Пословицы» (С.М. Петровой) позволили сделать вывод об увеличении на 14% количества детей, для которых характерна усточивость желательных ценных отношений к жизни, к людям, к самим себе. (духовное отношение к жизни, альтруистическое отношение к людям, значимость дружбы, значимость соблюдения законов)3. Уровень удовлетворенности учащихся школьной жизнью (методика изучения удовлетворенностью учащихся школьной жизнью А.А. Андреева) возрос - на 15 %5. Полученные результаты на основе анкетирования показали, что изменился набор жизненных ценностей учащихся. Ценностные приоритеты школьников определяются в такой иерархической последовательности: любовь, семья, здоровье, честность, самореализация, активное участие в жизни общества для достижения позитивных изменений.6. О формировании морально – этических идеалов позволяют судить также и творческие работы учащихся: в содержании сочинений отражается интериоризация таких ценностей, как семья, любовь, взаимопомощь,умение видеть и ценить прекрасное.
Список использованной литературы:
С.А. Брагина « Необычные диктанты». Изд. «Учитель», Волгоград, 2009 г.
2.С.А. Брагина «Энциклопедия здоровья на уроках русского языка. 5-7 классы» Изд. «Учитель», Волгоград, 2009 г.
Список использованных интернет-ресурсов :1.http://www.zavuch.info 2.http://www.uchportal.ru/load