Проект Мнемотехника. Составление описательных рассказов по опорным картинкам



Тема: «Мнемотехника. Составление описательных рассказов по опорным картинкам»
Сроки проекта: февраль – май 2016 г.
Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатель дошкольной разновозрастной группы.
Необходимые материалы: мнемотаблицы (схемы, картинки для составления описательных рассказов).
Актуальность проблемы: Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: недостаточный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление. Поэтому передо мной стала задача учить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна.
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Как сформировать речь ребенка, наполнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи? Все ответы на эти вопросы я нашла в методике – мнемотехника.
К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Использование опорных рисунков (картинок, схем) увлекает детей, делает их рассказы более чёткими, связными и последовательными, превращает образовательный процесс в занимательную игру.
Проблемы речи детей:
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
- неспособность грамматически правильно построить предложение;
- недостаточный словарный запас;
- употребление нелитературных слов и выражений;
- бедная диалогическая речь (неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ);
- неспособность построить монолог (например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами);
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Целевые ориентиры:
Цель:
- использовать технологию мнемотехника в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности детей;
- учить детей управлять своей памятью, увеличивать ее объем, используя приемы мнемотехники.
Задачи:
- способствовать развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;
- способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);
- способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения, использования средств технологии;
- способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их;
- способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
- способствовать развитие мелкой моторики рук;
- способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
- способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира;
- содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;
- способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач;
- создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.
Методология
При экспериментальном обследовании дошкольников (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова, Д.Б. Эльконин) выяснилось. Что многие знания, которые ребёнок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений.
На основании анализа научной литературы выделила следующие подходы в работе с технологией мнемотехника:
- системный - технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания;
- личностный - с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка;
- деятельностный - развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои;
- диалогический - процесс обучения происходит в форме диалога;
- культурологический- ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить;
- информационный - ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире;
- аксиологический - образовательная деятельность основана на идеях гуманистической педагогики, субъект - субъектное взаимодействие с детьми.
Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:
- принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;
- принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.
В дидактике выделены три вида моделей:
- предметная модель в виде физической конструкции предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения. Например, план постройки.
- предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Структура такой модели должна быть подобна главнейшим компонентам изучаемого объекта и тем связям, отношениям, которые становятся предметом познания. Предметно - схематическая модель должна обнаружить эти связи, отчётливо представить их в изолированном, обобщённом виде. Примером простой предметно - схематической модели может служить модель для раскрытия детям понятия о покровительственной окраске, как проявлении связи животного со средой обитания (лист картона определённой расцветки и фигура животного; если их цвета совпадают, то животное не видно).
- графические модели - обобщённо передающие разные виды отношений (графики, формулы, схемы). Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
а) чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;
б) быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;
в) должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель - такая, какую он себе мыслит и представляет;
г) не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности;
д) нужно создать такую ситуацию, в которой бы дети почувствовали необходимость создания модели, поняли, что без модели им будет трудно.
Алгоритм работы с моделью
В работе с опорными схемами можно выделить несколько этапов.
I этап. Это введение элементов схем, символов.
Например обозначения:
- цвета;
- формы;
- величины;
- действия.
II этап. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т.к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области, потому что символ универсален.
III этап. Введение отрицаний.
Например:
- не большой;
- не круглый;
- не съедобный.
IV этап. Сочетание символов, «чтения» цепочки символов.
V этап. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.
VI этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
VII этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
VIII этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.
Работа с родителями:
- консультации по вопросам развития связной речи детей с использованием мнемотаблиц;
- выпуск папок-передвижек «В помощь родителям»;
- выставка мнемотаблиц для развития речи детей;
- проведение итоговой диагностики.
Предполагаемые результаты в отношении детей:
- систематизация знаний детей по теме «Времена года», закрепление знаний об окружающем мире;
- умение составлять описательные рассказы по схемам, заучивание и пересказ при помощи мнемотаблиц;
- пополнение и активизация словарного запаса детей;
- развитие логического и образное мышление, совершенствование связной речи;
- формирование целостности окружающего мира;
- умение договариваться и работать слажено;
- умение обратиться к взрослому с вопросом;
- умение ребенка отвечать на вопросы полным предложением;
- повышение активности родителей в воспитательно - образовательном процессе.
Информационные ресурсы:
- в своей работе я опиралась на работы Т. В. Большевой (коллаж);
- Т.В. Воробьевой, (сенсорно-графические схемы);
- В. П. Глухова, (блоки-квадраты);
- Л. Н. Ефименковой (схемы составления рассказа);
- Т. А. Ткаченко (предметно - схематические модели).
Приложение 1.
Мнемотаблицы для составления описательных рассказов для детей старшего и подготовительного возраста.
Чтобы научить ребёнка составлять описательные рассказы, вводим опорные картинки – символы. Обозначение этих картинок дети проговаривают вместе с воспитателем. Когда дети знают обозначение картинок, учим составлять описательный рассказ.
Например: схема «Овощи, фрукты»: составляем описательный рассказ про овощ или фрукт. Н – р : « яблоко». Яблоко красного цвета; круглой формы; на ощупь оно твердое; на вкус сладкое. И обязательно сделать вывод: яблоко это фрукт, потому что растёт на дереве.
Мнемотаблица «Дикие, домашние животные»: рассказать о диком или домашнем животном. Н – р: «медведь». Медведь коричневого (бурого) цвета; он большой; у медведя густая шерсть; передвигается на четырёх лапах; питается мясом, ягодами, грибами; медведь это дикое животное, потому что живёт в лесу.
Схема «Времена года»: составляем описательный рассказ в зависимости от времени года.
Н – р: «Осень». Осенью солнце редко появляется из – за туч; по небу плывут серые, тяжелые облака; трава пожелтела, земля холодная, сырая; деревья осенью сбрасывают листву; перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются зимовать; люди стали одеваться теплей, а когда идут дожди, надевают плащи, обувают резиновые сапоги, берут с собой зонты; животные готовятся к зиме: белка меняет рыжую шубку на серую, заяц меняет серую шубку на белую, медведь готовится к спячке; насекомые боятся холода, поэтому прячутся под корой деревьев, в листву.



«Овощи, фрукты»
«Дикие, домашние животные»

Цвет Величина

Чем покрыт
На чем передвигается

Чем питается
Какое это животное и почему

Цвет Форма

Вата
Какой на ощупь
Какой на вкус

«Времена года»

Какое солнце
Какое небо

Какая земля, почва Что
Происходит с деревьями
Что происходит с птицами
Как стали одеваться люди

Что происходит с животными Что происходит с
насекомыми