Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Составление описательных рассказов о птицах по схеме»


Приложение №24
МБОУ Дубровская №1 СОШ им. генерал – майора Никитина И.С.

Конспект
организованной образовательной деятельности
по развитию речи в старшей группе
«Составление описательных рассказов
о птицах по схеме»

Гусач Е. В., воспитатель
пгт. Дубровка - 2016
Задачи:
Учить составлять описательный рассказ с опорой на наглядный план;
Активизировать словарный запас по лексической теме «Птицы», развитие связной речи;
Развивать логическое мышление, зрительное внимание, память, умение читать графическую схему;
Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.
Оборудование: картинки с изображением птиц, мешочек с фигурками птиц, мнемотаблица «Описание птиц», мнемоквадраты для проведения физкультминутки.
Ход ООД
Организационный момент: -  Ребята к нам сегодня пришли гости, а чтобы узнать кто это нужно отгадать загадки. Загадывание загадок о птицах.
Основная часть: (На доске картинки птиц)
- Ребята, кто к нам пришел в гости? Давайте внимательно на них посмотрим и расскажем, кто на них изображен? (Это птицы).
- Какие бывают птицы? (Домашние, дикие, перелетные)
А почему же они называются домашние? (Они называются домашними, потому что живу рядом с человеком, он их кормит, ухаживает и т.д.) Правильно!
- Что можно сказать о диких птицах? (Они живут в лесу, около жилища человека, питаются семенами растений или насекомыми и т.д.)
- Где живут эти птицы? (Вьют гнезда, поселяются в дуплах и т.д.)
- А давайте вспомним, как называются жилища домашние птицы. (Птичник) Молодцы!
-А кто мне может рассказать, чем питаются домашние птицы? животные Правильно, молодцы!
- Теперь еще раз посмотрите на эти картинки, и скажите, какая картинка лишняя и почему? (Игра «Четвертый лишний»): Три домашней птицы – одна лесная; Три взрослых птицы – один детеныш; Три перелетных птицы – одно домашнее; Три зимующих птицы – одна перелетная птица. - Молодцы!
- Птицы хотят с вами поиграть! Игра называется «Какой? Какая?». Сейчас я буду бросать мяч одному из вас, и называть дикое птицу (петух, кукушка, цапля, соловей, утка и т. д.), а вы должны придумать и сказать какая это птица? (Показываю образец: «курица – хохлатая»).
Физминутка (имитация движений с опорой на мемоквадрат):
Дети по лесу гуляли,
Но вот сучья затрещали,
Дети, дети, не зевайте!
Волк за елкой убегайте!
- Сегодня мы с вами будем учиться рассказывать о птицах. В этом нам поможет такая схема (демонстрирую детям план-схему описательного рассказа).
Посмотрите на нее внимательно. Первая картинка (показываю картинку схемы) – это название птицы; вторая картинка – какого, размера птица? Третья - какого цвета? Четвертая картинка – где живет? Пятая – как называется детеныш. Последняя картинка – чем питается?
- Сейчас вы будете сюда выходить, доставать фигурку дикого животного из волшебного мешочка и рассказывать, как я: «Это утка. Она большая. Утка серого цвета. Она живет в птичнике. У утки весной появляются утята. Питается медведь зерном, травой, ряской».
- Птицам очень понравилось быть у вас в гостях, и напоследок они хотят вас немного повеселить и поиграть с вами в прятки.
Игра «Какой картинки не стало?». Внимательно посмотрите на них. Сейчас вы закроете глаза, я уберу одну картинку, а вы должны будете отгадать, какой картинки не стало. - Молодцы! Всех нашли!
Итог: - Что мы сегодня с вами делали на занятии? Кто был у нас в гостях? В какие игры мы с ними играли? Вам понравилось сегодня играть с птицами? Им тоже очень понравилось. Теперь птицы расскажут своим друзьям, как хорошо у вас в гостях, и какие вы молодцы! Давайте с ними попрощаемся.