Методическая разработка внеклассного мероприятия Химия и окружающая среда


государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Межрегиональный центр компетенций –
Чебоксарский электромеханический колледж»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
внеклассного мероприятия

«Химия и окружающая среда».





Автор: Хлебникова Л.А. – преподаватель
ГАПОУ ЧР МЦК ЧЭМК



















г. Чебоксары 2017г.


Содержание
Введение
I. Раунды
1.1. Раунд «экологический словарь»
1.2. Раунд «Охрана природы»
1.3. Раунд «Отходы и доходы»
1.4.Раунд «Неметаллы»
1.5. Раунд «Вода»
1.6. Раунд: «Химия и здоровье»
1.7. Раунд «Химия и быт»


Литература





























Введение
Одной из важнейших задач, стоящих в наше время перед образованием, является овладение информационными и телекоммуникационными технологиями для формирования общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.
Трудно теперь представить современный урок или внеклассное мероприятие без современных методов. И это понятно, потому что роль новых технологий, всех перспективных методов обучения направлена на процесс интеллектуального, творческого и нравственного развития школьника.
Большой объем сложной научной информации приходится изучать в весьма сжатые сроки, часто учебный материал мало связан с учебным опытом и познавательными интересами студентов. Это побудило меня искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к своей дисциплине, воплощающие в себе идеи высокой взаимной требовательности и уважения, опирающиеся на возросшую самостоятельность студентов и, наконец, значительно расширяющие и обогащающие методический арсенал и преподавателя, и студентов, поскольку известно, что постоянство – враг интереса.
В этом ключе и было создано общешкольное мероприятие для студентов 1 курса «Химия
и окружающая среда».


Вечер в форме телепередачи «Своя игра».

Характеристика аудитории: 3 команды студентов 1 курса (по шесть человек).

Цель: способствовать развитию эколого-химического мышления;

Задачи:
повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников в области химии и экологии;
повышение интереса к данным предметам через учебно-познавательную деятельность;
воспитание чувства взаимоуважения, толерантного отношения друг к другу; развивать умения работать в группе, создавать коллективный продукт;
формирование и развитие умения четко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;
формировать у учащихся умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, набор реквизита для моделирования скульптур, песочные часы, презентации Power Point

Правила игры: три сборные команды по шесть человек от студентов 1 курса.
Команда называет тему и цену вопроса в баллах. Ассистент открывает вопрос. На обсуждение даётся 30 сек. Жюри подсчитывает количество набранных баллов. Команды отвечают по очереди. Через 2 раунда – творческое задание.

Ведущий: Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там в космических глубинах:
Все – от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.

Дорогие участники и зрители, приветствую вас на «Своей игре по теме «Химия и окружающая среда». Болельщики могут помочь своей команде заработать очки, участвуя в конкурсе болельщиков.

Раунд «экологический словарь»

1. Твёрдые или жидкие частицы, находящиеся в атмосфере и образующие туман или дым. (Аэрозоль) 10 баллов

2. Естественное или искусственное поступление воздуха в почву, воду, горные породы.
(Аэрация) 20 баллов

3. Вещества, применяемые для уничтожения растений, в частности для борьбы с сорняками. (Гербициды) 30 баллов

4. Радиоактивные вещества, тяжелые металлы, техногенные химические соединения, способствующие появлению злокачественных опухолей. (Канцерогены) 40 баллов

5. Смесь газов, которая образуется из органических остатков, насыщенных органическими веществами илов, бытовых отходов.
(Биогаз: CH4, CO2, H2, O2, H2S.) 50 баллов

Раунд «Охрана природы»

1. Атмосферные осадки, содержащие кислоту. (Кислотные дожди) 10 баллов

2. Повторяющиеся процессы превращения веществ, перемещения атомов, молекул, природных вод, минеральных масс в биосфере. (Круговорот веществ) 20 баллов

3. Соли азотной и азотистой кислот, которые могут накапливаться в воде и пищевых продуктах, вызывая тяжёлые заболевания. (Нитраты и нитриты) 30 баллов

4. Природное явление, вызванное поглощением углекислого газа, водяным паром энергии солнечных лучей. (Парниковый эффект) 40 баллов

5. Повышение содержания в почве легкорастворимых солей, угнетающих рост растений и подавляющих почвенную фауну. (Засоление почв) 50 баллов

Раунд «Отходы и доходы»

1. Эту кислоту получили в 1784г. из цитрусовых. В настоящее время применяется более дешёвое сырьё- свёкла. Кислота используется как пищевая добавка.
(Лимонная кислота) 10 баллов

2. Часть природного сырья, которая не используется или остаётся после переработки и использования. (Отходы) 20 баллов

3. Оксид углерода, который применяется в качестве теплоносителя в ядерных реакторах.
(Углекислый газ) 30 баллов
4. Недостижимый идеал, к которому следует стремиться промышленным, транспортным, сельскохозяйственным предприятиям. (Безотходная технология) 40 баллов

5. Наука, изучающая технические системы, а также химическое загрязнение окружающей среды в результате техногенеза. (Техногеохимия) 50 баллов

Раунд «Неметаллы»

1. Геофизик М. И. Будыко ещё в 1962г. предложил, что сжигание человечеством огромного количества топлива приведёт к повышению содержания этого оксида в воздухе. Назовите этот оксид. (Оксид углерода IV) 10 баллов


2. Эффект, последствием которого многие климатологи считают мягкие зимы конца 80-х – начала 90-х г.г.XX века. (Парниковый эффект) 20 баллов

3. Организмы, фиксирующие в природе молекулярный азот.
(Клубеньковые бактерии) 30 баллов

4. В связи с уменьшением выброса этого токсичного газа предприятиями энергетического комплекса содержание его в воздухе летом в 2-5 раз ниже, чем зимой.
(Оксид азота IV) 40 баллов

5. Оксиды, катализирующие разрушение озонового слоя.
( Оксиды азота II и IV) 50 баллов

Раунд «Вода»

1. Глобальный гидрологический процесс имеет три основных потока: осадки, влагоперенос и (испарение). 10 баллов

2. Какое воздействие на растительность водоемов оказывает поступление большого количества удобрений со сточными водами?
(Начинается чрезмерный рост водорослей) 20 баллов

3. Загрязнители, попадающие в природные воды из атмосферы с осадками.
(Серная и азотная кислоты, сульфаты, нитраты и др.) 30 баллов

4. Метод очистки воды с участием микрофлоры активного ила.
(Биологическая очистка) 40 баллов

5. Почему при наличии в сточных водах большого количества трудно окисляемых органических веществ нежелательно применение озона для их очистки?
(Возможно образование продуктов неполного окисления, причем более токсичных, чем исходные органические соединения) 50 баллов

Раунд: «Химия и здоровье»

1. Всем известно, что молочнокислые продукты полезны для здоровья. Какой процесс используется для получения кефира? (Брожение) 10 баллов

2. Почему при отравлении нефтепродуктами противопоказано принимать жиры, растительные масла, яйца?
(Углеводороды растворяются в жирах и надолго задерживаются в организме) 20 баллов

3. Известно, что бром и йод ядовиты. Почему же невропатолог может посоветовать принимать бром, а эндокринолог заявить, что вам не хватает йода?
(Ядовиты простые вещества. Лекарства содержат соединения этих веществ. ) 30 баллов

4. Какие покрытия для пола наиболее благоприятны для здоровья: ковровое, линолеум или краска? Почему?
(На ковровом покрытии скапливается много пыли, линолеум может выделять вредные для здоровья вещества. Крашенные полы наиболее безобидны) 40 баллов

5. Назовите вещество, которое может и спасти человека в случае сердечного заболевания, и мгновенно уничтожить множество людей. Почему оно так действует?
(Нитроглицерин. Его действие зависит от концентрации.) 50 баллов

Раунд «Химия и быт»

1. Калий содержится внутри клетки, а натрий в межклеточном пространстве, поэтому после приема соленой пищи хочется пить. Объясните данный факт.
(Ионы натрия гидратируются легче, чем ионы калия, и после приема соленой пищи вода из клеток поступает в межклеточное пространство. Клетка уменьшается в объеме, рефлекторно возникает чувство жажды.) 10 баллов

2. Некоторое вещество, содержащееся в древесном дыме, позволяет получать копченую рыбу и колбасу, а раствор этого вещества используется для консервирования биологических препаратов. Какое это вещество? (Формальдегид) 20 баллов

3. Объясните с точки зрения химии, почему пища, содержащая пищевые волокна, создает ощущение сытости, хотя является низкокалорийной.
(Благодаря множеству гидроксогрупп целлюлоза связывает воду, набухает и увеличивается в объеме) 30 баллов

4. Стоматологи рекомендуют после еды жевать «Орбит» с ксилитом и карбамидом. Для чего в жевательную резинку добавляют эти вещества?
(Ксилит – для создания сладкого вкуса, карбамид – для нейтрализации ионов водорода. Среда во рту должна быть слабощелочной) 40 баллов

5. В состав хрустального стекла входят оксиды кальция, кремния, свинца. Можно ли хранить в хрустальной посуде маринад, кислое варенье? Почему?
( Нельзя. Оксид свинца растворяется в кислотах, а соли свинца токсичны). 50 баллов

Прошу жюри подвести текущие итоги игры.


Литература:
1. Имедеева Т.В. Интеллектуальная игра «Химия и здоровье»// Химия в школе. – 2007.№5.
2. Капецкая Г.А.Своя игра//Химия в школе.-2007-№7
3. Маркина И.В. Современный урок химии.- Ярославль.; Академия развития.,2008








15