Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике на тему Математический турнир

 
Муниципальное образование Брюховецкий район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15 ст. Переясловской
муниципального образования Брюховецкий район
имени И.Ф.Масловского





















Автор: учитель математики
Гвоздицкая О. Н.


ст. Переясловская 2013 г.

Цель: Научиться находить решение творческих задач по математике.
Форма проведения: Классный час.
Место проведения: кааб. 25.
Время проведения: 1330.
Участники мероприятия: 8 «Б», 8 «В» классы
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийный экран.
Программа
1. Вступительная речь учителя.
2. Правила проведения мероприятия.
3. Ход турнира.
4. Подведение итогов игры. Распределение призовых мест.
5. Заключительная речь учителя.
Предисловие
Основная цель проведения турниров в учебном заведении – повышение интереса к математике как учебному предмету. И дело не только в том, чтобы выявить учащихся, хорошо разбирающихся в учебном материале. Для этого не нужно проводить турнир. Важно создать в учебном процессе атмосферу праздника, ощущение причастности к происходящему, помочь избавиться от неуверенности в себе, вызвать желание участвовать в таком соревновании.
При правильной организации турнира интерес к изучению математики возрастает не только у тех учеников, для которых он проводится, но и у всех, кто как – либо к нему причастен.
Турнир – это особое учебное мероприятие: мы редко учим детей мыслить и принимать решения в нестандартных ситуациях. Конечно, этому навыку (умению показать знания в неординарной ситуации) надо учить, как и любому другому делу.
Учители должны «создать условия для самореализации, для успеха как можно большему числу людей, дать им познать чувство радости от победы, зачастую самой трудной победы – победы над самим собой»5. Нам «известны случаи, когда решение одной занимательной задачи определило весь жизненный путь человека».1
Вступительная речь учителя
-Здравствуйте уважаемые ученики. Сегодня у нас необычное мероприятие – «Математический турнир» Начать наше мероприятие мне бы хотелось со слов великого философа Паскаля:
Предмет математики настолько серьезен, что нужно не упускать случая, делать его немного занимательным.
Ну что, попытаемся сделать математику немного занимательной?


Правила проведения турнира
- В нашем турнире участвуют две команды. Группа поддержки так же сможет принять активное участие в турнире.
Вам будут по порядку предложены задачи. Задания вы сможете прочесть на экране. Обоим командам дается одна и та же задача. Та команда, которая первая решит задачу, должна показать ее решение на доске. За предоставление правильного решения задачи команда получает 5 баллов. Все баллы мы будем фиксировать.
Если задачу первым решит ученик из группы поддержки, то он поднимает руку и учитель знакомится с его решением. В том случае, если оно верное, болельщик приносит дополнительные 3 балла своей команде. Однако, команды продолжают решать задачу до тех пор, пока не найдут правильного решения. Итоги каждого задания подводятся тогда, когда задача решена одной из команд.
Ход турнира
- Итак, начинаем наш «Математический турнир»!
На экране появляется условие первой задачи. (Ответ появляется после того, как одна из команд решила задачу):

- Подведем итог первого конкурса. Вносим результат в счетный экран.
Таким же образом решаем остальные задачи и подводим итог после каждого конкурса.













Подведение итогов игры.
Распределение призовых мест
- Подведем итоги нашего «Математического турнира». Благодаря взаимопомощи вы совместными усилиями смогли решить 5 занимательных задач. Одна из команд показала лучшие знания и победила. Вы смогли увидеть красоту математики, ощутить удовольствие от решения задач. Думаю, что наше мероприятие доставило радость всем участникам. Спасибо всем!
Заключение
Человек, который может сравнивать, анализировать, синтезировать, классифицировать, и составлять различные комбинации, обладает творческим мышлением. Мы увидели решения задач с набором словесных пояснений. При этом, как видно из представленных решений, ничего сверхъестественного в них нет. Хотелось бы обратить внимание учителей на то, что построить такое решение сможет только тот ученик, которого учат излагать решения задач на бумаге, а не говорят ему: «Главное получи верный ответ и не пиши ни чего лишнего». Более того, умение грамотно построить решение задачи – это один из факторов успешного обучения математике.
Список литературы
Математика. Еженедельная учебно – методическая газета. Издательский дом Первое сентября №11, 2004.
Математика. Еженедельная учебно – методическая газета. Издательский дом Первое сентября №14, 2004.
Петраков И. С. Математические олимпиады школьников. – М.: 1982. – С. 5.
Кордемский Б.А. Очерки о математических задачах на смекалку. – М., 1958. – С. 10.
Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. и др. Алгебра: Учебник для 9 го класса сред. шк. – М.: Просвещение, 1992
Постникова А.Л. Олимпиада «Успех» / Архимед: / Сб.: Математические соревнования. – М., 2000. – Вып. 2 – С. 5.

15