ВЫступление в конкцурсе-семинаре Панорама методических идей


Менторинг как процесс сопровождения несертифицированных учителей в понимании основ обновленного содержания среднего образования
Учитель физики и математики КГУ СОШ №4 Касимова Гульмира Саясатовна
Менторинг ( анг. mentorinq)-длительный процесс создания доверительных , личностно заинтересованных взаимоотношений между ментором и подопечным, направленный на достижение у последнего существенной динамики в совершенствовании знаний, мышления, эффективности практических действии, с целью его профессионального становления как целостной личности педагога. В процессе менторинга ментор добровольно делится своим опытом и знаниями, а подопечный развивает свои профессиональные навыки и ищет решение проблем с целью достижения существенных изменении в педагогической карьере.
Процесс менторинга:
- взаимоотношения системные, продолжаются длительное время;
- процесс носит неформальный характер; встречи проводятся по мере необходимости для подопечного;
- консультации, рекомендации и поддержка более длительные и имеют многоаспектную основу;
- ментором, как правило, является опытный и квалифицированный учитель, зачастую – старший в организации образования, который может передать знания, опыт и «открыть двери» возможностям, недоступным ранее для подопечного;
- акцент установлен на карьере и личностном развитии подопечного;
- цель консультирования устанавливается подопечным при согласовании и направленности со стороны наставника;
- менторинг сконцентрирован на профессиональном развитии подопечных;
Сущностными характеристиками процесса менторинга являются установления отношений между двумя субъектами на основе обучения и развитие у подопечного таких ключевых навыков, как умение активно слушать, формулировать ключевые вопросы для усовершенствования практики.
Ментор предлагает решение сложных задач и профессиональную поддержку подопечным, основывая взаимоотношения с ним на доверии, соучастии, искренности и честности.
По завершении процесса менторинга установленные отношения будут содействовать формированию у менее квалифицированных учителей готовности к оказанию помощи самому себе, к поиску своих собственных решений проблем, поскольку менторинг сопряжен с принципом развития, но не исправления.
Программа менторинга
ФИО менти Цель менторинга Временные рамки Результаты менторинга Критерии успеха
Менти КМенти Д1.Собрать информацию об учителях, которым будет оказана менторинговая поддержка;
2.Определить план работы с подопечными учителями;
3.Предложить повысить уровень своей профессиональной компетенции. 1.Полная информация о подопечных;
2.Знание потребностей подопечных при планировании работы в группе. 1.Вовлечение каждого Менти в работу по реализации идей творческой группы(наблюдение необученных через анкетирование ,беседу, интервью, рефлексивный отчет);
2.Развитие профессиональных навыков, достижение существенных изменений в педагогической карьере
Менти КМенти Д1.Разработать совместно план наставничества Lesson Study, Исследования в действий;
2.Познакомить с правилами работы проведения LS и ИД;
3.Наблюдать процесс организации, оказывать постоянную поддержку течения Lesson Study, Исследования в действий;
4Вносить коррективы в ход менторинга на основе наблюдения за Менти;
5.Разработать план совершенствования практики учителя;
6.Определить исследуемых учащихся. 1.Менти владеет навыком планирования, наблюдения деятельности группы LS и ИД;
2.Менти реализует менторинг группы, осуществляющий LS и ИД: готовит ресурсы для сбора данных;
3.Сбор данных по завершению LS и ИД. 1.Отзывы, листы наблюдения, данные урока, анкетирование, беседа, интервью, фото-видеосъемка;
2.Рефлексивный отчет менти о менторинге, своем участии в LS и ИД;
3.План сообщества внутри школы;
4.Развитие навыков проведения менторинга.
Приемы и методы, использованные в ходе коучингов и менторингов, способствовали позитивным переменам, способствовали учителю достигать успешности в своей профессиональной деятельности, для достижения цели необходимо создать условия для повышения профессионализма учителей и уровня профессиональной компетенции подопечных. Руководство моей школы способствовало проведению моих мероприятий и принимало активное участие в развитии и обучении учителей. Создавалась благоприятная атмосфера сотрудничества и уважения. Ключевые идеи, положенные в основу программы коучинга и менторинга, направленные на анализ, размышления и последующие действия, позволяют реализовать идею непрерывного обучения педагогов в условиях коллаборативной школьной среды. В результате проведения коучинга педагоги смогут осмыслить современную интерпретацию сущности процессов коучинга и менторинга. Первый коучинг был организован и проведен мною по теме «Таксономия Блума в практике учителя».
Целью проведения коучинга является осознание значимости процессов коучинга и менторинга для совершенствования практической деятельности учителей школы по внедрению новых подходов в преподавании и обучении, развивать способность учащихся интерпретации.
На коучинге решены вопросы, связанные с исследованием в период практики: подход Lesson Study, составление и использование на уроках заданий вопросов низкого и высокого порядков, заданий графического представления для развития способности интерпретации, коллаборативное обучение, новые подходы в обучении и преподавании . Но, также следует подчеркнуть, что ни одна группа не смогла выполнить задание по вопросам на сопоставление уровней Блума на 100%: группа «Ландыши»-90%, «Ромашка»-78%, «Роза»-50%, «Сирень»-67%. (Диаграмма 1)
Диаграмма 1
Выполнение заданий по таксономии Блума

Два учителя- менти: учителя С и Б ( несертифицированные)- обучились и приобрели опыт по составлению и применению заданий низкого и высокого порядков, задании графического представления для развития способности интерпретации, организации на уроках коллаборативной среды и группового сотрудничества учащихся.
Ожидаемым результатом менторингов была достаточная готовность учителей к проведению серии последовательных уроков, создание ситуации успешности, внутренней мотивации, овладения навыками проведения подхода Lesson Study, использование различных стратегии на уроках, на которых у учеников целенаправленно формируется умение обучаться через самостоятельную учебную деятельность. Менторинги сконцентрированы на профессиональном развитии подопечных, акцент которых установлены на карьере и личностном развитии, взаимоотношения носили неформальный характер, системный и продолжались длительное время.
Методы и приемы, которые я предложила менти, взятые из Программы курсов преподавания для использования подходов Lesson Study применимы к урокам , так как Lesson Study дает такие ключевые характиристики, как креативность и научность, работающими с целью разработки новых подходов.
На этапе реализации подхода «Lesson Study» был определен класс: 6А и тройка учащихся. Определили предметы: география и математика. Учащиеся 6А класса выбраны не случайнo, так как, вoзмoжнo, дoстигнув 15-летнегo вoзраста в 2018 гoду будут участниками междунарoднoгo исследoвания PISA. Проблема исследования урока – как задания графического представления будут развивать способность учащихся интерпретации с целью формирования естественнонаучной грамотности. Менторинг осуществляла я.
В заключении, хочется отметить, что исследование в школе по преобразованию школы в формате моей практики достигло своих целей и была успешной:
Учителя географии и математики, проводившие урок Lesson Study накопили опыт по улучшению учебного процесса, влияющего на развитие способности интерпретации;
Учитель географии желает обучиться на курсах нового формата;
Ученики – участники эксперимента научились работать в группах, сотрудничать, выполнять задания графического представления;
Дальнейшие перспективы работы:
Создание сетевого сообщества учителей соседних школ города;
Продолжить посредством коучингов и менторингов организовать обучение учителей способам составления заданий по Блуму;
Разработать систему мониторинга динамики развития способности учащихся интерпретации;
Учителям МО ЕМН больше применять на уроках заданий графического представления.