Исселодвтельская работа ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ СОКРАЩЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ


«EXCELSIOR - 2010»
Секция Науки о Земле
ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ СОКРАЩЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ
Николаева Анна, МОУ «Хозанкинская ООШ» Красночетайского района ЧР, 9 класс
Научный руководитель:
Макарова Альбина Александровна, учитель географии МОУ «Хозанкинская ООШ»
Введение.
Школа...Каким теплом, каким светом, какой нежностью и радостью наполняется сердце каждого, когда он слышит это простое коротенькое слово.
Школа – это самое главное в жизни каждого человека. Здесь он не только учится читать, писать, не только познает мир, но и заводит лучших друзей, приобретает неоценимый жизненный опыт. Это своего рода стадия жизни человека, когда он обучается, взрослеет не только физически, но и духовно и готовится к вступлению во взрослую жизнь.
Я учусь в 9 классе Хозанкинской основной общеобразовательной школы. Она расположена в восточной части Красночетайского района и в западной части Чувашской Республики, в 15 километрах от районного центра. Наша школа открылась в 1897 году, в 2007 году ей исполнилось 110 лет. В этой школе учились мои бабушка и дедушка, родители. Познаю мир и готовлюсь вступлению во взрослую жизнь я. Но у меня есть братишка, который пойдет в этом году в 1 класс. Доучиться ли он в этой школе? Будет ли жить наша школа? А если не будет школы, будет ли жить наша деревня?
Цель моей работы - исследовать причины и последствия сокращения численности учащихся в сельских школах на примере МОУ «Хозанкинская основная общеобразовательная школа» Красночетайского района Чувашской Республики.
Задачи: изучить динамику численности учащихся Муниципального образовательного учреждения «Хозанкинская основная общеобразовательная школа»; выявить причины и последствия сокращения учащихся в школе; определить проблемы и перспективы развития данной школы.
В работе использованы разные методы исследования – исторический, статистический, метод анкетирования и прогноза, графический, сравнительный и др.
Динамика численности учащихся в МОУ «Хозанкинская ООШ»
Сегодня в школе обучается и воспитывается 89 детей в 7 классах-комплектах и 20 детей в 1 разновозрастной дошкольной группе. Средняя наполняемость классов составляет 10 человек. Самый большой класс по численности 9-ый (16 учащихся), а самый маленький – 4-ый (5 учащихся).
География проживания школьников охватывает почти всю территорию Хозанкинского сельского поселения. Количество детей, посещающих школу, по деревням: Санкино- 34 человек, Хозанкино- 9, Ягункино- 21, Тиханкино-15, II-Хоршеваши-10.
Таблица 1
Численность учащихся МОУ «Хозанкинская ООШ» в 2005-2010 годах
Учебные годы 2005-2006 2006-2007 2007-2008 2008-2009 2009-2010
Численность учащихся, всего 114 106 101 96 89
Учащихся в 1 классе 11 9 7 8 7
Как видно из таблицы 1, численность учащихся школы с каждым годом сокращается. Если в 2006 году учебный год закончили 114 учащихся, то в этом учебном году нас стало всего 89 учеников. За 5 лет количество учащихся сократилось на 25 учеников, что составляет 22 %. Сокращение учащихся происходит в основном из-за сокращения численности первоклассников. Если в 2005-2006 учебном году обучались 11 первоклассников, то в этом учебном году их всего 7, сократилось на 4 ученика – 37%.
Снижение численности учащихся наблюдается и в перспективе. Для того, чтобы узнать сколько учащихся придет в первый класс в последующие года, я обратилась в Хозанкинское сельское поселение. В первый класс принимают 6,6 летнем возрасте. По году рождения не сложно посчитать: это дети 2004 года рождения до марта месяца.
В этом учебном году в школе обучается 89 учащихся, нас, выпускников 16, а на следующий учебный год должны прийти 7 первоклассников. Тогда в 2010-2011 учебном году будет: 89-16+7=80 учащихся. Таким же методом я подсчитала на 5 лет вперед.
Таблица 2
Прогноз численности учащихся в МОУ «Хозанкинской ООШ» на пять лет вперед.
Учебные годы 2010-2011 2011-2012 2012-2013 2013-2014 2014-2015
Численность учащихся, всего 80 79 77 73 69
Количество выпускников 8 14 12 11 9
Количество первоклассников 7 12 8 7 5
Как видно из таблицы 2, количество учащихся в МОУ «Хозанкинская ООШ» с каждым годом сокращается. Если в этом учебном году в школе обучаются 89 учеников, а в 2014-2015 учебном году будет всего 69 учеников, численность учащихся сократиться на 30 детей (на 33%). Количество первоклассников до 2011-2012 учебного года увеличивается, а последующие годы опять наблюдается сокращение.
Следует иметь в виду, что прогноз количества первоклассников сделан по прописке микрорайона школы. Многие молодые семьи состоят на прописке в домах своих родителей в деревне, а сами снимают квартиры в городах республики. У них там работа, пусть пока не постоянная, но жилье. Их дети, хотя они прописаны, некоторые даже живут и ходят в дошкольное учреждение в деревне, в школу пойдут в городе. Так, например, в этом учебном году по прописке должны были прийти в 1 класс 10 учащихся, но в нашу школу ходят 7. Три из 10 в школу пошли в Чебоксарах и Москве.
Основные причины сокращения численности учащихся в сельских школах
Отток молодёжи из сёл начался давно. В деревнях много пустующих домов, а также некоторых домах живут одинокие бабушки или дедушки. А старое население не имеет естественного воспроизводства.
Другая не маловажная проблема это – миграция населения, т.е. переезд из деревень в районный центр или города Чувашской Республики. Население покидает родные места чаще всего из-за отсутствия работы в деревне. Промышленных предприятий нет в нашем поселении, их также мало и в районе. Сельскохозяйственные предприятия на территории микрорайона школы 2: производственное отделение «Санкинское» ОАО «Асамат» и СХПК «Победа». Но в последние годы, как и во многих хозяйствах, состояние в них значительно ухудшилось. Сельхоз предприятия не могут заплатить даже минимальную заработную плату по несколько месяцев, т.к. хлеб, молоко, мясо и другие продукты, выращенные селянами, скупаются за бесценок, а цены на горючее, технику и запчасти к ней, энергоносители, удобрения, строительные материалы поднялись до заоблачных высот. Некоторые молодые семьи ведут большие личные подсобные хозяйства, продают молоко, мясо, картофель и овощи за бесценок. А без денег ни куда: коммунальные выплаты, на лечение, одежду, постройку и благоустройство жилья, на образование детей и др.
Молодые семьи уезжают в с.Красные Четаи, города не только Чуваши, но в Москву и другие города России, не только в поисках работы и заработка, но и на постоянное место жительства. Некоторые оставляют не достроенные дома, чтобы подзаработав вернуться обратно.
Также одним из основных причин уменьшения числа учащихся в школах является сокращение рождаемости. Многие молодые семьи часто заводят только одного ребенка, реже двух и редко можно встретить семью с двумя и более детьми. В этом учебном году в нашей школе многодетных семей всего 6 в них 27 учащихся нашей школы, чуть больше с двумя детьми – 22 семьи. Часто в семьях всего один ребенок.
Спад рождаемости является реакцией населения на снижение уровня жизни, по существу, отражает не связь воспроизводства с экономическими показателями (реальными доходами, динамикой цен, затратами на воспитание ребенка и т.д.), а его зависимость от психологического фактора - "неверия в лучшее будущее". Причинами возникновения этого "неверия" могут в одинаковой мере являться как экономическая, социальная, так и политическая нестабильность.
Молодым людям просто нечем стало заниматься в родном селе: ни хорошей работы, ни развлечений, ни перспектив. Молодые парни, вместо того, чтобы жениться и обзаводиться детьми, спиваются. В наших деревнях очень много холостяков, страдающих хроническим алкоголизмом, вызванный не столько наследственностью, сколько переживаниями по поводу безработицы, безденежья и безрадостных перспектив. Им может, и хотелось бы обзавестись семьей, детьми, но как их содержать? Молодые девушки уезжают в города и стараются устроить свою жизнь там же.
Таким образом, старение населения в деревнях, сокращение рождаемости и миграция молодежи в города ведут к сокращению численности учащихся в нашей школе. И возникает вопрос: Кто будет жить на селе?
Кто будет жить на селе? /Результаты опроса среди учащихся 7-9 классов\
Будущее население нашей местности сегодня учиться в школе. Все мы хотим быстрее окончить школу и стать самостоятельными, взрослыми и устроить свою жизнь. Каждый видит свое будущее по-разному. Вернуться ли учащиеся нашей школы в родные края? Чтобы ответить на этот вопрос я провела опрос среди учащихся 7-9 классов нашей школы. Меня интересовали такие вопросы:
Чем будут заниматься после окончания школы?
Вернуться ли они в родную деревню, после того как получат профессию?
Если да, то чем они займутся? Если нет, то почему?
В опросе участвовали 38 учащихся школы. В классных часах они получили вопросы и через неделю вернули мне свои письменные ответы. Все 38 учащихся, после окончания учебы в школе собираются продолжить учебу различных учебных заведениях: кто собирается поступить ВУЗ, кто в техникум, а кто уже после 9 классе собирается получить среднее специальное образование в училищах г. Шумерля и г.Чебоксар.
На второй вопрос опроса 60% учащихся (23 учащихся из 38) ответили, что планируют устроиться в городах. Большинство желающих остаться в городе – это мои одноклассники из 16 учащихся 12 намерены покинуть свои родные места.
Вот некоторые ответы учащихся на вопрос: «Вернетесь ли вы в деревню после получения профессии?»
Осипов Григорий, ученик 9 класса, отличник:
Люблю свои края, работать на земле, это же такая радость - увидеть плоды своего труда. Один воздух что стоит! В городе только суета. Но я мечтаю, стать юристом, а где найдешь в деревне работу с этой профессией. И дело не только в профессии. Чтобы жить в современных условиях, нужны большие деньги. А в деревне их не заработаешь. Как только выйду на пенсию, со своей будущей семьей, сразу же приеду в деревню.
Нагорова Валентина, ученица 7 класса, ударница:
- Я живу с бабушкой и с дедушкой, а мои родители живут в городе. Я очень люблю свою деревню. Особенно лето. Такая красота вокруг, чистый воздух, неподалеку лес. Люблю помогать бабушке, ухаживать за домашними животными. А с дедушкой мы ходим в лес за ягодами, различными лечебными травами и грибами. Я хочу жить в деревне. После учебы обязательно вернусь в свою малую родину.
Степанов Андрей, ученик 7 класса:
- Нет, я не вернусь в деревню, потому что нет работы. Моя мама сидит дома, т.к. не может найти работу, а отец уезжает на заработки. Я хочу остаться в городе, где можно найти любую работу. Может, когда заработаю много денег, вернусь в деревню и построю большой дом для родителей.
Александрова Елизавета, ученица 8 класса, ударница:
- Я думаю, что вернусь в свою деревню после учебы в ВУЗе. Я живу в деревне Ягункино. Наша семья большая: у меня 2 сестренки и 2 братишки. Я хочу после окончания школы поступить в медицинское училище или ВУЗ, и вернуться в деревню хорошим специалистом. Можно будет работать в районной больнице в селе Красные Четаи. Буду лечить маленьких детей, от всех болезней.
Борякова Зинаида, ученица 8 класса:
- Нет, я не вернусь в деревню. Потому, что в деревне очень трудно найти работу. Моя мама работает в г.Шумерля на молокозаводе, ей приходиться ездить на сутки через двое за 80 км. Отец ездить на заработки в город Москву вахтовым методом. Вся ответственность за хозяйство и младшего брата, во время отсутствия родителей, лежит на мне. Я думаю после учебы устроиться в городе. Многие мои подружки днем учатся, а вечером и летом работают. Молодых в деревне все меньше.
Согласно полученным ответам, большинство молодых ребят очень любят свою малую родину, но испытывают трудности с обучением, т.е. необходимо ездить в другую деревню. Большинство учащихся волнует вопросы связанные жильем и работой. Еще одна причина, почему молодежь уезжает из деревни в город – значительное различие в стандартах городской жизни и сельской. Молодым хотелось бы, чтобы были кафе, кинотеатр, тренажерный зал и др. Причем, главное для них не качество, а разнообразие.
Вполне возможно, что их жизненные пути сложатся совсем по-другому. И может быть, кто-то передумает и останется в деревне. Но из проведенного мной опроса можно сделать вывод, что желающих остаться в деревне крайне мало. Молодежь уезжает из деревни с согласия родителей, иногда и с напутствия. Тогда кто же будет жить в деревне через 10-15 лет? Чьи дети будут, ходит в школу? Будет ли «жить» наша школа?
Сокращение численности учащихся в школах, ухудшение материально технической базы сельских школ и другие не маловажные причины послужили закрытию и реструктуризации школ в нашем районе и в республике целом. В волну реструктуризации попала и наша школа. В 2004 году из Хозанкинской средней школы была реорганизована Хозанкинскую основную общеобразовательную школу. 7-8 лет назад, в микрорайоне школы, т.е. в Хозанкинском сельском поселении (7 деревень) были: одна средняя, две основные, две начальные школы. Сегодня две основные и одна начальная школа. Старшеклассники ездят за 8 км в Новоатайскую базовую школу.
В первый класс я пошла в д. Тиханкино, начальная школа была не далеко от нашего дома. Но в 2003 году из-за ухудшения здания и сокращения количества учеников её закрыли. Теперь первоклассники, такие крохи, ходят пешком 4 км в Хозанкинскую школу. Также в нашу школу ходят дети из деревни 2-Хоршеваши (5 км), хотя и в этой деревне недавно была начальная школа. Родители каждый день по очереди забирают младших школьников домой, потому что дорога домой по автомобильной трассе. Утром их приводят старшие братья и сестры.
Конечно, местные власти стремятся закрывать "убыточные" школы, перемещать детей в соседние районы. Но всегда ли это выгодно, и для кого? Если учесть погодные условия зимой, гололед, снег, большие расстояния, качество автобусов, которые давно перемещаются по нашим местам, то учеба для малышей становится не только делом подвижническим, но и опасным.
Проблемы и перспективы развития сельской школы
«Моя бабушка часто плачет. Потому что каждый раз, выходя на улицу, видит, что дом ее, стоявший когда-то почти в центре деревни, теперь крайний. Что широкая скамейка перед скрипучими деревянными воротами всегда пуста. Что поля за околицей поросли молодыми елочками, а сколько крестьянского труда было положено, сколько пота пролито, чтобы расчистить и распахать когда-то эти пространства. Ей становится страшно и одиноко...»- пишет В.А. Бердинских
Село и школа неразрывно связаны, и обсуждать, и оценивать отдельно проблемы школы было бы неверно. «Село живет, пока жива школа» - говорят в народе. Совхозы и колхозы развалились вместе с СССР, а государство не смогло ничего дать этим людям взамен. С каждым годом все малолюднее в деревнях. Умирают старики, уезжает в другие края молодежь. Кто уехать не может, тот перебивается случайными заработками, и планомерно спивается… соответственно, нет детей на селе, учить в школе некого…
На проблемы сокращения учащихся в сельских школах, должны обратить внимание не только мы, жители и учащиеся этих исчезающих деревень, но и правительство и местная власть. Надо стимулировать приток молодежи в деревню, дать им работу, организовать хозяйство, может, открыть новые предприятия, тогда и дети в школе появятся, и жизнь наладится на селе, и зерно России не придется покупать за границей.
Целесообразно также поднимать авторитет и социальный статус сельского работника, внедрять идею о том, что сельскохозяйственные знания по своей значимости и сложности ничуть не уступают знаниям других сфер.
Государство и общество обязаны ответить на вызовы времени и достойно решить проблему прогрессивного функционирования сельской школы XXI века, влияющей на дальнейшее развитие села.
В настоящее время, государство пытается как-то поправить положение на селе. В Хозанкинском сельском поселении ко всем деревням проложены асфальтированные дороги, в каждой деревне в домах горит газ, планируют каждому дому провести воду. На территории микрорайона школы 2 модельные библиотеки, где можно найти много новой литературы, войти в Интернет и др. Также вы ближайшее время хотят создать в деревне Санкино модельный Дом культуры.
А если есть работа, доход, жильё, досуг – зачем уезжать из села?
Заключение
Всем было бы трудно прожить без деревни. Деревню должны поднять с колен мы, дети, которые учимся сейчас в школе. Считаю, что каждый должен постараться сделать жизнь лучше в родном поселке. Есть такая пословица «Где родился, там и пригодился». Нужны деревне молодые, сильные, красивые, умные, работящие, веселые!
Я очень люблю свои родные края и мечтаю увидеть свою деревню другой. Молодые мечтают куда-нибудь уехать. Но как можно не любить свой край, не знать его историю? Как не беспокоиться о его будущем? На эту тему в 7-9 классах провела собрание, ознакомила результатами своего исследования. Но наших усилий слишком мало. Нужна помощь нашим деревням, школе.
Каждый человек в жизни делает свой выбор самостоятельно и осознанно, только очень многое не зависит от желаний отдельно взятого человека. Для хороших дел люди должны объединяться, и пусть выбор каждого из нас будет правильным. Очень хочется надеяться, что ситуация на селе изменится в лучшую сторону.
Список использованной литературы
Андреев Е.М., Кваша Е.А., Харькова Т.Л. Ожидать быстрого снижения смертности в России не приходится // Вопросы статистики. - 2003. - № 11. - С. 23.
Баранов А.Б. Социально-экономические проблемы депопуляции и старения населения // Вопросы экономики. - №7. - 2000. - С. 115.
В.А. Бердинских. История вятской деревни: книга для чтения в 9-10 классах. - Киров: Триада плюс, 2008. - 212 с.
Город и деревня в Европейской России: сто лет перемен: Монографический сборник. Автор П.Полян. – М.: ОГИ, 2001 - 560с.
Хозяйственные книги деревень Хозанкинского сельского поселения.
Интернет-ресурсы
http://www.cherepanovskie-vesti.org/news/2008-12-04-77http://www.ladim.org/st0ha1400721.phphttp://upr.1september.ru/2001/07/3.htmhttp://ps.1september.ru/articlef.php?ID=200108203