Актуализация общечеловеческих ценностей предмета «Самопознание» в работе с родителями учащихся.


Актуализация общечеловеческих ценностей предмета «Самопознание»
в работе с родителями учащихся.
Полонец Н.В.
учитель самопознания,
школа-гимназия №1 им. А.С. Пушкина
г. Шымкент, Казахстан
Семья – это стержень казахстанского общества,
основа всех новых достижений нашей страны
в экономике, культуре, социальной политике.
Н.А. Назарбаев

Детские годы – самые важные в жизни человека. Как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, учителей. Главную роль в жизни маленького человека играет семья. Президент Казахстана Н.А. Назарбаев в своём выступлении на встрече с представительницами женской общественности Казахстана «Көктем шуағы» в Акорде отметил: «Человеку нужны дети, которых ты правильно воспитал - это главные ценности… Мы отвечаем за воспитание наших детей, за то, чтобы они взяли у нас все то хорошее, чем мы живем: нашу дружбу, нашу доброту».
Глава государства считает также, что можно было бы «учредить звание «Достойная семья» и отмечать широко в стране», а также, подчёркивая роль матери, он отмечает: «Я предлагаю учредить День матери». Президент обратил внимание на то, что женщины являются хранительницами не только очага, но и спокойствия в стране: «Несмотря на то, что в Казахстане почитают восточные традиции, женщины в нашем обществе – это не только домохозяйки. Они участвуют в управлении государством, делают бизнес, спасают жизни людей, совершают научные открытия, преподают и прославляют страну на международной арене».
В менталитете народов запада доминируют индивидуализм, прагматизм, личностная свобода, независимость, законопослушность, игнорирование и недооценка социальных основ общества. В азиатском менталитете доминируют духовность, коллективизм, трудолюбие, уважение семейных ценностей, социальная послушность. Ментальной особенностью казахского народа является любовь и уважение к земле, народу, почитание семейных ценностей, уважение к старшим, добродушность, отзывчивость, гостеприимство, толерантность.
В педагогике и психологии воспитание – это целенаправленный процесс формирования у людей высоких гражданско-политических, морально-нравственных, психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предъявляемыми обществом социальными и педагогическими требованиями.
Воспитание в локальном значении – это решение какой-либо конкретной воспитательной задачи; в узком смысле – это целенаправленная воспитательная деятельность, призванная формировать у детей систему определенных социально-значимых качеств личности, развитых взглядов и убеждений. Воспитание в широком смысле понимается как целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для всестороннего развития человека в обществе.
Задача школы – раскрыть перед родителями важные стороны психического развития ребенка на каждой возрастной ступени школьного возраста и убедить родителей в том, что неталантливых детей не бывает. Не всегда легко растить детей в современном мире. Проблемы, нагрузки на работе сказываются на родителях, а это в свою очередь на детях. Родители искренне любят детей, знают, что ребенку нужны одежда, дом, еда, образование, любовь. Но не все могут, не умеют свою любовь проявить, наставить на верный путь. В этом могут помочь общечеловеческие ценности: истина, праведное поведение, внутренний покой, любовь, ненасилие, которые изучаются на уроках самопознания в школах с 1 по 11 классы. Им соответствуют следующие аспекты человеческой личности:
- Истина – интеллектуальный аспект;- Праведное поведение – физический аспект;- Внутренний покой – эмоциональный аспект;- Любовь – нравственный аспект;- Ненасилие – духовный аспект.
Каждая из ценностей раскрывает свою суть. Истина предстаёт как знание окружающего мира, познание самого себя. За всяким действием стоит мысль и очень важно, чтобы мысли были добрыми, не эгоистичными. Поэтому необходимо развивать силу различения, научиться контролировать свои мысли, чтобы они не были затемнены злыми намерениями. Очень важно для человека научиться говорить правду. Произнесение неправды ведёт к разрушительному, негативному влиянию на человека.
В основе праведного поведения лежит принцип не причинения вреда ни самому себе, ни другим людям, ни природе. Для этого необходимо знать и уважать законы природы, морали и государства, а также выполнять свой долг и обязанности по отношению к близким, обществу и т.д. Необходимо анализировать свои поступки и обращаться к голосу совести при их совершении. Каждое действие человека не должно быть бесполезным, бестактным или вредным для себя и для других. Праведное поведение включает в себя, в том числе, и заботу о своём физическом теле, чтобы оно было здоровым, хорошо координированным и служило человеку при выполнении им жизненных предназначений.
Любовь – энергия, преобразующая духовное сердце человека. Когда сердце наполняется любовью, человек совершает бескорыстные поступки, проявляет такие качества, как щедрость, всепрощение, сострадание, сопереживание, начинает видеть красоту, которая его окружает. Именно любовь заставляет человека желать счастья другому и радоваться его благополучию. Энергия любви исцеляет человека, способствуя улучшению здоровья. Когда мотивом действия является любовь, то оно становится праведным. Когда слова содержат в себе любовь, они превращаются в истину. Если чувства человека наполняются любовью, то он испытывает внутреннее спокойствие, умиротворение и счастье.
Внутренний покой – это гармония, равновесие, дающее человеку душевный покой, а также умение творить мир вокруг себя. Наполняясь душевным покоем, человек испытывает счастье и радость, становится уверенным в себе и живёт в мире со всем миром.
Ненасилие рассматривается, как не причинение вреда живым существам ни мыслью, ни словом, ни действием. Чтобы это было возможно, необходимо воспитать в человеке миропонимание, тогда придёт осознание тесной связи каждого объекта в мире.
Общеизвестно, что семья как ячейка общества является неотделимой составной частью социума. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. В семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является – уважение другого.
Роль родителей трудно переоценить в семейном воспитании. Особая роль во все времена отводилась матери. Мать – это человек, занимающий одно из главных мест в жизни. Никто не приходит в этот мир, не соприкасаясь с матерью. Поэтому феномен матери всегда был, есть и будет актуальным. Материнская любовь является по своей природе безусловной и поэтому очень важны взаимоотношения между ребенком и мамой.
Большинство психологов считают, что ребенку необходим доступ к матери, чтобы у него родилось чувство безопасности и не возникало чувства тревоги. Но важно, чтобы материнская любовь не поглощала личное пространство, не подавляла независимость ребенка и не стояла на пути его взросления. Мать должна иметь не только желание быть со своим малышом, но и желание отделить и отпустить его от себя. Физическое присутствие матери, общение с ней, эмоциональное отношение, все это интегрируется с ростом и развитием ребенка и в дальнейшем влияет на здоровье и жизненный путь детей.
«Материнская любовь – это безусловное утверждение жизни и потребностей ребенка. Большинство матерей дают своим детям «молоко», но лишь немногие дают еще и «мед», – пишет Э.Фромм – Материнская любовь должна внушить ребенку любовь к жизни, а это могут сделать только счастливые женщины. В ином случае, ребенку передается тревога и все это сильно влияет на личность ребенка. Суть материнской любви – способствовать росту ребенка, любить растущего ребенка, помогать ему отделиться. На это способны женщины умеющие любить других».
Психологи сделали вывод, что одна и та же доминирующая черта личности или поведения родителя способна в зависимости от разных условий вызывать и самые разные формы реагирования, а в дальнейшем и устойчивого поведения ребенка. Связь воспитания с перечисленными ценностями, а так же место воспитания в целостной личности человека – все это и должно придать воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер. Ведь на сегодняшний день родители стремятся дать образование детям, но их не заботит, что за образование они получают. Образование должно помочь сделать учеников воплощением общечеловеческих ценностей.
Академические знания могут помочь зарабатывать на жизнь. Но образование должно выходить за пределы подготовки к зарабатыванию денег. Оно должно морально и духовно подготовить к трудностям жизни. Только из-за отсутствия общечеловеческих ценностей «образованные» люди находятся в состоянии тревоги и беспокойства. Первостепенной обязанностью родителей является воспитание характера ребенка.
Оптимальным условием для развития детей является любящая семья. Любящая семья – это семья, достигшая гармоничного взаимопонимания и взаимоадаптации с детьми, где общение с детьми – большая радость, где доминирует положительный, благожелательный эмоциональный тон. Разумная любовь характеризуется принятием ребенка, сочетанием положительного эмоционального отношения к нему с разумными требованиями и кооперацией во взаимодействии.
Искренняя заинтересованность родителей во всем, что происходит в жизни ребенка, интерес к его детским, пусть самым пустяковым проблемам – в этом выражение любви родителей к ребенку. На основе любви можно воспитать нравственное поведение: только любовь способна научить любви.
Использованная литература:
Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на встрече с представительницами женской общественности Казахстана «Көктем шуағы». - г.Астана, Акорда. – 2013 г., 7 марта.
Крысько В.Г. Психология и педагогика. Вопросы-ответы. Структурные схемы: учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. –367 с.
Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. –М.: Владос, 2006. – 96 с.
Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. -М.: 2009. – С. 4-5.