Статья «Формирование культурных ценностей у подрастающего поколения»

«Формирование культурных ценностей у подрастающего поколения»
Профессия «преподаватель» – одна из самых древних в мире. Синоним слова преподаватель – наставник. Значит, он наставляет, как надо жить, как себя вести; передает знания, опыт, накопленные человечеством; воспитывает будущее поколение.
Любой современный педагог в процессе воспитания должен ориентироваться на национальные традиции. Народная мудрость, фольклор – все это очень эффективно для воспитания гуманности, справедливости, трудолюбия, взаимопомощи. Поэтому необходимо воспитывать уважение у подрастающего поколения к традициям, языку и культуре своего народа.
Проблема ценностей в воспитании всегда была актуальной. К таким ценностям можно отнести: трудолюбие, доброту, воспитанность, честность, порядочность, терпимость, человечность, стремление к истине, справедливость, гуманность, культура общения и поведения, образованность. Именно падение значимости таких ценностей в период формирования личности всегда вызывает серьезные последствия.
Современные дети развиваются в многонациональной культурной среде. Воспитание терпимости к другим, чьи вкусы, привычки, взгляды отличаются от собственных, поможет подросткам найти общий язык с педагогами, с ровесниками и людьми других культур и национальностей. Толерантность – способность человека принять окружающих людей такими, какие они есть: с их недостатками, иными верованиями, не пытаясь их переделывать и «подстраивать» под себя. Но в жизни очень часто приходиться наблюдать неприятные вещи
Каждый человек мечтает о том, чтобы к нему относились по-доброму, чтобы его любили, уважали. В противном случае он чувствует себя никому ненужным, незащищенным, страдает от одиночества. Все мы мечтаем о том, чтобы нас заметили и выделили из всех, признали, и по достоинству оценили.
И когда обучающийся, придя в свой классный коллектив, в очередной раз слышит грубость, унижение, насмешки от своих одноклассников (одногруппников) – представляете, что он чувствует? А ведь из сверстников никто не задумывается о его состоянии.
Причины такого отношения бывают разные: окружающим не нравится как их «объект насмешек» одевается, какой у него телефон, или же они не принимают в свой коллектив «новенького» (Видите ли, так принято!)
К сожалению, таких примеров из жизни школьников, подростков достаточно много.
Почему мы часто судим человека не по личностным качествам, а за модную одежду, дорогие вещи, стильную прическу.
Давайте задумаемся, ведь подросток, одетый в дорогую одежду, с крутым телефоном – сам пока еще в жизни ничего не добился, выглядит он так благодаря своим родителям. Но, к сожалению не все родители могут себе позволить баловать и красиво одевать своего ребенка.
Поэтому задача педагогов, родителей – объяснить нашим детям, что нужно принимать людей такими, какие они есть. Не зря этическим началом многих религий является высказывание «относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе». Воспитание уважения к себе и другим будет способствовать толерантному отношению к людям разных национальностей и культур.
Да, новое время порождает и новые проблемы
Самой острой проблемой не только семьи, учебных заведений, но и всего общества и государства следует считать проблему воспитания нового поколения. Снижается влияние старшего поколения на младшее. Молодёжь не интересуется историей своего народа, не ценит культуру, традиции
А разве такими должны быть настоящие патриоты?
Молодое поколение – это будущее нашей страны. Поэтому важной целью образовательной системы является воспитание Гражданина. Гражданственность, патриотизм и нравственность – аспекты духовной культуры личности.
А на какие ценности ориентируется подрастающее поколение? Ради чего живут сегодня молодые люди?
Среди ценностей молодежи огромной по значимости проблемой является проблема воспитания у обучающихся осознания ценности здорового образа жизни. Одна из главных проблем нашего общества – проблема никотиновой зависимости.
Россия из 153 курящих стран занимает 33 место! В среднем это 37% курящих среди взрослого населения. Только представьте, как сильно страдают дети родителей попавших в плен никотина и табака! Ведь вред от пассивного курения столь же огромен, как от активного употребления табака. Неудивительно, что по данным Министерства здравоохранения Российской Федерации в нашей стране число курильщиков увеличивается на 10% в год среди подростков. Курит около 70% мужчин и 40% женщин.
Как говорил Цицерон «О времена, о нравы!». Ужасная ситуация среди молодежи. На мой взгляд, курить молодежь сподвигают СМИ и своим собственным примером сами родители.
Актуальной проблемой, волнующей общество, педагогов, медиков, является проблема наркомании и токсикомании среди подростков.
Опасное увлечение распространилось во всех городах и сёлах России. Наркотики сейчас доступны любому. Подростки не задумываются о том, что наркотики приводят к необратимым последствиям. В результате развиваются неизлечимые болезни. Но самое страшное – наступает быстрое разрушение личности. А сколько молодых людей умерло от передозировки! А сколько преступлений совершается наркоманами!
Так что же происходит с современной молодёжью? Кто виноват в том, что подростки отравляют себя, губят своё здоровье, лишают себя будущего? Нежелание учиться, работать, равнодушие взрослых (родителей, других родственников, педагогов) порой приводит к трагедии.
Ещё одна причина – это плохое воспитание в семье.
Семья – один из наиболее древних социальных институтов. Каждая семья – это своеобразный мир, основанный на традициях, эмоциях, чувствах, определённых ценностях.
Воспитание человека начинается в семье. Именно в семье ребенок получает первые знания об окружающем мире. В семейной атмосфере закладываются основы нравственности личности, духовной культуры человека. В семье ребенок усваивает язык и веру, образ мышления, картину мира. Семья и семейные ценности представляют собой важные элементы культуры, являются необходимыми и значимыми для человека на протяжении веков.
Семьи исповедуют разные культурные ценности и соответственно получают различные результаты воспитания. Несомненно, что дети в тех семьях значительно нравственно развиваются, в которых близкие им люди духовно их обогащают: вместе с ними рисуют, лепят, читают, рассказывают на ночь сказки, посещают концерты, спектакли.
В большинстве современных семей основные силы и время родителей расходуется на материальное обеспечение, но не на духовное воспитание и развитие детей.
В некоторых семьях есть свои традиции, исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Например, празднование дня поступления ребенка в школу; ведение семейного дневника.
В одной семье празднование дня рождения ребенка происходит именно так, как желает сам «виновник» торжества: с поздравлениями, пожеланиями, подарками, веселыми играми, танцами: в кругу друзей или же со своими любимыми родителями, которые устроили такой красивый праздник!
А в другой семье день рождения ребенка – повод для очередного взрослого застолья. А на самого ребёнка даже не обращают внимания. Он забыт.
Ну и в какой семье вырастет доброжелательный ребёнок, а в каком – жестокий, враждебный к окружающему миру? Ведь именно детская обида на близких людей – причина многих бед и наглядное свидетельство пропасти между детьми и родителями. Легкомысленное отношение к браку и семье, цинизм и пьянство, отсутствие самодисциплины, половая распущенность, высокий процент разводов самым пагубным образом отражается на воспитании детей.
Во многих семьях сохранилась традиция собираться «за круглым столом» (например во время ужина, или хотя бы по выходных, или по праздникам), чтобы обмениваться текущими новостями, обсуждать различные темы, семейные дела. Я считаю, что такая традиция – это символ настоящей семьи (семейственности).
Таким образом, в некоторых семьях взаимоотношения между родителями и детьми строятся на взаимном уважении, заботе друг о друге, доброжелательности. Подростки, воспитывающиеся в таких семьях общительны, доброжелательно относятся к окружающим их людям, уважают старших.
А есть семьи, в которых взрослые не интересуются жизнью, увлечениями детей. Отношения между родителями и детьми лишены близости, взаимопонимания. И результат такого воспитания – недоверие, отдалённость, конфликтность.
Да, воспитание человека начинается в семье. Но нам, педагогам, не следует забывать, что за будущее нашей молодёжи в ответе и мы. Плохих детей не бывает. И когда подросток совершает какую-нибудь очередную ошибку, очередной проступок, ни в коем случае нельзя обвинять в этом только родителей. Таким образом, мы, педагоги, пытаемся снять с себя ответственность. Задумайтесь, а может именно мы и виноваты в том, что среди наших обучающихся появляются так называемые «трудные» подростки. Причин плохого поведения подростка множество... Может ему некомфортно в коллективе и он относится к «непринятым»? Может у него проблемы в семье, в личной жизни? А может он не находит ни с чьей стороны понимания, поддержки (то есть и со стороны классного руководителя, преподавателей). А мы его отчитываем, ругаем, наказываем Вместо того, чтобы с ним поговорить, разобраться в ситуации, поддержать.
Все они разные – наши обучающиеся. У каждого из них своя жизнь, со своими интересами, проблемами, планами. Но объединяет их то, что все они хотят любить и быть любимыми. Хотят, чтобы их понимали. Хотят быть здоровыми и счастливыми. Хотят понять, для чего они живут.
И нам, педагогам и родителям, нужно им во всём этом помочь! Надо помочь найти им своё призвание, своё место в этой непростой жизни.
Мы в ответе за их будущее!


15