Календарно-тематическое планирование по труду УМК«Перспектива» 3 класс

тематическое планирование по окружающему миру 3 класс (68 часов).

Раздел
№ п/п урока
Тема урока
Кол-во часов
Дата
Новые понятия
Деятельность
учащихся
Планируемые результаты(предметные, метапредметные, личностные)
Страницы учебника,
Р.т.
Вид
контроля


1.
Свет знания.

1



Знать пословицы о силе человеческого ума и знаний; уметь привести примеры того, как изобретения изменяют жизнь современного человека; самостоя-тельно формулировать вопросы о природе или жизни общества и с какой целью.
Часть 1
4-7;
3-5



2.
Как изучают окружающий мир.
1

Способы ис-следования,
наблюдения, опыты, изме-рения, этапы, приборы, ин-струменты, лабораторное оборудование
П/р «Наблюдение»
П/р «Опыт»
П/р «Измерение массы»
П/р «Измерение длины»
Уметь характеризовать методы исследования; знать основные приборы, инструменты и оборудование.
8-11;
6-11
П/р


3.
Книга – источник знаний.


1



Знать особенности расположения сведений в изданиях справочного характера; уметь разыскать сведения в справочнике, словаре, путеводителе; уметь представить книгу, указав её автора и название.
12-15;
12-13


Радость познания (10 часов)
4.
Отправимся на экскурсию.

1


Экскурсия
Иметь представления об особенностях различных учреждений научно-просветительского характера; уметь разыскать необходимые сведения об этих учреждениях в путеводи-телях; задавать вопросы по теме и содержанию экскурсии; представить собственные впечатления от экскурсии
16-19;
14-17
Отчетная работа


5.
О чём рассказывает план?

1

план мест-ности, услов-ные знаки, масштаб
П/р «Туристические планы»
Научиться различать условные обозначения на плане, изучить и уметь читать план своего села, характеризовать планы, уметь начертить простейший план и указать на плане путь от дома до школы.

20-23;
18-21
п/р


6.
Планета на листе бумаги.

1

Карта мира, континент (материк), часть света, Евразия, Аф-рика, Авст-ралия, Север-ная и Южная Америка, Ан-тарктида


Научиться сопоставлять изображения на глобусе и карте мира, читать карту по условным обозначениям на ней, показывать на глобусе и карте материки и океаны, различать на карте разные формы земной поверхности.
24-27;
22-23
Тестовая
работа

Радость познания (10 часов)
7.
Страны и народы на политической карте мира.
1



Знать отличительные осо-бенности политической карты мира по сравнению с физической картой; уметь на карте разыскать ту или иную страну, показывать, показывать её границы, определить столицу, назвать соседние с ней страны; уметь соотнести название страны с названием языка и наоборот; в справочной литературе найти информацию о составе населения страны и об особенностях её культуры.
28-31;
24-25
п/р


8.
Путешествуя, познаём мир.

1



Знать и соблюдать правила ответственного туризма; уметь поставить цель путешествия; соотнести личные интересы с интересами своих спутников; найти необходимые сведения для определения маршрута; уметь вести дневник путешествия и оценить его результаты.
32-35;
26-27



9.
Транспорт.

1


Проект «Любознатель-ный пассажир»
Знать и соблюдать правила пользования личным и общественным транспортом; уметь систематизировать транспорт по видам; определить виды транспорта; рассказать сюжет из истории одного из видов транспорта, об изобретателях, учёных.
36-39;
28-31
Защита
проекта


10.
Средства информации и связи.
1



Знать номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части; уметь правильно написать адрес на почтовом конверте; различать средства связи, используемые в личной и общественной жизни, средства связи и средства массовой информации.
40-43;
32-33
п/р

Мир как дом (23 часа)
1.
Мир природы в народном творчестве.

1



Знать, что наши предки чувствовали единство с миром природы, понимали взаимосвязь природы и людей и отражали это в своём творчестве; уметь находить образ единого мира-дома в произведениях народного творчества своего края.
46-49;
34-35
п/р


2.
Из чего состоит всё.
1

Природные объекты, твёрдые тела, жидкости, газы, вещества
П/р «Вода - растворитель»
Научиться различать при-родные объекты, характе-ризовать их отличительные свойства, группировать природные объекты по их отличительным признакам, приводить примеры веществ, описывать их, ставить опыты.
50-53;
36-39
п/р


3.
Мир небесных тел.
1

Звёзды и планеты, Солнечная система

Научиться характеризовать Солнце как ближайшую к нам звезду, понимать значе-ние Солнца для всего живого, характеризовать отличия звёзд и планет, знать строение Солнечной системы и названия планет, извлекать из различных источников информацию о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения.
54-57;
40-41
доклады

Мир как дом (23 часа)
4.
Невидимое сокровище
1

Смесь газов, кислород, углекислый газ, азот
П/р
«Исследование свойств воздуха»
Научиться характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере, ставить опыты по изучению свойств воздуха, осознавать значение воздуха для людей, животных и растений;
58-61;
42-43
п/р


5.
Как сохранить воздух – наше невидимое богатство.
1







Уметь извлекать из источников дополнитель-ную информацию о свойствах воздуха и его значении, делать доклады.
За страницами учебника


6.




Самое главное вещество.
1

Твёрдое, жидкое, газообразное состояние

Уметь показывать на карте водные объекты; извлекать из источников дополнительную информацию о воде, её свойствах и её значении, делать доклады.
62-63
доклады


7.
Свойства воды, круговорот воды в природе.
1


П/р
«Исследование свойств воды»
Уметь характеризовать свойства воды; понимать значение круговорота воды для живых организмов; ставить опыты по изучению свойств воды.
64-65;
44-45
п/р


8.
Почему вода бывает святой.
1



Уметь извлекать из источников дополнительную информацию о воде и её значении, делать доклады.
За страницами учебника


9.
Природные стихии в народном творчестве.
1



Знать несколько загадок об огне, о воде и воздухе; уметь найти и характери-зовать образы этих стихий в словесных и изобразитель- но-прикладных произведе-ниях народного творчества, сочинять свои собственные загадки об огне, о воде и воздухе.
66-69;
46-47
п/р
составлен.
загадок

Мир как дом (23 часа)
10.
Кладовые земли.
1

Минералы, горные поро-ды, полезные ископаемые, месторожде-ния, шахты, карьеры, скважины
П/р
«Состав гранита»
Научиться различать по внешнему виду минералы и горные породы; характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека, наблюдать простейшие опыты над свойствами полезных ископаемых; извлекать из источников дополни-тельную информацию о полезных ископаемых, делать доклады.
70-73;
48-49
п/р


11.
Чудо под ногами.




1


П/р
«Исследование свойств почвы»
Научиться характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы; извлекать из источников дополнительную информацию о строении почвы, способах формирования почвы, делать доклады.
74-77
50-51
п/р


12.
Как уберечь землю – нашу кормилицу.
1




За страницами учебника


13.
Мир растений.
1

Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения, кислород, углекислый газ.

Научиться различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные растения, приводить примеры растений каждой группы, выделять их отличия; понимать значение расте-ний для формирования атмосферы и для питания животных и человека, приводить примеры использования растений в хозяйственной жизни людей.
78-81;
52-55
Тестовая
работа

Мир как дом (23 часа)
14.
Плодородная земля и растения в народном творчестве.
1



Знать загадки о земле и растениях; уметь найти и охарактеризовать эти образы в словесных и изобразительно-прикладных про-изведениях народного творчества; сочинять свои собственные загадки о земле и растениях.
82-85;
56-57



15.
Мир животных.
1



Научиться различать животных разных групп по их признакам и месту обитания; описывать внешний вид изучаемых животных, характеризовать способы размножения животных разных групп; понимать роль животных в природе и жизни человека; извлекать из источников дополнительные сведения о представителях фауны, делать доклады, обсуждать полученные сведения.
86-89;
58-63
Пр.р


16.
Образы животных в народном творчестве.
1



Знать загадки о животных; уметь найти и охарактеризовать образы животных в словесных и изобразительно-прикладных произведе-ниях народного творчества; сочинять свои собственные загадки о животных.

90-93;
64-65


Мир как дом (23 часа)
17.
Невидимые нити в живой природе.
1

Растительно-ядные, насе-комоядные, хищные, всеядные животные, цепи питания

Знать основные группы животных по способу питания и способа защиты от врагов; понимать цепи питания как способ организации сообщества живых организмов.
94-97
66-67
п/р


18.
Лес – волшебный дворец.
1

Единство живой и не- живой природы, природное сообщество, бактерии, круговорот веществ.

Научиться характеризовать природные сообщества на примере леса, характеризовать круговорот веществ в природе, выявлять роль бактерий и грибов в круговороте веществ, извлекать из источников дополнительную информацию, готовить и обсуждать доклады.
98-103;
68-69



19.
Луг – царство цветов и насекомых.
1

Единство живой и не- живой природы, природное сообщество, бактерии, круговорот веществ.

Научится характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого, характеризовать круговорот веществ в экосистеме луга, описывать роль насекомых в размно-жении растений, извлекать из источников дополнительную информацию, готовить и обсуждать доклады.
104-109;
70-73



20.
Водоём – дом из воды.
1

Единство жи-вой и нежи-вой приро-ды, природ-ное сооб-щество, двустворча-тые моллюс-ки (беззубки и перловица), круговорот веществ

Научиться характеризовать водоём как пример единства живого и неживого, как природное сообщество, рассматривать роль каждого из живых существ в круговороте веществ в водоёме, извлекать из источников дополнительную информацию, готовить и обсуждать доклады.
110-115;
74-79


Мир как дом (23 часа)
21.
Природные сооб-щества нашего края в научном и художественном творчестве наших земляков.
1





За страницами учебника


22.
Как сохранить богатства природы.
1



Знать о взаимосвязи всего живого и неживого в природных сообществах; осознанно выполнять правила поведения в природной среде; бережно относиться к растениям и животным, к чистоте воды, воздуха, земли.
116-119;
80-81



23.
Охрана природы в культуре народов России и мира.
1



Знать пословицы о необ-ходимости бережного отношения человека к природе; осознанно выполнять правила раздельного сбора пище-вых и бытовых отходов; бережно относиться к растениям и животным, к чистоте воды, воздуха, земли; творчески использовать приёмы народного словесного и изобразительно–прикладного
творчества для изготовления плакатов, призывающих взрослых и детей к охране природного мира.
120-123;
82-83
·



1.
Родной дом – уголок Отчизны.
1



Знать разные значения слова «мир»: знать и соблюдать правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми; стремиться принимать участие в посильных об-щественных делах и праздниках.
Часть 2
4-7;
3-5


Дом как мир (23 часа)
2.
Свой дом – свой простор.
1



Знать роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; уметь сопоставлять между собой особенности старинного и современного внутреннего устройства дома; выделять общее и различное в их назначении в семейной жизни.
8-11;
6-7



3.
Тепло родного дома.
1




За страницами учебника


4.
В красном углу сесть – великая честь.
1



Знать роль и назначение красного угла в старинном доме; уметь сопоставлять между собой особенности старинного и современного почётного места во внутреннем устройстве дома; выявлять общее и различное в их назначении в семейной жизни и в духовно-нравственном смысле для каждого человека в семье.
12-15;
8-9



5.
Побываем в гостях.
1


Проект
«Юный краевед»
Знать традиции гостепри-имства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях; уметь сопоставить между собой особенности внутреннего устройства жилища разных народов своего края; уметь сопоставлять между собой особенности внутреннего устройства жилища разных народов России и мира; выявлять общее и различное в их назначении в семейной жизни и в духовно-нравственном смысле для каждого человека в семье.
16-21;
10-13
Защита
проекта

Дом как мир (23 часа)
6.
На свет появился – с людьми породнился.
1



Знать терминологию родства в применении к членам своей семьи; уметь использовать терминологию родства в применении к членам другой семьи; понимать, каково различие между терминами родства и свойства, в чём различие между кровным родством и родством духовным.
22-27;
14-15



7.
Родословное древо.
1



Знать два способа сос-тавления родословного древа и чем они отличаются друг от друга; уметь строить схему родственных связей в своей семье до третьего-четвёртого поколения; осознавать ценность документов из семейного архива, а также ценность семейных реликвий, необ-ходимость их сохранения и передачи от одного поколения к другому.
28-31;
16-17
п/р


8.
Муж и жена – одна душа.
1



Знать пословицы и сюжеты народных сказок о верных, любящих супругах; уметь творчески выразить пред-ставления о крепости супружеского союза; стремиться поздравить своих родителей во Всероссийский день семьи, любви и верности.
32-35;
18-19


Дом как мир (23 часа)
9.
Святость отцовства и материнства.
1



Знать пословицы и сюжеты народных сказок о родительской любви к детям и о почтении детей по отношению к родителям; уметь творчески выразить пред-ставления о родительской любви к детям в рукот-ворной игрушке, спектакле; стремиться проявлять уважение к своим родителям.
36-39;
20-21




10.
Моё имя – моя честь.
1




За страницами учебника


11.
Добрые дети – дому венец.
1



Знать пословицы и сюжеты народных сказок о добрых, умелых, умных, смелых, заботливых детях; знать значение своего имени.
40-43;
22-23



12.
Изготовление рукодельных подарков для младших и старших членов семьи.
1




За страницами учебника


13.
Детские игры – школа здоровья.
1



Знать народные игры, уметь определять их значение в своём развитии детей; понимать смысл игры; уметь описать правила игры и организовать её в среде сверстников.

44-47;
24-25



14.
Строение тела человека.
1



Научиться характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов; понимать важность для человека знания работы своих внутренних органов; извлекать из источников дополнительную информацию, делать и обсуждать доклады.
48-51;
26-29


Дом как мир (23 часа)
15.
Как работает наш организм.
1


П/р
«Измерение пульса»
Научиться характеризовать функционирование основных систем организма человека; рассказывать об их работе, пользуясь схемами; измерять пульс в ходе практической работы.
52-55;
30-33
Пр.р


16.
Что такое гигиена.
1


П/р
«Уход за зубами»
Научиться характеризовать основные правила гигиены; моделировать в ходе практической работы ситуации по соблюдению правил гигиены; сопоставлять гигиенически правильный и неправильный образ жизни.
56-59;
34-37
п/р


17.
Наши органы чувств.
1


П/р
«Измерение температуры тела»
Научиться характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире; рассказывать о строении органов чувств, пользуясь рисунками и схемами; соблюдать гигиену органов чувств.
60-63;
38-39
п/р


18.
Школа первой помощи.
1



Запомнить номера телефонов экстренной помощи, уметь оказывать себе и другим людям первую помощь, измерять себе температуру, моделировать своё поведение в экстренных ситуациях.
64-67;
40-45


Дом как мир (23 часа)
19.
Здоровью цены нет.
1



Знать народные правила и традиции здорового образа жизни; уметь применять их в своей повседневной жиз-недеятельности; понимать триединство, заложенное в понятии «здоровье»; уметь объяснять нравственный смысл этого триединства, необходимый для само-воспитания; проявлять уважительное, внимательное и милосердное отношение к инвалидам.
68-71;
46-47



20.
Дом не велик, а стоять не велит.
1



Знать народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье; уметь применять эти правила в своей повседневной жизне-деятельности; знать и выполнять правила этикета за столом; проявлять уважительное, благодарное отношение к хлебу и кормильцам в семье.
72-75;
48-49



21.
Семейный бюджет.
1



Понимать, каковы состав-ные части семейных доходов и расходов; уметь посчитать сумму денег, необходимую для повседневного обеспечения жизни своей семьи на фиксированный период; знать факты из истории денег, типы денежных единиц РФ разного достоинства.
76-79;
50-53


Дом как мир (23 часа)
22.
Мудрость старости.
1



Знать пословицы и сюжеты народных сказок, которые демонстрируют мудрость людей пожилого возраста; уметь словесно выразить своё впечатление от образа старого человека в произведениях живописи, спектакле.
80-83;
54-55



23.
Путешествие к А.С. Пушкину.
1



Знать одно - два стихот-ворения или отрывка из сказок А.С.Пушкина; уметь выразительно прочитать их; выбрать из семейного наследия документ, реликвию, семейное устное предание, в которых хранится память о добром деле, совершённом родным человеком, оформить для дальнейшего сохранения и передачи следующему поколению в семье; уметь рассказать о том, как продолжаются добрые дела в семье.
84-87;
56-57



1.
Всемирное наследие.
1



Знать толкование смысла эмблемы Всемирного наследия; уметь рассказать об одном – двух объектах Всемирного наследия оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.
90-93;
58-59


В поисках Всемирного наследия (9 часов)
2.
Московский Кремль.
1



Знать названия четырёх башен Московского Крем-ля; узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца, различать среди них более древнюю и более позднюю постройку; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Московского Кремля; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.
94-99;
60-63



3.
Путешествие в Москву.
1




За страницами учебника


4.
Озеро Байкал.
1



Знать местонахождение озера Байкал; уметь показать его на карте России; рассказать о его уникальных особенностях, флоре, фауне и особых экологических проблемах; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.
100-103;
64-65



5.
Путешествие в Египет.
1



Знать местоположение Египта на одном из материков, уметь показать его и его столицу на карте; узнавать на фотографии облик египетских пирамид; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопри-мечательностях Египта; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.

104-107;
66-67


В поисках Всемирного наследия (9 часов)
6.
Путешествие в Грецию.
1



Знать местоположение Греции на одном из материков, уметь показать страну и её столицу на карте; узнавать на фотографии облик её достопримечательностей и святынь; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Греции; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.
108-111;
68-71
доклад


7.
Путешествие в Иерусалим.
1



Знать местоположение Иерусалима в Израиле; уметь показать страну и город на карте мира; узнавать на фотографии достопримечательности; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Иерусалима; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.
112-115;
72-73
доклад


8.
Путешествие в Китай.
1



Знать местоположение Китая на одном из материков; уметь показать страну и её столицу на карте; узнавать на фотографии Великую Китайскую стену; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопри-мечательностях и великих культурных изобретениях Древнего Китая; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.
116-119;
74-77


В поисках Всемирного наследия (9 часов)
9.
Всемирные духовные сокровища.
1



Знать имена своих земля-ков, соотечественников, представителей других стран, которые воплотили в себе лучшие человеческие качества4 уметь определить общезначимые ценные качества в друге (подруге) и самом себе; составить свой список Всемирных духовных сокровищ; оформить наглядный материал для презентации своего списка в классе в виде портретных изображений значимых людей, текстов, пословиц и изречений.
120-123;
78-80
78-80



Книги для чтения
1.Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.
2.ПлешаковА.А. Зелёные страницы: книга для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2010.
3. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.
4. Новицкая М.Ю. Родная земля.- М.: Дрофа, 2008.
5. Новицкая М.Ю. Прибаутки, небылицы, считалки, детские игры: Сборник текстов русского детского народного творчества и методических рекомендаций к ним в помощь учителю начальных классов.- М.: АРКТИ, 1999.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.
Технические средства обучения
Экспозиционный экран.
Видеомагнитофон.
Аудиопроигрыватель.
Компьютер.
Диапроектор.
Мультимедийный проектор.