Урок геометрии в 8 классе по теме Теорема Пифагора в жизни

Урок геометрии в 8 классе «Теорема Пифагора в жизни»
Учитель МБОУ «Зюкайская СОШ»
Чудинова Любовь Сергеевна

Планируемые результаты обучения:
Личностные:
Воспитание чувства гордости за свою страну.
Предметные:
Использование знаний и умений по теме «Теорема Пифагора» в решении практических задач.

Регулятивные: Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в выполнение действий.
Коммуникативные:
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные:
Создавать и преобразовывать модели для решения задач.
Этап урока
Содержание учебного материала.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Предметные результаты
Метапредметные и личностные результаты

1. Мотивация к коррекционной деятельности

(2 минуты)
Добрый день друзья. Меня зовут Чудинова Любовь Сергеевна.
Не так давно закончилась олимпиада в Сочи. Мы все гордимся победами нашей команды и в том числе победой российского сноубордиста Вика Уайлда. Я предлагаю вам снова посмотреть его выступление.
А нравится ли вам этот вид спорта?
Сегодня я вам предлагаю побыть в роли спортсменов – сноубордистов, которые находятся на спортивных сборах:
Провести разминку - повторить изученный материал по теме «Теорема Пифагора» и выявить индивидуальные затруднения, потренироваться - провести отработку умений по теме, принять участие в показательных выступлениях - решить задачи, которые встречаются в жизни и оценить свою работу.
Согласны?
(слайд - задачи урока)
Настрой учащихся на урок


Чувство гордости за свою страну.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности

( 4 минуты)
Итак! Сборы начались! Поприветствуйте, спортсмены, друг друга!
Разминка – проверяем себя:
1 задание выполнить в течение 1 минуты.
- Найди прямоугольный треугольник среди фигур;
- Назови катеты и гипотенузу;
- Найди формулу теоремы Пифагора;
- Найди формулировку теоремы Пифагора
2 задание выполнить в течение 1 минуты
- Запиши формулы для нахождения неизвестного слагаемого;
- Вычисли корень;
- Найди длину меньшего катета
- Найди длину гипотенузы.
На 3 задание отводится 2 минуты
На какое расстояние надо отодвинуть от стены дома нижний конец лестницы длиною 17 м, чтобы верхний конец ее достал до слухового окна, находящегося на высоте 15 м от поверхности земли.
Время истекло – проверьте себя.
(слайд проверьте себя)

Индивидуально выполняют задания на карточках № 1
Знание понятий: прямоугольный треугольник, катет, гипотенуза, квадратный корень, определение Теоремы Пифагора.
Умение выполнять вычислительные действия по нахождению длин сторон прямоугольного треугольника.
Использование знаний и умений по теме «Теорема Пифагора» в решении практических задач.


Умение самостоятельно оценивать свои знания, умения и навыки практического применения полученных знаний.


3. Локализация индивидуальных затруднений и выявление причины затруднений

(4 минуты)
Предлагаю оценить себя, с помощью медалей, которые есть в ваших файлах, прошу поднять ту медаль, которую вы заработали, выполняя каждый блок заданий и записать количество баллов, набранных вами, в лист оценки:
- нет ошибок – золотая медаль (3 балла)
- 1 ошибка – серебряная медаль (2 балла)
- 2 ошибки – бронзовая медаль (1 балл)
- 3 и более ошибки – нет медали (0 баллов)
Посмотрите на свои результаты в листе оценки, подчеркните строку с наименьшим баллом и сделайте для себя вывод:
- Знаю/не знаю материал темы
- Умею/не умею выполнять вычисления с помощью знаний темы
- Умею/не умею решать практические задачи
Самостоятельно проводят самооценку выполненных заданий, сверяясь с эталоном на слайдах презентации, с помощью набора медалей демонстрируют результат проверки


Записывают набранные баллы в тетради

Выявляют место затруднения

Умение оценивать результаты своей деятельности.











Проговаривать причины затруднений.

4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений

(3 минуты)
Как вы думаете? (спросить по 1-2 человека)
Что нужно сделать, чтобы устранить пробелы в знаниях?
Что нужно сделать, чтобы устранить Затруднения в умениях?
Что нужно сделать, чтобы научиться применять полученные знания?






Давайте вернемся к приложению №1
Что мы делали в 1 задании? (находили прямоугольныцй треугольник)
Во втором задании?(определяли катеты и гипотенузу)
В третьем задании? (находили формулу теоремы Пифагора)
В четвертом задании? (находили формулировку теоремы)
В пятом задании?(находили неизвестное значение по формуле)
В 6 задании? (вычисляли корень из числа)
В 7,8, 9 заданиях? (мы применяли полученные знания на практике)
Так это не что иное, как алгоритм применения теоремы Пифагора.
Предлагаю самому решительному проговорить весь алгоритм.
(слайд с алгоритмом)!
Предлагают пути устранения затруднений:
- повторить необходимую информацию по теме
- потренироваться в решении задач
- потренироваться в решении жизненных задач

Озвучивают алгоритм:
1)Определить вид треугольника, если прямоугольный
2)найти катеты и гипотенузу
3)проговорить формулировку теоремы Пифагора и записать формулу
4) из формулы найти неизвестное слагаемое
5) вычислить корень









Повторение алгоритма деятельности при решении задач с использованием теоремы Пифагора.
Планирование работы по коррекции выявленных затруднений







5. Реализация построенного проекта

(5 минут)
Пора начать тренировку!
Поработайте в парах.
1 задание:
В течение 1 минуты проговорите друг другу формулировку теоремы Пифагора, определение катетов и гипотенузы, показывая на чертеже всё необходимое.
Оцените друг друга по эталону на слайде:
Все 3 формулировки проговорены верно – 3 балла
Есть 1 ошибка – 2 балла
Есть 2 ошибки – 1 балл
Запишите полученные баллы в лист оценки.

2 задание:
В течение 1 минуты решите учебные задачи, проговаривая друг другу все этапы работы по алгоритму.
Оцените друг друга по эталону на слайде:
Решил верно, проговаривая алгоритм действий – 3 балла
Не выполнено требование задания – 0 баллов
Запишите полученные баллы в лист оценки.
Задание 3.
В течение 2 минут решите практическую задачу, пользуясь алгоритмом.
Оцените друг друга по эталону на слайде:
Решил верно, проговаривая алгоритм действий – 3 балла
Не выполнено требование задания – 0 баллов

Запишите полученные баллы в лист оценки.
Выполняют задания в парах, оценивают друг друга






























Умения:
-сотрудничать с партнером во время выполнения заданий.
-оценивать правильность выполнения действий партнера.



















6. Обобщение затруднений во внешней речи

(4 минуты)
Ну что ж, проведем повторный самоконтроль и самооценку. Предлагаю вам выполнить те же задания, что были в разминке. Оцените себя.
- нет ошибок – золотая медаль (3 балла)
- 1 ошибка – серебряная медаль (2 балла)
- 2 ошибки – бронзовая медаль (1 балл)
- 3 и более ошибки – нет медали (0 баллов)
Запишите полученные баллы в лист оценки.
А теперь оцените своё продвижение во время работы в парах с помощью
незаконченных предложений (на слайде):
- Во время самопроверки по теме «Теорема Пифагора» вначале урока у меня было
- В результате работы я
Выполняют задания на карточках № 2










Отвечают, продолжая незаконченные предложения

Умение оценивать свои знаний, умения и навыки по теме «Теорема Пифагора».
Умение оценивать себя на основе критериев оценки.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(3 минуты)
Наконец! Настало время показательных выступлений.
Вам нужно решить практическую задачу в течение 3 минут и оформить объявление – приглашение на отдых на горнолыжной базе, а затем представить результаты своей работы одноклассникам для оценки по следующим критериям.
Критерии оценки объявления (на слайде)
- своевременность оформления объявления
- полнота информации
- правильность расчётов
Запишите полученные баллы в лист оценки.
Предлагаю самому организованному предствить свое объявление, а всем слушателям оценить верность расчетов по презентации.

Самостоятельно работают над оформлением объявления







Желающие учащиеся представляют свои объявления

оценивают по критериям

Умение создавать и преобразовывать модели для решения задач.






Умение строить речевое высказывание в устной форме;

Умение оценивать результаты деятельности по критериям.

8.Включение в систему знаний и повторение
(3 минуты)
Подумайте и скажите,
еще в каких жизненных ситуациях можно применить теорему Пифагора.
Высказывают свои предложения

Умение строить устное речевое высказывание по заданию.

9. Рефлексия деятельности на уроке


(2 минуты)
Наш спортивный урок подходит к завершению. Оцените свою работу на уроке, посчитав сумму баллов за все задания
23-30 баллов – отметка «5»
15 - 22 балла – отметка «4»
8-14 баллов – отметка «3»

Предлагаю показать своё продвижение на уроке:
- Встать тем, кто оказался на высоте (набрал 23-30 баллов)
- Поднять руки вверх тем, кто набрал 1-22 баллов
Спасибо за урок! Давайте поапплодируем друг другу за хорошую работу.
Ответы на вопросы учителя.
Самооценка

Уметь оценивать собственную деятельность на эмоциональном уровне и на уровне ретроспективной оценки.




Заголовок 315